Петро Дениско. Сказки для Иванка. Про бегемотика..

Анна Дудка
«Про бегемотика и бычка»

С украинского

Как-то летом на африканском побережье маленький бегемотик от кусючего солнца прятался в тенёчке у мамы под боком. Он следил, как постепенно тёмная мамина спина становилась розовой и словно начинала светиться изнутри. Это означало, что вот-вот вся семья подхватится и побежит к речке, будет там охлаждаться, отмокать. А потом снова на бережок. И так целый день.

Бегемотику хотелось, чтобы поскорее настала ночь, тогда все пойдут на луг пастись. А там можно отойти подальше на никем не топтанную траву. То были наилучшие минуты – никто не сопит, не чавкает рядом, не нужно уступать место и остерегаться, чтобы взрослый не наступил на него своим копытом. Но таких уединенных уголков для бегемотика становилось с каждым разом всё меньше, и ему приходилось долго бродить в поисках такого местечка.

Так бегемотик дошёл до леса, но ничего утешительного для себя не увидел: листья высоко – не достать, разве что можно почесаться о стволы деревьев. И потопал он дальше лесной тропинкой. Шёл-шёл, пока не вышел к зелёному полю. Смотрит, а около него бычок привязан, совсем белый, таких он ещё не видел.

– Я голодный бегемотик, ищу траву. А ты кто и почему привязан?

– А я белый бычок,– печально ответил тот. – Родился таким. Братья и сёстры чёрные, папа и мама тоже. В стаде все меня пинали и толкали, поэтому пришлось бежать. Вот прибился к людям, так они привязали меня к колышку, чтобы не топтал их поле.

– А почему они думают, что это поле их? – возмутился бегемотик. – Река, пляж, луга и лес принадлежат всем, а значит – и поле тоже!

Бегемотик решительно толкнул и сломал колышек твердым лбом, откусил верёвку – и бычок ощутил желанную свободу. Они весело «потоптались» на поле, а когда утреннее солнце выкатилось над лесом, бегемотик сказал:

– Вкусно, здорово, но мне нужно возвращаться к реке, скоро жарко станет.

– А меня тут снова привяжут люди, нужно бежать, – с тревогой молвил белый бычок.

– Так пойдём со мной, я научу себя купаться в речке и валяться в грязевых лужах.

Бычок радостно согласился. Но когда они пришли к реке, он испуганно заявил, что не умеет плавать.

– Я тоже не умею, – ответил бегемотик. – В воде плавают рыбы, крокодилы, щепки и брёвна, а бегемоты ходят по дну под водой. Не нужно бояться, смело заходи в воду, глаза не закрывай – и гуляй себе от берега до берега. Главное, ходить не вдоль речки, а поперёк.

Так постепенно бычок научился ходить по реке. А ещё они перед купанием любили поваляться в самой большой луже на болоте. К ним часто присоединялся кабанчик. После такой купели бычок становился похожим на своих чёрных сородичей из рода буйволов.

– Да ты уже настоящий буйвол, – хитро заметил кабанчик. – Можешь смело идти в стадо.

– Пусть рожки затвердеют, тогда пойду, – ответил бычок.

Шло время. Стали взрослыми бегемот и белый буйвол. В речке они находили приятную прохладу и защиту от врагов. Им было хорошо вместе. И всё же пришлось разлучаться. Буйвол стал могучим быком, присоединился к стаду и кочевал с ним длинными дорогами, а бегемот остался около реки и пляжа. Так прошли годы.

И вот однажды во время продолжительной засухи стадо вернулось на знакомые буйволу с детства луга. Но давнего друга на речке не было. Они встретились около их любимой когда-то лужи.

– Надо же, как мы втроём с кабанчиком могли тут помещаться? Она такая маленькая! А чем ты так опечален? – спросил буйвол.

– Мы уже выросли, а лужа высохла, – печалился бегемот. – Сам хожу тут, потому что прогнал меня злой хозяин пляжа. Сначала двух старших братьев прогнал, а теперь уже и меня не пускает к речке.

– Кто может тебе запретить, ты же стал такой большой? – спросил буйвол.

– У кого самые длинные зубы-бивни, тот и побеждает. У злого хозяина они как сабли.

– Река принадлежит всем, и пляж, и пастбище – ты же сам когда-то так говорил. Пойдём, я помогу тебе, только покажи мне того «хозяина»,– возмутился буйвол.

Семья как раз отмокала на противоположном берегу. Буйвол тихонько зашёл в реку и исчез под водой. Какой же поднялся переполох среди бегемотов и как испугался разнеженный, размякший хозяин, когда его подняли из-под воды рога какого-то белого чудовища! А потом ещё долго это чудовище гналось лугами, ревело и всё хотело подцепить сзади убегающего уже нехозяина пляжа.

Так белый буйвол помог другу. В семье бегемотов воцарился покой. Река и пляж снова стали принадлежать всем без исключения…

Друзья стояли на крутом берегу, касаясь боками. Солнце огромным алым диском опускалось за холмы.

– Мне снова нужно в дорогу, вот-вот пойдут дожди. Знаешь, путешествуя, я видел много других берегов, и всё же эта река – самая красивая и вода в ней самая сладкая, – вздохнул буйвол. – Спасибо, что привёл меня сюда маленьким.

– Ну что ж, прощай, будешь близко проходить, сверни к реке, я буду рад тебя видеть, – ответил бегемот.

Величаво качая своими огромными белыми рогами над спиной и принюхиваясь, буйвол легко побежал догонять свое стадо.