Америка 64. Финал превращения в американца

Игорь Телок
Подпись под карикатурой: «Еще одна причина, почему эти эмигранты нелегальны»

Так как же происходит окончательное превращение в американца? Продолжим:

1. Через пять лет, еще в процессе Жизни №2 Свежего эмигранта, по почте вызывают на получение Американского Гражданства. Для бывшего россиянина противны госмероприятия от демонстраций на Красной площади до собраний в ЖЭКе, но это письмо – бальзам на сердце. Очень волнительно, по выражению юбилейных писателей. Весьма.
2. Американское гражданство – официальное принятие тебя великой страной, добровольное с обеих сторон, если ты сдашь судье простенький экзамен по истории и политике США вместе с сотнями вьетнамцев, бангладешцев и прочей шушеры. Со мною беседовал судья-мексиканец с сильным акцентом. В то время мы были редкостью, и он заинтересовался.
3. Я уже работал менеджером инженеров и метался по всей стране. Гражданство позволяло мне спокойный выезд и въезд почти в любую страну, и первая моя поездка случилась вскоре – Абу-Даби и Париж. Хорошо быть американским гражданином!
4. Но гражданство не делает тебя 100%-м американцем, оно только подталкивает тебя в этом направлениии. Если хочешь, конечно.
5. При первой же возможности бежишь голосовать – гордо исполнить свой гражданский долг. Нахмурившись изучаешь кандидатов и программы партий. Солидно запираешься в кабинке.
6. Между тем атакуешь свои комплексы. Очень помогает писать дневники с анализом происходящего. Я писал, выделял и рассматривал свой гнусный багаж. В беседе с американскими приятелями делишься переживаниями – они тебя не понимают. У них ничего подобного нет. И они просят тебя раскрыться перед твоими сотрудниками. Им очень интересно, почему я веду себя несколько «странно» с их точки зрения. Как написали мне из одного американского журнала, публиковавшего мои карикатуры: «Откуда у вас такой странный юмор?»
7. К этому же времени относится последний приступ русской ностальгии. Хамоватый КГБшник в советском посольстве прямо посылает в знакомое место, но я его обошел и в 84-м смог проехать.
8. И потом вырисовал и выписал мою ностальгию, выставил свои картинки на паре выставок, вызвав протест левых пожилых американок, веровавших в победу коммунизма.
9. Американцы – индивидуалисты и мачо. Но и им очень хочется иногда, чуть выпив, поговорить по душам с приятелями. Обычно же они открывают душу незнакомцам в баре или самолете. Но приятелям – куда интереснее, получишь фидбэк.
10. И я раскрываюсь на «сплочении коллектива» - психологической обработке успешной, быстро растущей компании. Они слушают меня, мои вонючие комплексы, открыв рты от удивления. Простой американец и не подозревает что творится в душе изгоя. Они готовы помочь, и моим российским комплесам нанесен очередной, но еще несмертельный удар.
11. И потом образуются стабильные американские приятели, на многие годы. Жутко толковый, мормон из Юты, Брайан. Откуда у него время начитывать столько, ведь он по горло занятый президент нашей компании? Его американизм удивляет и иногда отталкивает. Но дружба человека в себе, полноценного, свободного хозяина своей судьбы – необычайно ценна, я это осознаю.
12. Брайан по-американски прям и открыт до определенной степени. Он невольно учит меня американизму – как стать законченной продуктивной индивидуальностью, как надо искать борьбу, вызов в нашем конкурентном мире, как выигрывать. Но, самое главное, как проигрывать сражение без поражения в войне.
13. Десятилетиями я наблюдаю Брайана и учусь у него американской самостоятельности и свободе – он никогда не ждет перста судьбы, всегда в динамике, пробует, обжигается, пробует опять, пока не найдет, чего судьба от него хочет.
14. Брайан один из тех, кто учил меня, как стать американцем не по диссертациям сызраньских специалистов по американизму, а на собственном опыте ошибок и удач, потерь и находок.
15. В Жизнь №3 – Жизнь Простого Американца врастаешь постепенно. Вот уже никак не смущает, потеряв работу вице-президента по инженерии, стать на время токарем-сварщиком. А вот и свой бизнес рухнул, весь в долгах, и  судьба направляет тебя просто инженером в большую компанию. Оттуда уволен через три года – прекрасно! Идешь переводчиком... динамичная американская жизнь принята с удовольствием.
16. Появляется спокойное ощущение одиночества самостоятельности и свободы. Полная независимость и какая-то непонятная еще радость перемен. И постоянный, солнечный американский оптимизм: что бы не случилось – к лучшему!
