Полномочия президента на примере США, Франции, Ита

Евгений Финешин
Е. Финешин 2010 г.

Полномочия президента в конституционно-правовом механизме государственной власти.
На примере США, Франции, Италии

1.Введение               
2.История становления института президента в Соединенных Штатах Америки, Франции, Италии               
  2.1.США               
  2.2.Франция               
  2.3.Италия               
3.Общая характеристика полномочий президента как главы государства в современном мире                               
4.Сравнительно-правовой анализ полномочий президентов США и Франции               
5.Сравнительно-правовой анализ полномочий президентов США и Франции, с одной стороны, и Италии – с другой               
6.Заключение               
7.Список литературы    


Введение

     Учреждение, становление и развитие в системе государственной власти Российской Федерации поста президента значительно усилило внимание в нашем обществе к институту президентства в различных политических системах. Данный институт привлекает сегодня пристальное внимание юристов, политологов, философов, широкой общественности. Не последнюю роль в этом сыграло то обстоятельство, что этот институт был принят всеми посткоммунистическими странами . Необходимость   изучения  института  президентства   приобрела   особое значение в  современных условиях и в связи с  волной демократизации, охватившей государства Центральной и  Восточной Европы  и республики бывшего СССР. В этих государствах  произошла ломка тоталитарной  политической системы, и происходит формирование  новой системы,  одним из основных элементов которой выступает институт  президентства.  Актуальной  и  острой является  проблема взаимодействия президента с основными государственными органами, определения места президента в системе разделения властей . В тоже время Основным вектором государственно-правового развития XX – начала XXI в., проявившимся практически во всех государствах мира, явилось превалирование исполнительной власти (с которой особенно тесно связаны президенты ряда стран) над законодательной. Объяснение этому следует искать в особом состоянии мировой экономики, в формировании структур государственно-монополистического капитализма. В условиях новой экономической ситуации, требующей активного государственного вмешательства в хозяйственную жизнь с целью пресечения наиболее вредоносных проявлений монополизма, губительных не только для экономического прогресса, но и общих устоев политической демократии, развиваются и совершенствуются как способы и методы осуществления политической власти, так и государственно-правовые механизмы такого властвования. Ярким примером служит антикризисное регулирование администрации Президента США Ф. Д. Рузвельта в рамках «Нового курса». А с окончанием  Второй мировой войны президентская власть окончательно проявила себя в качестве центра экономической и политической активности государства . Отмеченная выше тенденция сохраняет свою актуальность и в настоящее время, в условиях нового финансово-экономического кризиса, который во многом подобен кризису конца 1920-х – начала 1930-х гг.

     В переводе с латыни «президент» означает «сидящий впереди». Становление и развитие этого политического института начинается в конце XVIII в. Сегодня институт президентства стал атрибутом республиканской формы правления и одним из признаков демократического строя. В настоящее время выборный президент является главой государства в подавляющем большинстве зарубежных стран. Преобладающей тенденцией в развитии института главы государства является сокращение числа монархий и увеличение числа стран с республиканской формой правления, главой государства в которых является, как правило, выборный президент. Его реальный статус и действительная политическая роль в решающей степени зависят от разновидности республиканской формы правления и особенностей политического режима. Так, в президентской республике глава государства играет гораздо большую роль, нежели в парламентарной. Президент парламентарной республики не располагает правительственной властью и активного участия в управлении государственными делами не принимает. Он выполняет функции преимущественно представительского характера, хотя, в зависимости от конкретной политической обстановки, и особенно если он принадлежит к руководству правящей партии, может оказывать весьма значительное влияние на ход государственных дел. Иногда президент принадлежит к оппозиционной партии. Такое положение имело место в отдельные периоды в Италии. Во всех случаях, когда глава государства в парламентарной республике наделен по закону более или менее значительными полномочиями, их осуществление на практике находится в ведении правительства. Акты президента в действительности исходят от правительства. Они нуждаются в скреплении подписью премьер-министра или заинтересованного министра (институт контрасигнации), что служит обязательным условием их действительности. Исключительно важную роль в руководстве и управлении государственными делами играет президент в странах, где он наделен правительственной властью и формально является единоличным носителем исполнительной власти. Подобное положение типично прежде всего для президентских республик (США). Весьма значительными собственными полномочиями обладает глава государства в республиках со смешанными формами правления, где президент также теснее связан с правительством, чем с парламентом (Франция) .

     Необходимо отметить, что среди российских ученых нет единства в подходе к определению разновидности республиканской формы правления утвердившейся в современной  России. Так, Е. И. Козлова характеризует Россию как полупрезидентскую (смешанную) республику , а М. В. Баглай утверждает, что в России фактически принята президентская форма правления . С учетом такого положения  необходимость сравнительного изучения соответствующего опыта зарубежных стран становится особенно актуальной.   


История становления института президента в США, Франции, Италии

     Институт президентства прошел довольно долгий и тернистый путь развития и явился результатом как определенной эволюции политической мысли человечества, так и совокупности исторических, политических, правовых и других предпосылок. В определенной степени он обязан теории разделения властей, которая первоначально концептуально была разработана Джоном Локком (1632-1704 гг.) и Шарлем-Луи Монтескье (1689-1755 гг.) . И представляется вполне оправданным, что прежде чем приступать к непосредственному рассмотрению полномочий президента как главы государства в зарубежных странах, стоит вкратце проследить историю возникновения и становления самого института президентства в трех рассматриваемых государствах.    

     США. Теория разделения властей в ее изначальной трактовке наиболее полно и последовательно реализовалась в Конституции США 1787 г., где прослеживается влияние как создателей этой теории, так и британских конституционных образцов начала XVIII в. Вместе с тем данная теория была дополнена, во-первых, системой сдержек и противовесов, а во-вторых, социальной трактовкой единства власти. После того как США получили независимость (1783), в стране начался процесс реорганизации государственной власти, который основывался на принципе разделения властей. Важную роль в принятии этого принципа сыграл Дж. Вашингтон, который в 1789 г. был избран первым президентом США. Он создал прецедент второго срока; эта традиция получила юридическое закрепление в поправке XXII (1951) и была запоздалой реакцией на «феномен Рузвельта» . Преодолеть трудности, возникшие после окончания войны за независимость, обуздать сепаратизм штатов, навести порядок в стране и т. д. возможно было только на пути создания сильной централизованной власти, в первую очередь, исполнительной, способной при необходимости эффективно использовать механизмы принуждения . Конституция 1787 г. объединила в лице президента главу государства и правительства, но лишила президента законодательной инициативы в строгом смысле слова (права представлять палатам готовый законопроект). Более ста лет назад американцы называли президента США «главным клерком страны». Однако и тогда были случаи «властных президентов». Их полномочия основывались на возможности двоякого толкования Конституции США, а также на поддержке общественным мнением в США популярных президентов. Отдельные полномочия президента были расширены в начале ХХ в. при Т. Рузвельте и В. Вильсоне. Так, Вильсон, например, восстановил обычай, введенный Дж. Адамсом (1797 – 1801 гг.), лично выступать с посланиями о положении страны. В условиях развития СМИ такие послания приобрели большую политическую роль . Представление о президенте как о центральном лице национального правительства, которое проектирует законодательную программу и руководит значительным аппаратом советников, присуще современной эпохе и является результатом важной роли исполнительной власти. В прошлом президентская власть в США становилась сильной только в период национального кризиса (Гражданская война, Первая мировая война) или в то время, когда на историческую арену выходили исключительные личности (Т. Рузвельт, В. Вильсон). Но, начиная с 1930-х годов, мощь президентской власти уже не зависела от того, переживало ли общество кризис. Особенно расширяются права президента как главнокомандующего в военное время. Так сложилась американская модель президентства, объединяющая в одном лице главу государства и главу правительства. Сейчас, как полагают некоторые ученые-юристы, в США имеет место "имперское президентство", при котором глава исполнительной власти является одновременно и главным административным должностным лицом .

