Sans Logique

Владимир Альтдорф
Мир Гойи, где все цвета смешаны в россыпи выцветшей охры, бисера всех оттенков коричневого и красноватых отблесков углей.

Мир Испании, агонизирующей, задыхающейся в своих собственных кошмарах, где кровь - обязательный фильтр для великого празднества общности живых существ.

ФИЛИПП СЭГИ "Такая она"


Есть свойства, бестелесные явленья,
С двойною жизнью; тип их с давних лет,-
Та двойственность, что поражает зренье:
То - Тень и сущность, вещество и свет.

Эдгар Аллан ПО

Страшная пародия на человеческую корриду… Ужас, ужаснее всех ужасов. Фильм самый, наверное, страшный, снятый Лораном Бутонна. Не перестаю восхищаться талантом мастера и повторять снова и снова - Лоран-ГЕНИЙ!

О чём фильм? О нас. О всех нас. О нашей жизни, каждодневном сложном и противоречивом нашем существовании. О «Бесе противоречии», живущем в каждом из нас. Это так очевидно!

Фильм о жизни, смерти, убийстве, крови, борьбе, Боге, власти денег, боли физической и не только, ангеле и демоне, жестокости, молодости и старости. О намёке на детство, ритуальности, лицемерии, человеческой фальши.

Милен в своём интервью о фильме говорила: «Я … Мне кажется, у каждого из нас есть свои… мрачные стороны. Свои я несу в себе и буду нести до конца жизни. Думаю, мы накапливаем их, пока живем, со временем, с опытом. И еще, желание оставить свою ношу иногда появляется очень быстро». Эту мысль она отразила в стихах:

Я не виновата,
В меня другая
Скользнет куда-то -
И замирает.
И без логики
Покидаю
Себя – то демон гибкий,
То ангел рая.

Это «второе я» и правда живёт в каждом человеке. Мы часто предаём, и в первую очередь, самого же себя…Мы можем быть добрыми и тут же злоба «сжирает». Словно в нас живут две половинки, уживающиеся в одном теле - ангел и дьявол. Кто победит? Ответ на вопрос «завуалировал» Лоран в клипе. Ответ - победит вера! Вера не в мрачное небо, не в людей, а вера в Бога. В сущности, клип о Боге и религии. Ключевую роль в фильме мы увидим в образе ребёнка, поднимающего из грязи распятье Иисуса Христа. Но об этом позже.

Суть и концепция клипа, с одной стороны ясна, с другой, не понятно ничего. На то оно и название «Sans Logique». Нет логики, порой в человеческом поведении, человеческом подсознании. Если пропрепарировать наши сны, к примеру, мы задумаемся: «И как могло такое присниться, как могло такое в мозгу появиться, мы же не такие?!» А утром просыпаешься и вздыхаешь с облегчением, что это был сон, что «там» был не я…Но «Бес противоречия» встречается не только в подсознании, во снах, а на каждом шагу жизни - это наша зависть, злоба, гордыня, противоречивые мысли. Это наша лень, это наш обман, обман самого себя. Вот такие мысли от фильма возникают. Противоречивость сознания, подсознательного и бессознательного. На экране Милен соединила в одном «организме» ещё и добро и зло - ангела и дьявола. Тот персонаж с «рогами» - это все мы! А наблюдающие цыганские вдовы - общественность наша, со своим лицемерием, хладнокровностью и жестокостью. Вот тут я почему-то вспомнил момент, когда на улице лежит человек - бомж ли, алкаш ли, или просто умирающий; и редко-редко увидишь, чтобы кто-то подошёл, особенно в больших городах. Ну, лежит он себе на асфальте и пусть лежит. Спасибо Лорану, что «показал» «всех нас». Спасибо. Он показал увлечение безумной игрой человеческих страстей, за которые приходится расплачиваться кровавыми слезами. Он показал двусмысленность и парадоксальность человеческой натуры, борьбу двух начал. Он показал ПАРАДОКС жизни нашей. Он показал человеческую душу «изнутри» - жить и умирать ради наживы, денег и зрелищ. Он показал ЛЮБОВЬ. Он показал то, что никто и никогда не показывал - убийство того, кого любишь, чтобы доказать ему свою ЛЮБОВЬ. На такое способны только Лоран и Милен. И у них это получилось. Любить до КРОВИ. Любить до БОЛИ. Любить до СМЕРТИ!!!! Стать ради любви и жертвой и палачом, одновременно.
В этом мире Гойи всё мрачно, чересчур мрачно, хотя мы привыкли к таким Лорановским «чёрным» картинам, где цветным может быть только рыжая копна волос Милен. В клипе «ярконарисованный», ослепляющий цвет только один - рыжая копна волос. Остальные цвета очень мрачны. Милен всегда гордая, где-то независимая, но в то же время, почти всегда остаётся одинокой. Лоран на этот раз поместил героиню в слишком чудовищные условия, сатанистские условия. Но кто она? Ангел? Дьявол? Ответ:

