Один день Григория Борисовича - 4

Григорий Рейнгольд
предыдущая часть http://proza.ru/2011/10/06/619

Григорий Борисович не любит ходить к начальству, и, вообще, лишний раз попадаться ему на глаза, только когда вызывают. А вызывают, как правило, для того, чтобы выговорить за какой-либо недочёт в работе. С начальством у него вообще отношения трудно складываются. С одной стороны, оно его ценит как безотказного и хорошего работника, который никогда не берёт больничный, хорошо учит детей (недавно его ученики недавно на районной олимпиаде неплохо выступили, призовые места заняли) и которого дети любят.
 С другой стороны, как можно относиться к такому недотёпе, как он. Все его неурядицы, семейные, бытовые, материальные, у него на лице написаны, как он ни пытается их скрыть. А у начальства положение очень сложное, все давят и сверху, и снизу, и сбоку, все чего-то требуют, из горла рвут. А всех всегда удовлетворить невозможно, только самых горластых да близких. Поэтому Григорий Борисович для начальства клад, такой из горла не рвёт, не умеет. Если кому-то чего-то недодать надо (а надо постоянно, так как школе недодают), или если что-то на общественных началах сделать надо, то подходящий человек под рукой. Если ты, дружок, себя в семье не смог поставить, то чего же ты от нас на работе хочешь? Работай, и будь благодарен, что работать дают (действительно, не мешают). И не проси ничего. Начальству видней, кого поощрять, кому и за что из диффонда доплачивать, а если когда он и чего попросит, так построже посмотреть на него, с него этого хватит. Работай, дружок, лучше, старайся, а то смотри, начнём проверять...
 Впрочем, и он не без греха: почерк плохой, значит, журналы заполняет некрасиво; на уроках позволяет себе много отсебятины, отступлений от программы, а порой и просто лирических отступлений; поурочные планы имеет вроде всегда, а если в них вчитаться... (впрочем, это отдельный разговор); ученик его класса Сидоров два раза в милицию попадал... Наверно, опять про Сидорова разговор будет, жаль не зашёл к нему вчера, надо было, да приболел... И Григорий Борисович опять почувствовал утреннее недомогание. Он подумал, что было бы здорово денёк-другой отлежаться. Лежать целый день и спать, и видеть хорошие сны. Забыть про все невзгоды хотя бы на день... А потом опять лет пять работать и не болеть. Но он знает, что на больничный ему нельзя, да и толку с больничного... Останешься, так тёща обязательно работу найдёт, ковры выбить или картошку перебрать, она вычитала где-то, что труд - лучшее лекарство от всех болезней…
 Да, кстати, один вопрос надо у завуча выяснить: Вася Власов, ученик десятого «А» в школу ходить не может, болеет сильно и находится на домашнем обучении. Учителя к нему домой ходят. Григорий Борисович тоже. С этим учеником заниматься – одно удовольствие, способный очень и работает много, у него в жизни, пожалуй, кроме учёбы ничего нет. Другие ребята много времени на улице проводят, а ему выйти из дома – целое событие. Григорий Борисович любит к Васе ходить. Так вот, непонятно, доплачивают ему за эти занятия как положено или нет. Не может он никак толку добиться, и сумма то пустяковая - тысяч тридцать в месяц, но для Григория Борисовича и это деньги. Выяснить надо, кажется, не доплачивают ему за домашнее обучение. Опять задумался, что такое? Сейчас надо сосредоточиться на классе и проверять тетради…
 Кстати, сколько времени? 8 часов 30 минут. Впрочем, думы эти не мешают работе, ещё две проверил. Ничего, успеет, ещё три контрольных впереди. Тетради эти только завтра раздавать, но проверить надо обязательно сегодня до вечера, т.к. вечером надо контрольную проверять. Да, трудное это дело - проверка, гораздо легче самому решить, чем за чужой мыслью уследить... Если серьезно к этому подходить, так на одну тетрадь надо не меньше пяти минут тратить, а учеников в классе под тридцать, стало быть, на тетради одного класса часа два минимум, если даже халтурить, не вдаваться сильно, то все равно не меньше часа... Да и классы теперь небольшие, Григорий Борисович, когда сам в школе учился - по сорок человек классы были (не всё хуже стало)...
