Desenchantee

Владимир Альтдорф
…Эпоху я себе не назначала, вот и не вижу я конца,...как не заметила начала…

А.Б. Пугачёва

Недуг, которого причину
Давно бы отыскать пора,
Подобный английскому сплину,
Короче: русская хандра
Им овладела понемногу.

Печаль, как аспид, не сосала
Души незлобивой моей,
Хандра ума не посещала;
О! — я и не знаком был с ней.
..............
Ребят и нынче я встречаю,
Но лиц веселых уж никак:
Все стали томны, скучны, вялы,
Никто не рад здесь ничему;
Давай, какие хочешь, балы,
В них нет отрады никому

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Цитата:
Действительность – это разочарование.

Андриан Декурсель

Бессмертный шедевр. Бессмертная, я бы сказал, международная классика музыки и кинематографа. Главный хит Лорана Бутонна и Милен Фармер. Воплощение всего самого пессимистичного и болезненного, того, что все мы «накопили» и «утопили в мутных водах» нашего существования. Гимн свободе через путь безмолвных противоречий и обрушения надежд и мечтаний, путь, замыкающийся, в конечном счете, на «пронизывающем» разочаровании. Гимн, очень подходящий по своему заложенному смыслу, где-то даже политическому, социальному, нашему поколению конца 20 века, а точнее, детей 80- 90 х. Тема актуальна и сейчас, и, видимо, будет всегда актуальной для российского менталитета и морального «склада» «нашего» человека, человека, который не нашёл ценностей, не нашёл идеал, который ненавидит свою страну, и, что там скрывать, ненавидит самого же себя, не говоря о… Да, да! Мы ненавидим свою страну, своих лидеров, нам легче «облить» дерьмом всё, что вокруг. Ведь мы всегда видим изъяны во всём - в политике, в устоях, искусстве, сослуживцах, начальниках, внешности людей, хаосе своих душ. Поэтому мы всегда будем разочарованы во всём. А «подпитывают» нас ханжество, зависть, злобность, гордыня. Так мы живём и тонем в «мутных» водах своих же «аморальных» экскрементов и безнравственных испражнениях.

Клип «глобален» и «гениален» ещё и тем, что режиссёр мастерски показал дух «мировой» скорби разочарования в роли персонажа Милен, в роли «гавроша» в лице Милен. Очень много символики и смысла заложил Лоран. Как никогда. Он «капнул» так глубоко, что после просмотра фильма, даже у самого бесчувственного человека пробегает «мороз» по коже. Кино как жизнь. Жизнь как кино. Фильм о стремлении человека к свободе, о «темнице души нашей», о «сверлящей боли» разочарования, о силе духа, о противоречивости, о зле и добре, об унижении, о неравноправии, о «двойственности» полов, о религии и о том, как люди могут оставить Бога, о детстве, о жестокости, в том числе и детской, о суровой бытности и несправедливости, короче, о нашем существовании, каждодневном, сложном существовании людей.

Вот, что говорит сама Милен по этой тематике: «Это относится только ко мне. Я не говорю об эпохе разочарования. Это лишь мой личный взгляд на жизнь, на положение вещей. Разочарована Милен Фармер. Мои задачи целиком нарциссичны, эгоистичны. Констатируя негативизм, я не собираюсь его провозглашать. Пессимизма нет в том, чтобы думать, что в 91-м мы стали более трезво смотреть на вещи, отдавая себе отчёт в своих разочарованиях, чем раньше. С самого рождения я полагала, что жизнь, смерть – это испытания… в этом вопросе нельзя быть абсолютным интервентом… У меня сложные отношения с жизнью, но я живу, следовательно, всё не так уж плохо, как можно подумать».

Думаю, что со словами Милен согласятся тысячи людей. Она это сказала в 1991 году. Она «волей-неволей» «перенесла» своё мнение на миллионы, на поколение, которое с ней согласилось, которое ,спустя 20 лет ещё твёрже говорит, что Милен права. Так почему же клип и сюжет актуальны по сей день?

Немного вспомню «наше» поколение, по крайней мере, тот мир, те годы, когда мы «вырастали» и чего-то хотели и осознавали «изнутри». Лично моё взросление совпало с периодом выхода клипа, но и теперь, я думаю: «А что изменилось то?» Да ничего! Кризис? Конец света? Конец (начало?) эпохи? Кризис «света» был, он «затаился» в человеческом мозгу и сейчас. Нет никакого кризиса, есть «модель самосознания» разочарованного человека. Мы не виноваты. Время и история сделали нас такими. Мы родились во времена «застоя», когда нельзя было сказать лишнего, однако, все понимали что и как, и одно произнесённое слово могло привести к лишению человеческой жизни. У наших родителей украли своё мнение. В детстве мы играли в войну, не осознавали, что убивать, даже «понарошку» нельзя, нам об этом не говорили. А сейчас задают странные вопросы почему?...

