КинОкрошка. Стеб-фантазмы братьев Коэнов

Владимир Плотников-Самарский
КинОкрошка

Эссе, заметки, рецки, споры о КИНО


Стеб-фантазмы братьев Коэнов


БРАТЬЯ КОЭНЫ

Джоэл Коэн (Joel Coen) родился 29 ноября 1954 года в Миннеаполисе, штат Миннесота.
Американский сценарист и режиcсер. Этан Коэн (Ethan Coen) родился 27 сентября 1957 года. Соавтор старшего брата Джоэла. Отец Эдвард, профессор-экономист, преподавал в Университете Миннесоты. Мать Рена, историк-искусствовед, работала в Университете Сент Клауд. В детстве Джоэл на заработанную газонокошением кинокамеру вместе с братом Этаном "силами дворовой труппы" (соседский мальчуган) переснимал ранее увиденные фильмы. Оба закончили колледж Simon’s Rock Early College (штат Массачусетс) для молодежи, спешащей приобщиться к искусству и науке раньше обычного возрастного ценза. Всегда работают вместе как режиссёры, сценаристы и продюсеры, но в титрах это отражаено не всегда. Кличка в кинобомонде: «двухголовый режиссёр». Джоэл 27 лет женат на актрисе Фрэнсис Макдорманд, есть усыновленный парагвайский мальчик.


ПОСТЫ  ОБ  ИХ  КИНО:


"Воспитание Аризоны" (1987)

В ролях: Николас Кейдж, Холли Хантер, Трей Уилсон, Уильям Форсайт, Сэм МакМюрэй, Фрэнсис Макдорманд, Рэндолл Кобб, Мэри Сейбл, Ричард Александр, М. Эммет Уолш, Генри Кендрик, Ричард Блейк, Дэннис Салливан, Расти Ли, Питер Бенедек, Джон Гудман и др.

23.08.2010 22:37*
Почти дебютный продукт Коэнов, но уже здесь свинчена "абракадабра", из коей проглядывают, посверкивают и прихихикивают ведущие финтики и фантики их стиля: чуток криминала, малёха абсурда, капля бытовой философии, йота (а то и две) сантиментов, прудик трюков и бездна юмора, своеобразного, со-авторского, фамильного, не менее узнаваемого, чем ильфо-петровский. Не поминая про изысканную палитру тщательно просчитанных, а потом еще и скрупулезно выписанных, слепленных, прорезанных, гравированных и отчеканенных высокохудожественных безобразий.

Нельзя сказать, что Байкер Апокалипсиса - их находка. Это дежурный клон-римейк-дубликат, но и у него своя, подогнанная под Нечто (Что? - вопрос к авторам) иронико-инфернальная функция, как и у парочки ревунов-идиотов, бежавших из тюряги не столько для грабежа банка. сколько для того, чтоб попортить жизнь завязавшему герою Кейджа и, тем самым, наставить его окончательно на путь истинный. А путь этот прост - на чужом несчастье хрен чего построишь...


«Бартон Финк» (1991)
Золотая пальмовая ветвь Каннского кинофестиваля (1991).
 
В ролях: Джон Туртурро, Джон Гудман, Джуди Дэвис, Майкл Лернер, Джон Махони, Тони Шелхауб, Джон Полито, Стив Бушеми, Дэвид Уоррилоу, Ричард Портноу, Кристофер Мерни, Иосиф Хобсон, Миген Фэй, Лэнс Дэвис, Гарри Багин, Энтони Гордон, Джек Денбо, Макс Гроденчик, Роберт Бичер, Дарвин Свалв, Гэйл Вэнс, Жана Мари Хапп

23.08.2010 22:51
Наверное, самый эстетский и "непонятный" фильм Коэнов. Много абсурдного юмора, "красным по белому" перерубаемого мнимо-мистической живодерней, в которую превращается старомодный отель, чей бесконечный коридор слегка "реминисценцирует" с гостиничными галереями из "Сияния" Стэнли Кубрика - Стивена Кинга.

