Сказки странствующих снов

Владим Ир Долгих
 СКАЗКИ СТРАНСТВУЮЩИХ СНОВ


Фантастическая пьеса для детей

 




 


Действующие лица:


Сны
Мальчик
Янтарка
Большая птица
Краб
Первая Ласточка
Вторая Ласточка
Русалка
Змея
Дельфин


 



Картина первая

Сцена - детская комната, которая в скором будущем превращается  в сказочное место на берегу океана.Через распахнутое окно слышна мелодия и тихие голоса.  Это сны.

Сны: Людей оставят вечные тревоги,
И суета покинет старый дом.
Откроются небесные чертоги
И мы наполним всё волшебным сном.

Комната заполняется  светом. На сцене Сны в диковинных облачениях.

Сны: А мы сны – бродяги
Бываем разные:
Добрые, смешные,
Тихие и страшные.
Приключения и сказки
Дружат только с нами.
Мы летаем, мы летаем,
Люди между вами.

Сны окружают кроватку, в которой спит маленький мальчик.

Сны: Мы унесем вас на прозрачных крыльях
В страну, где без названий города.
И там укроет ноги ваши, пыль их,
И окропит живая-мёртвая вода.

1-ый сон: Мне кажется, он опять вырос?
2-ой сон: Это только кажется. Смотрите, смотрите, он улыбается!
3-й сон: Конечно. Он увидел тебя и обрадовался.
1-ый сон: Тихо.Так мы его можем разбудить.
4-й сон: Хороший малыш.
5-й сон: Мне кажется чуть-чуть непослушный.
6-ой сон: Но ведь это мальчик. Зато сейчас он - само послушание.
7-ой сон: Сейчас мы посмотрим.(дует на малыша)
Малыш:(Открывает глаза)
Вы кто?
1-ый сон: Тс-с-с-с. Мы твои сны.
Малыш: А вот и нет. Сны не умеют разговаривать.
7-ой сон: Мы волшебные сны.
2-ой сон: Сказочные.
Малыш: Волшебные?
4-й сон: Конечно. И ты сейчас в этом убедишься.
Малыш: Как это?
3-й сон: Мы, сны, очень любим путешествовать. И приглашаем тебя с нами в путешествие.
Малыш: Вот здорово!
1-ый сон: Хочешь, полететь с нами?
Малыш: Очень! Очень хочу! А куда мы полетим?
5-ый сон: О! Мы отправимся далеко-далеко.В сказочную страну.
1-ы сон: (берет Малыша на руки)
Когда мы будем лететь с тобой высоко над землей, ты будешь расти, а сейчас… закрывай глазки…
Сны(Поют колыбельную):

Пусть тебе приснится сказка,
Баю-баю-бай.
Пусть тебя обнимет ласка,
Баю-баю-бай.
Мир волшебный прикоснется,
Страх на солнце унесется,
Тихо, тихо... Засыпай!
Баю-бай.
Полетим с тобой над морем,
Баю-баю-бай.
Волны катятся и спорят,
Баю-баю-бай.
Ты, во сне увидишь чудо,
И конечно, счастлив будешь,
Тихо, тихо... Засыпай!
Баю-бай.

Картина Вторая

Сны поют,и на глазах у зрителя детская комната превращается в сказочную страну на берегу моря.

Первый сон: Это случилось здесь. На берегу самого теплого моря.
Второй сон:А может самого...бр-р-р-р, холодного моря?
Седьмой сон: Но в этот вечер, солнце, как всегда собиралось скрыться в глубинах вод…
Третий сон: Но только оно прикоснулось к поверхности моря…
Второй сон: На небе вспыхнула радуга…
Четвёртый сон: Лучи солнца скользнули по радуге тысячами разно-цветных искр.
Первый сон: Все искры упали в море и погасли, и только одна искорка упала на берег.
Пятый сон: А утром, на берегу Моря, стоял маленький мальчик.

