В некотором царстве... Сказочная терапия для начин

Лидия Огурцова
Глава 6

Сказочная терапия

Чтобы понять, как пишется жизненный сценарий, давайте обратимся к сказке. Как правило, сказка выполняет несколько функций: воспитательную, познавательную, развивающую, терапевтическую и диагностическую.
 
Диагностическая сказка  выявляет уже имеющиеся жизненные сценарии, ставшие привычными способы реагирования и поведенческие стереотипы ребёнка. Диагностическая сказка помогает выявить отношение к окружающим, о котором ребёнок не хочет говорить вслух.
Терапевтической сказкой является сказка, благодаря которой в состоянии и поведении ребёнка происходят позитивные изменения.

В работе  с детьми вы можете использовать авторскую или народную сказку, или же придумать свою. Но лучше, если ребёнок сочинит сказку сам или вместе с психологом (родителем). При этом можно драматизировать как отдельные элементы, так и полностью всю сказку.
Следуя предложенной схеме, придумайте сказку для своего ребёнка.

Алгоритм психокоррекционной сказки
• Подбираем  героя,  близкого ребёнку по  полу, возрасту, характеру.
• Описываем жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашёл сходство со своей жизнью.
• Помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребёнка, и приписываем герою все переживания ребёнка.
• Помогаем герою искать  выход  из создавшегося положения. Начинаем усугублять ситуацию, подталкивая героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении, как и он, и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего  и  пр.  Наша  задача —  показать герою ситуацию с другой  стороны, предложить альтернативные модели поведения.
• Герой понимает свою неправоту и становится на путь изменений.
 
Обрати на меня внимание!
Важно   знать   скрытую   причину плохого поведения детей. Обычно их пять. Ребенок ведёт себя плохо, если:
1) желает привлечь к себе внимание. В этом случае в сказку нужно ввести модели социально приемлемых, положительных способов привлечения внимания;
2) желает властвовать над ситуацией, взрослым, сверстниками. В сказке может быть предложена позитивная модель проявления лидерских качеств: хороший предводитель, прежде всего, заботится о своих друзьях;
3) желает за что-то отомстить взрослому. В сказке должно быть указание на  искаженное видение  героем  проблемы  и конструктивная модель поведения;
4) ему страшно, он желает избежать неудачи. В этом случае герои   сказки  оказывают  главному  герою поддержку и предлагают способы преодоления страха;
5) у  него  не  сформировано чувство меры. В этом случае  в сказке нужно довести  ситуацию до абсурда, показывая  последствия  поступков героя и оставляя  выбор стиля поведения за ним.


В процессе создания психотерапевтической сказки важен образ главного героя. Чтобы определить своего героя, ответьте на вопрос: «В кого бы я хотел превратиться в сказке с помощью Доброго Волшебника?»
Таким образом, героем вашей сказки станет Ваше Идеальное Я.
Однако героями психотерапевтической сказки могут быть и спонтанно выбираемые нами образы. В этом случае сказка приобретает характер притчи, повествующей о ситуации, которая символически отражает переживания или события жизни человека.
   
План жизни
Мы уже говорили, что сценарий – это неосознаваемый план жизни. Ребёнок составляет не просто общие представления о мире, а план жизни в форме некой театральной постановки с ясно обозначенными началом, серединой и концом.  Повесть вашей жизни уже написана, и написана она вами. Вы начали бессознательно писать её с момента рождения. К четырем годам вы решили, каким в общих чертах будет её сюжет. С семи до двенадцати вы шлифовали её, добавляя то тут, то там некоторые детали. В подростковом возрасте вы пересмотрели свою повесть, придав ей более реалистичные черты. В ней есть свои герои и героини, злодеи и волшебники. В ней есть основной сюжет и побочные сюжетные линии. Она может быть комичной или трагичной, захватывающей или скучной, воодушевляющей или бесславной. Теперь, будучи взрослыми, вы уже не помните о том, как начинали писать свой сценарий. Но даже не сознавая этого, вы, скорее всего, воспроизводите в своей жизни  сюжет, который сочинили много лет назад.

