A Quoi Je Sers...

Владимир Альтдорф
Границы между жизнью и смертью темны
и очень приблизительны.
Кто скажет, где кончается одна и
начинается другая?

Эдгар Аллан ПО

Почитателями творчества Милен Фармер воспринимается клип «A Quoi Je Sers» как некое поклонение самоубийству и предпочтение смерти, как результат испытания боли. Может быть. Клип мрачен и затрагивает «тёмные стороны» души. Переход в мир «иной», обречение на избавление от страданий жизни. Но так ли это? Свет ли мы увидим? А может тьму навсегда? Лично моё мнение, что фильм не совсем о суициде, а, скорее, об «обдумывании» этого «перехода» и правильной подготовке к смерти. Это вечный вопрос «A Quoi Je Sers?» Лоран и Милен постоянно задают каверзные вопросы людям, такие, на которые и не ответишь порой. Подумать - что ты за пылинка в этом мире, какой вклад ты принесёшь этому бытию и, наоборот, как влияет мир на тебя…

Может ты никчёмный? Смеёшься без смеха? Плачешь без слёз? Ответ у каждого свой. Только не надо тьмы. Все мы равны перед Богом. Не надо суицида! Продумать чуть-чуть нас заставляет Милен. Да, иногда жизнь, как книга с пустыми страницами, но «там» ещё страшнее, там тьма. Не лучше ли обратиться к Свету, то есть к Богу? Все мы годны на что-то. Годны любить, годны страдать, годны предавать, годны умирать. Но только проходить свой путь с позитивом и оптимизмом. НИКОГДА не делайте этого! Я знаю, я пробовал, но Бог не… Я прошу всех, у кого есть мысли о… - НЕ НАДО. Покопайтесь в себе, обращайтесь и просите у вселенной, ведь часть вселенной - это мы - живые пылинки, скитающиеся пылинки, горячие пылинки. Вот такие позитивные мысли лично у меня вызывает фильм «На что я гожусь».

О чём фильм? О боли, о расставании, о печали и тоске, об осозновании перехода через реку Стикс в иной мир. Фильм об окончании одного этапа пути и начале другого. Каким будет новый этап - это мы делаем сами, как захотим…, как спроецируем свои желания и фантазии в своё собственное подсознание. В одном из интервью подруга Милен, писательница Амели Нотомб, очень хорошо сказала «на что годится» Милен: «Было бы просто не видеть в Милен ничего, помимо проекций наших собственных фантазий. Даже если бы это было так, это было бы уже потрясающе – далеко не каждому дано воплощать мечты других. Но Милен – больше этого. Она есть. И когда она спрашивает нас «На что я гожусь?», хочется ей ответить: «Чтобы быть»». Спасибо, Милен, тебе, что спрашиваешь у всех нас, на что мы годимся…

Спасибо Милен, что ты ЕСТЬ! Спасибо за то, что помогаешь!

Милен не раз упоминает о Стиксе, в частности, и о содержимом клипа. Мы понимаем, что лодочник везёт её по Стиксу (образно) - реке между миром живых и мёртвых.

Для справки: Стикс — река в Аиде. Гефест, когда ковал меч Давна, закалял его в водах Стикса . По Гесиоду, река Стикс составляла десятую часть всего потока, проникавшего через мрак в подземное царство, где в Стикс впадал Коцит; остальные девять частей потока окружали своими извивами землю и море.

Может быть, поэтому в клипе мы видим реку, а в каком-то кадре чётко прослеживается море и плывущая лодка с Милен. Этот кусочек видео, как бы «одна девятая» всего содержимого… «Проникновение» через реку в «тёмное царство» и встреча там с мёртвыми…

На самом деле, Лоран снимал клип на озере Grandlieu в Passay. Как и многие клипы Милен, фильм «чёрно-белый», там нет оттенков и полутонов, как, например, в «Ainsi soit je…». А это говорит нам о чётком разграничении, образно говоря, тьмы и света… Добра и зла. Опустошённости и веры. Жизни и смерти.

