Сновидец. Часть 13. Общий Город

Анна Михайловна Островская
34

- Всем нужно немного расслабиться, - сказал Алекс. - Давайте прогуляемся по Москве. Последняя неделя была просто кошмарной.
- Да, давайте! - подхватила Лена.
- Мне не хочется, - отозвался Миша. - Поезжайте, если хотите, а я пожалуй пойду высплюсь в гостинице.
- Я тоже хочу поехать в гостиницу, - сказала Анита.
- Ну а мы? - спросил меня Лёша.
- Я бы прогулялась, - ответила я. - Сегодня был такой странный день. Проветриться не помешает. Если ты не очень устал.

Лёша сказал, что не устал. И мы решили, что Алекс и Лена довезут Мишу и Аниту до гостиницы на машине, а мы доедем до Москвы на автобусе и пройдемся по центру пешком.

Мы бродили по Красной площади и по Александровскому саду. Ели мороженое и целовались на скамейке в саду. Любовались огнями новогодних ёлок. Вспоминали Ваню, грустили. И радовались тому, что мы теперь вместе.

Жизнь странная штука. Иногда она так смешивает события, что невозможно отделить одно от другого. Радость соседствует с печалью, потери с новым счастьем. Иногда мне кажется, что в ней гораздо больше фантастики, чем в снах.

Мне нравились Лёшины руки. Длинные узкие пальцы, мягкая ладонь. Раньше не удавалось подержать его руки в своих, потому что стоило дотронуться и заглянуть ему в глаза, передо мной начинали появляться видения. А сейчас можно было держаться за руки, и видеть в глазах друг друга только чувства и никаких картинок из прошлого или будущего. Только то, что есть здесь и сейчас.

Прошлого уже нет, будущего еще нет. И только сегодняшний день имеет какой-то смысл. И этот смысл совершенно невозможно описать словами. Его нужно почувствовать, воспринять. Вот из таких моментов рождаются смыслы. Огни на ёлке, пирожок с малиной и теплый чай посреди холодного парка, руки любимого мужчины, взгляд любящих глаз. Всё это - капли счастья в целом море жизни. И море это у каждого разное, своё. У одного соленое, а у другого почти пресное. У кого-то Черное, а у кого-то Красное. Но наполнять его по капле радостью - только нам самим.
В моем море будут и мои странные сны, и месяцы на острове, и ночь в гостинице в Москве, и обратная дорога на остров с друзьями. И еще один странный сон.

Мне снился Ваня. Он бродил по яблоневому саду и срывал с веток апельсины.
- Привет! - сказала я ему.
- Привет, - отозвался он.
- Ты ведь сам уговаривал нас не бродить по чужим снам.
- Ну ведь ты и не бродишь. Ты в своем сне.
- Но ты тоже здесь.
- Я просто пришел в гости, прежде чем уйти насовсем.
- Как ты там?
- Неплохо. Когда-нибудь узнаешь сама. Но не торопись, у тебя впереди еще много дел.
- Ваня, а каково это - уходить?
- Как будто просыпаться, - он улыбнулся. - Ничего для нас нового. Передашь привет Аните?
- Передам. Но почему бы тебе не сходить в гости в ее сон?
- Она не пускает…
- Что мне сказать ей?
- Скажи, что я тоже скучаю… Хотя нет, знаешь, не говори. Вообще не говори ничего. Пусть она отгрустит своё и живет дальше.
- Как скажешь… Спасибо тебе за краски.
- Пожалуйста. Ты нарисуешь что-нибудь для себя?
- Обязательно.
- Ты обещала.
- Да. Ваня, спасибо тебе. Ты привел меня туда, куда мне было нужно. Я этого сама не знала.
- Пожалуйста. Я рад, что не ошибся. Иногда, если немножко смухлевать, можно вырастить на яблоне неплохие апельсины… Ты их не любишь?
- Нет, не люблю.
- А я вот люблю. Но в твоем сне растут только яблони…
- Я не понимаю, к чему это?
- Когда-то я взял твоё желание и желание Лёши и свёл их в один сон. А как уж вы соедините свои жизни в реальности - вам решать. А Ольге решать, для чего она будет жить. Я тут наведался к ней, мы поговорили.
- И о чем же?
- Да обо всём понемногу. О любви, о жизни и смерти. Пообещал встретить её тут, когда придет её время. Но с условием, что она торопиться не станет.
- И что, пообещала?
- Ага.
- Ты веришь её обещаниям?
- Нет, не верю. Но с ней всё будет хорошо. Завтра от неё уйдёт муж.
- Уйдет муж??? И что же в этом хорошего???
- Она же не любит его. Он уйдёт от неё, она будет очень горевать, а потом встретит другого человека и полюбит по-настоящему. И ей больше не придется искать смысл жизни. И она будет очень счастлива. А её муж женится на своей секретарше и тоже будет счастлив, по-своему.
- Но как же дети? Ведь для их счастья необходимо, чтобы родители были оба рядом, вместе!
- Для их счастья необходимо чтобы родители были оба, рядом, и оба счастливы. Если не вместе - пусть так. Главное, чтобы у детей перед глазами был пример счастливых мамы и папы, счастливых семей, любви, дружбы, понимания… У Ольги и её мужа совместного счастья быть уже не может. Так уж вышло. А вот у детей всё будет хорошо. Рассказать тебе, кем станет их сын?
- Нет, не надо, не хочу знать.
- Ты уже знаешь, - Ваня улыбнулся. - Вот скажи первое, что придёт тебе в голову.
- Ну архитектором.
- Точно. Так и будет. Он спроектирует первый в мире пассажирский космодром, с которого будут стартовать экскурсионные звездолеты. Веришь?
- А почему бы и нет?
- Ладно, Лиза, заболтался я тут с тобой. Хочу к Лёше ещё заглянуть, а потом мне уже и уходить пора, насовсем. Меня уже и так ждут все, волнуются.
- Кто ждет?
- Всё узнаешь в свое время. Давай, счастливо тебе! Спи крепко, живи долго и счастливо и… еще знаешь что? Ты уж разберись, какие фрукты ты любишь, ладно?
Он подкинул в воздухе апельсин, улыбнулся мне и исчез. И больше никогда не снился мне.