Картина третья

Утро на берегу моря. На поверхности моря появилась Русалка.

Русалка: Какое чистое и высокое небо.

(Кричит): Дельфин! Дельфин!

(появляется Дельфин)

Русалка: Смотри, Дельфин, солнце появилось.Так и хочется крикнуть солнцу, звёздам,- Я люблю вас.(Поёт):

Царь морской – Нептун могучий,
Шторм на море прекратил.
Разбежались в небе тучи,
У волны нет больше сил.
Рыбы плещутся и песня
В небо рвется из груди,-
Песня радости и грусти,
Что  там ждет нас впереди?
Но пока ласкают волны,
Луч пронзает глубину,
Ветер южный, теплый, томный
Не оставь меня одну.
Мир прекрасный и великий
Ты, продлись в начале дня,
Скоро мне домой и может
Вспомнишь ветер про меня.


Мальчик на берегу наблюдает за игрой Дельфина и Русалки.Появляется Большая Птица.

Птица: Эй, ты! Ты что здесь делаешь?
Это мое место. Убирайся!
Мальчик: А вы кто?
Птица: Что? Что такое? Нет, это ты кто?
Мальчик: Я?(Задумался) Не знаю.
Птица: (Грозно надвигается на мальчика)
Вы только посмотрите на этого бездельника! Я тебя сейчас…
Большая Птица не успела сделать и шага,вдруг у берега появился Дельфин, подхватив Мальчика, он тут же умчался в море.


Мальчик: (верхом на Дельфине)
Ух, ты! Здорово!
Дельфин с мальчиком носится по морю. Русалка появляется из глубины моря и все исчезают.Большая Птица бегает по берегу, размахивая крыльями.

Птица(Кричит в догонку):
Вернись сейчас же!
Прекратите это безобразие!
Я не потерплю этого!
Я здесь хозяйка!

Большая Птица возвращается и в это время Дельфин, подплыв к берегу, подбрасывает мальчика в воздух и тот падает прямо на Большую Птицу.Большая Птица падает.

Мальчик: Ух, ты! Извините.
Птица: Ох! Чуть не изувечил меня. Ты, что? Только сегодня вылупился?
Мальчик: Как это?
Птица: Как, как… Из яйца, конечно. Весь мир вылупился из яйца. Запомни это… Как там, тебя?
Мальчик: Кого?
Птица: Тебя!
Мальчик: Меня?
Птица: Тебя, тебя! Тебя как зовут?
Мальчик: Не знаю.
Птица: Заладил одно и тоже – не знаю. А родители твои кто?
Мальчик: Родители? А кто это? Не знаю…
Птица: Так, так. А может быть ты подкидыш?
Мальчик: Под… чего?
Птица: Подкидыш. Ну, подкинули тебя.
Мальчик: Никто меня не подкидывал.
Птица: И откуда ты такой… Я просто возмущена. А ты…
Мальчик: А я не знаю…
Птица: А помолчать ты можешь? Ничего то, ты не знаешь. Ты даже не знаешь как себя вести с благородными птицами, как я.
Мальчик: А как себя надо вести?
Птица: Вот.Уже лучше. Значит так. Ты обязан быть почтительным. Ты обязан… Ну чего ты такой странный? Кого-то ты мне напоминаешь. А! Как же я раньше не догада-лась? Ты же попугай! Попугай. Попугай.
Мальчик:(Вздыхает)Ну, хорошо.Но, я не знаю...
Птица: Попугай. Попугай.
Мальчик:Испугать? Вас? Хорошо. Если вы так просите.(Пугает Птицу) У-у-у-у!
Птица: Ты это чего?
Мальчик: Вы же сами просили испугать вас.

Птица: Меня? Испугать? Да я… да я…

Я хозяйкой здесь слыву
И все здесь для меня!
Хочу по морю я плыву,
Хочу лежать – и я лежу!
Хочу стоять – и я стою!
Хочу летать – и я лечу.
И не догонит ветерок меня!
И все боятся, все дрожат.
Морские свинки так визжат!
И звезды на море лежат,
И чайки плачут и кружат
Увидев, лишь меня, меня!
Я, даже, краше соловья!
И лучше нет, чем я, чем я!