Нам запрещали произносить в слух слово «жопа», «дурак», смотреть эротические сцены по телевизору, однако, в тоже время, нас наказывали ремнём, «стоянием» в углу. Мы сталкивались с лицемерием и лживостью взрослых. Парадокс? Всё идёт из детской психики и от того, что эта психика «впитала». Конечно, нам хотелось «вырваться», «вырваться» туда, где «дурно бы пахло», туда, где плохо бы себя вели. Где мы могли это найти в те времена? Само время, «партсобрания», райисполкомы, комуняки и комсомольцы расстанавливали всё по своим местам. Но нам хотелось туда, где вели себя так, как не мы. Сложное время, сложное взросление и сложное «становление» на «свои» ноги. Противоречивое время. Время, образно говоря, «убивало» нас и готовило к «чему-то». Что мы увидели потом? А может просто повзрослели? Нет! Мы остались разочарованы. Мы столкнулись с «дефицитом», мы осознали, что жить надо скромнее, а буржуйские принципы не для нас, и что надо сидеть за «забором», мы столкнулись, да и до сих пор сталкиваемся с масками на лицах наших авторитетов, мы столкнулись с тем, что нам лгут на каждом шагу и что тогда, в 1991 году «путч» был неизбежен. Но весь «путч», «кризис», «смута», «революция» остались с нами где-то на подсознании, какая-то обида, какая-то затаённая злоба осталась… Какое-то РАЗОЧАРОВАНИЕ в ценностях. Из нас старательно выбивали идеалы, а мы и не сопротивлялись этому. Но мы всё-таки повзрослели. Теперь мы крутые и цивилизованные. Теперь мы не чуваки, а «господа», теперь не коммунизм, а демократия, теперь у нас «бардак». Вот мы и разочарованы как Милен в клипе «DESENCHANTEE». Хотели свободы, но так её и не получили… А получили ненависть друг к другу и абсолютную нетерпимость. Теперь мы «между». Теперь мы не старые и не молодые, не бедные и не богатые, не добрые и не злые. Мы стали просто-напросто «обывательскими ханжами» и память разочарования у нас осталась в крови.

Спасибо, Милен, за те эмоции и воспоминания, которые ты заставляешь испытывать при очередном просмотре этого фильма-шедевра. Наверное, каждый из нас найдёт отражение «своего» разочарования в чём-то при просмотре, и отфильтрует «своё»…

«Своё» видение клипа я вижу несколько своеобразно. Поезд «привозит» Милен на каторгу. Путь, поезд - своего рода «рождение», далее ребёнок - Милен «вступает» в жизнь. Ребёнок потому что мы в начале не можем отдифференцировать пол Милен, равно как и дети - они не знают, какого они пола, плюс доказательство тому - Милен прибывает в ДЕТСКИЙ лагерь. Начинается жизнь, начинается взросление со своими «пинками», «тумаками». Каторга-жизнь, вступление в жизнь (символично). И пройдя весь этот ад на земле (всё то, что мы видим в основной части фильма), то есть всю жизнь мы как бы «в тюрьме», стремясь к свободе, в финале, что мы получаем? Пустыню из снега. Пустоту. «Внутреннюю» пустоту. Да, это пессимистично, но в конце своего пути, куда мы можем попасть со своими грехами? В рай ли? Да и намёк Лоран делает в виде падающего креста… Весь фильм, вся сюжетная линия, вся атмосфера придумана лишь для того, чтобы показать секунды… Секунды разочарования в глазах Милен, того мальчика на краю снежного обрыва в конце фильма. Вглядитесь в эти глаза. Мне кажеться, что Лоран снял весь клип только ради этих секунд в конце клипа, когда дети, во главе с Милен прибежали «в никуда», и перед ними открылись снежные просторы и «внутренняя» опустошённость. Куда дальше? Ответа мы не знаем, и спасибо, Лоран, что ты создал именно такой финал… Дал возможность людям «доосмыслить» «по-своему», что же там, за горизонтом снежных далей… Лично я увидел «там», за горизонтом бессмысленность борьбы, в чём и суть, на мой взгляд, клипа.