     Франция. В период, когда в системе политико-правовых институтов США появляется новый институт президентства, во Франции начинается революционная эпоха, по итогам которой произошла полная реорганизация системы государственных органов страны. Попеременно сменяя монархию республикой и наоборот, пройдя через этапы засилья законодательной власти и слабости коллегиальной исполнительной власти, Франция приходит к созданию института президентства, включающего в себя как положительные черты сильной единоначальной власти, так и ограничения от возможного перерождения в самовластие. Руководствуясь доктриной "разделения властей", Конституция Франции 1848 г. поручила издание законов Национальному собранию, а исполнительную власть — президенту республики. В руках президента оказывались все средства исполнительной власти. Первым президентом Франции в 1848 г.  стал Луи Наполеон Бонапарт. Начиная с 1875 г., утвердился порядок избрания президента парламентом. Удрученные опытом засилья президента Луи Наполеона, избираемого непосредственно народом, французы решили таким образом обуздать этот институт. Конституционный закон 25 февраля 1875 г. "Об организации государственных властей" предоставлял президенту достаточно широкие прерогативы во многих областях. Однако целый ряд полномочий президента никогда в III Республике им не осуществлялись и чаще всего являлись делом правительства. Конституции 1875 г. де-факто создала новую модель президентской власти, которая характерна для парламентарных республик. Франция отошла от американской модели президентства. В 1946 г. была принята новая французская конституция. Она установила, что президент избирается парламентом на 7 лет и может быть переизбран лишь один раз. Значительная часть формальных полномочий президента перешла к председателю Совета министров, а оставшиеся положения толковались ограничительно. Фактически конституция 1946 г. довела до логического завершения процесс создания парламентской формы республиканского правления с присущей ей моделью президентской власти. Но политическая система, основанная на «усиленном парламентаризме» оказалась неспособной адекватно реагировать на сложные социально-экономические проблемы и кризисные явления. Идею сильной президентской власти поддерживал Шарль де Голль, возглавивший в условиях острого политического кризиса Совет министров (1958 г.). При активном участии де Голля в 1958 г. разрабатывается и всенародным референдумом принимается новая конституция. Она вводит смешанную или полупрезидентскую форму правления и закрепляет доминирующее положение исполнительной власти . Франция отказалась от прежней модели президентской власти, ибо исполнительная власть дискредитировала себя своей недееспособностью в условиях агрессии Германии в период Второй мировой войны. Сохранив некоторые черты прежней модели, новой придали и ряд принципиально новых качеств . В результате конституционной реформы 1962 г., установившей всенародное избрание президента, положение главы государства еще более усилилось. Это стало возможным и благодаря образованию с 1962 г. в парламенте президентского большинства. Президент стал фактическим главой исполнительной власти, а премьер-министр - только исполнителем его воли. Президента Франции стали называть «некоронованным и ненаследным монархом». Интересно, что некоторые российские ученые также отмечают сходство существа прав Президента РФ по действующей Конституции РФ с правами верховной власти, которыми в России в прошлом обладал император . Ситуация во Франции изменилась только в 1986 г. после победы на парламентских выборах правоцентристских сил при президенте-социалисте Ф. Миттеране (1981-1995 гг.). Благодаря поддержке в парламенте премьер-министр стал более сильной фигурой в исполнительной власти.  Наступил период «сосуществования» (1986-1988 и 1993-1995 гг.) президента с оппозиционным премьер-министром, который показал, что распределение функций, предусмотренное Конституцией 1958 г., является возможным. Но политическая ситуация не смогла значительно изменить «архитектуру власти», заложенную в Конституции. Президент никогда не упускал своих прерогатив в сфере внешней политики и обороны. В данном случае он действительно является главой правительства Франции . В 2000 г. во Франции по инициативе Президента Ж. Ширака референдумом была принята поправка к Конституции, сократившая срок президентских полномочий с семи до пяти лет .

     Италия. Возникновение Италии как единого национального государства относится ко второй половине XIX в. Вплоть до окончания Второй мировой войны Италия формально оставалась монархической страной, однако в период с 1922 г. по 1943 г. реальным лидером государства являлся глава правительства Б. Муссолини, возглавлявший также фашистскую партию. После краха фашистского режима вопрос о судьбе итальянской монархии, проявившей себя в качестве реакционной силы, был решен в ходе общенационального референдума в июне 1946 г., по результатам которого Италия была официально провозглашена республикой. А в декабре 1947 г. Учредительным собранием была принята Конституция Итальянской республики, в соответствии с которой Италия стала парламентарной республикой, приближающейся к ее классической модели. С 1 января 1948 г. Конституция  была введена в действие . Еще до принятия основного закона страны временным президентом был избран Энрико де Никола (1877-1959). Новая демократическая Конституция Италии учредила пост Президента республики как главы государства. Палата депутатов и Сенат на совместном заседании избрали президентом республики Луиджи Эйнауди (1874-1961). В 2006 г. 11-м президентом Итальянской Республики был избран Джорджо Наполитано . Как уже отмечалось во введении, президент  в парламентарных странах представляет собой довольно слабую политическую фигуру в системе высших государственных органов, и эта особенность в полной мере свойственна современной Италии.

     Таким образом, сегодня в мире существуют три основных модели президентской власти: президентская (США), полупрезидентская (Франция) и парламентарная (Италия). При этом если в Италии президент выполняет в основном представительские функции, а «лицом» государства является премьер-министр, то государства старейших демократий – французской и американской – возглавляются президентами, обладающими широкими полномочиями.

     Перед тем как приступить к непосредственному сравнению полномочий президентов рассматриваемых государств, представляется оправданным дать общую характеристику положения президента как главы государства в зарубежных странах; для этой цели предусмотрен следующий раздел.
 
               
Общая характеристика полномочий президента как главы государства в современном мире

     В подавляющем большинстве стран национальное законодательство наделяет главу государства обширными правами и полномочиями в различных областях государственной деятельности. Практика функционирования конституционного механизма, реально существующая политическая ситуация вносят значительные коррективы в осуществление этих полномочий. Сравнительно отчетливо прослеживаются две основные тенденции. В одних странах наблюдается фактическое, а иногда и формальное ограничение полномочий главы государства, которые осуществляются за него правительством или главой правительства (Италия). В других — происходит расширение компетенции главы государства, зачастую выходящее за пределы, очерченные конституцией и другими действующими законодательными актами (США). Обе тенденции связаны с процессом усиления правительственной власти в современном мире .

