Так выглядел древнеславянский бог Яр

Николай Бузунов
   В статье Интернета «Толкование рун» опубликована приведённая здесь иллюстрация и имеется такое толкование: «Довольно часто рунические надписи делались на рогах для питья меда или пива — тоже с охранной целью. Как правило, рядом помещались и всевозможные рисунки.
Самым замечательным примером такого рога служит один из двух золотых Галлехусских рогов (около 400 года, вес около 7 килограмм), надпись на котором гласит:
ek hlewagasti rholti jar hornata wido
Я, Хлевагаст, сын Хольта, сделал этот рог.
   До сих пор никто из исследователей так и не смог предложить удовлетворительной расшифровки рисунков, в избытке покрывающих рог. Рисунки сохранились только в старых зарисовках, так как рога были украдены в 1802 году из сокровищницы датского короля и переплавлены в золото».
   
   Сначала отдадим должное датским художникам, которые с германской тщательностью и дотошностью скопировали текст и рисунки. Ведь, в начале XIX в. фотографии ещё не было.

   Сила инерции и поклонения германским авторитетам до того велика, что никому и в голову не пришло читать руны по-славянски, хотя изначально все руны были именно славянскими.
 
   На самом деле перед нами образец древней славянской письменности. Трудно найти здесь слово «сын» на каком либо индоевропейском языке, также как и слово «сделал». Да и мастерам в то время, какими бы они хорошими не были, не разрешили бы гравировать своё имя на золотом изделии на самом виду. C Божьей помощью нам удалось разгадать этот текст. На рисунке надпись сплошная. Мы недаром разделили текст на слова таким образом. Приведём древнеславянский словарик:
   Ръглъ – божественность, величие, могущество, славянский бог
   Горна – горняя, вышняя
   Видъ – картина, образ
   Отдельный разговор относительно слова «ек». Оно встречается впереди многих рунических письмен. В словаре Даля приведено несколько фраз с этим словом, в т.ч. «эк его куда угораздило». В этом контексте явственно проглядывается толкование «это». А если бы он добрался до Белого моря, то услышал бы и другое. Вот фраза из рассказа современного писателя-помора, собирателя народных говоров Сергея Засухинпоздеева: «Да не пойду, хватит ЕКой «еротики» до смерти вспоминать». Судя по смыслу текста на роге, оно обозначает «здесь», «есть» или «это». Далее по сходству окончаний слов hlewagasti и rholti можно сделать вывод, что это прилагательные. У древних славян словами «хлевъ» и «хлевьць» назывались предместье, хутор, поле или пашня, конюшня. А слово «гостиньныи» - гостеприимный, хлебосольный. Отсюда вытекает правильный перевод: ЭТО ХЛЕБОСОЛЬНЫЙ БОЖЕСТВЕННЫЙ ЯР В ВЕРХНЕМ МИРЕ!  Этой надписи соответствуют рисунки на роге, изображающие полное изобилие: очень много рыбы, диких зверей, везде на деревьях висят их туши. В центре сам Яр с украшением на голове в виде огромных рогов. Из рисунка можно сделать вывод, что это – бог войны и охоты. Для того времени постоянных войн этот бог был самым главным. В левой руке Яра, очевидно, символ власти или музыкальный инструмент. А возможно аркан или силок для ловли зверей. В правой руке копьё, что соответствует богу войны. Перед ним верный пёс. Судя по другим руническим рисункам собака также символизирует науку и мудрость. Рядом охрана – дружина с мечами и щитами. На другой стороне рОга в руках Яра уже меч и серп (или коса). Т.к. меч уже в левой руке, можно сделать вывод, что Яр был одновременно и равнозначно богом войны, охоты и плодородия. На нижних этажах рога идёт повседневная «райская» жизнь: ловля рыбы, охота, разделка туш, снятие шкур и т.д. То, что это действительно "верхний мир", подтверждается наличием многочисленных звёзд. Похоже, сказалось и греческое влияние: почти все небожители обнажёны.