Красками, которые он подарил мне, я нарисовала большой пейзаж. Вид на море с моей любимой скамейки, и Лаки, бегающего вдоль полосы прибоя.


35

Мои ученики продолжали приходить ко мне на занятия. Я вдруг заметила, что научилась читать их рисунки, словно книгу сказок. Это оказалось так интересно! Лёша сказал, что мне следует выучиться на арт-терапевта. Может быть, я сделаю это позже.

До Нового года мы ни разу не собирались в нижнем офисе все вместе. Миша по-прежнему там жил круглосуточно, копался в Ваниных документах, что-то записывал, сопоставлял. Периодически я приносила ему фрукты и минералку, а он сам иногда выползал на поверхность, чтобы нормально пообедать. Но кроме Миши никто из нас не хотел возвращаться к разговорам о сновидениях. Как будто с уходом Вани мы наткнулись на невидимую стену, за которую не решались зайти.

Лёша больше не вызывал ни у кого видений. Его глаза оставались по-прежнему внимательными и словно видящими людей насквозь. Мне казалось, что способность читать чужие мысли от него никуда не ушла, просто он перестал говорить об этом вслух. Но когда его руки дотрагивались до меня, никаких картинок перед моими глазами больше не было. Поначалу это очень радовало меня, но в какой-то момент я поймала себя на мысли, что скучаю по этим видениям. В них было уже что-то родное. А теперь их стало не хватать. Правда теперь можно было спокойно держать Лёшу за руку, гладить его пальцы, наслаждаться его прикосновениями. Но что-то мне подсказывало, что недолго ему будет хватать обычных людских радостей. С уходом Вани он словно потерял часть себя. И я не могла восполнить ему эту потерю.

Весь центр готовился к Новогодней вечеринке. Приехали некоторые бывшие пациенты. У Аниты возникла идея познакомить Мишу с одной из них. В результате Миша так увлекся, что наконец-то побрился и к концу декабря стал вылезать из нижней лаборатории значительно чаще. А Алекс и Лена на Новый год укатили в Мексику и прислали нам оттуда несколько ярких весёлых открыток. На одной из пришедших от них по электронной почте фотографий они были сняты в разноцветных сомбреро перед здоровенным кактусом, наряженным русскими стеклянными новогодними шарами. У Алекса были теплые весёлые глаза, а Лена так и вовсе светилась от счастья.