В море слышен голос Русалки.

Мальчик: Кто это?
Птица: Ты совершенно не воспитанный, попугай. Нашёл кого слушать. Это морская разбойница.
Мальчик: Красиво.
Птица:  Что?
Мальчик: Красиво поет разбойница!
Птица: Что такое? Красиво!
И эта малявочка рассуждает о красоте. Да что ты понимаешь! Запомни, попугайчик - красота в этом мире ничего не значит. Сила! Вот на чем держится весь этот мире.Море – это сила! И каждый день морские чайки приносят мне рыбу с морского стола. Море делится со мной, а значит и я, как море, сильная!
Мальчик: Смотрите, смотрите. Какие огромные,красивые птицы.
Птица: Тьфу! Я ему об одном, а он о другом. Эти птицы такие же бездельники, как и ты.

Картина Четвёртая

В небе появляются две ласточки.

Первая ласточка: Мы не можем сесть на эти камни.
Втрая ласточка: Почему?
Первая ласточка: Там, внизу, человеческий детеныш. Мальчишка.
Птица(Испугалась): Мальчишка? Где, где мальчишка?
(Прячется за большим камнем)
Мальчик(Ласточкам): Милые птицы, не улетайте. Я вас не обижу.

Птицы садятся на камень, Рядом с Мальчиком.

Мальчик: Вы сказали, что я мальчишка?
Первая ласточка: Да. Ты очень похож на человека.
Вторая ласточка: Только очень маленького.
Первая ласточка: Но ты совсем не походишь на тех мальчишек, что ловят птиц и держат их в клетках.
Вторая ласточка: Ведь это так глупо. Птицы не могут жить без воли.
Первая ласточка: Нам нужен небесный простор, как рыбам морские глубины.
Мальчик: Небесный простор, морские глубины,человек. Я так много узнал.
Птица(Из-за камня): Какая ерунда. Сила – вот главное!
Первая ласточка: Море и небо дарят жизнь своим обитателям.
Мальчик: Жизнь?! А что это такое - жизнь.
Птица(Выходит из укрытия): Придется основательно взяться за твое воспитание.
Вторая ласточка: Жизнь? Это все, что ты видишь вокруг себя. Это небо, солнце, камни, песок, рыбы, облака…
Первая ласточка: Это доброта и любовь.
Птица: Да не слушай ты их, попугай!
Вторая ласточка: Это счастье, когда рядом с тобой друг.
Птица: Глупости все это. Убирайтесь с моего камня.Кышь.

Ласточки вспорхнули и поднялись высоко в небо.

Мальчик: Как вас зовут?
Ласточки: Ласточки.
Мальчик: Ласточки! Значит жизнь, это все, что меня окружает? Это море и рыбы в море. Это небо и ласточки в небе.Это - я, это – вы.
Птица: Ты кого слушаешь? Всякую мелюзгу. Прилетели, нащебетали и нет их. Ты меня слушай. Подумаешь – летают. Я тоже могу летать. Смотри, попугай. Я Са-мая… (Машет крыльями, пытаясь оторваться от земли) Ой!Что это? Упала!
Мальчик: Вы не ушиблись?
Птица: Это все из-за тебя, попугай. Я сильная птица и свя-залась с каким-то подкидышем. Я возмущена! Море, небо, красота… Тра-та-та… Это все только для слабых и никчемных, как ты. А с меня хватит! Ой!(Пытается подняться) Подтолкни, невоспитанный. Осторожно. Перья помнешь.

Большая Птица, ковыляя, уходит.

Мальчик(В след Большой Птице): Я совсем не хотел вас обидеть.


Картина Пятая


Появляется морской краб.Он тянет что-то очень ценное и тяжёлое.

