Баба Яга. Начало истории

Сергей Амбросенков
                Баба Яга. Начало истории.

                Псевдотрактат.

  Человеческая память, странный инструмент и до изобретения закорючек, которые позже назовут письменами, информацию передавали рисунками. Правда, таскать с собой огромный валун, на котором они были выбиты было несколько проблематично, и поэтому хитрые людишки, придумали особый вид передачи информации – это сказы, сказания, россказни, позже трансформированные в сказки. И запомнить не трудно, и послушать интересно. Однако, у устного содержания передаваемой информации был один недостаток. Каждое следующее поколение рассказчиков вносило некоторые коррективы в стройный лад повествования. Одни просто что-то забывали, другим лень было слишком долго говорить, зато третьи, «баяны», «баяли» истории без остановки, да ещё и для поэтичности от себя с три короба добавляли. Сказы сказывать, не кули ворочать. А и что было делать долгими, зимними вечерами, когда из всего освещения, в наличии был только маленький огонёк лучины. Делать толком нечего не получается, а болтать и в полутьме можно. А так как мрак вокруг, да завывание холодного ветра снаружи, невольно вызывал некоторые чувства, где были смешаны страх, опаска и осторожность, то ничего удивительного, что и расказни постепенно съезжали на колею «ужастиков». Но что бы после этого,  спалось спокойно и кошмаров не снилось, то в концовке к ним прилеплялся «happy-ending».
  Но это всё присказка, а фабула у нас будет о довольно таки распространённом, в своё время персонаже – Бабе Яге. Настоящее имя её до нас не дошло, ибо в принципе, такова старушка была не одна, да и должность эта передаваемая (по возрасту), жившая на отшибе, чаще всего в лесу, подальше от нудных людишек и работавшая шаманом. Ну, понятие шаманизм у славянских народов отсутствовал, поэтому она числилась как ведунья (ведьма), весьма мудрая женщина, которая может подсказать, предсказать, и даже излечить. Одно беда, жила она очень далеко, аж за 3 по 9, а то и 3 по 10, (аукается десятичная система, которая зародилась благодаря наличию определённого количества пальцев на руках), землями (тут уж имеется в виду те времена, когда понятие государство отсутствовало, а заменяли его словом земля). Так как опыт приходит с годами, то как правило, Баба Яга не бывала молодкой, а с возрастом тело имеет свойство усыхать, и поэтому некогда стройные, привлекательные ножки, становились похожими на кости обтянутые кожей. Жизнь во сыром бору, без элементарных удобств, часто приводило к таким неприятностям, как ревматизм, радикулит и прострел поясницы. Но лечебные свойства собачей шерсти, были известны издревле, поэтому старушка щеголяла в собачей дохе, вывернутой мехом наружу, и звалась такая одёжка – яга (не поэтому ли у неё чаще всего из домашних животинок был только кот?). В дополнение, жизнь в лесу имела свои законы, и что бы не званый гость ( росомаха, медведь, рысь) не врывались в жилище без приглашения, избушки ставились на срезы крупных деревьев, повыше от земли. Сами опоры, которые, благодаря развитой корневой системе, издалека имели весьма схожий вид с куриными окорочками, что со временем и определило архитектурный антураж данного обиталища. Вот мы в итоге и имеем Бабу в собачей яге, проживающей в лесной избушке, на как бы курьих ножках. Итак, герой, чаще всего царевич, с именем, адоптированным под местное произношение, «Иоанн», направляется далёкой колдунье, за определённой информацией. Придя на место и дерябнув для храбрости штоф сивухи, а для приличия закусив чесноком, он вваливается к ней. Тут-то и не удивительно, что старушка, прожившая всю жизнь в экологически чистом краю, с девственным воздухом, слышит дух пришедшего издалека. А дальше начинаются сплошные заимствованья из зарубежного фольклора. То есть в древне греческом стиле, она омывает пришедшего гостя и кормит, а что бы он вышел из лабиринта леса на нужную дорогу, в подарок вручает ему клубок (что несколько ассоциируется с путеводной нитью, одного широко известного мифа). Со временем, западные тенденции начали преобладать, и наша Баба стала передвигаться не как раньше в ступе, отталкиваясь пестом, а на помеле, хотя ступа и пест, весьма уместный элемент декора хозяйства лесного фармацевта, а вот на что в непроходимой глуши нужно помело, это загадка. Ведь в некоторых сказах, она является сущей неряхой, у которой вся придомовая территория усеяна костями, хотя жизнь в лесу, такой фортель исключает, дабы не привлекать праздношатающиеся по округе зверьё. Ну и что касается похищения детей, как правило, это маленьких девочек, то тут кажется, всего лишь присутствует нужда в  воспитании себе достойного приемника, а не стремление насладиться молодым мясом. Хотя кто знает, что происходило с нерадивыми учениками.