Бесконечно мил Гудмэн, верховный толстяк и амбал Коэнов, которого так и не хочется (но ох-хо-хо-чется) принимать за маньяка.

Впрочем, и прочие ужасы и кошмары окончательно недоказуемы, поскольку никак нельзя исключить, что существуют сугубо в фантазии автора, коим, есть такое подозрение, является не только скромняга Бартон Финк (Туртурро).



«Фарго» (1996)
Премия "Оскар"(1996): Лучшая актриса (Фрэнсис Макдорманд).

В ролях: Фрэнсис Макдорманд, Уильям Х. Мэйси, Стив Бушеми, Питер Стормар, Кристин Рудруд, Харви Преснелл, Тони Денман, Гэри Хьюстон, Салли Вингерт, Мелисса Питерман, Стив Ривис, Ларри Бранденбург, Дж. Тодд Андерсон, Джон Кэрролл Линч, Брюс Бонэ

23.08.2010 23:00

Судя по всему, наиболее мрачный и, на личный вкус, самый "не мой" из коллекции затейливых братцев. Черный юмор и есть черный, но простреленная и ало-замешенная челюсть одного из террористов все-таки чуток чернее черного юмора. А уж арматура, коей его напарник крушит то, к чему крепится данный челюстной реликт, - много чернее всякой черноты, свойственной комедиям... Кому Фарго, кому - арго...



"Большой Лебовский" (1998)

В ролях: Джефф Бриджес, Джон Гудман, Стив Бушеми, Джулианна Мур, Тара Рид, Дэвид Хаддлстон, Филип Сеймур Хоффман, Фли, Торстен Фогс, Джек Келер, Джон Туртурро, Ричард Гант, Кристиан Клеменсон, Дом Иррера, Дэвид Тьюлис, Лу Элрод, Майк Гомес, Питер Сирагуса и др.

23.08.2010 23:29
Наверное, не "самый умный" их фильм, не самый "изысканный", но самый близкий по мироощущению (хочется думать) не только массовому зрителю. В комическом фокусе другой такой мишени у Коэнов отыскать так и не довелось.
 
Классический раздолбай, бородатый обормот ("дюдя") в шортах с торчащими из ушей нацкорнями, которому все до фени, окромя коктейля "Беларус". Мощный детина, которого окунают в унитаз, кому ни лень, но который, в конечном счете, делает фак всем! Это ли не ментальный двойник славянского охламона, который и в Америке охламон и раздолбай?!
 
Фильм изобилует изюмом, урюком и фигой, грызя которые, устаешь гоготать...
 
Тут непреодолимая слабость Лебовского к обгаженному ковру из сортира, там и всюду "вьетнамская конвергенция" сознания псевдо-иудея Собчака (непременно-коэновский и гомерически потешный исполин Гудмен!). В антракте угарные пируэт-ужимки дебелого горе-Адониса под Мусоргские мотивы на "театральной табуретке".

Затем крошевание машины неповинного соседа, торг за консервную банку вместо урны для праха... И регулярные полеты во сне и... нокауте старины Лебовского с... чудовищно сексапильными интерьерами (известно: когда Дж. Бриджесс "пролетал" под "аркадой" из десятков голых девичьих ножек, то гримеры нарочно засунули в трусики девицам пышные парики, отсюда - ТАКИЕ банки вместо глаз у главного героя).

Несть числа абсурдно-саркастическим и, временами, гротесковым шарам, стопроцентно заваливающим свою кеглю!

Этот фильм, действительно, можно пересматривать, буквально, с любого фрагмента.



«О, где же ты, брат?» (2000)

В ролях: Джордж Клуни, Джон Туртурро, Тим Блэйк Нельсон, Джон Гудман, Холли Хантер, Крис Томас Кинг, Чарльз Дёрнинг, Дел Пентекост, Майкл Бадалукко, Д. Р. Хорн, Брайан Редди, Уэйн ДюВолл, Эд Гэйл и др.

23.08.2010 23:47
По юмору смело ставлю сразу после "Большого Лебовского". Аналогии с Улиссом (Одиссеем), конечно же, условны и натянуты. Но Гудмен в ипостаси "библейского грабителя" Циклопа как всегда уместен.
 