К Новогодней вечеринке мы готовили большой праздничный концерт. Моя группа, как обычно, рисовала красочные декорации. Нам очень пригодились остатки тех красок, которые оставил для меня Ваня. Мы соорудили красивый темно-зеленый бархатный занавес, расшитый золотистыми снежинками, украсили сцену сотней красных ароматических свечей. Вышло очень красиво.

Буквально за пару часов до концерта приехала Наташа со своим мужем. Её совершенно не удивило то, что мы с Лёшей теперь много времени проводим вместе. Вообще-то я ожидала от неё совершенно другой реакции. Думала, что она будет снова отговаривать меня, ворчать и сердиться. Но на фоне Ваниного ухода все другие новости не были такими шокирующими, так что наш с Лёшей роман Наташа восприняла совершенно спокойно,  она была даже рада.

А я была очень рада тому, что мне стали редко сниться сны. Чаще всего это были просто обрывки впечатлений дня, какие-нибудь творческие идеи или мифические сюжеты. Я перестала видеть пророческие сновидения, и ко мне во сне долго не приходили коллеги из dream-team. Поскольку мы с Лёшей часто проводили вечера вдвоем, мне обычно было чем заняться перед сном, и спалось потом замечательно.

Жизнь входила в очень спокойное русло, грусть отступала, сердце наполнилось ожиданием праздника и нежной любовью к Лёше. Казалось, всё налаживается: всё стало таким обычным, простым, появилось ощущение реальности, жизнь больше не была похожа на странный фантастический сон.

На новогоднем празднике мне удалось и потанцевать с Лёшей, и нарядить Лаки в красный колпачок, и обменяться подарками с друзьями. Остров уже не казался мне Раем, но он снова стал приобретать черты Дома. Я раздумала убегать и спасаться от всех странностей этого места. Немного расслабилась и получала удовольствие от всего, что здесь происходило в преддверии новогодней полуночи.

А вот с Лёшей что-то происходило. Казалось, нормальная жизнь ему была не интересна. Я понимала, что ему очень не хватает друга. Они с Ваней все вечера проводили в разговорах об эксперименте, они жили этой идеей. А теперь в душе у Лёши образовалась дыра. И я не могла заполнить её. Ни моя нежность, ни рабочие будни, ни новые успехи не могли заставить его снова радоваться в полную силу.
Он подолгу сидел один в своем кабинете, а по вечерам молча смотрел дома на огонь камина.

Вот и на празднике он хоть и старался поддерживать атмосферу веселья, но получалось у него не очень хорошо. Глаза были переполнены грустью.
- Лёша, чем я могу помочь тебе? - спросила я его.
- Ты помогаешь. Ты рядом. Это главное, - ответил он и улыбнулся. Но глаза не улыбались.
- Я же вижу, ты грустишь.
- Грущу. Конечно. От потери друга невозможно оправиться за пару недель. Должно пройти время.
- Я понимаю. Мне хочется чем-то помочь, но я не знаю чем.
- В таких случаях ничем не помочь. Просто быть рядом. Не ждать от человека быстрого выздоровления и бурной радости. Просто принимать его печаль. Точнее, принимать его, вместе с печалью.
- Я стараюсь так и поступать.
- Вот и хорошо. Со временем мне станет легче.

Лёша весь вечер произносил тосты, принимал поздравления, был в центре внимания. Наташа и ее супруг всё время были рядом с ним. Со стороны всё выглядело так, будто жизнь в центре продолжает бить ключом, дела идут в гору, но в глубине души я понимала: всё самое главное происходило в нижнем офисе. И сейчас там пустота.

Анита пыталась говорить с Лёшей несколько раз. Говорила о том, что самая главная задача центра - лечение бесплодия, и что с этой задачей он прекрасно справляется. Говорила о том, что и без изучения снов в центре всегда много дел, и даже без Ваниного эксперимента здесь всегда есть что изучать, над чем работать и кому помогать. Лёша слушал всё это, улыбался, кивал и оставался задумчиво печальным.

В конце концов мы решили собраться все вместе в нижней лаборатории и обсудить, как нам быть дальше. Миша настоял на том, чтобы все мы спустились вниз в новогоднюю ночь, под предлогом праздника и совместного распития бутылки шампанского в память об Иване. Но мы все понимали, что на самом деле речь пойдет о Лёшином состоянии и о том, что всех нас беспокоит: о том, что без эксперимента нам чего-то ужасно не хватает.

