Наверное в детстве не наигрался

Артем Кресин
                Наверное, в детстве не наигрался.
  Настоящего детства мне выпало только до семи лет. В этом возрасте я потерял родительскую опеку, поскольку вначале отец, а затем и мать были репрессированы, а меня среди ночи «искусствоведы в штатском» вытащили  из постели, и отправили в детский дом, расположенный на краю горьковской области в селе Саваслейка.

      Надо сказать, что все там было очень хорошо, мы были сыты, хорошо одеты, нас старались развлекать, но игры были, конечно, только коллективные. Через два года меня забрали в Ленинград родственники. Семья была из шести человек в большой, по тем временам  комнате 36 квадратных метров. Когда я хотел чем-нибудь заняться, мне заявляли, смотри, тут без твоих забав, воздуха не хватает.  Хотел пристроиться в какой-нибудь технический  кружок во дворце пионеров, или в Доме Пионера и Школьника, которые были в каждом районе и занимались детским творчеством, но мне говорили, что принимаются только школьники,  начиная с пятого класса.

  В июне 1941 года начинается война. Бомбежки, обстрелы, гибнут на фронтах самые близкие люди. Начинается ленинградская блокада. Снова детский дом, эвакуация по тающему льду Ладоги. Село Диево-Городище Ярославской области. Все подростки работали на колхозных полях, наравне со взрослыми.

      1944 год.  Возраст 14 лет, по существующему в то время  положению, пора  выходить в жизнь. Получаю направление  в ленинградское ремесленное училище и учусь на токаря-универсала. Здесь встретил окончание войны. Работа на заводе по полученной специальности. Голодная зима 1946-1947 года. Все эти годы было не до игрушек, мысль была все эти годы одна – поесть досыта.
В 1947 году поступаю в техникум, голода, может быть, и нет, но есть хочется всегда. Из скудных студенческих средств, начинаю покупать, бывшие в употреблении, радио детали и собираю простейшие радиоприемники. Но все это приходится делать на подоконнике общежития из подручных материалов.  К четвертому курсу, наконец, выкраиваю деньги на покупку самого дешевого фотоаппарата.

После окончания техникума получаю направление в глухой угол ленинградской области, где работу совмещаю с учебой в заочном институте, который заканчиваю к 60-м  годам.

Все это я расписал не для того, чтобы  вызвать жалость, или в чем то оправдаться.  В целом жизнь прошла хорошо, я стал неплохим специалистом  в выбранной профессии, работал увлеченно, имею много разработок, выпустил не менее сотни дипломников в техникуме и в институте. Просто я хочу сказать, что в детстве, когда человек должен играючи познавать мир, и к зрелым годам наиграться, я был занят совершенно другими заботами.

        Но запас игрового азарта, заложенный в человека, все равно ищет выхода. И когда, наконец, было завершено высшее образование, и появилась материальная возможность доиграть, недоигранное в детстве, я стал реализовывать свои интересы.
Одними из первых, мы с женой  купили хороший киноаппарат, к зиме  были приобретены лыжные принадлежности. Лето стали проводить на рыбной ловле. Через пять лет возникла мечта завести туристский катер, поскольку, несмотря на неплохой материальный уровень, о машине мы еще даже мечтать не могли. Надо сказать, что при всех предвоенных,  военных и послевоенных нехватках, в изобилии вокруг меня были книги.

    Любимым было чтение Жюль Верна, и тогда была заложена страсть к путешествиям. Катер, конечно, не позволял пересекать моря и океаны,  но обещал возможность посещать глухие места северо-запада, жить на природе, ловить рыбу, собирать грибы и ягоды.  После долгого обдумывания была приобретена, морская шлюпка ЯЛ-4. Год интенсивной работы на берегу, и в наличии было довольно комфортабельное суденышко. Построена каюта для сна до трех человек, установлен стационарный двигатель. Присвоено имя – «ИВА», в жизни произносимое как «Ивушка». И с помощью Ивушки было совершено 20 отпускных походов, на Свирь, Ладогу, Волхов, Мсту.

      Когда появилась возможность приобрести машину, катер был подарен племяннику. На машине также продолжались туристские поездки, в основном по Прибалтике. По мере старения, увлечения становились все приземленнее, но хотелось объять все.  Захватила страсть построить своими силами садовый домик и покопаться в земле. Этому увлечению также отдано несколько лет. И вот наступила старость, 60, 70 и уже даже перешагнул за 80, и продолжаю рваться во все стороны.
      Появилось новое увлечение, навеянное все тем же Жюль Верном, изготовление моделей парусников, уже вся квартира увешана ими. Продолжаю увлекаться рыбалкой, и переживаю, когда нет клева. Но как можно в наше время не увлечься компьютером, уже мозги не воспринимают эту технику, но как я счастлив, что на закате жизни, зацепил ее хотя бы ноготком .
 
      Одна моя родственница сказала, «Я жертва технического прогресса». И я не могу к ней не присоединиться. А сколько еще не отыграно, сколько еще есть неопробованных игрушек, на которых уже никогда не смогу сыграть. Не пойду в верховой   туристский поход, а как мечталось! Не смогу одолеть в скафандре морские глубины. Не половлю рыбу в норвежском фьорде.  И еще очень многое не смогу! А жаль.