Фолк-группа "Мокрый зад" весьма наглядно и доказательно демонстрирует возможности поп-манипуляции сознанием даже куклусклановского электората.
 
Беспримерен в своем неизбывно-перманентном "подвИге по фазе" Карапуз Стивен, истребитель коров, пробавляющийся рекордами на ниве банковских грабежей.
 
В общем, стильный, классный, смешной и, как всегда, коэно-стебанутый фантазм...



«Человек, которого не было» (2001)

В ролях: Билли Боб Торнтон, Фрэнсис Макдорманд, Скарлетт Йоханссон, Майкл Бадалукко, Джеймс Гандолфини, Катерина Боровиц, Джон Полито, Тони Шелхауб, Кристофер Криза, Брайан Хэйли, Грегг Бинкли, Алан Фьюдж и др.

24.08.2010 00:19
Черно-белая тождественность послевоенной эпохе. Стиль, манеры, мода, прически, походка - все подогнано точно и изящно. Снято изумительно красиво. Эстетика переливается и слепит.

В целом, грустно, хотя откуда-то изнутри спиралькой вызмеивает чёрненький юморок - неприметный такой хохоточек над суетой сует...

Когда небожительница с клавиром выворачивается примитивной губожевательницей и даже без гламура, а слегка лукавый цирюльник отнюдь не невинно жарится на электростуле за чужие грехи, спровоцированные собственной мелочной завистью...



«Невыносимая жестокость» (2003)

В ролях: Джордж Клуни, Кэтрин Зета-Джонс, Эдвард Херрманн, Билли Боб Торнтон, Джеффри Раш, Седрик Развлекатель, Ричард Дженкинс, Джордж Айвз, Джулия Даффи, Джудит Дрэйк, Джек Кайл, Ирвин Кийз, Бут Колмэн, Гэри Маршал, Том Олдредж, Джули Осберн, Стэйси Трэвис, Кирстен Уоррен и др.

24.08.2010 00:25
Кроме изящества, некоторого заряда иронии и вполне заурядных перепевов сюжета "за черную вдову", подперченных хитроумными бракоразводными пряностями, ничего особенного на фоне более ядреной кулинарии Коэнов. Но это, так сказать, мужской прищур...



«Игры джентльменов» (2004)

В ролях: Том Хэнкс, Марлон Уэйнс, Ирма П. Холл, Дж. К. Симмонс, Тзи Ма, Райан Херст, Дайан Дилэйно, Джордж Уоллес, Джейсон Уивер, Стивен Рут, Лайн Одумс, Уолтер К. Джордан, Джордж Энтони Белл, Грег Гранберг, Холли Синглтон, Блейк Кларк и др.
 
24.08.2010 00:32
Классический чисто коэновский стеб с не всем понятными и при(н)ятными прибамбасами, но скрупулезно выверенными и деликатно приправленными мело- и изо-вкраплениями.

Абсурдно-смехотворная мозаика с отсылками ко многим "бородатым штучкам" жанра "черного юмора" на тему "а не убить ли нам старушку?".

И ведь, вот ведь какая штука: именно "черный" персонаж смеется последним. И кот ученый... без цепи, но в шикарном ошейнике...

Сказка ложь, да в ней намек, и не без песси-мистической философии.





«После прочтения сжечь» (2008)

В ролях: Джордж Клуни, Фрэнсис Макдорманд, Джон Малкович, Тильда Суинтон, Ричард Дженкинс, Брэд Питт, Майкл Кантримен, Хэмилтон Кланси, Раул Аранас, Олек Крупа, Арман Шульц, Дэвид Раш, Пан Банду, Дж. К. Симмонс, Кевин Сассмэн, Д. Р. Хорн, Карла Читэм-Мосли и др.

24.08.2010 00:39
Фильм можно бы назвать хорошим, но для Коэнов - середнячок про пенсионеров спецслужб и прочих любителей остренького, и опять же не тинейджерского возраста.