Краб: Еще немного. Тяжелая, клешня мне в бок.

Мальчик: О! А это кто? Наверное ещё одна птица.(Подбегает к Крабу)

Если хотите, я вам помогу?
Краб: Не надо мне помогать.
Мальчик(Рассматривая Краба): Вы тоже птица сильная?
Краб: Хм. Скажет же такое. Я, как бы, не птица. Я морской краб, клешня мне в бок. А ты?
Мальчик: А мне сказали, что я вылупился из яйца.
Краб: Хм. Я, как бы, первый раз слышу такое.(Пытается уйти)
Мальчик: Погодите.
Краб: Ну, чего тебе еще? Ты видишь, я как бы, тороплюсь.
Мальчик: Вы такой бывалый краб. И вы, наверно, знаете, что такое любовь?
Краб: Что? Как?
Мальчик:  Небо. Птицы.Счастье.
Краб: Хм. Счастье...А тебе зачем это?
Мальчик  Просто я хочу знать всё о жизни.
Краб: Хм.Ну и денек выдался сегодня, клешня мне в бок. С утра одни неприятности.

Краб опять пытается уйти. Мальчик вздыхает так печально, что Краб останавливается.Подходит к Мальчику.

Краб: Эх, ты, водоросль молодая. Значит так. Любовь. Любовь - это… как бы счастье. А счастье это… А что это тебе даст? И вообще об этом говорят те, кому делать нечего, а у меня дел – во! Мне даже вверх глянуть некогда, клешня мне в бок. Я, как бы, занят. И ни к чему мне все это.Понял.
Мальчик: Понял. А как же в жизни без любви и счастья?
Краб: Вот только не надо этого? Я даже взмок от твоих вопросиков. Что это за жизнь, когда тебя донимают всякими вопросами? Ты думай о том, как бы живот свой набить, да на черный день запас сделать. Вот это, как бы, счастье. Здесь и любовь и все такое, клешня мне в бок.
Мальчик: Почему же все говорят поразному? Кто мне ответит?
Краб: Ты меня спрашиваешь? Тогда,слушай.

Живу отшельником в морской пучине,
Среди камней и скользких валунов.
Зачем терзать себя вопросом без причины
И слушать мудрых болтунов.
И у меня была мечта когда-то –
Под парусами море бороздить
И стать удачливым солдатом,
Но я на дне, осталось, лишь твердить:
Не верь удаче и мете,
Не будь доверчивым и глупым.
Клешней греби добро к себе,
Не думай парень и быть беде.
Была бы только чашка супа.
Вот так, дружок,
Вот так, дружок.
Была бы только чашка супа.
Вот так.

 А если тебе удастся отыскать глубокую нору, тогда и счастье появится. Это и есть, как бы, жизнь. Вот и все! Прощай, клешня мне в бок.

Краб уходит. На море поднимаютя высокие волны.Мальчик наблюдает за игрой волн: Рождение Янтарки.
 Одна из волн бережно выносят на берег Янтарку.

 


Картина  Шестая

 

Мальчик:
Его слова совсем сбили меня с толку.
Янтарка:
Эй, мальчик.Мальчик. Помоги мне подняться на камень.
Мальчик: Сейчас, сейчас.
(помогает подняться девочке Янтарке)
Янтарка: Спасибо. Ой. Как высоко. У меня кружится голова. Это оттого, что я никогда не поднималась выше морского дна.
Мальчик: Ты кто?
Янтарка: Еще вчера я нежилась в глубинах этого моря, а сегодня…
Мальчик: Эти солнечные волосы я уже где-то видел. Эти глаза…
Янтарка: Эти глаза… Я так хотела тебя увидеть, что наверное приснилась тебе.
Мальчик: Но я…(Берёт за руку Янтарку)
Янтарка: Молчи, молчи… Я слышу, как бьется твое сердце.
Мальчик: Мое сердце? А я чувствую, как бьются наши сердца. Что это? У меня такое чувство, будто я знал тебя всегда. Кто ты?
Янтарка: Меня зовут Янтарка.
Мальчик: Янтарка.
Янтарка: Я жила на дне моря очень долгое время. Но, однажды, я увидела тебя во сне и полюбила так, что мое желание встретиться с тобой стало явью.
Мальчик: Полюбила? меня? Во мне сейчас поет море и тысячи солнц рвутся к тебе Янтарка.Так вот какая она - любовь. Теперь я могу сказать, что такое счастье.
Мальчик:
Я пою тебе о любви
Песнь, в которой я и ты.
Я берег твой, ну а ты
Морская пена.
Пену волн уносит в небеса.
Там высоко, высоко
Белые, белые облака.
Белые, белые облака.
Я так искал тебя.

