Если друг оказался вдруг

Елена Пацкина
«Я опять о своем, невеселом…»
Ю.Друнина

«Дружба – понятие круглосуточное»,– говаривал мудрый Михаил Светлов.
С ним трудно не согласиться. Действительно, к кому же, как не к другу, обратиться человеку, если у него возникли серьезные проблемы, или муторно на душе, или просто хочется поговорить по душам? Кому, как не другу, можно доверить что-то сокровенное, с кем еще посоветоваться? Предполагается, что друг всегда к вашим услугам, что он готов уделить время, выслушать, утешить, помочь. Но это теоретически. А в реальности он слишком занят. У него неотложные дела, ему абсолютно некогда. А может, он просто устал: и от общения, и от проблем. Короче, ему не до вас.

«Мой мальчик,  но – верны и строги –
о чем заботятся друзья?
Чтоб не нашел ты к ним дороги,
свои тревоги пронося».
Булат Окуджава знал, что говорил.

Как же быть? Возможно, надо иметь таких друзей побольше, человек пять, например? Тогда, если четверо пребывают где-то в других пространствах, то найдется пятый, посвободней и для вас доступней.

Однако есть и другое мнение. «Кто хочет иметь больше, чем одного друга, не заслуживает и одного»,– сказал еще в восемнадцатом веке Фридрих Геббель. Т.е. он считал, что если вы целиком и полностью отдаетесь дружеским отношениям с одним человеком, то на других вас просто не хватит. А если хватает и на других, значит, вы чего-то этому, своему главному, недодаете. Притом, что тогда люди его круга располагали большим досугом, чем издерганные горожане нашего времени.

Значит, можно считать, что нынешние пять друзей  составляют в совокупности того самого единственного друга, при котором иметь других предосудительно для приличного человека.
Или нет?