17. Двенадцать смен места жительства, три штата, с десяток разных работ, постоянная учеба новому, страх отстать, потерять релевантность... разве я россиянин? Ну да, был конечно, когда-то, но, скорее, уже американец. Жизнь прекрасна своей непредсказуемостью, борьбой и разнообразностью. Столько всего интересного, только бы успеть.
18. Свобода и одиночество стали привычными, желаемыми. Движение – нормальным состоянием. Если пару недель никуда не едешь – внутреннее беспокойство – засиделся, что-то ненормальное. Подвижность – существенная часть американской свободы.
19. Свобода – философская непонятность для россиянина, как-то постепенно стала образом жизни. Даже трудно ответить на вопрос «а что это такое?» Способ существования американца, пожалуй.
20. Из бурения на нефть переключиться на заправку автомобилей – два пальца. Всё в твоей власти, и всё необычайно интересно. Пробуй, понравится – пойдет.
21. Детально разобрался в экономике и политических делах западного мира. Ходил на лекции Стиглица, слушал Милтона Фридмана и Пола Кругмана. Все это ужасно интересно. Никаких там заговоров не было и не могло быть. Все люди жадные - это общечеловеческое свойство. Отсюда прогресс. Но отсюда так же и страшные кризисы, от которых страдают кто послабее. Надо быть сильным, понимать что происходит, чтоб не на твоей шкуре богатели другие. И этот жестокий элемент жизни больше не тревожит, привычен.
22. Одна из главных метаморфоз в превращении в американца – отношение к работе. Всегда страдал российской расхлябанностью и неуважением к деталям. Несколько раз получил по носу – пришло понимание - успех заключается именно в деталях, в терпеливом доведении дела до конца, не важно какого. Японский автомобиль – пример уважения к деталям.
23. И потом американское отношение к своей работе – job – нет рабочего дня, есть только выполнение задачи, достижение окончательного результата, сколько бы времени это не потребовало. И результата окончательного, а не полусделанного. Никто не сможет закончить начатое, только ты сам. И в этом трудовая этика протестанизма, такая незнакомая россиянину, стучащему от восьми до пяти.
24. Американец буквально звереет от своей работы, это его жизнь. Он не понимает по-другому. Поэтому даже сейчас производительность труда в США в четыре раза выше российской, и бизнес из Китая начинает возвращаться на родину – китаец ни в какой мере неконкурентен американцу в производительности, только несравненно дешевле.
25. Пожалуй, отношение к труду, к своим обязанностям, отсутствие бюрократического формализма и есть основа американизма, в который постепенно вводит тебя Жизнь №3 – Простого Американца.
26. К этому примыкает уважение к любому труду.  Хозяин моей первой компании, проходя по цеху заметил мусор – он тут же схватил метлу и подмел. Президент большой компании, в которой я работал, был послан на буровую механиком доводить до ума изделие им разработанное. Никого это не удивило. Вскоре и меня, менеджера инженеров, стали гонять слесарем по буровым установкам в разных странах доводить мое изобретение. И мне это нравилось.
27. Еще один момент весьма важен: американец не отличает уборщицу или черного слесаря от президента. Все едят и беседуют вместе, снобизм неизвестен. Помню, как меня удивил президент большой фирмы, бегущий к своему служащему, а не вызывающий его к себе.
28. И меня не смутило много лет спустя нанять в мой бизнес инженера, которому я платил больше, чем себе. В то время я уже, наверное, превратился в американца.
29. И всё равно, интерес к России не умирает. Подвернулась возможность, поехал в суровые восьмидесятые одним из первых восстанавливать разрушенный советский нефтегаз. Начал привозить своих бывших коллег в Америку – забыл про их комплексы. Ничего из этой идеи не получилось, только потерял деньги.
30. Вростаешь в Жизнь №3 незаметно, слишком занят. В какой-то момент обнаруживаешь, что даже находиться в командировке в России тяжело. Смотришь на бывшую привычную ненормальность глазами «зажравшегося» американца: «зачем это? Неужели нельзя по-человечески?» И как когда-то нас спросила бывшая украинка Вера «почему вы не убьете Брежнева?», сдерживаюсь, чтобы не задать подобный вопрос моим приятелям.
31. Когда-то встреча с россиянами была желательной, всегда заговаривал первым. Теперь – избегаешь. Совершенно чужды и по мировоззрению, по материалистичности и цинизму. Особенно новое поколение, большинство выезжающих за бугор. Сытые и высокомерные на папиных деньгах. Незнающие что такое работа, ответственность, творчество. Громкие и хамоватые. Молодой россиянин пугает...