В нижнем офисе было тепло и светло, Миша не поленился украсить лабораторию новогодними шарами и действительно притащил вниз шампанское, фрукты и конфеты. Наверху, на сцене уже начинался новогодний концерт, а мы расселись вокруг стола и подняли бокалы шампанского за то, чтобы в лучшем из миров Ваня был счастлив. В ту ночь нас было всего лишь четверо: Миша, Анита, я и Лёша. Это было так непривычно. Раньше в лаборатории всегда кипела жизнь, Алекс носился со своим кофе, Миша перемещался из кабинета в кабинет в грудой бумаг, а Лёша вечно что-то записывал, просматривал файлы, давал всем какие-то инструкции. А сейчас здесь было совсем тихо.

- Алекс и Лена не планируют возвращаться сюда, - сказала Анита. - Вчера я разговаривала по телефону с Леной. Она сказала, что они собираются пожениться и остаться в Мексике.
- Этого и следовало ожидать, - буркнул Миша.
- Что мы будем делать теперь? - спросила Анита.
Повисла звенящая тишина.

- Лёша, что мы будем делать теперь? - повторил вопрос Миша. - Очевидно, что всё не может оставаться так как идёт сейчас.
- Почему? - Лёша уставился в стену, избегая его взгляда. - Эксперимент окончен. Без Вани нет смысла его продолжать.
- Но почему же нет? - воскликнула Анита. - Ведь я по-прежнему вижу, когда кому-то из наших клиенток угрожает опасность выкидыша. Я вижу это во сне! Что ты прикажешь мне делать, Лёша? Закрывать на это глаза?
- Анита, в этом центре делается всё возможное, чтобы создать условия для продолжения беременности. Все, кому это действительно нужно, кто этого действительно хочет, обязательно родят детей. Или усыновят. Если есть желание стать родителями, оно обязательно исполнится.
- Но…
- Никаких но, Анита. Я думал над тем, что сказал Ваня напоследок. Ты пойми, если ребенок не готов родиться, тому есть веские причины. Бывают случаи, когда это просто физически невозможно. Но тогда можно усыновить малыша, и осуществить свое желание стать родителями. А бывает, что ребенок не рождается потому, что чувствует: родители боятся, или не умеют заботиться, или они сами еще дети и не готовы к материнству и отцовству, или они вообще не созданы друг для друга и скоро расстанутся. Да мало ли причин? Кто-то, кто выше и больше нас, знает эти причины, а нам они очевидны не всегда.

- Ты предлагаешь мне быть пассивной? Положиться на судьбу и ничего не делать? - Анита выглядела разочарованной и рассерженной. - Лёша, но ты противоречишь сам себе! Ты создал этот центр, чтобы помогать людям!
- Да, именно так. Но вот в чем вопрос, Анита: должен ли я помогать родителям родить ребенка, если ребенок еще не готов рождаться у этой пары? Должен ли я заставлять его появиться раньше? Кто я такой, чтобы торопить его?
- Ты человек, который может помочь паре стать готовыми к этому! Может помочь им научиться заботиться друг о друге. Помочь им больше не бояться! Тогда ребенок сможет родиться.
- Да, всё так. И я стараюсь выполнять эту работу. Ты же знаешь, я стараюсь выполнять ее хорошо. Но залезать в чужие сны и пытаться перекроить чужую судьбу я больше не буду и тебе не советую. Пусть всё идет своим чередом.

- Лёша, я не узнаю тебя! - Анита чуть не плакала, ее голос дрожал. - Мне всегда казалось, что здесь единственное место, где меня понимают. Где ценят мою способность услышать зов ребенка о помощи. Ты пойми: если он показывает мне свой сон, значит он хочет родиться! Ему нужна моя помощь!
- Быть может, ты права. А может быть и нет. Я никогда не запрещал и не смогу запретить тебе прислушиваться к своим снам. И пытаться помочь тем, кому нужна твоя помощь. Я лишь против того, чтобы на основе твоих снов продолжать какие бы то ни было эксперименты. Да и Ваня выразился недвусмысленно: это может быть опасным.