Янтарка: Ты приходишь в каждом сне,
Только лишь к одной, ко мне –
Ты – волшебная мечта.
Вдруг растаешь без следа,
И тогда, уж не судьба
Мне с тобою улететь
В белые, белые облака.
Встретила я тебя,
Белые, белые облака
Я полюбила тебя.

картина седьмая

 Появляется Змея.

Змея: Ш-ш-што, любуетесь?
Янтарка: Кто здесь?
Змея: Испугались? Это хорошо.
Янтарка: Что в этом хорошего?
Змея: Я давно за вами наблюдаю. Это мое место. Каждый вечер я вползаю на эти теплые камни, чтобы согреть свое вечно холодное тело.
Мальчик: Это должно быть неприятно – вечно мерзнуть?
Змея: Я привыкла.
Мальчик: А хотите, я подарю вам свой плащ?
Змея: Плащ?
(смеется)
Насмешил меня, козявка. Я буду мерзнуть даже на солнце.
Мальчик: Но солнце такое горячее!
Змея: Солнце – это вечный свет, а я – вечный мрак. Шутка.
Мальчик: Вы наверно очень одиноки?
Змея: А ты очень любопытен, козявка. Но я не сержусь на тебя. Сегодня у меня была удачная охота, поэтому я добродушна, но попадись ты мне завтра…
Янтарка(Шепчет мальчику на ухо):
Я вспомнила. В море их называют морскими гадами. Это скользкие, противные и очень опасные…
Змея: О чем вы шепчетесь? Обо мне?!
Янтарка: Нет, нет. Что вы.
Змея: Не то я проглочу вас мигом, козявки.
Мальчик: Теперь я знаю почему вы одиноки.
Змея: Ш-ш-што?
Мальчик: Потому что вы никого не любите.
Змея: Любить? Фу, какая гадость. А ты смелый, козявка. Кто тебя это научил? Эта ржавая кнопка?
Янтарка: Я не кнопка. Я из рода янтарей.
Змея: Знаю, знаю. Вот и отправляйся к себе на дно морское. Уселись на моем камне. Прочь мелюзга!
Мальчик: А еще вы скользкая и противная.
Змея: Ах так. Все. Держитесь, козявки.Змея готовится к броску.В это время появляется Краб.


Краб: А я думаю, кто так шумит? А это старая знакомая.
Змея: Тебе-то чего надо? Иди, куда шел.
Краб: Не хорошо обижать маленьких, клешня мне в бок.
Змея: Ты еще учить меня будешь?
Змея пытается укусить Мальчика. Борьба Краба со Змеёй.
Краб: Это тебе за угрозы. Это тебе на будущее.
Змея: Ой, ой, последний зуб сломал.

Краб хватает Змею за хвост.