    В рамках настоящего раздела мы сначала охарактеризуем общие полномочия президента как главы государства, не привязывая круг этих полномочий к той или иной разновидности республиканской формы правления. Итак, как высший представитель государства внутри страны глава государства имеет определенные полномочия в отношении парламента и правительства, а также судебной власти. Во взаимоотношениях с парламентом он назначает парламентские выборы, нередко ему предоставляется право созывать парламент на внеочередные сессии (заседания) и отсрочивать его заседания. В законодательном процессе он может наделяться правом (и обязанностью) санкционировать, промульгировать и опубликовывать законы, имея часто право отлагательного вето, а также возможность обращения в орган конституционного контроля в случае сомнения в конституционности представленного на подпись закона. Глава государства так или иначе участвует в формировании правительства, часто — в решении вопроса о его отставке в целом или отдельных министров. Участвует он и в формировании органов судебной власти. В ряде стран он выступает арбитром в спорах между различными органами власти (Франция). В своем качестве высшего представителя государства внутри страны его глава имеет определенные полномочия в сфере личного статуса, т. е. в отношениях с гражданами и иностранцами. Ему часто принадлежат полномочия в вопросах предоставления, восстановления гражданства и дачи разрешения на выход из него, право предоставления убежища иностранцам, право помилования осужденных, производство награждений государственными наградами. Будучи высшим представителем государства вовне, его глава имеет ряд важных полномочий в сфере международных отношений. Он может без специального уполномочия заключать международные договоры, часто на него возлагаются ратификация и денонсация международных договоров (обычно по предварительному решению парламента). Глава государства принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей, сам аккредитует и отзывает дипломатических представителей в иностранных государствах и международных организациях, подписывая соответствующие грамоты. В сфере обороны и безопасности глава государства часто является верховным главнокомандующим вооруженными силами и вправе принимать немедленные меры по обеспечению внешней и внутренней безопасности страны с последующим парламентским контролем. Так выглядит в общем круг полномочий, присущих президенту как главе государства как таковому . От разновидности республиканской формы правления и от конкретных конституционных решений зависит, какие из них он осуществляет в дискреционном порядке, т. е. по собственному усмотрению, а осуществление каких нуждается в предварительном решении иных государственных органов.

     Полномочия президента как главы государства можно также классифицировать исходя из несколько иных оснований. И здесь мы постараемся одновременно проследить наиболее характерные и существенные сходства и, в особенности, различия, обусловленные той или иной разновидностью республиканской формы правления. Так, осуществляя представительские функции, глава государства выступает с официальными обращениями к парламенту и посланиями к нации. Такие послания зачастую содержат анализ внутренней и внешней политики государства, формулируют основные цели правительственной деятельности и намечают пути их достижения. Подобная практика широко распространена в большинстве президентских республик. В США ежегодные президентские послания рассматриваются как основной программный документ правительственной деятельности на предстоящий период. По важнейшим вопросам обращается с посланиями к парламенту и нации глава государства во Франции . Может направлять палатам послания и Президент Италии . Большое значение имеют представительские функции главы государства в сфере внешних сношений. Он считается всегда выступающим от имени своего государства в силу своего положения и не нуждается в специальном на то уполномочии.

     Реализуя свои полномочия в области государственного управления, глава государства играет важную роль в формировании правительства. Но в парламентарных республиках (Италия) он не может назначить правительство, которое не располагает поддержкой парламентского большинства. Соответственно замещение поста премьер-министра руководителем политической партии, победившей на парламентских выборах, происходит почти автоматически. Он также вправе отправлять в отставку правительство или отдельных министров. Однако в парламентарных республиках при осуществлении этих полномочий глава государства даже юридически несвободен, так как отставка главой государства всего состава правительства может произойти лишь по инициативе самого правительства или его главы либо по инициативе парламента. В странах, в которых глава государства наделен правительственной (исполнительной) властью, его полномочия в области государственного управления значительно более широки. В президентских республиках (США) президент является единоличным носителем правительственной власти. Члены правительства рассматриваются обычно как помощники и советники президента, им назначаются (с согласия парламента) и единолично увольняются. Он играет решающую роль в определении программы правительственной деятельности; ему принадлежит право принятия окончательных решений. От имени главы государства и за его подписью издаются важнейшие акты исполнительной власти, при существовании института контрасигнатуры в парламентарных (Италия) и даже некоторых смешанных (Франция) республиках  .

     Полномочия главы государства в области правительственной деятельности включают в себя руководство административным аппаратом и вооруженными силами. Он производит назначения на высшие военные и гражданские должности.

     Полномочия главы государства в сфере законодательной деятельности  неодинаковы в различных странах. В президентских республиках (США) президент формально не должен вмешиваться во внутреннюю деятельность парламента. В парламентарных республиках (Италия), как правило, главе государства принадлежит право досрочного роспуска парламента или одной из его палат и назначения внеочередных выборов, причем право роспуска может быть ограничено какими-то определенными случаями или иметь дискреционный характер. Так, в Италии право Президента по роспуску палат парламента, причем как любой из них по отдельности, так и обеих сразу, почти ничем не ограничено . Правами досрочного роспуска парламента (нижней палаты), созыва чрезвычайных сессий, возвращения законопроекта для повторного обсуждения, передачи его в орган конституционного надзора, законодательной инициативы в конституционной сфере обладает глава государства в республиках со смешанной формой правления (Франция). Степень реальности осуществления этих прав хотя и зависит от расстановки сил в парламенте, однако остается в целом значительно более высокой, нежели при парламентарной форме правления. В странах, в которых глава государства правом созыва и роспуска парламента не обладает (США), это формально мотивируется независимостью законодательной и исполнительной власти в соответствии с принципом разделения властей. На практике и в данной группе стран сохраняются весьма значительные средства воздействия на парламент, используемые главой государства. Одно из них — право вето на законопроекты, вотированные парламентом. Вето обычно распространяется на законопроект в целом. Однако в ряде стран президент имеет право наложить вето на отдельные статьи и положения законопроекта. Для преодоления отлагательного вето устанавливается, как правило, усложненная процедура. Глава государства во многих странах пользуется правом издания собственных нормативных актов. В парламентарных республиках соответствующие полномочия осуществляются на практике правительством, которое и несет за них ответственность. В странах, где глава государства наделен правительственной властью, он сам издает нормативные акты, которые зачастую не нуждаются в министерской контрасигнации. В некоторых странах конституция строго лимитирует сферу применения парламентского закона (Франция). В результате президентский указ все чаще выступает как акт, не основанный на законе, а регламентирующий общественные отношения на равных основаниях с законом. Глава государства, наделенный регламентарной властью, становится важнейшим субъектом нормотворческой деятельности .