   Таким образом мы впервые видим, если можно так выразиться, «прижизненное» изображение древнего славянского бога. Понятно теперь почему готы надевали в бою рогатые шлемы. Эти шлемы действительно родились на п-ове Ютландия у славян. Потом их скомпилировали скандинавы и присвоили себе. Другая точка зрения: скандинавы перешли со славянского языка на германские позже, вследствие саксонской экспансии. Случаев перехода на язык пришельцев очень много. В Европе это Румыния, Венгрия, Франция, Испания, Англия говорила на французском языке. Были и обратные переходы, например, Болгария. Развивая мысль дальше, попробуем разгадать прихоть Александра Македонского, воевавшего не в классическом греческом шлеме, а в двурогом. Об этом говорит прозвище Александра, полученное им в Азии – Искандер Двурогий. Предположения таковы. Македонцы были для греков варварами. Об этом свидетельствуют сами древние греки. Были ли они родственны славянам, ещё неизвестно, но что переняли у них культ бога Яра и могли смешаться с ними вполне возможно.  Можно лишь предположить, что они называли себя македонцами по имени славянской богини Макошь. От них Александр унаследовал светлые волосы и голубые глаза. Ведь если посмотреть на цветные изображения древних греков на вазах и амфорах, мы увидим сплошь смуглых, черноволосых людей.

   Теперь понятно, почему римляне называли славян «германцами» (Germanus). Ger – это Г Яр, а manus – отряд. Вероятно, во время первых военных стычек с ними славяне считавшие, что после смерти в битве попадут в рай, где их ждёт любимый бог, кричали: «К Яру, К Яру»!

   Это важно, потому что до сих пор просто Яр не упоминался ни в одном издании славянских мифологий. Были Яровит, Ярило. Яр упоминается, как ни странно, в Велесовой Книге (дощечка I 3а), которая считается подделкой, и в  «Славянском календаре» Андрея Тюняева, но у него отсутствует Яровит. Характерно в связи с этим, что имя «самого мудрого» русского князя не ЯРИЛОслав, а ЯРОслав! Кстати по надписи на роге можно изучать грамматику древних. Ведь если прилагательные ХЛЕВАГАСТИ и РГОЛТИ относятся к существительному ЯР несомненно мужского рода, то прилагательное ГОРНАТА женского рода относится к существительному ВИДО, которое мы бы естественно отнесли к среднему. Отсюда вывод, что среднего рода в то время ещё не существовало, то есть было, как в современном французском и других похожих языках. Более того, прослеживается первоначальное значение слова РГОЛ (Ръглъ) - РОГАТЫЙ! То есть рога считались признаком божества. Возможно отсюда и пошли короны.
 
   Описанный артефакт является подтверждением запрещённой Ватиканом, а ныне возрождённой "Историографии народа славянского" католического монаха Мавро Орбини, а также трудов наших великих соотечественников М. В. Ломоносова и Е. И. Классена, доказывающих присутствие в Скандинавии древних славян, и в том числе русов. Более того, если вспомнить, что «Ярл (др.-сканд. Jarl) — высший титул в иерархии в средневековой Скандинавии, а также само сословие знати. Первоначально означал племенного вождя, позже стал означать титул верховного правителя страны» (Википедия), то становится ясным, что скандинавы и русы в 7 в. и ранее, говорили на одном языке. Ведь ЯРЛЬ по-древнеславянски  означает ПРИНАДЛЕЖАЩИЙ ЯРУ. Тот же суффикс был в ходу на дохристианской Руси: Ярославль, Суздаль, Гомель, Мстиславль и др. Англосаксонская версия этимологии слова ЯРЛ изложена в Википедии: «Мис показал, что слово является аблаутной формой англосаксонского слова eorl и производным от *er;n — тот кто сражается, то есть воин. Тем не менее, не существует сколько-нибудь основательной теории, доказывающей этимологию этого слова. Единственным достоверным является тот факт, что первое упоминание слова «ярл» связано с указанием на титул его обладателя». Может быть теперь есть достаточное основание?

   По-видимому, золотой рог является самым древним произведением искусства славян из золота. По крайней мере, такие изделия ранее V в. науке не известны.

   Этот артефакт свидетельствует о том, с какой роскошью и блеском жили славяне на территории нынешней Дании ещё в V в. н.э., если верна датировка. Может быть, рог изготовлен ещё раньше, но проверить, к сожалению, нет возможности, поскольку, как сказано выше, предмет был переплавлен в золото.

   Источники: «Толкование рун» Википедия, А. Кайсаров, Г. Глинка, Б. Рыбаков «Мифы древних славян», «Остромирово евангелие», Андрей Тюняев «Славянский календарь»