Чувствуется мрачная Лорановская атмосфера в каждом кадре, пропитанная смыслом и глубокой тоской, почти на границе с безумием, но в этой атмосфере и чувствуется какая-то «завершённость» этапа Милен и Лорана. Творческого этапа. Все эти чувства из-за персонажей, которых ловко Лоран вводит в клип, персонажи предыдущих клипов - злодейка в роли Софии Телье, Разукин, капитан Паркер, кукольник и тореадор. Конечно, мы видим, что некоторые артисты другие, но суть ясна. Автор как бы подводит черту, логическую черту и снова вводит этих людей, несмотря на то, что некоторые из них уже мертвы. Но Лоран не будет Лораном, чтобы не «запутать»… По сути, эти персонажи все мертвы, кто физически, а кто и морально (у них умерла любовь), хотя какая разница - физическая смерть или моральная… Нет… Моральная хуже! Это, как говорит Милен, «смеяться без смеха»… Это хуже! И вот к ним (персонажам предыдущих клипов) присоединяется наша героиня. Значит ли что она тоже умирает??... Вы знаете, и да и нет! Парадокс? Разве не противоречиво всё творчество альянса Фармер - Бутонна?

…И да…и нет…Милен умирает в творческом смысле для этих героев, для именно этого пути, воплощая в себе образ самой печали и «ухода» в «тёмное», с другой стороны, в конце фильма она идёт впереди и ведёт за собой всех, пусть поколено в реке «мёртвых», но она ИХ ВЕДЁТ за собой». Она ведёт в лице тех людей, всех нас против течения реки мёртвых - реки Стикс!

Милен переживает, Милен вспоминает, Милен скорбит. Но она сильна! И делает нас более сильными, заставляя отвечать на вопрос - «На что я гожусь?»


Мрачное небо, водоём, страшная музыка, камыши, то ли рассвет, то ли закат, то ли явь, то ли сон. Знакомые Лорановские нотки. Туманность медленно движется над водоёмом. Звук шагов. И ноги крупным планом. Старые ботинки, от одного вида этих ботинок как-то грустно становится… А не заметили ли Вы, что ОЧЕНЬ часто клипы начинаются именно с идущих ног? Очень часто. Что же заложил Лоран? Может это интрига? А может намёк на то, что нужно твёрдо стоять на земле и ровно идти по своей дороге, несмотря на все «подножки» жизни?

Женщина в тёмных одеждах, в руке чемодан. Она куда-то собралась и взяла с собой только самое нужное и сокровенное. Почему-то мне кажется, что в чемодане - самое сокровенное - это воспоминания.

Между мрачной растительностью реки медленно плывёт лодка, в руках лодочника не весло, а длинная палка, и он не гребёт ей, а лишь отталкивается от земли, то есть глубина водоёма мала - это мы увидим также, когда герои будут идти «покалено в воде». Символика того, что «дно» - вот оно, совсем рядом, и не нужно погружаться с головой, чтобы оказаться «на дне». На «дне» наших фантазий, иллюзий. В принципе, всё «на поверхности»…

Милен стоит на берегу, «на краю» жизни перед этим путешествием. Взгляд настолько грустный, даже «опустошённый», говорящий нам, что этой девушке с чемоданом своих воспоминаний уже всё ровно, что и как и куда она поедет по «реке». У неё что-то такое случилось, что теперь «уже всё»…

Этот жуткий человек в шляпе с неестественно чёрными кругами под глазами. Лоран гримом подчёркивает этот взгляд. Жуткий взгляд «перевозчика», он словно без отдыха и сна перевозит людей «туда», в тот мир. Доказательство тому, что не одну Милен он перевозит - ещё одна лодка, причаленная к берегу. Его такая участь, его как будто за что-то наказали таким видом работы. Этот мученик - мужчина один в один похож на мальчика из леса Шантелу («Giorgino»). Связь есть явная - мимика, взгляд, шляпа, ужас в глазах. О, Лоран! Долго нам разгадывать твои загадки. Мужчина и мальчик выступают тут в роли «проводников» в другой мир, в случае с «На что я гожусь..», этот мир - мир мёртвых. Милен, куда же ты плывёшь? Но Милен сама выбирает этот путь. Её лодка медленно плывёт в этот мир. А вокруг всё какое-то нереальное. Лоран умеет. А в глазах у неё такая отрешённость, такая печаль…

И тут, посреди воды, по воде шагают знакомые герои, уверенно шагают. Они тут «вместе», потому что они так или иначе умерли там, в тех прошлых сюжетах…
Милен скучала по ним и в этом «безмолвии» они объединились, и Милен впереди.

Цель достигнута. Зритель увидел «завершённость» творческого периода Милен. Эти герои уже никогда не вернутся, но они не забыты.

Лодочник уплывает, оставляя нам размышления, напоминающие «пустые страницы»…, на которых не заметишь даже границы между жизнью и смертью…