А у нас девочка 28 Продолжение

Самуил Минькин
 28                ПОЕЗДКА К РОДИТЕЛЯМ.
 
 Когда в субботу рано утром, когда ещё было темно, и вышли садиться в машину Ариэль и Катя, вся семья, кроме  отца, вышла  на улицу  провожать  отъезжающих, Фаина Ароновна давала наставления Ариэлю, чтобы он ехал, осторожно учитывая, что у Кати травмирована рука. И обращаясь к Кате:
 - Катенька, звони нам, а как поправишься и вернёшься в Москву, не забывай нас и сразу звони. За пять дней, мы так тебе привыкли, что ты стала для нас родным человеком.
Маша тащила Катину сумку с вещами, никому не разрешая забрать их у неё, которые Ариэль привёз из общежития. Больше всех  был  расстроен дед. Он с Катей эти дни  проводил  вместе, и  почти  освоил  компьютер. Теперь с Катиным отъездом, ему придётся дальнейшим освоением заниматься самому – в доме все заняты, у всех срочные дела.
- Дочка, как я буду теперь без тебя, - с  грустью спросил  дед – меня   втянула в эту идею, а сама уезжаешь. Слушай, через два месяца  у  меня будет юбилей, я тебя официально приглашаю.
- Сколько вам, Николай Львович? - спросила Катя.
- Я еще молодой, всего 85-ть. Надо будет  теперь  поработать. Как  это  я раньше не додумался писать свои  воспоминания? У  меня  много  фотографий, начну их теперь  сортировать  в хронологическом порядке, надо теперь только научиться, как вставлять их в текст.
 - Обязательно приеду. Желаю вам до 120-ти – в  здравии и радости.

   Уже в машине Ариэль спросил, что он неоднократно слышал  пожелание на днях рождения цифру 120 – откуда она взялась?
- Интересно, как же так получается, ты всю жизнь прожил рядом со своим дедом, он такой мудрый, и эрудированный знает библию.
- Меня библейская тематика никогда не интересовала. Моё хобби спорт, современное искусство, литература, в моём кругу этим никто не интересовался. Знаешь, рассказывай, мы сократим время поездки. Есть притча: чтобы сократить длинную дорогу – найди  интересного собеседника.
- Слышал про пророка Моисея, который вывел свой народ из Египта, из рабства и  водил  его  по  пустыне 40-ок  лет, чтобы  рабов  превратить в свободных  людей. В  Библии  есть  много  интересных  фантастических нюансов, как это происходило. Бог на горе Сине (не существующая гора) дал Моисею Тору – закон, по которому нужно жить. Где важнейшая заповедью является вера во вездесущего Бога, единого, живого. И не только  в нашем мире, а и во всей вселенной. Бог един для всех, и нет других богов. Он суть всего в мире. Он, и  только  Он – Творец, явивший  Себя  народу через пророка Моисея. Он создал Землю и  все  на  ней  и  вне  нее. Бог – есть  Дух, Мысль и Слово.  У  евреев  пророк  Моисей  является самым выдающимся пророком. По преданию, Моисей  дожил  до 120 лет, это символ долголетия нашего народа. А отец его Авраам - до 175. У евреев и сейчас  есть  обычай - желать при  встречах  и  торжествах дожить до возраста Моисея. Кстати Тора – Библия (ветхий завет) является началом  первой  части  христианской Библии, а также основой ислама.
- Катя, с каждым днём, ты меня все больше и больше удивляешь своими познаниями. С тобой  не  соскучишься, мне  начинает  казаться, что  мне ещё нужно расти до твоего уровня. Никогда не  интересовался  Библией, хотя дед постоянно мне навязывал, чтобы уважительно относился к религии, а с тобой возник интерес. Молодая девчонка, и откуда всё это знаешь?               
 - Читала Библию, и пыталась в ней разобраться, но так просто  не  получается, её нужно изучать серьёзно. Библия объединяет в  себе  произведения  различных жанров: мифологические  предания, заповеди  и  законы, проповеди, исторические произведения, повести,  видения. Библия заключают в себе морально-нравственное учение, накопленное на протяжении многих веков. Библия писалась на протяжении  почти  полторы  тысячи  лет ещё до н.э. Описанные в Библии  исторические  события, библейские идеи и образы оказали огромное влияние  на  развитие человечества и на мировую культуру. Чтобы понять  Библию нужно читать комментарии к ней и высказывания пророков.
- Ну, рассказывай дальше, - сказал Ариэль, когда Катя замолчала.
- Особенностью морально-нравственной ценностью Библии является десять заповедей Моисеевы, что повлияло на развитие всего человечества – это  моральный кодекс. Заповеди написаны в повелительной форме – значит, предназначены для исполнения. Ты, знаешь их?
- Я знаю одну – не  прелюбодействуй, и кажется – не убей.
- И это все твои познания Библии?
- Я думаю – ДА.  Дорога длинная будешь меня просвещать.
- У меня в чемодане лежит книга комментарий к Библии, некоторые публикации знатоков Торы. Я купила её  в синагоге в Марьиной Роще. Хочешь, я могу почитать тебе? Ты, был в этой синагоге? – какое красивое семиэтажное здание, и как здорово внутри всё отделано.
- Никогда меня синагога не интересовала. Вот остановимся, покушаем, достанем твою книгу, можно будет послушать – всё равно время нужно убить.