     Все внешнеполитические полномочия главы государства в парламентарных республиках осуществляются правительством и его руководителем. В республиках со смешанной формой правления в зависимости от расстановки политических сил возможно как единоличное руководство внешней политикой со стороны главы государства, так и определенное разделение полномочий между ним и главой правительства. В президентских республиках глава государства занимает явно доминирующие позиции в области руководства и управления внешними делами.  Тенденции к концентрации оперативного руководства внешними сношениями противостоит в демократических странах тенденция к сохранению возможности контроля за ее проведением другими высшими органами. Можно выделить следующие полномочия главы государства в сфере внешних сношений. Это, во-первых, верховное представительство страны в международных отношениях. Любое выступление, заявление или акция главы государства, независимо от наличия специальных полномочий, обязывают государство. С этим же связано и право непосредственного обращения к главам иностранных государств. Во-вторых, глава государства назначает руководителя ведомства иностранных дел и дипломатических представителей страны за рубежом. В США такие назначения производятся формально «по совету и с согласия Сената», в большинстве других стран - по решению правительства. Глава государства скрепляет своей подписью верительные и отзывные грамоты. При нем аккредитируются иностранные дипломатические представители. В-третьих, в ряде стран глава государства дает указания о подготовке и проведении переговоров, участвует лично в наиболее важных из них и подписывает международные договоры или другие международно-правовые акты. Глава государства скрепляет своей подписью ратификационные грамоты, однако наиболее важные международные договоры ратифицируются на основе решения парламента (либо одной из палат). В США решение о ратификации принимает только верхняя палата Конгресса квалифицированным большинством в две трети голосов. Во Франции ратификация производится президентом на основе уполномочивающего закона, принимаемого Парламентом. В-четвертых, к компетенции главы государства во многих странах отнесено объявление войны и заключение мира. Особая значимость этого полномочия привела к тому, что в большинстве стран оно осуществляется на основе решения парламента или правительства.

     Важнейшими полномочиями в судебной области являются: назначение на судебные или высшие судебные должности; председательствование в высших консультативных учреждениях, которые ведают дисциплинарными и отчасти административными вопросами, относящимися к судейскому корпусу; осуществление права помилования.

     Во многих странах (США, Франция) глава государства наделен правом введения чрезвычайного положения или использования чрезвычайных полномочий .


Сравнительно-правовой анализ полномочий президентов США и Франции

     Согласно Конституции США (разд. 1 ст. II) исполнительная власть предоставляется Президенту США . Этим скупым указанием, основанным на принципе разделения властей, определяется роль Президента как главы всей исполнительной ветви власти. Со временем эта роль возросла до признания Президента главой государства и высшим должностным лицом страны. Исполнительная власть предоставлена Президенту в личном качестве. В Конституции ничего не говорится о каком-либо коллегиальном правительстве или хотя бы о структуре органов исполнительной власти. Президент независим, не подотчетен Конгрессу, неподконтролен ему и несет ответственность только перед народом, от которого он получил свой мандат. Полномочия Президента закреплены в достаточно широком объеме, но без строгих пределов, что и способствовало их неуклонному фактическому возрастанию. В то же время президентская власть не переросла в личную диктатуру, поскольку она всегда сдерживалась определенными полномочиями Конгресса и Верховного суда. Основные полномочия Президента перечислены в Конституции (разд. 2 ст. II). Однако со временем теорией и практикой было сформулировано понятие "подразумеваемых (или "скрытых") полномочий", благодаря которому конституционные права и обязанности Президента существенно расширились. Кроме того, глава государства систематически наделяется Конгрессом "делегированными правами" . Таким образом, все полномочия Президента США можно условно подразделить на конституционные (т. е. прямо предусмотренные Конституцией США), подразумеваемые (не упоминаемые ею, но имеющиеся в виду) и делегированные Конгрессом .

     В качестве главы государства Президент выполняет представительские функции. Он осуществляет высшее представительство США внутри страны и в международных отношениях. Ему принадлежит право отсрочки исполнения приговоров и помилования за преступления против Соединенных Штатов, за исключением дел по импичменту; он же расширительно толкуя право помилования, объявляет амнистию (эти полномочия можно одновременно отнести к полномочиям в сфере судебной власти , разд. 2 ст. II). Как "лидер нации" Президент возглавляет разного рода церемонии, участвует в торжествах и празднествах. Он награждает высшими военными и другими наградами, что, впрочем, вправе делать и Конгресс.    

     Президент формально не пользуется правом законодательной инициативы и не участвует в заседаниях палат при принятии законов. Но его полномочия в законодательном процессе существенны: он обращается к Конгрессу с посланиями (разд. 3 ст. II), в которых, по сути, содержатся планы законодательных мероприятий, подписывает законы, обладая правом отлагательного вето, которое может быть преодолено Конгрессом большинством в 2/3 голосов обеих палат (разд. 7 ст. I). Президент не вправе созывать или распускать Конгресс, но при чрезвычайных обстоятельствах может созвать обе палаты или одну из них, а в случае разногласий между палатами по поводу времени отсрочки сессий сам переносит их на такое время, какое сочтет необходимым (разд. 3 ст. II). Правовые акты Президента (исполнительные приказы, реорганизационные планы и др.) обладают нормативным характером, во многом напоминающим законодательные акты Конгресса. Принудительная сила таких актов вытекает из конституционной обязанности Президента заботиться о том, чтобы законы добросовестно исполнялись (разд. 3 ст. II)  .

     В сфере внешней политики Президент формирует и осуществляет внешнюю политику, ведет сам или через своих представителей международные переговоры, принимает послов и других официальных представителей (разд. 3 ст. II). Он имеет право по совету и с согласия Сената заключать международные договоры при условии их одобрения 2/3 присутствующих сенаторов, с одобрения Сената назначает послов, консулов и  иных полномочных представителей (разд. 2 ст. II). Наряду с этим Президент вправе заключать с другими государствами исполнительные соглашения, которые не требуют одобрения Сенатом . Все полномочия, перечисленные в текущем, а так же предыдущем абзаце, тоже можно определить как полномочия главы государства .

     Огромные военные полномочия Президента выводятся из его положения верховного главнокомандующего армией и флотом США и милицией отдельных штатов, когда она призывается на действительную службу США (разд. 2 ст. II). Он не вправе объявлять войну (полномочие Конгресса разд. 8 ст. I), но может направлять войска за границу для "защиты американских интересов", в миротворческих целях и др. Такие полномочия Президента регламентируются специальным законом 1973 г. Президент имеет право объявлять чрезвычайное положение — как в национальном масштабе, так и в отдельных штатах. Постановление Президента об объявлении чрезвычайного положения незамедлительно передается в Конгресс. Но парламенту не предоставлено права утверждать введение чрезвычайного положения. Однако Национальное чрезвычайное положение может быть прекращено совпадающей резолюцией Конгресса, а так же актом Президента или по истечении указанного срока. При объявлении национального чрезвычайного положения за Президентом сохраняются только те права и полномочия, которые основываются на законах. Он вправе осуществлять в период его действия специальные или экстраординарные меры вплоть до применения сил армии и национальной гвардии. Чрезвычайные полномочия Президента США прямо не предусмотрены Конституцией. Они предоставляются Президенту Актом о национальном чрезвычайном положении 1976 г. Военные и чрезвычайные полномочия Президента США также входят в область прерогатив главы государства и могут быть определены как правомочия в сфере обеспечения безопасности страны . Однако некоторые авторы относят эти прерогативы президентской власти к полномочиям в сфере исполнительной власти .