Когда ребёнок пишет сценарий своей жизни, он пишет и концовку этого сценария. Все остальные части сюжета, начиная с вводной сцены и далее, планируются таким образом, чтобы привести к заключительной, финальной сцене.

План жизни обусловлен не только внешними факторами (влиянием родителей или окружающей среды), но и решениями ребенка. Из этого следует, что даже воспитываясь в одних и тех же условиях, разные дети могут принять решения насчет совершенно разных планов жизни.
В этой связи Берн приводит случай с двумя братьями, которым мать говорила, что оба они «кончат в психушке». Впоследствии один из них стал пациентом психиатрической лечебницы, а другой - психиатром.

Нужно помнить, что сценарий НЕ осознаётся. Его можно растолковать по снам, воспоминаниям сказок и историй. Не уделив достаточных усилий выявлению и анализу своего сценария, мы, вероятнее всего, так и не узнаем о решениях, принятых нами в раннем детстве.

Зачем пишется сценарий?

Зачем  же мы принимаем в младенчестве такие решения о самих себе, других людях и мире в целом? Ответ заключается в двух ключевых особенностях формирования сценария:
• сценарные решения представляют собой наилучшую для данного младенца стратегию выживания в мире, который кажется ему враждебным и  угрожающим жизни;
• Сценарные решения принимаются на основе младенческих эмоций и младенческой проверки их на соответствие действительности.

Давайте на примере любимых сказок проанализируем воплощение построенного ребёнком сценария.

Глава 7
В некотором царстве…

Сценарий 1

Виталий, 62 года. Любимые сказки: «Конёк-горбунок» и «Сказка о царе Салтане».
В «Сказке о царе Салтане» любимый герой – царевич Гвидон. Виталию импонировала его находчивость и энергичность. Вот как он рассказывает о своём герое:
 - Во-первых, Гвидон спасся сам. Он:
 «…на ножки поднялся,
 В дно головкой уперся…
Вышиб дно и вышел вон».
 Во-вторых,  мне нравится, что он  деятельный, помните:
 «Ломит он у дуба сук
 И в тугой сгибает лук,
Со креста шнурок шелковый
Натянул на лук дубовый,
Тонку тросточку сломил,
Стрелкой легкой завострил
И пошел на край долины
У моря искать дичины…»
В-третьих, Гвидон построил город, в котором есть чудеса: белка, царевна, тридцать три богатыря.
А когда он захотел увидеть отца, то полетел  за тридевять земель –  то есть его путешествия имеют цель.
В сказке «Конёк-горбунок» Виталий характеризует главного героя так: 
— Иван хоть и дурак, но правильный и  честный был. Братья пошли сторожить пшеницу и задрыхли:  Данила от страха под сенник закопался, Гаврила «всю ночь ходил дозором  у соседки под забором».  А Иван сторожил и не спал: «Звезды на небе считает да краюшку уплетает»/ 
Иван делал всё, чтобы поймать эту лошадь. А потом он сделал всё, как сказала кобылица. Двух коней он продал, а Конёк остался с ним. Как говорится в сказке: «На земле и под землей/  Он товарищ будет твой». Всё время Иван слушался Конька и держался за него.
А в конце сказки свадьба – это приз. Так стал Иван Принцем.
Как же воплотился детский сценарий, сотканный из двух сказок, в жизни этого человека?
     Виталий — хормейстер, директор музыкальной школы, известный дирижёр. Он правильный, честный, много работает. Его знают не только в нашей стране, но и за рубежом как талантливого педагога-дирижёра. У него много наград. Виталий считает, что его конёк – это уникальная методика, полученная им в подарок от учителя. Она-то и позволяет ему из обычных детей воспитывать певцов. То, что он делает, называют чудом. Виталий много путешествует, занимает на конкурсах призовые места. Он – победитель, а его школа похожа на волшебный город, который построил Гвидон, город, где происходят чудеса.