Достается, буквально, всем. Кому по зубам, кому по мозгам. Кто же в выигрыше? Олимпийски сардонические авторы.


«Старикам тут не место» (2007)
Премия "Оскар"(2007): Лучший фильм, Лучший режиссер (Итан Коэн и Джоэл Коэн),
Лучший актер второго плана (Хавьер Бардем).

«Золотой Глобус» за лучший сценарий (Джоэл и Этан Коэны) и за лучшую роль второго плана (Хавьер Бардем); Призы Национального совета кинокритиков за лучший фильм, лучший адаптированный сценарий и лучший подбор актеров; премии Ассоциации нью-йоркских кинокритиков за лучший фильм и лучший сценарий; призы Бостонской ассоциации кинокритиков за лучший фильм и за лучшую мужскую роль второго плана (Хавьер Бардем); награды Чикагского общества кинокритиков за лучший фильм, лучшую режиссерскую работу, лучший адаптированный сценарий и лучшую мужскую роль второго плана (Бардем); призы Ассоциации кинокритиков Далласа и Форт-Уорта за лучшую режиссерскую работу, лучший фильм и лучшую мужскую роль второго плана (Бардем); награды Сообщества кинокритиков Флориды за лучший фильм, лучшую режиссерскую работу, за лучшую операторскую работу и лучшего актера второго плана (Бардем); призы The National Board of Review за лучший подбор актеров, лучший фильм и лучшую мужскую роль второго плана (Бардем); награды Общества кинокритиков Феникса за лучший фильм, лучшую режиссерскую работу, лучший адаптированный сценарий, лучшую мужскую роль второго плана (Бардем), лучшую операторскую работу, монтаж и подбор актеров; приз Сообщества кинокритиков Сан-Франциско за лучший фильм;
премия Академии Satellite Awards как лучшему фильму; награды Юго-Восточной ассоциации кинокритиков за лучший фильм, лучшую режиссерскую работу, лучший адаптированный сценарий и лучшую мужскую роль второго плана (Бардем); призы Вашингтонской ассоциации кинокритиков за лучший фильм, лучшую режиссерскую работу, актерский состав и мужскую роль второго плана (Бардем).

В ролях: Томми Ли Джонс, Хавьер Бардем, Джош Бролин, Вуди Харрельсон, Келли МакДональд, Гарретт Диллахант, Тесс Харпер, Барри Корбин, Стивен Рут, Роджер Бойс, Бет Грант, Ана Ридер, Кит Гуин, Зэк Хопкинс, Чип Лав и др.


14.09.2010 12:21
Да, жанровая эклектика, налицо и нарочито. По другому: солянка. Блюдо, между прочим, вкусное, но пряное. Причем, "пряности" типа главного героя - фанатика "Фемиды Зла" Чигура - это что угодно, кроме реализма. Скорее, некая эстетствующая готика в седле вестерна-XXI.
 
Зло ускользает от наказания, подставляя всех, кто слабее. А слабее - ВСЕ.
Кредо или не кредо, манифест не манифест? Коэнам виднее...

Талантливо? А зло оно такое. Частенько и гениальное. Но обязательно бесстрастное, холодное, равнодушное, как "нездешнее" лицо Чигура (Х. Бардема), а еще вернее - как частенько вполне улыбчивое жюри элитного конкурса.

Одного не понять доброму, но простому человеку: зачем так поощрять и славить Зло, номинируя его на Оскар?

(((Комментарии участников форума:

№ 5   Кавычка  (Караганда)  14.09.2010 21:37
"Одного не понять доброму, но простому человеку: зачем так поощрять и славить Зло, номинируя его на Оскар?"

Владимир, мне кажется, что большинству современных авторских фильмов (да и книг тоже) вообще чужда установка на построение некой глобальной концепции, претензия на сверхзначимость и обладание сакральной истиной. Эпичности предпочитается фрагментарность. Коэны показали кусок из жизни троих человек, но при этом фильм не снабдили инструкцией по моральному применению. В результате имеем не замкнутый текст, снабженный фигурой автора, который вещает истины бытия, а часть текста, открытую для разных интерпретаций. Поэтому, наверное, и существует определенная инерция текста, который противится тому, чтобы быть окончательно истолкованным.