Клип начинается с холода, который пронизывает, это видно по «пару», который идёт из рта героев. Лоран и Милен любят холод. Если честно, то я тоже обожаю холод, но тут холодно будет не только телу, но и душе. Поезд привозит то ли девочку, то ли мальчика на фабрику, где эксплуатируется детский труд. Кошмар. Милен неопределённого пола, но она тут ребёнок. Лоран с первых кадров поднимает так его интересующую и болезненную ему тематику детства. Надзирательница ведёт Милен в заточенье, пинает её. Просто потрясающая актёрская игра венгерской актрисы Erika Francz Janofne. Эрика превосходно вписалась в роль главной надзирательницы. Я восхищаюсь её игрой. Она ОЧЕНЬ мне напомнила одну из старух в «Giorgino», именно ту, которой первой сообщили о смерти её мужа. Такая же страшная и жутковатая особа. Есть связь и с Квебеком (снег) и с другими клипами - удар бутылкой (Либертина), страшная тётка-раздатчица пищи (ведьма из Тристаны), падающее распятье (распятье без креста в «Sans Logique»), лицо в крови тюремщицы (лицо в крови Катрин в «Giorgino»). Великий мастер! Как видны твои «нотки»! Это гениально.

Охранница (Эрика) оставляет Милен около входа на фабрику и тут в неё устремляется снежок, а затем и булыжники. Милен больно, она корчится от боли физической. Так её «встретили» дети, как вобщем-то нас «встречают» в обществе - редко кто «гладит по головке», а чаще - забрасывают камнями «непонимания», что символично и продемонстрировала главная героиня. И опять мы видим красный цвет. ОЧЕНЬ часто Бутонна использует именно красные «вставки» как олицетворение крови. Вспомним наряд из «Plus Grandir», красная тряпка на лошади в «Sans contrefa;on». На этот раз - красный шарфик «обогревает замёрзшую кровь».

Толпа «одичавших» детей так «мило» встречает вновь прибывшую. Маленький мальчик срывает с Милен кепку и напоследок даёт «поддых»… Милен измождена и в недоумении от такой «встречи», затем её тащат на свою койку. То, что предстаёт зрителю, поистину ужасно - нечеловеческие условия - грязь, крысы, тараканы, сомнительная еда, чудовищно тяжёлый труд детей, плюс постоянные унижения и пинки сторожей. Милен попадает в гнусное место и в гнусное время, где вонь и боль сливаются и распространяются не только на органы чувств, но и проникают в душу.

В этой смрадной обстановке Лоран «перевоплощает» главную героиню из униженного ребёнка в главу восстания против ублюдских правил этого заведения. Она сможет перевоплотиться, потому что наша Милен всегда сильна, горда, справедлива! Таким образом, авторы говорят, что никогда не надо унывать и жевать сопли, и только вера и сила противопоставится злу и победит… Но, увы, мы увидим, что будет в конце, в этом и суть. Наши герои не победят. Да, они прочувствуют великие минуты счастья, ощущение свободы, но…

Далее показаны окурки, слюни, тараканы и «баланда» вместо пищи. Всё это приводит героиню в ярость, и, в конце концов, Милен устроит настоящий бунт. Она «прорвёт» эти устои и снимет «кандалы» с несчастных.

Человек на «поводке» - это вообще чудовищно, но Лоран опять делает намёк на детство - в клипе этого человека кормят из ложечки. И снова дети, дети, дети-инвалиды без верхних конечностей, которые и поесть толком не могут. Ужас. Милен спасёт всех от этого ужаса.

Бунт начался! И вот, посреди этого хаоса, падает крест с распятьем Иисуса. Что бы это значило? Бог оставил это место. Про Бога забыли тут, а ведьмы в серых костюмах - самые настоящие дьяволицы. Одна похожа на змею, вторая на жабу… Но наш «гаврош» даст им жару и их кровь прольётся. В одной из сцен мы видим, как Эрика, с окровавленным лицом, растопырила руки, словно молится «своему» Богу.

Тем временем, в лагере летят осколки стекла, пылает огонь. И теперь эту силу не остановить. Милен спасает человека на привязи, показывая, тем самым, что она заботится не только о себе, она за свободу всего поколения, независимо - безумец ли ты или инвалид. Человек может быть уродлив внешне, калека, но душа у него может быть красивее в тысячу раз, чем у фотомодели. Всмотритесь в лица убегающих - они полны счастья. Лоран умеет, как никто иной, рисовать безумие, крайнюю безвыходность и счастье, истинное счастье, умеет разукрашивать разными красками эмоций лица людей. Лоран - творец настоящего искусства! Он сумел показать толпе детей как надо сыграть. Детей было 119! Показать на лицах эмоции, при том, что эти дети-актёры не знают французского! Лоран отбор вёл в приютах и домах инвалидов в Венгрии. Превосходная костюмерная работа, выполненная Карин Сорфати, только предала фильму дополнительные краски того ужаса, который задуман режиссёром. Шедеврально. Техника съёмок на высоте, Бутонна использует снова и снова «коронную» свою съёмку «в замедлении».

И вот наступает «кульминация» клипа. То, ради чего всё показано. Взорам убежавших детей предстаёт огромное разочарование - освободившись от оков, получив свободу, они не знают куда бежать и что делать. И зачем это всё. И почему. И как быть? Ведь вдали - только неизвестность и белый снег…