De ce paradoxe
Je ne suis complice
Souffrez qu`une autre
En moi se glisse
Car sans logique
Je me quitte
Aussi bien satanique
Qu`ang;lique

«Это чистая форматированная дискета». История, связанная с этой фразой, которую мы слышим в начале клипа, женский голос повторяет её несколько раз. Все мы знаем эту легенду. А легенда ли? А может мистика? Может, не зря эта фраза вставлена в смысловую цепочку шедевра? Напомню об этой истории. Однажды Лоран попытался открыть дискету с результатами работы над этой песней, оказалось, что дискета пуста, о чем ему и сообщил механический голос. Таким образом, материалы были потеряны, а фразу решили вставить в песню. Есть определенные сомнения насчет того, мог ли компьютер либо синтезатор в те времена (1987 год) сгенерировать такую фразу, впрочем, дыма без огня не бывает, и даже если детали в реальности были несколько иными, легенда весьма интересна. Так и хочется вставить слово ЖИЗНЬ - это чистая форматированная дискета… Мы подобные «вставки» услышим в песнях Милен - чихание Милен, смех, голос Греты Гарбо… Может, всё это и не случайно. Жизнь можно рассмотреть и как записанную киноплёнку, но можно и как чистый лист… Тут режиссёр даёт возможность додумать слушателю и зрителю самому. События… за одну секунду могут быть «стёрты»… - «смерть»… «Чистая дискета»… - жизнь, на которую мы записываем сами мысли, слова, действия и события…

Конечно затронута тематика Бога и Веры, Религии и Надежды на спасение. Милен спрашивает у Бога, почему? Почему Бог, создавший людей по подобию своему, допускает такую «несправедливость» и люди становятся похожими на зверей? Почему? Этот философский вопрос мучает многих издревле. Что или кто делает людей испорченными, повязшими в грехах? Сами люди? Тёмный демон? Сам Бог? Почему? Логики нет… Почему страдает душа? Невинный ребёнок души. Милен поднимает часто очень спорные, противоречивые вопросы. Именно ответ на этот вопрос почему Бог..., сложно найти, для меня невозможно найти логически… Так может надо убрать свою логику и мыслить асинхронно, неординарно, абстрактно? Может это Милен хотела донести? Страдают души, тела, страдают дети… Вот это страшно. Лично я тоже задумывался над этим вопросом. Ребёнок-то за что? Вот тут явно «Без логики»…

А ещё, думается, что всё то, что пропела и показала Милен в «Без логики» относится к каждому – что-то ангельское вселяется в нас и что-то дьявольское. Я знаю некоторых людей, тут, на земле, которые ОЧЕНЬ, ОЧЕНЬ похожи своим внутренним миром на ангелов, а кто-то на дьявола. Словно в них «что-то» вселяется. Посмотрите на священнослужителя или монахиню и посмотрите на серийного убийцу-маньяка… Но Милен говорит о парадоксе «уживания» в одном теле двух «субъектов», если можно так выразиться… БЕЗ ЛОГИКИ!