№ 6   Владимир Плотников  (Самара)  14.09.2010 23:10
На № 5. Кавычка..
Из Вашей само-анонимизации "КаВЫчка" ВЫбираю наиболее подходящее для обращения: ...ВЫ...

Так вот, я все это понимаю и не только не придираюсь в данном случае к ВАшему, ВЫ, исчерпывающему и, без прикрас, интересному комментарию, но и наипаче не ратую за чей-либо отказ от отката (глобального) по имени Оскар.
 
Всего лишь мыслишка по-доброму, но - слишком простому, так же не претендующая на конкретно-привязанное авторство с окончательным истолкованием (и уж точно без сакральности). Та самая отвлечённая интерпретация впечатлений на все-таки авторское кино и узнаваемо авторскую аннотацию.

(Незакавыченное, но в скобках - типа резюМЫ: фильм, на самом деле, очень понравился. Просто давно и уже недобро коробит от давно не тихо-злобствующей, а бесконвойно-отвязной инфернальности, что самовластно бродяжит по экранам и головам, не стучась и не спрашивая уже ни авторов, ни зрителей)...

№ 7   Кавычка  (Караганда)  16.09.2010 15:52
Владимир, я написала свой второй коммент не потому что не согласна с Вами или оскорблена (допускаю, что можно было понять меня в этом смысле: ведь на письме труднее, чем в устной речи, отобразить эмоции), а лишь потому, что Ваши высказывания также были мне интересны. Ответила в надежде на продолжение мозгового штурма. Так сказать, беседа ради беседы, а не для того чтобы, упаси Боже, задавить своим мнением. Иногда такой мозговой штурм приводит к весьма любопытным результатам, пусть даже и далеким от первоначальных целей.
Так вот. Продолжая процесс ради процесса.

Могу предположить, что Коэнам набили оскомину бесконечные американские хеппи-энды в многочисленных голливудских фильмах. В жизни-то, на мой взгляд, хеппи-энды вообще редки и зло чаще одерживает победу над добром. Вот они и сняли достаточно мрачную концовку. А примесь фольклорной стилистики в конце и готической на протяжении всего кино, по-видимому, помогает примириться с печальным завершением.

А может это такой Коэновский стеб?)))



«Перекресток Миллера» (1990)

В ролях: Актеры: Габриэль Бирн, Марсия Гэй Харден, Альберт Финни, Джон Полито, Джон Туртурро, Дж.Е. Фриман, Майк Старр, Аль Манчини, Стив Бушеми, Марио Тодиско, Олек Крупа, Майкл Джитер, Лэнни Флаэрти, Жанетт Контомитрас, Дон Пикард, Майкл Бадалукко, Эстебан Фернандез и др.

28.09.2010 22:02
Вот ужо оттянулись братцы Коэны на мафиозной грядке!

Как назвать сию "макаронную мацу" или, может быть, "чизбурхеррную лазанью"? Что-то типа: "черно-смех"О"истический ералабсурд". Наверчено, дай бо... не дай-то, господи... то есть. И всё на грани улёта из фола в ла-фу... затем обратно, но со скоростью пули из "беретты", которая, не исключаю, даже спорить не станет с "макаровым", "ТеТей", при том, что всё это столь же неважно, как все ошеломляющие виражи экс-сюжета, поли-жанра, архи-стиля, нано-утиля и ретро-новации.

Даже при небрежном прокручивании нестираем отрывочный шарм ужасной угарной "абрека-дабры («белий-белий-бурды»), каковую опять же захочется раскусить, разжевать и проанализировать - сиречь провернуть по новой.

Актеры, как всегда, забавны и изысканны даже тогда, когда омордотворяют мерзейшую отморозь.

Мои «девять граммов» в блюдце... Нет-нет, симпатий...

 



*Приведены даты размещения (или позднейшего редактирования) постов на форуме "Кино-Театр.ру"

Кадр из фильма "Большой Лебовский"