     Назначение высших должностных лиц (разд. 2 ст. II.) - одно из важнейших управленческих полномочий Президента США. Все высшие должностные лица назначаются главой исполнительной власти "по совету и с согласия" Сената. Среди них министры, руководители ведомств, послы, консулы, судьи Верховного суда и других федеральных судов (последнее можно отнести одновременно к полномочиям в сфере судебной власти), и все другие должностные лица, назначение которых Конституцией не предусматривается в ином порядке и должности которых устанавливаются законом. Конгресс может законом предоставить право назначения нижестоящих должностных лиц, каких сочтет уместным, Президенту единолично. Президент имеет право замещать все вакансии, которые откроются в период между сессиями Сената, на срок до окончания ближайшей сессии. Отстранение всех этих лиц от должностей осуществляется Президентом по собственному усмотрению (в Конституции соответствующий порядок не прописан). Президент определяет полномочия всех должностных лиц США и обеспечивает точное соблюдение законов (разд. 3 ст. II) . Видно, что наибольшим объемом полномочий Президент США обладает как глава исполнительной власти . Самая главная сфера деятельности Президента США – руководство кабинетом (собранием министров), образующим вместе с Президентом высший орган исполнительной власти страны. Кабинет – чисто совещательный орган, который собирается и обсуждает вопросы по личному усмотрению Президента. При этом министры – лишь советники при Президенте: все решения по руководству исполнительной властью принимаются главой государства единолично . Президенту США подчинен аппарат Белого дома, участвующий в формировании президентской политики и возглавляемый главой Администрации Президента США. При Президенте США действует Исполнительное управление (управления, советы, службы) . ИУП не предусмотрено конституцией и было создано исполнительным приказом Ф. Д. Рузвельта и впоследствии неоднократно реформировалось  в соответствии с реорганизационными планами президентов .

    В то время как Конституция США содержит указание на Президента как гаранта. Конституции только в положении о присяге, которую он приносит при вступлении в должность (разд. 1 ст. II.), Конституция Франции 1958 г. в статье 5, открывающей Раздел II (Президент Республики), прямо устанавливает центральное место Президента в системе государственных органов Пятой республики . Он следит за соблюдением Конституции, обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, преемственность государства, является гарантом национальной независимости, целостности территории, соблюдения международных договоров (ст. 5).   

     Президент Республики — высшее должностное лицо государства, его верховный представитель во всех актах внутриполитической и международной жизни (как и Президент США) и обладает значительным объемом собственных полномочий в различных сферах . Но, в отличие от главы Соединенных штатов, Президент Франции осуществляет исполнительную власть наряду или совместно с коллегиальным органом – Правительством, первостепенную роль в котором Конституция отводит Премьер-министру. Он руководит деятельностью Правительства, несет ответственность за национальную оборону, обеспечивает исполнение законов, осуществляет назначения на высшие военные и гражданские должности (в США – прерогативы Президента), обладает собственной регламентарной властью (ст. 21) и правом законодательной инициативы (ст. 39) . Правительство определяет и проводит политику нации. В его распоряжении находятся администрация и вооруженные силы. Оно несет ответственность перед Парламентом (ст. 20). Конституция не устанавливает политической ответственности Президента ни перед каким государственным органом за исключением случаев государственной измены (ст. 68).

     В законодательной сфере Президент Республики, в отличие от Президента США, обладает правом законодательной инициативы (по предложению Премьер-министра) в том, что касается конституционных пересмотров (ст. 89), правом передачи законопроектов на референдум, назначает референдум в предусмотренных Конституцией случаях (ст. 11, 53, 88-5, 89); имеет право обратиться в Конституционный совет в целях установления соответствия одобренных парламентом актов Конституции (ст. 61). Почти ничем не ограниченным правом Президента (предусмотрены лишь некоторые конституционные ограничения, а также консультации с Премьер-министром и председателями палат) является роспуск нижней палаты Парламента (ст. 12), что не входит в полномочия Президента США. Президент Республики так же, как и его заокеанский коллега, промульгирует законы; может в пределах установленных сроков потребовать от Парламента нового обсуждения закона или некоторых его статей и в этом новом обсуждении не может быть отказано (отлагательное вето, ст. 10); обращается к Парламенту с посланиями (ст. 18) . Французский Парламент (в отличие от Конгресса США) собирается на внеочередную сессию по требованию Премьер-министра, а Президент лишь открывает и закрывает в таких случаях сессии Парламента своим декретом (ст. 29, 30) . Но в перерывах между сессиями Парламент специально собирается для заслушивания президентских посланий (ст. 18). Президент обладает широкой регламентарной властью. На основании ст. 34, 37, 38 Конституции он издает ордонансы и декреты, которые играют в регулировании отдельных сфер общественных отношений ту же роль, что и закон.

     В сфере внешней политики Президент ведет переговоры, заключает и ратифицирует международные договоры, аккредитует послов и чрезвычайных посланников в иностранных государствах; иностранные послы и чрезвычайные посланники аккредитируются при нем (ст. 52, 14) . Президент США, как было показано выше, осуществляет такие полномочия по совету и с согласия Сената.

     Президент Республики является гарантом независимости судебной власти, возглавляет Высший совет магистратуры (ст. 64, 65,); его актами осуществляется назначение и перемещение чиновников судебного ведомства; назначает треть членов Конституционного совета (ст. 56); осуществляет право помилования (ст. 17) . Президент США не возглавляет никаких специализированных ведомств, наделенных компетенцией в отношении сферы судебной власти и назначает судей по совету и с согласия Сената. Но вряд ли его фактические полномочия в этой сфере менее значимы (см. выше).

     Президент Республики является главой вооруженных сил, председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны (ст. 15). Но объявление войны разрешается Парламентом (ст. 35). В США, как мы помним, именно Конгресс правомочен объявлять войну. Президент Республики может единолично ввести в стране чрезвычайное положение (в отличие от США, это полномочие предусмотрено Конституцией Франции), но при наличии предусмотренных в Конституции условий и после официальной консультации с Премьер-министром, председателями палат, с Конституционным советом; он  также обязан проинформировать об этом нацию посланием (ст.16) . При этом Парламент реальных контрольных полномочий (отмена актов Президента) не имеет . И в этом отношении можно констатировать, что чрезвычайные конституционные полномочия Президента Франции несколько шире соответствующих полномочий главы США (см. выше). 

      Президент Франции так же, как и Президент США, обладает огромными полномочиями в сфере исполнительной власти: он единолично назначает Премьер-министра, а по его предложению других членов Правительства и освобождает их от должности; председательствует в Совете министров (причем никакое заседание Правительства в форме Совета министров невозможно при отсутствии главы государства); подписывает декреты и ордонанасы, рассмотренные Советом министров; назначает на гражданские и военные государственные должности (ст. 8, 9, 13). Нужно отметить, что, в отличие от Президента США, часть своих полномочий Президент Франции осуществляет самостоятельно (ст. 8, 11, 12, 16, 18 и др.), а другая их часть требует контрасигнации Премьер-министра и в случае необходимости ответственных министров (ст. 19). Формально роль Президента в формировании исполнительной власти во Франции более значительна, чем в классической президентской республике (США), в которой президент назначает министров с согласия Сената по каждой кандидатуре , но также пользуется неограниченным правом отстранять от должности чиновников аппарата исполнительной власти, что подтверждено решениями Верховного суда США в 1926, 1935, 1974 гг . Глава Франции также располагает специализированным аппаратом (личный кабинет, генеральный секретариат).