    Проезжая какую-то деревню Ариэль увидел на одом из домов надпись «СТОЛОВАЯ».
- Вот здесь мы и покушаем, сказал Ариэль, подъехал и поставил свой джип на стоянку.
Столовая находилась в деревенской хате, где была прихожая, где можно было раздеться  и зальчик на четыре столика. Обслуживали две женщины, постарше, которая хлопотала на кухне и молодая, обслуживала в зале, явно было, что это мать и дочь, имеющие свой бизнес. В столовой сидели два посетителя, которые обедали с бутылкой водки на столе. Обед был простой, вкусный и дешёвый. Катя приспособилась хлебать щи левой рукой, с котлетой она тоже расправилась сама, придерживая ножик правой рукой. За хатой находился фруктовый сад, где висели спелые яблоки. Молодая женщина разрешила сорвать яблок на дорогу.
   
     Вытащив из чемодана Кати книгу в багажнике, Ариэль помог Кате пристегнуться, сел за руль и сказал:
- Ну, давай читай, что ты там хотела прочитать, про заповеди, просвещай меня, у тебя очень хорошо получаются разъяснения связанные с религией. Начинаю интересоваться ей – может  быть, начну ходить синагогу.
- Я думаю, что, вряд ли ты будешь посещать синагогу, но если ты человек порядочный и честный, то будешь хотя бы уважать религию, уважать оговоренное там морально-нравственные законы поведение человека, без которых невозможно существование человеческого общества. Заповеди были написаны не на бумаге или другом каком-либо тленном веществе, а начертаны перстнем всевышнего на двух камнях (скрижалях).  Одна плита о любви к Богу (от1-ой по 4-ую заповедь). Вторая плита о любви к основным человеческих законав (от 5-ой по 10-ую)

    Катя, раскрыла книгу, стала листать страницы и сказала:               

- Первоначально я прочту тебе заповеди и их смысл.               
     Далее Катя ещё полистала книгу и продолжала читать:
   Ни один письменный текст, когда-либо нанесенный на камень, глину, пергамент или бумагу, не оказал на человечество такого большего влияния, чем Десять заповедей. О Десяти заповедях сказано, что изначально они были начертаны перстом Всевышнего на каменных – Скрижалях, которые Моисей получил на горе Синай. Их можно назвать декларацией обязанностей, которые Бог возложил на человека. Этот короткий текст, состоящий всего лишь из ста двадцати ивритских слов (Кнессет – парламент и Израиле состоит из ста двадцати депутатов),  охватывает все области закона, устанавливая не только правила поведения, но и определяя внутренний, духовный мир человека. Для изложения Десяти заповедей выбрана такая форма построения предложений и выражений, что каждое слово, будучи однажды услышанным или прочитанным, навсегда врезается в память. Этот текст определяет как законы служения Всевышнему, так и понятия праведности и правосудия, которые актуальны для всех времен и никогда не устаревают, морально-нравственное поведение человека. 

   Ещё Катя, просматривая текст, стала читать дальше:
   Дарование Торы, когда с горы Синай прозвучал голос Всевышнего, произносящего Десять заповедей, произошло на семидесяти языках: чтобы узнать волю многочисленного народа, собравшегося у подножия горы Синай, Творец обратился к нему на семидесяти языках, так, чтобы каждый слышал родной язык, к которому он привык с детства. В тот момент, когда с синайской высоты звучали Божественные повеления, ни одно творение не издавало ни звука: не пели птицы, не мычали быки, не шумели морские волны. Природа погрузилась в молчание и, затаив дыхание, внимала голосу Всевышнего, который объявлял о первостепенности и превосходстве разума и справедливости во всей Вселенной.

Пропустив страницу, Катя продолжала читать:
Мудрецы Талмуда рассказывают, что до того, как Всевышний даровал Тору сынам Израиля, Он предложил принять ее другим народам. Однако не нашлось ни одного народа, который согласился бы принять этот дар. У всех находилась та или иная причина для того, чтобы отказаться от него. Сыны Эдома спросили: "Что написано в Торе?". Ответил им Всевышний: "Не убивай". Тогда они сказали: "Мы не можем принять Твою Тору". Когда сыны Ишмаэля задали тот же вопрос, ответил им Всевышний: "Не укради". Тогда они сказали: "Мы не можем принять Твою Тору". Другие народы отказались принять Тору, узнав, что в ней содержится запрет прелюбодеяния. Это описание, приведенное в Талмуде, указывает на то, что ни один из народов не возражает против религии как таковой. Однако он готов принять религиозные требования только как общие принципы, имеющие весьма ограниченное действие в практической жизни. Народы мира как бы сказали: "Нет у нас никакого желания познавать Твои пути. Отдай Твою Тору народу Израиля". Тогда Всевышний пришел к народу Израиля, и сыны Израиля ответили Ему: "Все, что скажет Бог, мы сделаем". 