Сценарий 2

Светлана, 50 лет. Любимые в детстве сказки «Снежная королева» и «Золушка».
По словам Светланы, Золушка много трудилась и из нищеты вышла в люди. Самое главное  в этой сказке –  бал, — считает Света. Ради этого  всё  и разворачивается. Сказка у Светы заканчивается появлением Золушки в красивом платье во дворце. А дальше?
— Дальше, — отвечает Света, – свадьба.
Никакой туфельки, никаких запретов. Самое главное – бал во дворце.
В сказке «Снежная королева»  любимая героиня — Королева.
— Она красивая, сильная и неприступная, — говорит Светлана.
  В жизни Светлана  достигла многого. Она хорошая мать, хороший, высокооплачиваемый специалист. Выросшая в семье со скромным достатком, она много трудилась (как Золушка), всего добилась сама. У неё красивые наряды. Она Королева. Холодная, властная, разумная.
— Я совсем не состоялась как жена и любовница, — жалуется Светлана. Потом с гордостью добавляет:  – Я состоялась как мать.
 У Светланы  хороший сын, но есть проблемы с мужем. Муж для неё – второй ребёнок, мальчик Кай из детской сказки, который никак не соберёт загадочное слово «Вечность». С невесткой идёт борьба за сына. В сказке Герда победила Королеву, и та отступила, отдав ей Кая. У Светланы борьба ещё не окончена, и конца у её сказки нет.
На вопрос, что будет дальше, получен ответ:
—  Может быть, Снежная Королева оттает. Когда? Когда встретит равного себе Короля.

Сценарий 3

Алла, 75 лет. Любимая сказка — «Ивасик-Телесик».
Помните сказку? Ивасик-Телесик ловит рыбу, рядом ходит  ведьма (Баба-Яга), которая хочет его съесть. Подражая голосу матери Телесика, ведьма выманивает его на берег и похищает. Явившись домой, ведьма поручает своей дочери (Алёнке) изжарить Телесика, но он хитростью заставляет Алёнку сесть вместо него в печь, а сам залезает на дерево. Ведьма съедает свою дочь и катается по земле, повторяя: «Покатаюсь, поваляюсь, Телесикового мяса наевшись». Увидев это, Телесик смеётся над ней, чем привлекает к себе её внимание, и она начинает подгрызать дерево, на котором мальчик сидит. Тот просит помощи у птиц (гусей), но никто из птиц не слышит Ивасика. И только один, самый маленький и гадкий, самый последний гусёнок спасает его, принося домой к родителям.
Как считает Алла, жизнь её не сложилась. Война, голодное детство, туберкулёз. После болезни от неё отвернулся любимый парень.  Замуж вышла только для того, чтобы уехать из деревни. Муж пил (Баба-Яга). Жили неважно. Когда ругались, она пряталась, закрывалась от него (влезть на дерево). Просила соседей (гуси) помочь ей. Но соседи не слышали её —  у всех свои проблемы. А она всё ждёт помощи, рассказывает  о страшной  Яге, готовой её «съесть». Но никто не верит, — считает Алла.
Её сказка ещё не закончилась. Возможно, конец, перелёт к родителям – это уход в другой, лучший мир…
Вот такой грустный сценарий придумала маленькая девочка много лет назад…

Ещё примеры

Ольга, судья. Любимая сказка — «Огниво». Любимый герой – собаки, сторожащие сундуки с золотом и серебром. Выбор профессии был мотивирован  любимой сказкой.

Виолетта, 65 лет. В детстве тоже любила сказку «Огниво». Любимый герой – солдат. У Виолетты  — муж, трое сыновей, три невестки и четверо внуков. От всех она требует безоговорочного подчинения. По жизни Виолетта — воин, её поведение часто напоминает действия любимого сказочного героя.

