Клоун

Галина Савинкина
      – Сиди здесь и никуда не уходи, – сказала мама. – Я скоро.
      Мама обошла кусты и скрылась за какой-то  дверью, а мальчик остался сидеть на скамейке и от нечего делать болтать ногами. Какая-то собака хотела прошмыгнуть мимо, но все не решалась и боязливо косилась на мелькающие ноги в желтых сандалиях. Ей, видно, очень нужно было проскочить. Она торопилась по своим делам и от нетерпения суетилась, то садилась, то вставала и один раз даже тявкнула.
      – Ладно уж, иди, – сказал мальчик и сполз со скамейки.
      Собака нырнула в кусты, а он подумал и полез за ней. Он уже вылез с другой стороны, но вдруг попятился и спрятался за ветками.
      За кустами была площадка, а на другой стороне площадки, на крылечке какого-то вагончика, сидел странный человек. У него были лохматые жёлтые волосы, яркое размалёванное лицо и смешной пёстрый костюм с бубенчиками. Немного погодя мальчик понял, что это клоун. Мальчику не было ещё и пяти лет, но он уже был в цирке и видел там клоуна, может быть, этого самого.
      Но только тот клоун был весёлый, а этот печальный. Мальчик сразу понял, что этому клоуну было грустно. Он сидел и зажигал спички, одну за другой. Зажжёт, подождёт, пока спичка обуглится, бросит, зажигает следующую и снова задумчиво смотрит, как  маленькое пламя поедает белую палочку.
      Мальчику очень хотелось подойти и потрогать бубенчик, но он стеснялся. Что-то подсказывало ему, что у этого странного человека какие-то свои сложные переживания и ему нужно побыть одному. Он не хотел мешать, но уж очень было любопытно, и он подходил медленно, по шажочку.
      Человек не обращал на него никакого внимания и думал о своём. Возле него лежала пачка папирос, он вынул одну и закурил. Он курил, щуря глаза, и пускал дым через нос, а мальчик стоял неподалёку  и смотрел на него во все глаза. Очень ему нравился этот смешной и грустный дядя, и бубенчики были замечательные: жёлтенькие, маленькие. Особенно тот, что на плече. Солнце освещало этот бубенчик больше всех, и он сверкал, как огонёк.
      Мальчик засмотрелся на него и даже вздрогнул, когда услышал:
      – Ну, как жизнь?
      С раскрашенного лица на него буравчиками смотрели маленькие чёрные глаза. Он смущённо засопел.
      – А ты кто?
      – Я? Я шут.
      – Неправда. Шут - это дурак, я знаю.
      – Вот я и есть дурак. Что ни делает дурак, всё он делает не так.
      Мальчик засмеялся.
      – А! Это такой стишок есть, мне мама читала.
      – Стишок? Это жизнь, малыш. Уж какие стишки…
      – Нет, это стихи. Там ещё дурак носил воду решетом.
      – Да-да, именно решетом. Страшно неудобно. Так ему и надо, дураку.
      – Это не неудобно, а зря. Вода ведь выливается через дырки.
      – Выливается, что ж ещё ей делать…
      Клоун достал новую папиросу, сунул её в рот и, не зажигая, снова задумался.
      Мальчик с интересом разглядывал его.
      – Ты сейчас на нашего Тапку похож.
      – На кого?
      – Собака наша. Зовут Тапок. По всамделишному он Топ, а папа зовёт его Тапок. Он очень любит тапочки воровать, а потом их драть. И ты на него сейчас очень похож.
      – Ну, спасибо, брат. Мало того, что я дурак, так я ещё и на какой-то там драный тапок похож.
      – Да не на тапок, а на Топа, собаку нашу. Когда нашему Тапке грустно, мы ему чупа-чупс даём. Знаешь, такие круглые карамельки на палочке. Он их не грызёт, а во рту держит и слюни пускает, а изо рта палочка торчит, как у тебя папироса. И ты сейчас очень на Тапку похож. Тебе грустно, да? А почему тебе грустно?
      Человек ничего не ответил. Мальчик терпеливо ждал и не уходил. Переминался и шмыгал носом. Сочувствовал.
      – Счастливый ты, – сказал, наконец, клоун. –  У тебя Тапок есть, который тапки дерёт и слюни пускает.  А у меня собака умерла. Погибла.
      – Болела?
      – Нет. Она маленькая была, вместе со мной в цирке работала. Крошечная, будь твой карман побольше, поместилась бы. Поехали мы с ней за город, на прогулку. Ну, отбежала от меня далеко да прямо в зубы и попала. Собаки её загрызли, бродячие какие-то.
      Мальчик испуганно моргнул. Его детский мозг не мог ещё осознать, как большие собаки убивают маленькую собачку, но он подумал, как ей было больно, и она визжала и звала на помощь, и глаза у него сразу взмокли, а губы растянулись в ниточку.
      – Ты плакал?
      – Было дело…
      – Не надо было тебе её туда возить.
      – Ну, что ни делает дурак… Очень ей ездить нравилось, и чтобы возле окна, непременно. В окно любила смотреть, и всё, что увидит, мне рассказывать.
      Клоун говорил, не вынимая  папиросу изо рта, и она смешно подпрыгивала при каждом слове.
      – Не выдумывай, я не маленький. Собаки не умеют, как люди, разговаривать.
      – А зачем как люди? Мы с ней столько лет были вместе, что я её и так понимал, по-собачьи.
      – Жалко мне твою собачку.