Сравнительно-правовой анализ полномочий президентов США и Франции, с одной стороны, и Италии – с другой

     Формально Конституция Италии 1947 г. предоставляет Президенту достаточно значительные полномочия. Президент Республики является главой государства, олицетворяет национальное единство (ст. 87) , а также представляет государство в международных отношениях . Глава государства жалует знаки отличия Республики (ст. 87), что можно трактовать и как представительство внутри страны. Президент не несет ответственности за действия, совершаемые во время исполнения своих функций. Он может быть привлечен к ответственности лишь за государственную измену или за посягательство на Конституцию (ст. 90). Интересно, что ни американская, ни французская конституции в своих текстах не называют прямо Президента главой государства. Но, несмотря на это, в отличие от Президента Италии, Президенты США и Франции являются реальными лидерами своих государств, что обусловлено конституционным закреплением более широкого объема их собственных полномочий во многих сферах деятельности (см. выше). Не последнюю роль в положении  главы государства играет и порядок его избрания. Так, Президент Италии избирается Парламентом (ст. 83 Конституции Италии), что, на наш взгляд, в определенном смысле отдаляет его от народа и делает его положение в системе высших органов государственной власти, в некоторой степени, вторичным и производным. Президенты Франции и США, так или иначе, избираются народом (путем прямых и косвенных выборов соответственно, ст. 6 Конституции Франции, разд. 1 ст. II Конституции США), что уравнивает их положение с положением представительных органов, т. е. они  наделяются своими полномочиями именно народом.

     Роль Президента Италии в законодательном процессе (ст. 62, 73, 74, 87, 88)  заключается в том, что он санкционирует внесение Правительством законопроектов; промульгирует утвержденные Парламентом законы, обладая правом отлагательного вето, издает одобренные правительством декреты, имеющие силу закона и регламентарные акты; в случаях, предусмотренных Конституцией, назначает референдум. Он направляет палатам послания, в том числе с требованием повторного обсуждения того или иного закона; назначает выборы новых палат и определяет день первого заседания. Заслушав председателей палат, он может распустить обе палаты или одну них, это право не может быть использовано в последние шесть месяцев полномочий Президента. Каждая палата может быть созвана на чрезвычайную сессию по инициативе Президента. Примечательно, что последнее полномочие закреплено не в Разделе II – Президент Республики, а в Разделе I – Парламент (ст. 62). Президент также назначает пять пожизненных сенаторов "по праву" (ст. 59). Интересно отметить, что в данной сфере полномочия Президента Италии по букве Конституции, с одной стороны, несколько шире соответствующих полномочий Президента США, и с другой - уже таких полномочий Президента Франции. Так, глава США не вправе распускать Конгресс, назначать референдум, но при этом обладает самостоятельными нормотворческими полномочиями, в то время как Президент Италии только издает одобренные правительством декреты. Не стоит забывать и о очень существенной роли в нормотворческой  сфере президентских посланий Конгрессу США. Также, в отличие от Президента США, если глава Италии реализует право вето, то закон принимается повторно Парламентом при соблюдении обычной процедуры; квалифицированного большинства голосов депутатов не требуется . В то же время Президент Франции, в отличие  как от Президента США, так и от Президента Италии, обладает реальным конституционно закрепленным правом законодательной инициативы (ст. 89 Конституции Франции); имеет право обратиться в Конституционный совет в целях установления соответствия одобренных парламентом актов Конституции (ст. 61). У него есть право передачи законопроектов на референдум (ст. 11), тогда как глава Италии только назначает референдум в случаях, предусмотренных Конституцией. Кроме того, Президент Франции, как мы помним, обладает широкой регламентарной властью, что сближает его с главой США. Однако в отличие от последнего Президент Франции может распустить нижнюю палату Парламента (ст. 12), тогда как Президент Италии - обе палаты или одну них.

     В сфере внешней политики (ст. 87) Президент Италии ратифицирует международные договоры, в соответствующих случаях — с предварительной санкции палат Парламента (ст. 80), аккредитует и принимает дипломатических представителей. В этой сфере, если исходить из буквы конституции, самыми широкими полномочиями обладает Президент Франции, поскольку именно он ратифицирует международные договоры (ст. 52 Конституции Франции). Президент США хотя и заключает международные договоры при условии их одобрения Сенатом, но также вправе заключать с другими государствами исполнительные соглашения, которые не требуют такого одобрения; примечательно, что последнее не оговорено в Конституции. При этом Верховный суд США еще в 1937 г. установил, что исполнительные соглашения в плане правового действия на территории США приравниваются к договорам. Также уместно отметить, что по завершении ратификации Сенатом договор приобретает силу лишь после подписания Президентом США ратификационных грамот и обмена ими .

     В судебной сфере Президент председательствует в Высшем совете магистратуры, может даровать помилование и смягчать наказания (ст. 87, 104). Назначает треть судей  Конституционного суда (ст. 135) . В данной сфере Президент Франции обладает всеми перечисленными выше аналогичными полномочиями (ст. 17, 64, 65 Конституции Франции). Президент США, кроме того, назначает судей Верховного суда и других федеральных судов (но по совету и с согласия Сената), а также, расширительно толкуя право помилования, закрепил за собой право объявлять амнистию . В тоже время он не возглавляет никаких специализированных ведомств, наделенных компетенцией в отношении сферы судебной власти.

     Президент Италии является командующим вооруженными силами, председательствует в Верховном совете обороны, объявляет по решению палат состояние войны (ст. 87). Палаты разрешают объявить состояние войны, но облекают необходимыми полномочиями не Президента, а Правительство (ст. 78) . Конституции двух других рассматриваемых стран также не предоставляют президентам единоличного права объявления войны. В США войну объявляет Конгресс, а во Франции объявление войны разрешается Парламентом (см. предыдущий раздел). При этом все президенты рассматриваемых государств председательствуют в тех или иных консультативных и совещательных органах по вопросам обороны и безопасности. Отличие здесь в том, что соответствующие полномочия президентов Италии и Франции прописаны в их конституциях (ст. 87; ст. 15 соответственно), тогда как возглавляемый Президентом США Совет Национальной безопасности был создан в соответствии с Актом о Национальной безопасности 1947 г. (PL 235 - 61 Stat. 496; U.S.C. 402), а в 1949 г.  в соответствии с Реорганизационным планом Совет вошел в состав ИУП . Также мы помним, что Президент США – единоличный глава исполнительной власти (разд. 1 ст. II Конституции США)  и в его ведении находятся все министерства, в том числе и министерство обороны. При этом по Конституции Франции именно Правительство несет ответственность за национальную оборону и в его распоряжении находятся вооруженные силы (ст. 20 Конституции Франции), но поскольку Президент председательствует в Совете министров (ст. 9), то можно предположить, что его полномочия и в этой сфере весьма существенны. Также следует отметить, что Верховный совет обороны Италии рассматривает общие вопросы, касающиеся национальной обороны. Большинство реальных полномочий по принятию решений де-факто находятся в компетенции других органов. Направления внешней и военной политики в компетенции Правительства , в котором решающую роль играет Премьер-министр. О каких-либо чрезвычайных полномочиях главы итальянского государства Конституция не упоминает, за исключением возможности созыва палат на чрезвычайную сессию по инициативе Президента (ст. 62), но это скорее полномочие, относящееся к сфере нормотворческой деятельности (см. выше).