- Он говорил о том, что опасно влезать в чужие сны, в сны гостей центра, - вмешался в разговор Миша. - Но что если переместить фокус эксперимента на наши собственные сны и изучать именно их? Что если попутешествовать глубже именно по нашим снам, безо всякой цели спасти кого-то из клиентов, помочь кому-то. Просто изучать наши собственные сны. Леша, как тебе идея?
- Я не понимаю, какой в этом смысл, - Леша улыбнулся и устало вздохнул. Видно было, как тяжело ему было находиться здесь, где каждая вещь напоминала ему об Иване.
- А смысл вот в чем, - Миша притащил кучу каких-то листов с записями и рисунками. - Смотри, это город, в котором по ночам живу я.
Миша разложил перед нами на столике рисунки, наспех сделанные простым карандашом. Я узнала очертания нескольких домов - точь в точь как в моем сне!
- А вот записи о том городе, где путешествовал по ночам Ванька, - он перелистнул несколько страниц и прочитал: «Мой город чем-то похож на столицу Шотландии, Эдинбург. В самом его центре расположился огромный замок, обнесенный рвом…»

Миша читал описание города, и я всё яснее понимала: оно полностью совпадает с описанием тех зданий, улочек и площадей, которые и я вижу во сне довольно часто!
Анита с интересом разглядывала рисунки:
- Забавно. Я тоже во сне путешествую по похожим улочкам. Как же мы не обратили на это внимание?
- Мой город во сне тоже похож на это описание и на рисунки, - сказала я.
Лёша взял из рук Аниты рисунки и внимательно рассмотрел их все.
- Да, всё это довольно любопытно, - выговорил он. - Но что со всем этим делать? Предположим, все мы видим во сне похожие города. Но какой смысл в этом? Какую практическую пользу принесут наши исследования, если мы будем копаться в этом?
- А я пока не знаю, - развел руками Миша. - Но уж больно много совпадений. Неужели тебе не интересно во всем этом разобраться? Мы не будем привлекать к эксперименту никого из гостей. И нам не нужно влезать в чужие сны. Мы можем просто изучать каждый свой собственный город и потом делиться впечатлениями, рассказами об увиденном. Иногда можем все вместе собираться в этом городе во сне и изучать его. Быть может, через какое-то время смысл этого исследования станет более очевидным.
- Мне нравится эта мысль! - воскликнула Анита.
Лёша неуверенно покачал головой.
- Я не могу подвергать вас опасности.
- Лёха, гораздо больше опасности в том, что эксперимент резко прекратился, и мои мозги начинают ржаветь. Мне отчаянно скучно, - сказал Миша.

- А мне кажется, что прекратить все исследования - это значит предать Ваню, - добавила Анита. - Он столько сил вложил в обустройство этой лаборатории, а теперь она простаивает.
- Ты предлагаешь нам всем подвергнуть себя опасности только для того, чтобы лаборатория не ржавела?
- Да нет же, Лёша! Я предлагаю максимально снизить уровень опасности. Не тонуть больше в снах гостей нашего центра. А погрузиться в изучение наших собственных. Понимаешь? Это может быть очень интересно!
- Может, это и интересно, но для принятия такого решения вам нужно большинство голосов. А у вас его нет. Вы с Мишей за, но мы-то с Лизой против. Верно, Лиза?

Ох, как я не люблю, когда на меня переводят все стрелки… Как хочется покоя, спокойного сна, обычной человеческой жизни. Но я понимала, такая жизнь отравляет душу Лёше. Рано или поздно ему надоест это.
- Лёша, вообще-то я тоже голосую за то, чтобы начать новый эксперимент, - тихо проговорила я.

У Лёши от удивления чуть не вылезли глаза на лоб.
- Лиза, но ты же сама больше всех боялась, сомневалась. Даже хотела уехать обратно в Россию!
- Всё это было до того, как я по-настоящему полюбила тебя. Мне кажется, без нового эксперимента ты зачахнешь.
- А мне кажется, что мы можем очень пожалеть о том, что снова ввязались в изучение бессознательного с помощью наших снов.
- Я одно знаю точно, - хмыкнул Миша. - Мы точно пожалеем, если оставим всё как есть и не будем ничего изучать.
- Это было бы катастрофически скучно, - добавила Анита.
Я виновато пожала плечами: мол, ну прости, милый, я тоже так считаю.

- Ладно, - выговорил наконец Лёша. - Будем считать, что вы меня уговорили. Давайте-ка запишем все наши воспоминания об этом городе и нарисуем общую карту. Начнем, пожалуй, с места расположения замка…

Назад... Часть 12: http://www.proza.ru/2011/10/09/1792
Далее... Часть 14: http://www.proza.ru/2011/10/12/59