Крутятся диски

Вячеслав Вишенин
                Самый легкий наряд – наряд по столовой. Самый тяжелый наряд – наряд по столовой. Почему? Все зависит от того, куда попадешь. Если в зал, где принимают пищу – лафа. Расслабься, солдат, ты в шоколаде. Считай, что тебе повезло. Если в поварской цех – тоже неплохо. Будешь сыт и … напоен настоящим  индийским чаем. Ну, а уж если судьба преподнесла тебе сюрприз в виде посудомойки – крепись, солдат. Авось, выстоишь и вернешься домой. Шутка, конечно, но с долей истины.

                Ну, начнем все по порядку. Итак, столовая, зал, где принимают пищу. Если ты шустрый парень, служба тебе не в обузу, и вид грязных тарелок тебя не угнетает, значит, легко справишься с поставленной задачей. А задача простая: до прихода батальона быстро накрыть столы, расставить кружки, разложить ложки, выставить тарелки с хлебом.  А после приема пищи быстренько  собрать со столов грязную посуду и отнести ее на посудомойку, протереть столы и вымыть зал. Для молодых, полных сил солдат это дело минут сорока, максимум, часа. И до  следующего приема пищи у тебя масса свободного времени. Занимайся,  чем хочешь: хочешь – читай книгу или газеты, хочешь – пиши письма родным  и любимой девушке, а хочешь  - ложись на лавку и спи. Никто тебе слова не скажет, а когда надо разбудят. Иногда вот в это самое время мы бегали в армейский «чипок» и покупали себе молоко в треугольных пакетах и свежие булочки. А потом неторопливо, смакуя каждую крошку и глоток, развалившись на лавках, поглощали это лакомство. Все это происходило под неторопливые размышления о службе в армии, и мечтах о скорейшем дембеле и возвращении домой. Думаю, что многим солдатам нравилось нести наряд в зале столовой. А что? Непыльная работа, с массой свободного времени, которого так не хватает в будни.

                Работа в поварском цехе тоже не особо трудоемкая, но уже немного погрязнее. Надо сходить с шеф-поваром на склад, принести продуктов, овощей, затем начистить  картошки, лука и моркови на суп и на второе, залить воду в огромные баки  для приготовления пищи, а после того, как  батальон пообедает – эти баки тщательно вычистить. И так  три раза.  Согласитесь, что немного. Зато работа в поварском цехе хороша тем, что тебе всегда перепадет что-нибудь вкусненькое: и мясца побольше, и маслица  сливочного от души, и хлебушка белого. Ну, а уж если совсем понравишься поварам своим трудолюбием и сообразительностью, то они тебе еще что-нибудь с офицерской кухни подкинут.

                Самая тяжелая, самая грязная и, в некотором смысле опасная работа – наряд по посудомойке. Пару раз за службу мне приходилось побывать и там. Как вспомню – так вздрогну, как вздрогну – так мурашки по коже. В армии этот наряд  называют «дискотекой». Нержавеющие тарелки, из которых едят солдаты, по своей форме напоминают диски, которые, промывая в раковине «крутят».  «Крутить диски» 24 часа в сутки, находясь в постоянной  сырости, вдыхая горячие водяные пары,  стоя на скользком от жира полу, рискуя подскользнуться и упасть, раз за разом перемывая за батальоном горы посуды – это не каждый выдержит.  После ужина наряд заканчивают свою работу, когда солдаты видят седьмые сны, а на следующий день после обеда еле – еле успевает закончить свою работу к приходу следующего наряда. 

                После такого наряда спину ломит  страшно.  А от долгого нахождения в воде и использования химии для мытья посуды, руки страшно разъедает, и нужно, как минимум,  целую неделю для их заживления. А от усталости просто валишься с ног. Попасть в наряд на посудомойку считалось самым последним делом. Туда назначали обычно либо молодых солдат, либо проштрафившихся. Лучше уж нести службу в караулах сутки через сутки, или, как говорили у нас в части – « через день на ремень».  Занятие более почетнее и значительнее. Я знал одного парня из соседней роты, который до самого дембеля «крутил диски» на посудомойке. Говорят, очень уж нерадивый был солдат. И то, что не доходило ему через голову, пытались вбить через эти самые наряды.