Лиза, 60 лет, домохозяйка. У неё большие проблемы с матерью мужа, золовкой и свахой. Любимая сказка — «Золушка». По словам Лизы, её героиня — трудолюбивая служанка, которую со свету сживали мачеха (мать мужа) и сёстры (золовка и сваха).

Аня, 28 лет, начальник отдела. У Ани тоже любимая сказка — «Золушка». Характеризуя  главную героиню, говорит:
— Золушка всегда появлялась в нужном месте в нужное время.
Аня - старательная, исполнительная, быстро ориентируется в ситуации, знает, как достичь поставленной цели. На неё можно положиться. Руководство ею довольно.

Татьяна, 45 лет, бизнес-вумен. В лихие 90-е смогла заработать на то, чтобы открыть свой магазин. В детстве любила сказки с Соловьём-разбойником. Разбойники, в её понимании, строгие, но справедливые. Очень строга к своим детям и партнёрам по бизнесу.

Лариса, 46 лет, работник ЖЭКа.  В детстве любила слушать пластинку со сказкой «Конёк-горбунок». Иванушка, по её словам, добрый, преданный.
— Он  всё время выполнял задания. Прыжок в котёл – это испытание, после которого он стал жить хорошо …
Лариса трудолюбивая, добросовестная, тщательно выполняет поручения руководства. Тяжёлое испытание — развод с мужем.  Она считает, что всё хорошее ждёт её впереди.

Галя, 35 лет, чиновник. Любимая сказка — «Василиса Премудрая». Рассказывает психологу:
— Василиса весёлая была, много книг читала и делала, что хотела. Она волшебница. Раз – и всё у неё получается. Как она задумает, так и выходит. В конце сказки она мужа своего, Иванушку-дурачка,  Принцем сделала.
В работе Галя очень предприимчивая, легко разрешает возникающие  проблемы. Умная, начитанная, весёлая, много знает. Хорошо чувствует людей и может ими манипулировать. Мечтает стать большим политиком.

Татьяна, 55 лет, архитектор. Любимые сказки — «Красная Шапочка» и «Аленький цветочек». Таня рассказывает о главных героинях так:
— Красная Шапочка —- маленькая, хорошенькая, добрая и смелая. Она всё преодолела и Волка не испугалась. А младшенькая дочь из сказки «Аленький цветочек» знала, что Чудище на самом деле хорошее, поэтому она его не боялась и всё преодолела.
Ключевыми словами Татьяны при характеристике героинь сказок являются слова «смелая» и «всё преодолела».
Внешне Татьяна невысокая, хорошо сложенная женщина. По характеру добрая, старательная, трудолюбивая, смелая. Имеет своё небольшое предприятие. Она много работает, по 12-14 часов в день, порой забывая о себе.  В повседневной жизни Татьяне приходится преодолевать многочисленные препятствия в виде чиновников и конкурентов. Нередко она приносит в  жертву свои желания ради благополучия окружающих её близких людей. Очень переживает, если что-то идёт не так. Но она оптимист, поэтому не унывает.

Соня, 38 лет, секретарь-референт. Считает, что её любимая героиня  из сказки «Аленький цветочек» пожертвовала собой ради отца.
— Встретив Чудище, девушка не узнала в нём человека. И только её слеза  превратила его в настоящего Принца.
В своей жизни Соне часто приходится жертвовать собой. Она плохо разбирается в мужчинах. По её словам, она не раз встречала мужчин, представлявшихся ей чудовищами, которые «в нестандартной обстановке вдруг раскрывались с другой стороны и превращались в интересных, порядочных людей».

Саша, 53, врач. Любимая сказка — «Золотой ключик», любимый герой — Буратино.
— У Буратино было много друзей, и сам он был хорошим другом, — говорит Саша.
В своей жизни Александр больше всего ценит дружбу, он надёжный друг.