     В сфере исполнительной власти Президент назначает Председателя Совета министров (Правительство), а так же по предложению последнего министров (ст. 92); приводит к присяге Председателя Совета и министров (ст. 93). Интересно отметить, что все эти полномочия перечислены не в Разделе II Конституции, посвященном Президенту Республики, а в Разделе III – Правительство. При этом в Разделе II присутствует лишь скупое указание о том,  что Президент назначает в случаях, указанных законом, должностных лиц государства (ст. 87) . Правительство назначается Президентом после консультаций с лидерами партийных фракций и председателями палат Парламента . На деле решающую роль в формировании Правительства играет Парламент, а не Президент, поскольку Конституция предусматривает необходимость получения вновь сформированным Правительством в течение 10 дней после сформирования доверия у палат Парламента. Кроме того, за всю свою деятельность Правительство ответственно перед обеими палатами Парламента (ст. 94, 95), а не перед Президентом. В самом же Правительстве существенную роль играет его Председатель. Именно он руководит общей политикой Правительства и несет за нее ответственность, обеспечивает единство проводимой министрами политики, поощряет и координирует их работу (ст. 95) . По закону 1988 г. заместители министров на свои посты также назначаются президентом Республики по предложению главы правительства. По сути дела (на это обращают внимание наиболее авторитетные итальянские конституционисты) глава правительства де-факто взял на себя многие функции президента и стал центральной фигурой в системе исполнительной власти . При этом стоит отметить, что Правительству Италии могут быть делегированы Парламентом законодательные функции (ст. 76, 77 Конституции) . Также необходимо отметить, что широкий, на первый взгляд, круг президентских полномочий в значительной мере подрывается необходимостью их контрасигнатуры. Никакой акт Президента Республики недействителен, если он не контрассигнован предложившими его министрами, которые за этот акт ответственны. Акты, имеющие силу закона, и другие указанные в законе акты контрассигнуются также Председателем Совета министров (ст. 89) . Институт контрасигнатуры обусловливает то, что полномочия Президента фактически осуществляются Правительством. Однако необходимо указать, что у главы Италии есть некоторые полномочия, которые не требуют контрасигнации членов правительства. К ним относится право назначения главы Правительства, право роспуска Парламента и право санкционирования представления палатам правительственных законопроектов. Поэтому некоторые авторы называют Президента Италии “самым сильным” из глав парламентарных республик в Европе. Хотя Президент не обладает реальной властью, но длительность его полномочий (7 лет) на фоне короткой “жизни” сменяющихся правительств, в условиях правительственной чехарды и нестабильности исполнительной власти, дает ему моральные преимущества и позволяет быть символом итальянского государства . По Конституции США (разд. 2 ст. II.), как мы видели выше, все высшие должностные лица назначаются главой исполнительной власти "по совету и с согласия" Сената. Но в тоже время Президент США, в отличие от своего итальянского коллеги, не зависит напрямую  в своем выборе кандидатов от партийного состава Конгресса, поскольку министры кабинета несут ответственность исключительно перед Президентом; их отстранение осуществляется Президентом по собственному усмотрению. В США именно Президент определяет полномочия всех должностных лиц и обеспечивает точное соблюдение законов (разд. 3 ст. II). Как мы помним, во Франции именно Премьер-министр обеспечивает исполнение законов (ст. 21). Все решения по руководству исполнительной властью принимаются главой  США единолично и не требуют контрасигнации каких-либо должностных лиц. Более того, кабинет вообще не принимает никаких правовых актов и не публикует своих протоколов, все его решения оформляются актами Президента. С уходом Президента в отставку прекращает свое существование и кабинет . Президент Франции единолично назначает Премьер-министра, а по его предложению других членов Правительства и освобождает их от должности (ст. 8 Конституции). При этом его компетенция в этой сфере формально даже шире, чем у Президента США. Но поскольку правительство Франции несет ответственность не только перед Президентом, но и перед Национальным собранием, глава государства вынужден назначать такое Правительство, которое опирается на поддержку парламентского большинства , что в некоторой степени сближает его с Президентом Италии, так же, как и институт контрасигнатуры. Но значительную часть своих полномочий (ст. 8, 11, 12, 16, 18 и др.), причем существенных, Президент Франции осуществляет самостоятельно, что делает его гораздо более сильной политической фигурой по сравнению со своим итальянским коллегой. Но в любом случае глава Франции делит исполнительную власть с Премьер-министром (вторым лицом государства). В постголлистский период утвердилось своего рода горизонтальное разделение полномочий и компетенции. Решения наиболее общего политического характера принимаются Президентом, вся текущая работа по управлению страной осуществляется Правительством. Однако в условиях "сосуществования" Президент должен и обязан искать компромисса с Правительством, но ту же задачу должно решать и Правительство. В основном вопросы управления государственными делами при такой ситуации сосредотачиваются в руках Правительства. Однако большая часть единоличных полномочий Президента сохраняется в неприкосновенности . В Италии же, как мы видели выше глава правительства де-факто взял на себя многие функции президента и стал центральной фигурой в системе исполнительной власти. Можно констатировать, что в данной сфере наиболее существенными фактическими полномочиями обладает Президент США; Вице-президент лишь выполняет поручения Президента США. Президент Италии также является, как и его коллеги в рассматриваемых странах, главой своего рабочего аппарата — президентской администрации, которая делится на гражданскую и военную части .

      Президент Италии также прямо наделен Конституцией полномочиями в отношении органов власти территориальных единиц государства.   Областной совет может быть распущен, а председатель областной джунты уволен мотивированным декретом Президента Республики за совершение действий, противоречащие Конституции, или грубые нарушения закона, а также по ряду других конституционных оснований (ст. 126) .


Заключение

     Итак, мы видим, что во всех трех рассматриваемых странах главы государств наделены конституциями значительными полномочиями, но более существенным для характеристики  фигуры президента в конституционном механизме государственной власти является характер реализации этих полномочий. Особенно это касается сферы исполнительной власти. В тех странах, где президенты имеют сильные непосредственные полномочия в сфере государственного управления (США, Франция), они способны оказывать реальное существенное влияние на внутреннюю политику и внешнеполитический курс государства. В Италии же реальным политическим лидером государства является Премьер-министр (глава исполнительной власти), а фигура Президента остается по большей части в тени. Президент Италии представляет собой довольно слабую политическую фигуру, выполняя в основном представительные функции и являясь арбитром в политических конфликтах между законодательной и исполнительной ветвями власти . При этом следует отметить, что никакая другая часть государственной машины не обладает такими оперативными возможностями для гибкой внутриполитической деятельности и внешнеполитической экспансии, какие имеются в распоряжении аппарата исполнительной власти. Важнейшими факторами усиления исполнительной власти в целом и президентской в частности в сложном, быстро меняющемся современном мире являются факторы экономический, политический и управленческий, ведь современная политика требует освоения громадного объема информации .