      – Её тоже Топом звали. Как и твою.
      – Ой!
      – Да. Но она была такая маленькая, что я звал её Топик – так ей больше подходило.
      Мальчик помолчал.
      – Ты знаешь, я бы отдал тебе Тапку, но я не хочу.
      – Да я бы и сам его у тебя не взял. Разве можно друга отдавать.
      Мальчик энергично тряхнул головой.
      – Он мне не друг. Он мой братишка. Когда я родился, нас вместе домой принесли. И меня и его. Он тоже тогда маленький был. Я тебе его не отдам, ладно?
      Клоун невесело улыбнулся и кивнул.
      – Ну, конечно, что ты. Я бы своего Топика никогда никому не отдал.
      – Тапка меня очень любит. Он будет без меня скулить. Он и спит со мной. Мама ругается, а он ночью забирается ко мне и кладёт голову на подушку. И так спит. А с тобой он не будет спать, да ведь? Он ведь ко мне привык, правда?
      И мальчик доверительно взял клоуна за указательный палец.
      – Ты меня как будто уговариваешь. Успокойся, малыш, не нужна мне твоя собака, да и никакая теперь, после Топика, не нужна…
      – Значит, ты не хочешь другую собаку?
      – Не хочу.
      – Ты знаешь, наш Тапка очень любит жить дома. – Голос у мальчика задрожал. Он очень хотел донести до грустного дяди свою мысль и очень боялся, что тот его не поймет.  – Он даже не очень гуляет. Ему нравится дома бегать. А когда кто чужой приходит, то он даже прячется.
      Клоун громко фыркнул и покрутил лохматой головой.
      – Ну, ты даёшь, брат. Ты еще давай зареви – скажут, я тебя обидел. А я детей не обижаю, я их, наоборот, смешу. Хороший ты, видать, человечек, добрый, ну и иди играй себе. А хочешь, фокус покажу?  Этот, как его, дох-тибидох?
      Мальчик, не слушая, рылся в карманах своих коротких штанишек.
      – Вот, – сказал он, раскрывая ладошку, – возьми, это тебе.
      На ладони у него лежал короткий, но очень толстый карандаш с двумя заточенными концами – красным и синим.
      – Это очень хороший карандаш.  Он был большой, я его уже весь исписал.
      Клоун отстранил его руку.
      – Рисуй сам. Очень славный карандашик, вот и оставь себе. Мне и отдаривать нечем. Не папиросы же тебе дарить. Или спички.
      Но мальчик продолжал настойчиво совать клоуну в руку карандаш.
      – Нет, ты возьми, возьми!  Тапка мой, а тебе карандашик, ладно?
      - Да не нужен мне твой карандаш, вот ещё… И собака твоя тоже.
      - Нет, бери! Какой ты… А то у меня и Тапка и карандаш… Возьми!
      И мальчик топнул ногой.
      Клоун растерянно смотрел на него. Потом выплюнул папиросу через плечо.
      – Ну и ну. И смех и грех, ей-богу. Откуда ты взялся-то на мою голову? Заморочил ты меня, понимаешь… Ну-ка дай сюда карандаш!
      Клоун взял со ступеньки коробку папирос и на обратной стороне нарисовал смешную двухцветную рожицу.
      – Вот. Представим, что это ты. Я вырежу этот портретик и сохраню. Или даже могу в рамочку вставить. Посмотрю на него и скажу себе: вот, это мне от моего знакомого мальчика, на память. Ну, как придумано? Что за умница дурак…
      Мальчик подумал и пожал плечами.
      – Как хочешь. Только я тут совсем не похож. Это какой-то смешной мультик.  Это же не фотография.
      – А какая разница? Я же буду знать, что это ты.
      – Хм… Дяденька шут, а можно, я колокольчик потрогаю?
      – Валяй. Что, нравятся?
      – Ага. А зачем они тебе?
      Клоун усмехнулся.
      – Ну… Я шутю, они звенят. Динь-динь. Бяк-бяк.
      - Не шутю, а шучу.
      - Я же шут – и я шутю. Вишь, как я ими увешался. Коровам их на шею вешают. И козлам, наверное, тоже.
      – Зачем?
      – Чтобы их слышно было, где бы они ни находились. Чтобы они не потерялись.
      – И клоуны чтоб не потерялись?
      – Ну, малыш… Откуда ты такой взялся? – Клоун серьёзно рассматривал мальчика. –  Кстати, а ты чего один? Сам, что ли, потерялся? Или ты живёшь рядом?
      Мальчик встрепенулся.
      – Ой! Меня, наверно, мама ищет! Она мне велела ждать, а я за собакой полез. Ой! Дяденька шут, ты погоди, не уходи, я сейчас!
      – Влади-и-к! – раздалось вдруг за кустами, – Владик, ты где? Влади-и-и-к!
      – Это мама! Она очень сердитая, когда сердится! Но ты не уходи! Обязательно не уходи, ладно?
      Мальчик как торпеда понёсся на голос  и, не разбирая тропинок, прорвался сквозь кусты.
      – Мама! Я здесь!
      Мама кинулась к нему.
      – Владик! Как ты смел уйти, я же сказала тебе, что я на минуту! Ты меня с ума сведёшь! Я уже всё здесь обегала, где ты был?! Опять заболтал кого-нибудь?
      – Мама, там шут!
      - Какой ещё шут? Что ты болтаешь?
      - Шут, который клоун!
      - Ничего не понимаю…
      - Ну, как же ты не понимаешь, мама! Почему ты не понимаешь!
      И мальчик бросился обратно.

      …Но на крыльце вагончика уже никого не было. Никого.
      Только на верхней ступеньке блестел жёлтенький такой, маленький колокольчик...


      * рисунок автора