 Да что ты будешь делать! Опять отвлёкся от работы, видно не зря начальство и жена ему пеняют на несобранность, на что не посмотрит, чего не увидит - тут же полез в философские обобщения, а реальное дело стоит. Другой бы давно уже проверил все тетради не отвлекаясь... Впрочем, опять отвлёкся. Все, работаю, что тут у Михайлова написано, три икс в квадрате или три икс в кубе. Да вроде в квадрате, а нет, ясно, в кубе... Чёрт возьми, ну и почерк, ещё почище, чем у него самого! Самого всегда в школе за это ругали. Вот учитель информатики Илья Давыдович говорит, что скоро все только на компьютерах будут писать, начиная с первого класса, что тетради станут музейными экспонатами. Как здорово будет ученические работы, отпечатанные на принтере, проверять... Всё-таки в квадрате или в кубе у Михайлова. По привычке посмотрел на часы: 8 часов 38 минут.
 - Осталось две минуты, заканчивайте, - говорит он.
 Некоторые начинают сдавать свои работы (Женя Попов первый) и складывать свои вещи в сумки. Григорий Борисович смотрит на учеников. Вроде никто не списывает, а если и списывает, то квалифицированно, это тоже уметь надо. Вот ещё вопрос сложный, если ученик списал, но не попался на этом, что ему ставить, если факт списывания учителю очевиден... Да и вообще, всем ли нужна математика? Конечно не всем, да и всем она и впрок не...
 Звонок с урока прервал его мысль, значит 8 часов 40 минут по школьному времени.
 - Все, сдавайте, что сделали и торопитесь на следующий урок.
 Большинство так и делает, но человека три сидят и отчаянно пишут, ничего не видя вокруг. Между тем, девятый «А» подходит. Чуть не забыл, пройтись по кабинету и убедиться, что на столах ничего не написано, а под столами не наплёвано. Настольные надписи - беда школы. Ещё когда учитель работает в своём кабинете, он следит за этим (стирать самому придётся!), а если в твоём кабинете прошёл чужой урок, да ещё в восьмом-девятом классе, то половину парт разрисуют и распишут как стену в подворотне. А в последнее время появились ещё такие ручки импортные, что после них можно только закрасить, стереть почти невозможно, поэтому в иных кабинетах на партах полный словарь русского устного... Ну, на этот раз вроде ничего. Девятиклассники Григория Борисовича знают!
 В прошлом году в мае Федя Семенов попался на росписи парт, так он такое устроил. И на педсовете Федю разбирали, и выговор ему в личное дело вписали и даже родителей его краску покупать заставили и все столы перекрашивать (благо родители его оказались приличными людьми, не люмпенами какими-нибудь, хотели им ещё на работу написать да пожалели)... В общем, его ученики вроде больше не пишут у него в кабинете, а проверять всё равно надо постоянно.
 - Как вчера «Сибскана» сыграла?
 - А ты не знаешь? Выиграла у «Енисея» три один, прикинь, прикольно играли! Мы вчера на стадион ходили, угорали.
 - А на каком она месте?
 - На третьем пока. Вот, если бы на выезде в Хабаровске судья не подсудил и пенальти нам не назначил, а в Красноярске перед матчем Петров не напился и «Енисей» «Кузбассу» не продул, то мы были бы на втором месте…
 Григорий Борисович потихоньку отвернулся, нос прочистил. Вроде сильно и болезнь не чувствуется, а насморк только.
 Звенит звонок на второй урок, значит уже 8 часов 45 минут. Ксюша Степанова, последняя из девятого «Г» сдала свою тетрадь, собрала вещи и побежала на свой второй урок. Григорий Борисович сделал из кучи тетрадей, сданных девятым «Г», аккуратную стопку, встал из-за стола, дождался, пока девятиклассники утихнут и встанут, поздоровался, объявил о контрольной, раздал для этого тетради (они приготовлены заранее). Двух минут не прошло, а все сидят и работают. Что сейчас лучше проверять, вчерашние тетради или контрольную девятого «Г»? Нет, вначале закончить старую работу, эти тетради надо завтра утром раздать. А контрольную он вечером дома проверит.
 Да, пока не забыл журнал заполнить, кого нет отметить. Он смотрит, кого нет. Так, Трифонов и Казаков вроде были на перемене, или ему показалось. Он хочет спросить у старосты, но не спрашивает, не хочет отвлекать от работы. В дверь постучали, на пороге Трифонов и Казаков, в шапках (впрочем, их они тут же сняли) и шарфах. Они заранее знают, что им хочет сказать Григорий Борисович (говорил сто раз), и он знает, что говорить это им бесполезно. Он молча делает им знак, и они так молча проходят и начинают работать. Лица их розовые с мороза. Понятно, курить бегали, а для этого надо выбегать на улицу. Вот ещё проблема, где курить детям?