   Если взять первую заповедь: «Я – Господь, Бог твой. Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим». Нет других богов – сразу утверждает – Бог  един. Сразу же отпадают все языческие религии, вера в камень,  деревяшку, в картину. Бог во всём и везде и всюду, и только Ему во всём можно доверять, и только Его ты должен держать в своём сердце.
Опыт показывает, что нравственность можно строить только на религиозной почве, потому что без Божьего авторитета, все человеческие принципы оказываются условными, шаткими,  непостоянными неубедительными, недолговечными, декларативными. Примером может служить вера в построение коммунистического общества.
- Ну, что ты веришь во весь этот бред? – спросил Ариэль.
- Не знаю, верить особенно не верю, но уважаю религиозных людей особенно истинно верующих, обладающих высокой нравственностью. При любом раскладе религиозное воспитание воспитывает порядочных и добрых людей. Есть и мерзавцы, которые прикрываются своей религиозностью. Вот послушай интересные комментарии по пятой заповеди:
«Почитай отца твоего и мать твою (почитай имеет глубокий смысл - требует от детей: уважения, покорности и послушания по отношению к родителям. Но также любви, нежности, заботы о родителях. Требует, чтобы дети были для них помощью и утешением в преклонные годы), чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». Но не только для родителей это нужно, а ещё, и самим детям (По иудейской религии человек живёт пока в нём находится душа. Когда душа покидает бренное тело, она устремляется к небесам. Чтобы стать в очередь,  и просить у Всевышнего о самом дорогом, что осталось на земле, о благополучии своих детей). Эта заповедь имеет огромное воспитательное значение – дети, вникнув в суть данной заповеди, начинают более внимательно относиться к своим родителям.
- Ну, смотри, Арик, разве это не прекрасная заповедь? Ведь всем известно, как ты будешь относиться к своим родителям, так и твои дети будут относиться к тебе. А я вот лишена такой возможности, так относиться к своим родным родителям, особенно по маме, и очень по этому страдаю. Я её никогда не видела, кроме как на фотографиях и очень её люблю. Но я за то стараюсь относиться так к своим приёмным родителям. Или вот послушай комментарий по седьмой заповеди «не прелюбодействуй», которую ты знал из десяти:               
Эта заповедь, стоя на страже супружеской верности, запрещала мужу или жене иметь сексуальные связи с другими женатыми людьми и защищала чистоту брака, рекомендуя постоянство в брачных отношениях, и предписывала не допускать супружеской измены ни в коем случае. Тому человеку, который нарушал эту заповедь, по Ветхозаветному закону грозила смертная казнь. “Если кто будет прелюбодействовать с женой замужнею, если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего, - да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка. Евреи всегда гордились своей высокой нравственной системой и с презрением относились к распущенности язычников, осуждая проявление их животных инстинктов, изобличая их невоздержанность и чувственность. А супруги, состоящие в освященном Богом браке, должны хранить друг к другу супружескую верность и жить между собою в мире и согласии. В иудейской религии обязательно рекомендуется хупа (венчание) - символизирует ответственность перед Богом, не нарушать союз, ниспосланный свыше.   

- Или вот последний комментарий по последней десятой заповеди:
. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Желание присвоить собственность соседа — значит, сделать первый самый страшный шаг к преступлению. Завистливый человек никогда не может обрести удовлетворение, потому что всегда кто-то будет обладать чем-либо таким, чего у него нет. Человек превращается в раба своих желаний. Мы используем людей и любим вещи, вместо того, чтобы любить людей и использовать вещи.
Десятая заповедь поражает корень всех грехов, предостерегая от себялюбивых желаний, являющихся источником беззаконных поступков. «Великое приобретение — быть благочестивым (уважение, страх, преданность)».
- Катя, всё, что ты рассказываешь и читаешь очень интересно, но ты же современная женщина, к тому же врач, продолжаешь учиться на степень и веришь в религию, и её сказки. Я о религии никогда ничего слушать не хотел.                – Вот в этом и весь интерес, что я врач. И хочу в этом вопросе разобраться. Сейчас уже точно известно и доказано, что верующие люди живут на 20%  дольше, что верующие менее подвержены онкологическим и сердечно-сосудистым болезням,  спокойнее, увереннее в себе, доброжелательнее. Я закончила общая терапия, но теперь я хотела бы специализироваться на психолога – психиатра, но не в том направлении, чем занимался Сигизмунд Фрейд, а новыми направлениями, разработанным американскими и другими психоаналитиками. Где каждый человек имеет право выбора, и быть счастливым, богатым, здоровым и долгожителем.
- Но ведь и психиатрия не имеет никакой связи с религией.
- Как же не имеет? Если весь процесс изучения, или психологического лечения ведётся виртуально на духовном уровне. Давно известно, что если человек думает о хорошем, что он здоровый, удачливый, у него всё хорошо – он  притягивает всё хорошее. Если он думает о плохом – он притягивает всё плохое. Но самое интересное, что эти законы работают. Религиозные люди знают и уверены, если верить в добро и молиться, оно осуществится. Начни рассказывать верующему человеку о своих бедах, он тебя успокоит и заверит, что всё будет хорошо и посоветует молиться и просить об этом Господа Бога. Я читала высказывания людей, которые утверждают, что именно вера в Бога помогла им стать здоровыми. Трудно доказать, или это самовнушение, или самовнушение помогло им выздороветь.
– И, ты считаешь, что это помогает?
 – Не только считаю, а знаю, что если человек в это верит на 100% - обязательно желание  осуществится.