Александр, 48 лет, художник. Любимый герой — тоже Буратино.
— Я в детстве с удовольствием читал сказки про Буратино и  Чиполлино, — говорит Саша. — Они добрые и всегда защищают слабых.
Александр очень добрый, талантливый человек. Он — защитник, бескомпромиссный борец с несправедливостью, что иногда приносит ему неприятности в жизни и работе.

Саша, 30 лет. В детстве нравилась сказка «Кот в сапогах».  Любимым героем был Кот. В сказке младшему сыну мельника в наследство от отца достался только Кот. Всё остальное досталось братьям. Кот оказался на редкость предприимчивым малым. Благодаря  деловой хватке и хитрости  Кота, его хозяин получил всё, о чём только мог мечтать: титул, замок, богатство и любовь прекрасной принцессы.
Характеристики главного героя  сказки (Кота) как нельзя лучше подходят Саше. Он находчивый, предприимчивый, легко приспосабливается к окружению, хитрит, ловко  прикидывается, любит подшучивать. Стремясь достичь поставленной цели, может быть жестоким. Легко идёт на афёры. Если следовать сюжету сказки, то как только Саша встретит Хозяина, который подарит ему «сапоги» (должность), он будет служить ему, правдами и неправдами будет способствовать его возвышению, сделает своего хозяина Маркизом Карабасом.

Мария, 28 лет, не замужем. Любимая сказка — «Красавица и Чудовище». На её жизненном пути не раз встречались парни, которые в критических ситуациях предавали её. Каждый раз выбирая из окружающих Принцев Чудовище, девушка никак не может понять, почему с ней это происходит.

Евгений, 52 года, успешный бизнесмен, — умный, добрый, смелый руководитель созданной им большой организации.  Когда был маленьким, часто перечитывал сказку «Волшебник Изумрудного города». Любимый герой – Железный Дровосек, мечтающий вернуть утраченное сердце. Пережив много приключений (нападение Людоеда, встреча с Саблезубыми Тиграми), подружившись с Элли, Страшилой и Трусливым Львом, Железный Дровосек добирается до Изумрудного города. После долгого пути, полного опасностей и приключений, он добивается исполнения своих желаний. Великий Гудвин дал Дровосеку сердце, а населявший Фиолетовую страну народ Мигунов пригласил Дровосека на должность Правителя. Он — добрый и чуткий человек, верный друг, храбрый воин, бескорыстный и опытный правитель.
Евгений удивительно похож на своего героя. Следуя сюжету любимой сказки, он, как и его герой, проходит испытание на прочность, сражается и достигает цели.

Оля, 27 лет, домохозяйка. Любимая сказка — «Морозко». Оля замужем, имеет ребёнка, любит своего мужа и любима им. Она добрая, ранимая, чуткая, готова всегда прийти на помощь. Эти прекрасные качества многие из её окружения используют с целью манипуляции. Она, как и главная героиня сказки — Алёнушка, не умеет твёрдо сказать «нет». Ей приходится помогать и  решать чужие проблемы в ущерб собственным интересам. Став жертвой манипуляций, она испытывает горечь, разочарование и в то же время злится на себя за то, что плохо подумала о своих мучителях.

Из приведённых историй становится понятно, что каждый из нас, используя знакомый сюжет, пишет свою неповторимую сказку. У кого-то в этой сказке Золушка будет замарашкой, забитой дурнушкой, а у кого-то  — золотой девочкой, умницей, рукодельницей, ставшей благодаря своему трудолюбию и терпению принцессой.  Важна не сказка, которую выбирает ребёнок, а то, каким он видит главного героя этой сказки. Как вы успели заметить, главным героем для жизненного сценария может послужить персонаж второстепенный, что обязательно нужно учитывать при анализе выбранной для интерпретации сказки.

Главы книги "Подарок из прошлого"