 Но прочь посторонние мысли, работать, работать и работать! На первом уроке только семь тетрадей проверил. За три оставшихся контрольных надо кровь из носу закончить с тетрадями. Так, что тут у Михайлова? Будем считать икс в квадрате, ну да тогда всё нормально, дальше он икс в квадрате и икс в квадрате сокращает и избавляется от знаменателя. Ладно, кто там дальше? Петухов. Они с Михайловым друзья, только Михайлов в математике соображает, а Петухов ни в зуб ногой. Так, что у него? Так, домашнее задание почти полностью списано у Михайлова, только в двух местах сделаны незначительные ошибки. Петухов соображает, если списать полностью, то это сразу бросится в глаза. Так он по-божески списывает, специально делает ошибки, чтоб не списать на пятёрку. Целую систему изобрел, философ. С такими способностями можно и в математике разобраться. Так что ему поставить, двойку или тройку? А почему, собственно, двойку или тройку? Если бы он самостоятельно сделал, то была бы четвёрка, а факт списывания надо ещё доказать. Петухов спорщик заядлый, готовится поступать на юридический, хочет адвокатом стать. По гуманитарным предметам у него все пятёрки. Да и зачем ему эта математика? Юристу математики восьми классов за глаза хватит... Тьфу, опять думаю не о том. Поставлю тройку и с плеч долой! Кто следующий?
 - Григорий Борисович, что у вас во втором задании написано? - это Ира Давыдова, одна из лучших учениц. Он подходит к ней и тихо, чтоб не мешать другим, поясняет.
 - А кружок сегодня будет? - спрашивает Ира.
 Он отвечает, что будет обязательно, потом проходит для порядка между рядами. Кто списывает, пусть списывает незаметно, а кто попадётся - не взыщи. Впрочем, когда учитель проходит - какой дурак списывать будет? Кто списывает, сейчас сидит и делает вид, что работает, а когда учитель опять погрузится в тетради, тут не зевай! Сколько времени? 8 часов 51 минута. Чёрт, забыл на перемене к завучу зайти, ничего следующая перемена большая, десятиминутная, только бы не забыть! Ну ладно, за тетради.
 Усилием воли он заставил себя сосредоточиться на тетрадях и дело пошло. Три минуты - тетрадь! Три минуты - тетрадь! Три минуты - тетрадь!.. Когда Григорий Борисович погрузился в работу, это сразу видно. Сидит и кроме своей работы ничего вокруг не замечает, лишь бормочет что-то себе под нос. Ученики это сразу поняли. Для тех, кто собирался списать настал подходящий момент, и работа пошла... Три минуты - тетрадь, три минуты - тетрадь...
 От работы его отвлёк шумок в классе, сильный довольно шумок. Потерявшие осторожность дети стали уже переговариваться почти в голос и списывать в открытую. Григорию Борисовичу пришлось прерваться и привести класс (а заодно и себя) в чувство. Ребята присмирели, если Григория Борисовича рассердить, он может и двойку поставить (хотя запас терпения у него огромный). Лишь неуспевшие списать обиженно надулись (теперь им ждать новой рабочей паузы учителя). Однако к Григорию Борисовичу они относятся в целом хорошо: не сильно докучает назиданиями (только тогда, когда они могут дать реальный результат), справедливый, готов терпеливо объяснять сколько требуется... С таким учителем ссориться - дураком последним быть. Григорий Борисович посмотрел на стопку тетрадей - хорошая продвижка, если так пойдёт, то за оставшиеся контрольные успеет проверить всё. Кстати, сколько времени? 9 часов 15 минут.
 Посмотрел в окно - светло уже. Пожалуй, можно свет потушить. Ну что, опять за тетради. Это только со стороны кажется, что работа механическая, три минуты - тетрадь. А вдуматься, каждая тетрадь уникальна, как и её хозяин. Чтобы задание проверить надо тем же путём пройти, что и ученик. Тогда и суть ошибок понятна будет. Здесь, допустим, незнание формулы, а тут неумение её применить, а здесь механическая ошибка при переписывании, вот подгонка под ответ, а этого арифметика подвела. Некоторые говорят, вот, мол, какая мелочь, арифметическая ошибка, что за неё оценку снижать? А вдуматься, от арифметических ошибок, от неаккуратности столько потерь человечество несёт. Вот марсианскую станцию отправили чуть-чуть не туда, и нет её, хорошо ещё людей там не было. Или, допустим, в общем-то неглупый ученик, но рассеянный, выполнил не то действие (задумался о чём-то), и всё решение насмарку... У Григория Борисовича такой случай был: пришёл он как-то получать зарплату, а в ведомости сумма раз в десять меньшая, чем ожидал. Пошёл выяснять в бухгалтерию. «Извините», - говорят, - «промашка вышла. Надо было умножить на три, а мы по рассеянности разделили, чуть-чуть ошиблись...» Что-то опять шумно!