Змея: О! Пусти! Мой хвост! Оторвешь!
Краб: Я тебя предупреждал?
Змея: О-о-о! Я не расслышала.
Краб: Ты еще и глухая ко всему.
Змея: Отпусти. Я больше не буду.
Краб: Вот так-то лучше. А теперь ползи отсюда и побыстрее.
Змея: Я мигом. Только в себя приду.(Отползает в сторону)
Краб: Ну-ну. Ох и денек сегодня, клешня мне в бок.
Янтарка: Спасибо вам.
Мальчик: Спасибо, Краб.
Краб: Да чего там. Одни неприятности, говорю. Я вижу, ты нашел, что искал, малыш? Эх вы, молодая водоросль. Берегите это, как ее?..
Мальчик: Любовь, Краб.
Краб: А. Вот-вот! Ее самую. Чего-то я разболтался сегодня.

Краб уходит.



картина восьмая

Мальчик: А что такое мрак, Янтарка?
Янтарка: Мрак.(Задумалась) В самом глубоком месте моря, куда не проникает луч солнца…

Незаметно для Мальчика и Янтарки появляется Змея.

Змея: Сейчас ты узнаешь, что такое мрак, козявка.
Мальчик (Оборачивается): Берегись, Янтарка!

Змея бросается к Мальчику и тут же отползает в сторону

Мальчик: Ах, какое холодное прикосновение!
Змея: Теперь ты сам испытаешь, что такое мрак.
Янтарка: Тебе больно?
Мальчик: Нет.(Показывает на сердце) Только вот здесь, становится всё холодней.
Змея: Это мрак овладевает тобой. Когда черная мгла окутает тебя всего, ты никогда больше ничего не почувствуешь. Это покой и нега. Это ли не счастье?
Янтарка: Не смей касаться этого слова! Не слушай ее, не слушай. У нее и зубов-то не осталось. Кусать нечем.
Змея(открывает пасть):А это что?

Янтарка: Ползи, ползи беззубая веревка!

Змея бросется на Янтарку, но появляются Сны и поднимают камень, на котором сидят Янтарка и Мальчик.

Змея: О! Ну,погодите,козявки. Ещё встретимся.

Змея уползает.

Янтарка(Мальчику): Ты устал за день. Отдохни.
Мальчик: Сегодня я узнал так много о жизни. Прошёл всего  один день, а как будто вся жизнь.
Янтарка: У тебя будет много таких дней.
Мальчик: Утром, когда взойдет солнце, я возвращусь туда, откуда пришел: в страну незаходящего солнца.(Янтарке)Что это у тебя на щеке?

Янтарка(Утирая слёзы):
Это морской прибой подарил мне свои слезы.
Мальчик: Слезы? Еще одно новое слово для меня. Так, что же такое жизнь?
Янтарка: Это ты и я. Это весь мир вокруг нас.
Мальчик: Весь мир. И это любовь?
Янтарка: И любовь.И счастье быть вдвоем.
Мальчик: Как жаль, что жизнь, как сон.Сон, в котором мы с тобой
                одни.Одно мгновенье длился он.Смотри, звёздочки. Они будут мне напоминать о тебе, Янтарка.

 Появляются Сны.

Первый сон: Янтарка сидела возле мальчика. Из глаз ее капали слезы.
Второй сон: А утром, на холодном камне лежал янтарь причудливой формы, напоминающий прекрасный цветок.
Третий сон: Солнечный луч коснулся кусочка янтаря и вдруг, вспыхнул свет. Засияла радуга, на которой сидели Мальчик и Янтарка.

Сны(Поют):

Вы представьте, однажды, на свете
Мир бы стал не таким, как он есть-
Старичками бы стали все дети,
Отказались бы сладкое есть...
А все взрослые прыгали с крыши,
И собаки сидели в пруду,
Злющих кошек нянчили мыши,
Ну, а день бы один был в году.
Это было бы вовсе неправдой,
Потому что не в сказках живет,
А из сказки лукаво, взаправду
Смотрит сказочный, милый народ.
Да и сказок бы не было, дети.
Ну, а вы не сидели бы здесь,
Не узнали бы столько на свете,
Что по пальчикам не перечесть.
Наши сказки, как люди, живые
От событий земных устают;
Пожелаем всем сказкам – живите!
В нашем сердце нашли вы приют.


Занавес