 - Если ты бы пробовал открыть Библию, то первые строчки записаны так: «В начале сотворил Бог небо затем землю».  Комментарии к данному выражению мудрецов торы, разъясняют, что вначале Бог сотворил духовный мир, а затем материальный мир. Этот постулат (утверждение) действует везде и всюду. Вначале человек мысленно представляет объект, а затем реализуются в материальном виде. Даже природные явления, образующиеся вне мышления человека, в начале возникают в каких-то иных мирах духовно, но которые еще не разгаданы человеком.
- Катя, всё это очень интересно, что рассказываешь, но ты врач и какое это имеет отношение к твоей профессиональной деятельности?
- Самое непосредственное. Вот в этой книжке имеется тема «медицина и религия». Сейчас найдём и попробуем почитать:
Нередко люди впервые обращаются к Богу только в сложной жизненной ситуации, когда не могут справиться с проблемами сами. И часто это тяжелое испытание – когда болеем мы сами или кто-то из наших близких. Что может дать религия болеющему человеку?        Конечно, своим постоянным прихожанам церковь дает духовное здоровье. Это правильный образ жизни, избавление от вредных привычек и вредных мыслей – осуждения, обиды.          Но когда мы испытываем физическую боль, требования к здоровью другие. Здесь религия помогает принять болезнь, понять, как использовать ее для духовной надежды.
Классическая медицина руководствуется в основном медикаментозными, хирургическими и другими материальными методами, и  не занимается духовным состоянием человека. Народы, где высокий духовный уровень, обладают более крепким здоровьем и высокой, средней продолжительностью жизни. Примером может служить Япония, где высокая духовность и большой средний возраст – мужчины 80 лет, женщины 84 года.