 Вдруг за дверью в коридоре взрыв раздался, сильный довольно. Но никто не испугался, только оживились все. Взрыв «предновогодний», всякие хлопушки, петарды уже в продажу поступили, через полмесяца Новый год. А детям охота уже сейчас их испробовать. Перед Новым годом в школе постоянно взрывы слышны, ничего с этим поделать не удаётся. Чёрт, опять задумался, надо тетради проверять. Сколько там времени? 9 часов 22 минуты. Скоро конец урока. Он напомнил об этом ученикам, отложил проверку тетрадей (отметил, что за урок одиннадцать проверил - маловато!), в конце урока надо быть начеку. Да и урок надо кончить организованно, чтобы, выпроводив класс и не запустив новый можно было бы закрыть кабинет и сходить к завучу. Вот и сдавать тетради стали потихоньку.
 - Ребята, по звонку все сдаём тетради и сразу уходим!
 Все, кто ещё не закончил, полностью поглощены работой, а кто закончил, сидят с собранными вещами, готовые по звонку вскочить и бежать. Вот и звонок, значит 9 часов 25 минут. Кто сидел наготове с вещами сорвались и убежали, а кто ещё решают, звонка будто не слышали.
 - Ребята, кончайте, меня Мария Николаевна ждет, - взмолился бедный учитель.
 - Сейчас, Григорий Борисович, ещё чуть-чуть, - а сами голов от тетрадей не поднимают.
 Он, конечно, мог бы и просто выгнать учеников, отобрать тетради и выгнать, но уж больно их жалко. Жестокость применять хорошо лишь когда полностью уверен в своей правоте, а сейчас такой уверенности нет. Ну ладно, минута-другая погоды не сделает, подождёт завуч, контрольная важнее. Сколько там времени? 9 часов 28 минут.
 - Ну, всё, больше времени нет, - он уже начал отбирать тетради, а это не так просто.
 Вот одна тетрадь, вот другая, ещё три штуки осталось. Тут дверь открывается, девятый «В» пришёл. Проходят, здороваются с учителем. Григорий Борисович хотел громко сказать, чтобы они подождали в коридоре (и они бы вышли сразу), но что-то с горлом случилось, получилось у него очень тихо и почти никто не расслышал. А класс это человек тридцать, они уже выкладывают вещи: тетради (а кто и дневники), ручки, шапки, шарфы...
 - Ребята, девятый «В»! Выйдите, пожалуйста, в коридор, - наконец смог громко сказать Григорий Борисович (Все тетради девятого «А» уже у него).
 - Минутку, сейчас только приготовимся, - отвечают и начинают выходить по одному.
 Он на часы посмотрел: 9 часов 32 минуты. Опять можно опоздать!
 - Выходите сейчас же! - тут уже не до вежливости.
 Чуть не в шею выгнал самых медлительных, закрыл кабинет и быстрей на первый этаж, ведь уже 9 часов 33 минуты. Раньше, ещё когда Григорий Борисович сам был школьником, такой проблемы вроде не было. Учителя не боялись оставить учеников в классе. Сейчас если оставить (кроме только «своих», у которых ты классный руководитель, в своем кабинете), то в лучшем случае парты разрисуют... От этой мысли Григорий Борисович отвлекся, потому что какой-то ученик, семи- или восьмиклассник, убегавший от своего приятеля, не успел изменить траекторию своего полёта и врезался в учителя сбоку из-за поворота, едва не сбив его с ног. Догонявший тоже сплоховал, но его масса оказалась гораздо больше, он сбил обоих сразу, и возникла куча-мала.
 Пока они все поднимались, пока ученики извинялись перед учителем (совершенно искренне), пока все вместе искали его очки (к счастью не разбились!), пока он ругал учеников (тоже совершенно искренне), но потом пожалел и отпустил, прошло больше минуты, и у самого порога завучевской, его застал звонок. Значит 9 часов 35 минут. Что делать? Если пойти к завучу, то девятый «В» минут пять-десять (сколько займёт разговор) будет беситься в коридоре и помешает вести занятия в соседних кабинетах. За это можно и замечание от начальства получить. И Григорий Борисович, тяжело вздохнув, повернулся и пошёл обратно к себе. Следующую перемену не прозевать, она тоже большая, десятиминутная.

продолжение