Милен и Лоран показали эту «трансформацию» в фильме «Sans Logique»


Ужасно мрачный пейзаж, низкое, очень тёмное небо, пустырь, напоминающий какое-то мёртвое пространство. Чёрный штырь, колыхающиеся на промозглом ветре… рога. Металлические приставные рога. Как символ дьявола… А может кому-то напомнят… терновый венец… И сразу двусмысленность в первом кадре - уже тут мы видим намёк на «Всевышнее» Если присмотреться - на верхнем ноже - следы крови. Эти ножи кого-то уже убивали? Лоран начинает снова со смутных, шокирующих картинок. И опять кровь, как символ…

На фоне этой жуткой картины спиной сидят двое. Они влюблены, в них живёт любовь. Это очевидно… Пока. Любовь посреди мрака… Конечно этой любви будет сложно в таких условиях выжить. Режиссёр словно «говорит», рисуя своими чёрно-коричневыми красками. Дальше - хуже. Крупно показана недогнившая кость, то ли животного, то ли… Мне эта кость очень напомнила бедренную кость человека. Поверьте, видел такие кости и живые и мёртвые… Через эту костяшку медленно переползает змейка. Стоп. Это же снова намёк на божественно-демоническое. Все мы знаем, что именно в Библии означает «змий». Что-то нехороший этот пустырь, от него «веет» смертью, запах «дохлятины» почти ощущаешь физически. Ой, Лоран! Страха нагнал с первых кадров - рога, кровь, змея, кости, смертельный пустырь. Как увидим, не зря. Эта змея своими движениями выражает символично «власть смерти»…

На земле нет ни одной живой травинки, только сухие листья, обрывки какой-то шерсти, холод и песня холодного ветра, пронизывающая нашу душу. Мёртвая земля, других слов нет. Грязь, лужа с грязной мутной жидкостью, напоминающая…

И по среди всего этого «смрада» Лоран помещает… ребёнка. Девочка погружает в эту жижу руку и достаёт… распятье Иисуса Христа. О, Господи! Прости нас всех. Господи! Жутко становится. Белое распятье покрыто тёмными разводами грязи… Иисус, но он без креста! Лоран! Как много смысла вложил в это действо. Распятье без креста, Иисус обезглавленный (фильм «Giorgino»). Богохульство? Нет, жёсткая демонстрация того, что мы забыли о Боге. А Лоран нам постоянно напоминает - не забывайте Бога! Не забывайте Бога! Вспоминайте о Боге! Этот «крик», лично я слышу, почти в каждом фильме Лорана Бутонна. Мы забыли! Мы опустились так низко, что можем потопить всё святое в канаве грязи. Ребёнок вытирает от грязи распятье, более того, эта девочка позже прибьёт распятье к кресту, всеми этими действиями, показывая нам, что она - образ Ангела. Она не выкидывает, она как бы возвращает Иисуса на крест. В действиях девочки кроится какая то «алогичность» и двойственность - с одной стороны она закрепляет тело на кресте, как бы символизируя, что «распинает» Христа, с другой - ведь не может же быть крест без распятья, так не должно быть именно в православии. Хотя католический крест без распятья. Как понять? Как оценить все эти действия, связанные с крестом и телом Иисуса. Думаю, нам ещё предстоит долго расшифровывать эту загадку. Лоран знает, а мы можем только догадываться. Ведь на этой территории «нет логики». Каждый зритель должен воспринимать это по своему и делать выводы и поучения. Спасибо мастеру за эти уроки. В моём понимании девочка - «ангел», она восстанавливает все так, как должно быть, вытаскивая Иисуса из грязи, и помещая его на крест. Хотя, скорее всего, Вы со мной поспорите. Очень хотелось бы поучаствовать в таком «споре»…

Очевидно одно: люди должны помнить о Боге, не забывая о том, что в мире есть зло и главный представитель иерархии зла - дьявол, об этом зле также сказано и в Писании. А люди, они подчиняются кому-либо в зависимости от своей «внутренней духовной «разложенности»… Но и в то же время, все мы носим в своей душе и Бога и Дьявола. Простие за «каламбур», но это мои мысли. Вот и Милен в фильме сначала в образе ангела, а потом «другая» вселяется в неё, и она становится зверем, способным даже пролить кровь другого человека, даже и любимого человека. Сильно снято, сильно заложено в клипе! Очень сильно заложено!

Дальше мы видим приближающихся медленным шагом группу людей (Лоран здесь и в других фильмах ловко использует методику «замедленной» съёмки) - это цыгане. Чёрные одеяния с мантиями говорят нам, что часть женщин - вдовы. Снова намёк на смерть. Группа людей идут на зрелище, оно им необходимо. Это ритуал. Игра со смертью.