- Прочту сейчас, что говорит о медицине и религии Чиссов Валерий Иванович, хирург-онколог, доктор медицинских наук, профессор, академик.
— Валерий Иванович, Вы оперировали, и лечили тысячи больных. Среди них были и верующие люди, и неверующие. Есть ли, отличие между этими двумя категориями пациентов?
Статистики подобного рода в медицине не существует. Но могу сказать совершенно определенно, что верующие люди переносят болезнь с большим терпением. Именно, религиозный опыт помогает верующим людям относиться к лечащему их врачу с доверием, ведь и в Библии сказано: почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего — врачевание (Сир 38, 1). А такие доверительные, личные отношения врача и больного — чрезвычайно важный фактор в процессе лечения. По своему опыту могу засвидетельствовать, что у тех больных, которые скептически относятся к усилиям лечащих их врачей, и операции, и послеоперационный период, болезнь протекают более тяжело, больше бывает осложнений. И врачам психологически тяжелее работать с такими пациентами.   Очень многие больные перед операцией исповедуются, И в послеоперационный период люди молятся, общаются с батюшками. Как руководитель онкологического института я приветствую такое взаимодействие с Церковью, потому что как врач вижу, что религиозная жизнь больных часто оказывает благотворное влияние на процесс лечения и способствует выздоровлению. Духовное и психологическое состояние верующего больного становится более стабильным. Верующий человек знает, что врач не всесилен, что в конечном счете все решает Бог. Поэтому такое состояние дорогого стоит. Неверующие люди, попав к нам, тоже очень часто начинают переосмысливать свою жизнь уже в религиозных категориях. Существует мнение, что в окопах атеистов нет. Я много раз видел, как, получив онкологический диагноз, человек начинал искать причинно-следственные связи своего заболевания с тем образом жизни, который он вел до болезни. В итоге делает выводы, что болезнь дана ему за конкретные грехи, за пренебрежительное отношение к людям и Богу. Мне приходилось слышать подобные слова от людей, которые были до болезни самоуверенными и считали себя совершенными атеистами.
- Катя, я наверно соглашусь с тобой, что здоровье и успех во многом зависит от достойного  поведения человека, от его духовного и душевного состояния. А теперь давай сделаем ещё один привал. Слева у нас лес, и я заметил за лесом какой-то водоём.
- Да это уже Волга. Арик, пойми меня правильно, и наверно ты подумал, что я религиозная, что пропагандирую религию? Я стала смотреть на эти вещи по-другому, когда  была в Израиле. Мой родной отец, научный сотрудник, стал посещать синагогу, изучать тору, со степенью работает дворником, и это его нисколько не смущает. Говорит, потому что возвращение к религии по зову своих предков даёт, ему духовные силы. Вот и твой дед, которого я отлично понимаю, пройдя тяжёлый жизненный путь, понимает, что возвращение к религии даёт ему духовные силы.
      К дому родителей подъехали, было около шести вечера. Ариэль поставил машину на улице, отыскав свободное место среди припаркованных машин. В это время Таня с Соней гуляли на улице. Соня первая заметила  маму, стала прыгать и радоваться, повторяя:
- Мама приехала, мама приехала!
Таня забеспокоилась, увидав подвязанную руку у Кати. Когда в  квартире растолковав, матери и отцу о том, что с ней произошло, как Катя задумалась и попала под машину Ариэля. Таня начала организовывать стол, отозвала Катю на кухню и спросила:
- Какой привлекательный мужчина? Может быть, Бог даст, не жених ли твой?
- Мамочка не знаю. А он тебе нравится?
- Очень интересный мужчина, думаю человек порядочный, я вижу, он к тебе хорошо относится. Господи, хотя бы ты уже определилась в жизни.
- После того, как он сбил меня, он забрал к себе домой, где я у них пробыла несколько дней. Ты, не представляешь, как за мной там ухаживали. Семья его обеспеченная, вилла у них на Рублёвке.  Хотя семья его порядочная и интеллигентная, но я боюсь, что богатые, и что могу оказаться не ко двору. Но ты мамочка, за меня не беспокойся, я уже не та глупенькая девчонка – разберёмся. Когда вернулись Таня и Катя к столу, Соня уже подружилась с Ариэлем, показывала ему свои игрушки. А Виталик уже сбегал в магазин и развлекал вместе с Соней гостя.
      На следующий день, воскресенье, Ариэль предложил поездить познакомиться с городом Больше всех радости, было у Сони, что её взяли с собой.  Поездив по центру города, посетили, два новых открывшихся шикарных магазина, торговый дом, где Соне купили новое, осеннее пальто и кроссовки, побывали на набережной Волги. Побывали в центральном парке, где посидели в кафе - мороженное.  Ариель спросил:
- Катя, давайте съездим к дому твоего прадеда, про которого ты так интересно рассказывала.
За прошедшие годы Мария Ивановна постарела, лицо как-то удлинилось, появились дополнительные морщинки. Выйдя, она внимательно стала разглядывать пришедших.
- Катя, я тебя не узнала, это твоя дочурка  и муж? – стала спрашивать Мария Ивановна.
- Да, это дочка Сонечка, а это мой приятель. В дом зайти пустите?
- Да, да заходите, пожалуйста. 
За эти годы в доме почти ничего не изменилось. Мария Ивановна стала жаловаться, что вот она одна, и по этому ей в доме не хочется ничего менять. Что дожжен приехать из Москвы старший сын, будет дом продавать. Её он забирает в Москву, он приобрел себе ещё одну двухкомнатную   квартиру для старшего сына, сейчас делает ремонт, и она пока будет жить в этой квартире, так как она категорически не хочет жить со своими невестками.
Ариэль с Катей обошли все комнаты, посмотрели имеющуюся мебель, картины и репродукции, и Ариэль спросил:
- Сколько же вы хотите за этот свой гнилой дом?
- Почему гнилой? Он еще хороший дом, в нём ещё жить можно лет пятьдесят, к нему ещё огород восемь соток.
- Какой там хороший, ему уже больше ста лет, его надо сносить и сроить новый. Так сколько хотите за дом?
- Сын говорил, что дом стоит сто тысяч долларов.
- Вы, что смеётесь, за эту развалюху – сто тысяч.
Катя, слушала, молчала и злилась на Ариэля, за то, что он оскорбляет дом её прадеда, хотя она была уверенна, что он ничего не собирается покупать.
- Когда приедет сын, - спросил Ариэль, - может быть я его и куплю, если договоримся. А вот мебель, картины, не вы же это приобретали? Это всё имущество Кати, приобретал её прадед, а она непосредственная наследница, и с помощью суда мы сможем легко доказать. Или так, по-хорошему отдавайте, или будем судиться.
Мария Ивановна, только открывала рот, как рыба, выброшенная на берег, не зная, что сказать. Катя стояла красная и толкала Ариэля, чтобы он прекратил говорить ерунду. Наконец  Мария Ивановна ели слышно произнесла:
- Как это так вы из дома всё заберёте, мы двадцать лет берегли, всё сохранили, а вы пришли и забрали. Катя говорила – берегите  все, что кончит институт – выкупит.
- Мария Ивановна, ну как же вам не стыдно? Двадцать лет пользовались чужим имуществом, а теперь еще за это хотите деньги содрать. 
Наконец Катя не выдержала и обратилась к Ариэлю:
- Прекрати, тебя никто не уполномочивал решать мои проблемы. Я действительно обещала  выкупить, вещи, которые мне дороги, как семейные реликвии.
- Хорошо, судиться не будем, раз Катя обещала, я сейчас даю вам тысячу рублей, звоните сыну, и решайте, а мы завтра приедем, и те  реликвии, которые нам дороги – заберём. В противном случае будем судиться.
Когда покинули дом, Катя начала ругать Ариэля, что он её поставил в неловкое положение, что она не просила его начать распоряжаться, и предъявлять хозяйке условия. Ариель не обращая внимания на Катины выговоры, продолжал:
- Всё заберем, понравилась дармовщина. Ты, представляешь буфет резной с красного дерева – это антиквариат, простоял столько лет и как новенький – ему цены нет. Люстра хрустальная, старинная и картины – это в настоящее время очень дорого стоит. Завтра, пока ещё всё цело снимем, заберём. Продадут дом – новые хозяева тебе ничего не отдадут. Да и вообще я не понимаю, что тебя смущает. Действительно всё имущество принадлежит тебе, ты, прямая наследница. Просто так тебе сами, они ничего не отдадут.
- Арик, ты с ума сошёл, это же грабёж среди белого дня. И куда это я всё дену?
- Это другой вопрос. Я думаю забрать в Москву, у нас есть там домик, найдём специалиста, он, если нужно подремонтирует, отреставрирует и подготовит к хранению. Представляешь картины, возможно, это подлинники или репродукции написанные маслом на библейские темы. Еще нужно разобраться – чьей  кисти они принадлежат.
- Арик, а причём Москва – ты, что эти вещи уже себе присвоил?
- Катя, ты разве не понимаешь, что теперь будешь жить в Москве – сама ты не справишься со свалившимися, на тебя ценностями.
И обращаясь к Соне, Ариэль спросил:
- Соня, ты хочешь с мамой жить в Москве?
- Хочу.
Катя задумалась, ей понравилась хватка Ариэля. Оперативно, смело, до конца идёт к решению вопроса. Чувствуется мужское плечо, на которое можно опереться. Он нюни распускать не будет, пробьётся к поставленной цели, сделает всё, что задумал, всегда защитит. Таким и нужно быть в наше время, а иначе затрут, смешают с грязью, превратят в дурака. Явно, что Ариэль лидер, человек настойчивый, переубедить его в его убеждениях и решениях трудно. Катя решила не задавать лишних вопросов, не допытываться, что он имел ввиду. Во всяком случае, это предложение для более близких отношений, и не надо требовать от него конкретных разъяснений, а для того, чтобы его завоевать, нужно прежде  быть заботливой, послушной (что любят мужчины) и интересной, как внешне, так и внутренним содержанием.
   Кате почувствовала доверие к Ариэлю, и ей захотелось поделиться с ним еще с одной проблемой, которая не покидает её всё время. Она нашла захоронение мамы, на русском кладбище.   Катя ещё раз встречалась с главврачом роддома, она  уже не работала, вышла на пенсию.  Главврач вспомнила, что похоронами занимался тогдашний завхоз, и назвала его имя и фамилию. Бывшего завхоза, теперь уже тоже пенсионера Катя нашла через адресный стол. Она за бутылку водки уговорила его  съездить на кладбище. Завхоз помнил, как хоронил он маму, и точно указал место захоронения, которое было запущено, земля провалилась.  Как ей объяснили в кладбищенской конторе, где сохранилась «Книга регистрации захоронений». Что брошенное захоронение, за которым не осуществляется уход свыше 20 лет, и лица ответственные за данное захоронение не появляются – считается бесхозным. Решение по этому захоронению тогда может принимать администрация. И если бы она не объявилась, ещё пару лет, это место могло бы быть перезахоронено, так как в настоящее время огромный дефицит с местами.  Кате в конторе посоветовали установить памятник, хотя бы самый дешёвый, или просто камень, тогда место не будет считаться бесхозным.
   Вначале Катя решила рассказать маме-Тане и Виталику, но ей стало казаться, что эта её проблема может вызвать у них чувство ревности, дополнительные переживания, и решила посоветоваться со своим сводным братом Игорем. Катину проблему обсуждали всей семьёй, затем жена Игоря Света предложила, что нужно было бы маму перезахоронить на еврейское кладбище. Начали обсуждать новую проблему, но в конечном итоге решили; пока ничего не предпринимать, а нанять человека, чтобы подправил мамину могилу, и они помогут Кате установить временный памятник.
   Выйдя из квартиры Гуревичей, Кате пришла мысль попробовать поискать на еврейском кладбище захоронения прадедушки и прабабушки, ведь где-то они должны быть здесь в городе похоронены. В хороший летний день, Катя отправилась на еврейское кладбище, которое оказалось рядом с тем же кладбищем, где похоронена мама. Побродив пару часов между памятниками, Кате не смогла найти место захоронения. Она знала, что умерли Рохель и Нохем в разное время, и хотела найти хотя бы одно из захоронений. Около одного из памятников возилась старушка. Она окликнула Катю и спросила, кого она ищет. Катя рассказала ей, что ищет захоронения своих предков. Старушка стола задавать вопросы, и Катя постепенно рассказала свою историю. Старушка стала вспоминать, и спросила:
- А твой прадед, не был ли раввином в синагоге?
- Не знаю, знаю, что он учился в ешиботе.
- Ой, ой, сколько горя досталось правнучке Наума Моисеевича, - она подняла руки к небу, стала причитать - я его хорошо знала – очень хороший был человек – учёный. Мой муж, на долгие годы всем нам, очень хорошо о нём отзывался. Идём, я тебе покажу, где они похоронены. Твоя мама своему дедушке и бабушке поставил хорошие, дорогие памятники.
Старушка подвела Катю к двум рядом стоящим памятникам из чёрного мрамора, Которые были в отличном состоянии и точно похожи были друг на друга. Все подписи были сделаны на иврите. Могилы были запущены, заросли бурьяном, замусорены. У Кати защемило на сердце:
- Мамочка, моя любимая мамочка, - произнесла тихо Катя, слёзы накатывались на глаза - какая ты у меня была заботливая и преданная перед дедушкой и бабушкой, и только здесь можно оценить, как та их любила. Теперь я как прямая наследница, должна взять эти заботы на себя.
    Катя рассказала старушке, что мама её похоронена рядом на русском кладбище, и она бы хотела её перезахоронить где-то здесь, рядом на еврейском кладбище. Старушка рассказала Кате, что всеми этими делами занимается еврейская община города, и ей нужно узнать по этому вопросу в синагоге, и там ей подскажут, как это делается. Старушка похвалила Катю:
- Доченька, какая же ты молодец, что заботишься о своих стариках и маме, Бог воздаст тебе за твоё добро. У тебя будет всё хорошо, ты будешь счастлива. Найдёшь себе хорошего, достойного мужа. Так не бывает, чтобы хорошим, добрым людям не везло, и было им плохо.
- Спасибо тебе бабушка, что вселяешь веру в людей.
   Созвонившись с Игорем, в одно из воскресений всей семьёй; Игорь, Света и Майка, вооружившись лопатой и граблями, подправили мамину могилу, и навели порядок у могил прадедушки и прабабушки. А когда приехал Гриша из командировки, установили на маминой могиле временный камень, который купили в мастерской, где изготовляют памятники, тут же на кладбище.
  В одну из суббот Катя вечером решила сходить в синагогу, подождала, когда кончится  вечерняя молитва, и обратилась со своей проблемой к раву (сокращённое название раввина). Пока  рав собирался, все посетители разошлись. Выслушав Катю, он сказал, что человек он новый, и прадедушку Кати он не знает. Но если имеется такая проблема, то он приложит все усилия, чтобы проблему решить. Далее рав  сказал, что на еврейском кладбище практически нет мест, но за хорошие деньги, можно место выкупить. Рав, попросил придти в следующую субботу, он посоветуется кое с кем, и даст Кате ответ. Когда Катя пришла в следующую субботу, то нашлось несколько стариков, которые помнили Нохема. Они внимательно рассматривали Катю правнучку рава Нохема. Интересовались всеми подробностями её жизни.  Обещали постараться сделать всё возможное для правнучки уважаемого рава. Что касается перезахоронения то нанимать людей и платить придётся самой. Один из стариков, приятной наружности, который назвался Мойшей, подал Кате руку и сказал, что хотя Нохем был намного старше его, но несмотря на разницу в возрасте, они долгие годы дружили, он хорошо знает всю его семью, и просил, если будет у неё время зайти к нему в гости. У Кати перехватило дыхание, защемила сердце, она сквозь слёзы произнесла:
- Какое счастье, что я вас встретила – обязательно зайду, и вы мне всё расскажите о моих близких. Вы, первый, живой свидетель, который знал их, видел их и общался с ними.
После посещения квартиры Мойши, где её приняли, как самого дорогого гостя, где она пробыла около четырёх часов, где она выпытывала у Мойши всё, что он знает, про её стариков и маме. Поговорили о перезахоронении, и Катя поняла, что эту проблему нужно отложить до того времени, когда она кончит институт, и будет самостоятельным человеком.
   Катя думала рассказать эту её проблему Ариэлю? Или лучше подождать, когда Ариэль сделает ей предложение, и она выйдет за него замуж? А то она может его напугать своими проблемами? Лучше дожидаться своего часа, а уж тогда на него вешать свои проблемы, и тогда вероятность этой проблемы будет сделана наверняка. Но тогда Катя понимала, что это будет не честно, тогда получается, что она будет использовать Ариэля в своих корыстных целях. Катя решилась и рассказала эту свою проблему, это позволит ей лучше его узнать. Ариэль внимательно выслушал, Катю и сказал:
- Поехали на кладбище, посмотрим, мы и с этой твоей проблемой запросто разберёмся.
На следующий день приехали к дому прадеда. Ариель спросил у Марии Иваовны:
- Мария Ивановна мы приехали. Ну, что вы решили.
- Я долго вчера вечером разговаривала с сыном по телефону – судиться не будем. Сын обрадовался, что дом теперь можно будет продать, и меня забрать в Москву.
- Так можно забирать?
- Забирайте.
Ариель дал Марии Ивановне 1000 рублей. Мария Ивановна предложила нанять соседа помочь. Сняли все картины, люстру, в кладовке обнаружили две серебряные миноры ( странно, каким образом их не продали), и некоторые ещё вещи иудейской символики. Насчёт буфета Ариэль сказал, что этот старый буфет забёрёт тоже. Купить его никто не купит, сейчас все стараются приобретать новую мебель. А он наймет человека, который отремонтирует, реставрирует, и поставит его у себя в офисе. Всё приобретенные вещи загрузили в машину, и на следующий день  рано утром Ариэль уехал.  Когда Катя вышла его провожать, Ариэль на прощанье прижал к себе Катю, поцеловал, и сказал:
- Классная, ты девчонка Катюша, нравишься ты мне, буду тебе звонить. За свое наследство не переживай, оно есть твоим, и будет твоим.
- Я не переживаю – всё равно мне с ним деваться некуда.
Катя осталась стоять огорчённая, не зная, что думал и на что намекал Ариэль. Как понимать его намёки. Никакой конкретики, а его обещания, может быть, ничего не стоят. А может он правильно делает, что не спешит делать мне предложение. Мало времени общались.
  Катя пробыла дома около месяца. Ариэль часто звонил, интересовался здоровьем, иногда телефонные разговоры продолжались по часу и больше. Когда Катя сообщила, что рука зажила, собирается вернуться в Москву. Неожиданно приехал Ариэль. Он пригнал свой джип с прицепом. В этот же вечер Ариэль и Катя пошли прогуляться, и Ариэль сказал:
- Катя, я приехал за тобой, предлагаю,  выходи  за меня замуж, мои родители и все домашние поддерживают моё решение, особенно дед. Ты, согласна?
- Согласна – просто без вопросов и комментариев ответила Катя.
- Тогда пойдем и объявим твоим родителям.
Таня, после отъезда Ариэля донимала Катю, чтобы она наконец нашла человека, что Ариель ей понравился, внимательный, благородный вид, неважно, что разведённый, хорошо было бы если бы она вышла за него замуж. Теперь услышав, что Катя и Ариель решили пожениться, Таня и Виталик были рады за Катю, теперь решались все Катины проблемы, есть теперь, кому о ней позаботиться, создать семью и жить в Москве. А Москва рядом не в другом государстве, ночь переночевал в поезде, и ты в Москве.
На следующий день организовали помолвку, собрали всех родственников, было много поздравлений, пожеланий напутствий. Кира Александровна, отозвала Катю на кухню, стала расспрашивать про Ариэля более подробно. Стала говорить, что очень представительный и интересный мужчина, что он ей нравится, и она поддерживает её выбор. А затем спросила, почему у него такое странное имя Ариэль? Катя сразу поняла вопрос, что хочет узнать Кира  Александровна.
- Дорогая бабушка, - сказала Катя, - он замечательный человек, коренной москвич, он еврей.
- Почему же он в такой торжественный день, так небрежно одет? – спросила огорчённо Кира  Александровна.
- Бабушка, он же приехал из Москвы на машине, он не мог же надеть свой лучший парадный костюм. Для меня я считаю, что мужчины  одетые немного небрежно более привлекательны, чем изыскано одетые, следящие, чтобы внешность их была безукоризненна, в основном это себялюбы и эгоисты. Небрежно одетым некогда постоянно тщательно следить за своей внешностью, у них голова забита другим; идеями и работой.
На семейном совете решили и договорились, что сейчас Катя едет одна с Ариелем в Москву. Соню заберут, когда всё устроят.  Буфет разобрали, упаковали в прицеп, и Катя с Ариэлем укатили в Москву.

