Днешный град с кромом

Татьяна Ульянина-Васта
     В старинной русской фортификации (XII—XIII в.) цитадель, вообще внутренняя каменная или деревянная ограда укрепленного города (старинное слово дне — значило внутренний) называлась Днешний град, а в Несторовой и Лаврентьевской летописях — Детинец (по мнению одних — от слова деть, девать, т. е. поместить или укрыть, а по мнению других — от слова дети, в предположении, что в Д. скрывали при обороне детей, старцев, жен и вообще слабых, или в предположении, что оборона его вверялась детям боярским).
      Летописцы называли днешними градами также цитадели и замки чужеземных городов. Позднее (с конца 1-ой половине XIV в.) вместо Детинец употребляется слово кремль. [Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона]
      Таким образом слово – днешний  имеет несколько трактовок. Но есть и ещё один вариант. Впервые так стали именоваться  внутренние ограды городов в XI в., в отличае от внешний наружный ограды называемой окольным городом, охабнем, городом кромьным или кромом.
      Отраженный в летописях новый фортификационный подел городов совпадает с началом крещения Руси, когда на  древних славянских землях утверждается новая семантика, привнесенная в русский язык в связи с введением новых символов и понятий.
      Древние деревянные идолы, олицетворявшие богов Руси, заменяются новыми образами на металле, дереве, ткани. Сложно восстановить точные копии ранне-христианских изображений на иконах, но если отталкиваться от наиболее поддерживающего тот древний  образный ряд старообрядческого принципа иконописи, то можно восстановить влияние одного такого соотношения выражающего  воззрение на предмет с  психологической интерпретацией образного представления предмета или доминирующего признака представления.
      Таковым и является рассматриваемое выделение в архитектуре городов внутренней и внешней частей оборонительных оград городов.
      С чем же связано возникновение именно таких наименований и именно в начале XI века?
      В качестве образного примера возьмем икону  Сабор архангела Мiхаiла. XVIII cтст. Ветковской школы.
      Здесь нужно отметить, что для русского исторического прошлого того периода одним из критериев при смене вероисповедания было желание получения небесной защиты от неприятельских нашествий, от разорительных войн, от природных катаклизмов.  Вера рассматривалась скорее не как философское представление о мироустройстве, а как призвание реально действующих в мире высших сил на свою сторону. В чем-то это является отблеском языческого  мировосприятия.
      Первыми русскими святыми и стали, как известно, князья Борис и Глеб,  Роман и Давид — при крещении. Первоначально Борис и Глеб стали почитаться как чудотворцы-целители, а затем русские люди и преимущественно княжеский род стали видеть в них своих заступников и молитвенников.

 «Воистину вы цесари цесарям и князья князьям, ибо вашей помощью и защитой князья наши всех противников побеждают и вашей помощью гордятся. Вы наше оружие, земли Русской защита и опора, мечи обоюдоострые, ими дерзость поганых низвергаем и дьявольские козни на земле попираем. «
                Сказание о Борисе и Глебе.

      Таковой  в понимании русского христианства была и  роль Архангела Михаила в битве добра и зла, что нашло своё отражение  во многих эсхатологических христианских трудах. Религиозная традиция приписывала  Михаилу не только победу над сатаной, но и роль судьи на Страшном суде, на который он призовёт души трубным гласом, а сам Михаил приобрёл роль покровителя умерших.
       Это представление о Михаиле нашло своё отражение и в его гимнографии: «Святой Архангел Михаил, защити нас в борьбе, не дай нам погибнуть на страшном суде».

                « И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них], но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним»
                (Откр.12:7-9)

      Если рассмотреть только один аспект иконы, то легко можно отметить высказанную выше мысль: воинство Архангела Михаила, как бы кромка иконы,  окаймляющая своей силой и могуществом внутренний центр её – Младенца в обрамлении небесных созвездий.
     Окаймляющий в данном контексте, как отличный от центра узором край или кромка. Кромный город. Укромное место – согласно русского восприятия приставки «у -» как совмещение идей  в значении "прочь" и "для себя", представление  идеи "изятия" фигуры из фона сформированная  в форме идеи "исключительным образом": один объект "выхватывается" из множества, исключается, становится "исключенным" и "исключительным" (ср. лат. exceptio, нем. Aus-nahme), то есть как в данном случае "выход за пределы поля зрения".
     Таким образом, существует Рать Архангела и внутри Чадо, что переходит на старинную русскую фортификационную идею –  кромный город и в нём уже укромное место.
     Рассматривая слово «днешний» не только как образованное от «дне», в значении «внутренний», но и как «день» – в значении «свет». Легко установить взаимосвязь в именовании днешнего града  ещё и детинцем, не в том смысле, что туда во время осады отправляли женщин, детей и стариков, в  понимании воплощения идеи защиты Света и Младенца (Дитяти)- Днеш.
     Отсюда  соответственно возникает ещё и именование Детинца - кремль  от кромный.
     Такой идейный ряд, заметим, достаточно нетривиален, но многие идеи воплощенные в языковом образном принятии могут быть отслежены переломным моментом в истории Руси, когда кардинальным образом сменилось мировосприятие целого народа.