     Здесь интересно отметить, что в Италии во второй половине 90-х XX в. по результатам соглашения между правыми и левыми политическими партиями в Парламенте было намечено проведение конституционной реформы. Реформа предполагала, в частности, что Президент Республики должен избираться путем всеобщего голосования на шесть лет, но его компетенция не особенно сильно увеличивается. Акты, от него исходящие, по-прежнему должны контрасигноваться Правительством. Его единоличные решения не особенно многочисленны: назначение Премьер-министра, роспуск Парламента, проведение референдума . Однако в отличие от нынешнего положения в исключительные полномочия президента должны войти внешняя политика, оборона и безопасность . Но в результате расхождений между партиями первоначальное соглашение было расторгнуто, и проект, таким образом, повис в воздухе . Как видно из выше приведенных положений реформы, она могла, так или иначе, привести к усилению полномочий Президента, но этого, как уже сказано, не состоялось. В тоже время в конце 2005 г. палаты Парламента приняли конституционный закон, значительно усиливающий роль Премьер-министра в государственном механизме (предоставив ему право единолично увольнять министров и распускать парламент). Однако прошедший в 2006 г. ратификационный референдум их отверг . Возможно, причина здесь кроется в желании устранить любую возможность воссоздания в стране авторитарного режима (вспомним фашистское прошлое Италии).

     В США усиление положения Президента в конституционном механизме власти происходит скорее фактически, чему во многом способствует специфический язык американской Конституции, допускающий двоякое толкование. Хотя власть Президента США кажется ограниченной за счет конституционных ограничений и проблем, связанных с работой с другими институтами власти, президенты находят способы обойти эти трудности. Иногда они требуют предоставления им исключительных полномочий, исходя из своего собственного прочтения Конституции. Вооруженные такими полномочиями, они в одностороннем порядке предпринимают действия для разрешения серьезных политических споров или для выхода из кризиса, а впоследствии оправдывают свои действия перед Конгрессом и американским народом, защищая как законность таких действий (право на осуществление своих полномочий), так и их правомочность (целесообразность своей политики). Когда президент использует свои исключительные права и выигрывает, срабатывает эффект «положительной» ответной реакции: его партия и народ сплачиваются вокруг него; оппозиция зачастую раскалывается и теряет доверие; во многих случаях такая законодательная инициатива ратифицируется и впоследствии узаконивается принятием законодательными или судебными властями соответствующих актов . Объем фактических полномочий Президента США получил отражение даже на официальном правительственном сайте . 

     Для Франции также характерно усиление президентской власти, причем многие изменения происходят на законодательном уровне. Так, в мае 2008 г. с подачи Н. Саркози нижняя палата Праламента Франции начала рассмотрение проекта конституционной реформы . Французский парламент в июле 2008 г. одобрил проект конституционной реформы Саркози. По словам самого Саркози, поправки направлены на укрепление парламентской власти во Франции. Они, в том числе запрещают президенту находиться у власти более двух сроков подряд и несколько расширяют полномочия Парламента в отношении президента и исполнительной власти. Однако критики утверждают, что основные выгоды в новой ситуации получит как раз Президент Франции. Бывший министр юстиции, а ныне сенатор-социалист Робер Бадинтер вообще считает, что голосование за реформу было равносильно коронованию Саркози королем. В итоге, по его мнению, Францию ждет "монократия" - то есть власть одного человека . Здесь стоит отметить, что в Конституции Франции, как и в Конституции Италии, вопросы повторного переизбрания Президента и ограничения по срокам не оговорены. В США, как отмечалось выше, такие вопросы были урегулированы в 1951 г. Поправкой XXII, которая ограничила  время пребывания Президента в должности двумя четырехлетними сроками . Причем такое ограничение носит абсолютный характер.

     В заключение можно сказать, что при любых моделях президентства на главе государства лежит особая ответственность за сохранение законности, согласия и стабильности в обществе. Оставаясь в рамках конституционно-правовых полномочий, Президент может активно использовать весь потенциал своего поста и эффективно решать многие проблемы общественного развития .


Список литературы:
1.Алебастрова И. А. Конституционное право зарубежных стран: учеб. 2-е изд. перераб. и доп. М., 2007. 624 с.

2.Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. 8-е изд. изм. и доп. М.: Норма, 2009. 800 с.

3.История государства и права России: учеб. / под ред. Титова. 2-е изд. перераб. и доп. М.: 2009. 576 с.

4.Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: учеб. 4-е изд. перераб. и доп. М.: Проспект 2010. 608 с.

5.Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский союз, Соедин. Штаты Америки, Япония, Индия: учеб. пособие /[ сост. сб., пер., авт. введ. и вступ. ст. В.В. Маклаков]. 5-е изд., перер. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2006. 608 с.

6.Конституционное право зарубежных стран : учебник / под общ. ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо и Л. М. Энтина. — 2-е изд., перераб. — М. : Норма, 2009. 1056 с.

7.Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть: Учебник для вузов / Рук. авт. колл. и отв. ред. д. ю. н., проф. Б. А. Страшун. 4-е изд., обновл. и дораб. М.: Норма, 2007. 896 с.

8.Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4. Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун. М. : Норма, 2001. 656 с.

9.Кучма В. В. История государства и права зарубежных стран: учебное пособие/ В. В. Кучма; ВолГУ, Юрид. Фак. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007. 608 с.

10.Конин Н. М. Административное право России: учеб. 2-е изд., перер. и  доп. М.: Проспект, 2010. 448 с.

11.Смоленский М. Б. Административное право: учебник / М. Б.   Смоленский, Э. В. Дригола. М., 2010. 320 с.

12. Арутюнян А. Становление и развитие института президентства. Журнал "Государственная служба” 5 (37) Сентябрь - октябрь 2005. Сайт Российской Академии государственной службы при Президенте РФ. URL: http://www.rags.ru/akadem/all/37-2005/37-2005-109.html

13.Паречина С.Г. Институт президентства: история и современность / Под общ. ред. Е.В. Матусевича. - Мн.: ИСПИ, 2003. - 163 с. URL: http://lib.ru/POLITOLOG/parechina.txt

14.Карпец В. Саркози ревизирует де Голля. Газета Россия. Номер 4-5 (05.06.2008). URL: http://preview.russianews.ru/newspaper/18/16262

15.Ричард М. Пайус. Полномочия президентской власти. URL: http://www.infousa.ru/government/dmpaper7.htm

16.Сахарова, А. С. Институт президентства: Сравнительно-правовой анализ. Сибирский Юридический Вестник. - 1999. - № 4. URL: http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1117186 ;
17.Фокин В. Фокина И. Институт президентства в истории и современном мире. Сайт Избирательной комиссии Ленинградской области. 2010. URL:

18.Википедия. Верховный совет обороны Италии. http://ru.wikipedia.org/wiki/Верховный_совет_обороны_Италии

19.Корреспондент.net со ссылкой на Агентство AFP (http://www.afp.com//afpcom/fr). Парламент Франции одобрил конституционную реформу Саркози. (22 июля 2008) URL: http://korrespondent.net/world/530120

20.Сайт “Все об Италии”. Послевоенная история Италии. URL: http://www.italcult.ru/history_12_3.php

21.Bonjour La France. France Facts - The Office of French President. URL:
22.WhiteHouse. gov. President Barack Obama. National Security Council. URL: http://www.whitehouse.gov/administration/eop/nsc

23.WhiteHouse. gov. President Barack Obama. Our Government. The Executive Branch. URL: http://www.whitehouse.gov/our-government/executive-branch