Следующий ритуал изображён «кровавым поцелуем». Изучая историю этого обычия, я был удивлён - оказывается, этот ритуал применяется и по сей день, в наше время в Индии и других странах Азии. Да что далеко ходить, некоторые цыгане используют это действо с кровью и сейчас действо с кровью также мы можем увидеть, когда «вывешиваются» простыни, испачканные кровью после первой брачной ночи. Все эти обычаи связаны, так или иначе, со свадьбой. Уж не свадебный ли процесс показал нам Бутонна? И кровь есть и «венец» в виде стальных рогов, и гости…

Кровь! Кровь! Кровь! Они смешали свою кровь, они теперь навеки вместе! Милен больно, но ни одна «жилка» не дёрнулась на её лице, когда партнёр резал острым ножом кожу на её ладони. Эффектно показано. Если честно, я тоже хотел бы сделать такое «кровосмешение» ради любви, во имя любви! В любви можно всё! Мне кажется, такое только обьединит…

Иисус оказывается на «своём месте», и вроде бы всё должно быть…,но…

В клипе важная роль отведена беременной женщине, которая как бы «даёт сигнал» о начале ритуала и подвязывает рога на голову Милен. Кто она такая, эта беременная цыганка? И почему именно она приставляет эти рога? Сложно ответить, опять же, потому что мы на территории «Без логики». Беременность ассоциируется с чем-то светлым, добрым, сокровенным. Но Лоран перемешал всё, окутав пеленой загадочности и алогичности. Может Милен - это неродившийся её ребёнок? Может ребёнок в её челе - это ребёнок того мужчины, с которым Милен обменялась кровью? Ответа нет………

Спектакль начинается - старухи усаживаются на скамейки, рога пристёгиваются. Зрители - бабки и деды - это наше «общество», символично. Лоран любит снимать лица бабок, страшных старух, выражения разных эмоций на лицах этих старух ему очень хорошо удаётся передать зрителю. Браво, маэстро! Страшные бабки начинают бросать монеты тореадору, выражая своё восхищение, на их лицах написано - «хотим хлеба и зрелищ».

Они получают безмерное удовольствие, наблюдая за этой корридой. Милен очень хорошо справляется с ролью «быка», она ранит руку мальчику и это приводит в восторг людей в чёрных одеяниях. Появляется снова кровь, которая облизывается с руки ребёнком. Кровь в фильме выступает больше в «амплуа» жизни, нежели смерти…

Главный тореадор смачно достаёт свою пику и пытается вонзить в сердце девушки-быка. Но он промахивается и вонзает только в руку, поранив Милен. Публика в восторге! Как же нам хорошо от чужой боли! Все, как и в обществе. Мы завидуем, нам хорошо, когда «соседу плохо»… Кровь правит этим балом! Именно кровь даёт «сигнал», и «что-то перемкнуло» в мозгу Милен. «Другая» в неё вселилась. Милен теперь не будет терпеть унижение и боль, она начинает свою игру. Важный момент - ребёнок с распятием в руках подходит к вдовам и садится у их подножия. С этого момента происходит «превращение». Мы видим глаза героини. Глаза зверя, разъярённого зверя. Подобные глаза мы увидим в клипе «Pardonne Moi». Ударом в живот лезвиями-рогами, Милен убивает своего возлюбленного. Убивает свою любовь? Как так? Как так можно? Это не она убивает, это зло, заселившееся в нашу душу способно убить всё святое, даже ЛЮБОВЬ. Эх Лоран, что же ты делаешь с нами!

Милен снова превращается «сама в себя», словно девушка, назад, в куклу, в «Sans Contrefason», но поздно! Кровь пролита и теперь мужчина «кочевряжится», умирая на земле, за что и прольёт кровавую слезу Милен. Поздно! Слишком поздно бывает, когда мы натворим дел, а потом осознаём…

Начинается дождь, его словно тут и не хватало, и старухи уходят, даже они «оставляют» Милен. Боль невыносима! Но боль не в физическом понимании, а боль разочарования и страшного одиночества от всей этой жестокой корриды. Но детям хорошо-они собирают эти грязные деньги в прямом и в переносном смысле слова, не замечая истекающего кровью человека, лежащего рядом. Вот она, наша жизнь, вот он, краткий очерк «потёмок» нашей душонки, заканчивающийся всегда слезами красного цвета, которые не смывает даже дождь…