     Через год Катя родила сына, назвали Нохемом в транскрипции Николай. Дед Ариэля Николай Львович сказал, что теперь он может спокойно умереть, появился наследник и  последователь его имени. И что только благодаря Кате эта его радость смогла осуществиться.
     Гриша репатриировался в Израиль, и женился на Симхе которая закончила медицинский колледж.  Катя с Гришей передала отцу в Израиль дневники  Авихаема бен Гидона. Отец  обратился в еврейский  университет  в Иерусалиме.  Дневниками заинтересовался профессор еврейской истории репатриант  из Москвы, изучающий историю евреев средневековья, которые изгонялись повсеместно из Западной Европы, и их дальнейшая миграция на восток и Россию. После изучения дневников, университет обратился к отцу продать дневники, так как они оказались  ценным материалом еврейской истории. Отец договорился с университетом, что они сделают русские переводы и вместо оплаты передадут ему копии, и копии переводов.
    Когда Гриша приезжал, теперь уже в гости к родителям, привёз от деда Кате переводы дневников, а также рукописи деда откорректированные  к его родословному дереву.  В переводах дневников Катиных предков,  оказалось, что после смерти  Авихаема бен Гидона, дневники продолжал писать его внук  Исраэль, где они обосновались на юге Германии. Исраэль  описывал, как  в Средние века было положение евреев в Европе.  Оно целиком зависело от доброй воли местных властей и монархов. Христианская церковь в Средние века принимала участие в преследовании иудеев как иноверцев и принуждала к принятию христианства, или требовала изгнания. В связи с тем,  что евреям запрещалось владеть землей, то они чаще всего занимались торговлей или ростовщичеством. Это подогревало недовольство местного населения и провоцировало повсеместно погромы и изгнания. Евреев обвиняли в распространении болезней, неурожаях и других бедствиях. В Средневековье на евреев начали возводить кровавый навет — обвинение в убийствах христиан в ритуальных целях. В это время родилась легенда о «Вечном жиде» — еврее-скитальце, который нигде не может найти спокойного пристанища, у которого нет места на земле. После событий 1510 года и казни 38 евреев, началось изгнание евреев из Германии, и Катины предки переселились в Румынию.  Следующий последний дневник писал Нохем бен Янкель, который описывал, как он со своей семьёй в1815 году, после разгрома Наполеона перебрался жить на Украину.
   Одновременно Гриша привёз письмо от Катиного отца, где он писал:               
- Дорогая Ривочка (я буду тебя так называть, это имя мне очень дорого, так как дала тебе его твоя мама и моя любимая женщина). Я постоянно в курсе твоих дел из наших телефонных разговоров, и счастлив, что, Ты, выполнила желание мамы, её завещание. Ривочка, Ты, у меня красавица и большая умница, и являешься наследницей обширного материала, который оставили тебе твои предки. Я надеюсь, что когда повзрослеешь, систематизируешь этот весь материал в электронном виде или опубликуешь в виде книги. Напишешь сама свои воспоминания, чтобы быть примером для своих детей, внуков и правнуков, чтобы это замечательное начинание, начатое твоим древним предком Авихаемом бен Гидоном,  продолжалось ещё долгие, долгие  годы. Но, нужно сейчас завести дневник и отмечать события и имена, чтобы потом было легко писать. Главное хотеть и не лениться, я знаю, что ,Ты, у меня трудоголик, исполнительная и любознательная.    Желаю вам всем крепкого здоровья и долгих лет жизни. Очень хочется повидаться с тобой, твоими детками и познакомиться с твоим  мужем. Ваш отец и дед – Владимир Израилевич.
    Когда  Ариэль почитал дневники и письмо деда сказал:
- Надо нам съездить в Израиль, подумай, когда лучше поехать. А воспоминания мы будем писать с тобой вместе, и думаю надо воспользоваться советами отца.
- Мне хочется отправить в Израиль маму и отца, туда к соседке Дине, и пусть они посетят там православные святые места. Они посвятили всю свою жизнь мне, и нигде никогда не были.
- Скажи им, пускай собираются ехать за наш счёт. Это надо было давно сделать.

   Чтобы жить отдельно от родителей Ариэль купил четырёх комнатную квартиру. Сделал капитальный ремонт, установил там отреставрированный Катин буфет и картины. Но жить Катя с Ариэлем осталась на вилле, оказалось более удобным, когда дети под присмотром Фаины Ароновны. Она заявила, что если они съедут, то детей она не отдаст.
   Когда Таня и Виталик вышли на пенсию переселились жить в Москву в эту квартиру, а свою приватизированную продали. Катину маму перезахоронили на еврейском кладбище. Катя аспирантуру бросила, устроилась по связям работать в больницу, сдала на права, на работу стала ездить на своей машине. Катя сделала выбор, посвятить свою жизнь семье, мужу и детям, так как нужно было решать или семья, или наука. Сонечку каждый день рабочий, который присматривает за домом, отвозит и забирает со школы.
   Катя верит, что мечты и желания – обязательно сбываются. А слова притягивают тот смысл и содержание, которое в них вкладывают.   
 Самуил.