Ainsi Soit Je...

Владимир Альтдорф
Он огляделся вокруг — и не увидел ничего другого, кроме себя самого. Тогда он для начала воскликнул: «Я есмь!» Потом он испугался; ибо страшно человеку, если он один.

Брихадараньяка Упанишад

 
Осознание своего одиночества и отъединенности, своей беспомощности перед силами природы и общества превращает его отъединенное, расколотое существование в невыносимую тюрьму. Переживание отъединенности вызывает тревогу; более того, это источник всякой тревоги. Быть отъединенным означает быть отрезанным, без какой-либо возможности использовать свои человеческие силы. Следовательно, это значит быть беспомощным, неспособным активно влиять на мир – вещи и людей, это означает, что мир может вторгаться в меня, а я не в состоянии реагировать.

Фромм Э.

 
Сильны любовь и слава смертных дней,
И красота сильна. Но смерть сильней.

Джон Китс

Таково «Я»…Как бы «Я» - это целый мир, внутренний мир Милен Фармер. Самый грустный клип. Очень красивый клип Лорана Бутонна. И сложный и простой одновременно…Молитва одиночеству и печали. После грандиозных натурных съёмок предыдущих клипов Лоран и Милен создают что-то очень откровенное и интимное, этим «откровением» становится «Ainsi soit je…». Красивейший клип на красивейшую песню. Почему? Потому что вложена душа. «В страданиях», с болью, с очень болезненной атмосферой рождён клип, но он от этого становится только интереснее и краше. О Милен! Ты умеешь тронуть самые интимные уголки нашей души, отдавая нам, может быть, боль свою.…На мой взгляд, совпадение слов и видеоряда, в отличии от других клипов, на 100%. Какая мысль, какие мотивы заложены в произведении? Жизнь. Смерть. Одиночество. Грусть. Печаль. Боль. Боль, больнее всех болей на свете. Природа. Внутренний мир человека. Связь с душой и «тёмной стороной» Луны. Воплощение и провозглашение «тьмы». Любовь. Любовь и смерть.

Мне навевает клип мысли о любви и потери, это путь, пройденный через страдания, сотканный из боли, дорога, длиною в жизнь, а в конце…свет…луна…свет в конце тоннеля.…Всё то, что ждалось светом, стало болью, печалью, опустошением. Вот такие мысли. Наверное, каждый из нас на определённом этапе своего пути испытывал такое опустошение и боль.…Но Милен говорит, что боль приносит…любовь. Наверное, это так и есть. Только в кино всё хорошо и любовь,…а в жизни…Но Милен говорит ещё и о смерти. Умерла любовь. Умерла физически и морально. Кто как поймёт. Вот это и вызвало печаль. И только одинокий свет луны, и лань смогут понять. В клипе нет ни одного человека. Только сама Милен наедине с природой, тьмой, луной, наедине со своей израненной душой и своим мрачным миром внутренних страданий. Смерть становится сладкой и приятной после того, что перенесла девушка, и становится понятна та мысль, что боль физическая - это такая мелочь по сравнении с болью «души», осознанием потери дорогого сердцу чувства. Это потерянное чувство - чувство любви, не влюблённости, а любви - сильной, яркой, искренней…Боль потери любви ощущаешь почти физически от просмотра этого фильма.

Говорят, что эта песня и клип - самые любимые для Милен. Может быть. На живых концертах, исполняя эту культовую вещь, Милен всегда плачет. Она вспоминает. Она реально страдает, вспоминая. Эту дань «боли», эти воспоминания Милен пронесла через всё своё творчество, излучая потоками своей «внутренней святости» всех нас, и помогая нам всем…

Молитва одиночеству, дань печали… «Такая я…». Мне кажется, что в клипе изображёна душа Милен, её мир «изнутри», нарисовано именно такими цветами и красками чёрно-бело-коричневыми. В этих красках нет оттенков и полутонов - белое одиночество, коричневая печаль и чёрная грусть…

Мрак. Ночь. Чёрный цвет. Падает тихо снег, медленно и красиво. Крупные снежинки, превращающиеся в…слёзы. Так показан мир-мрак, где снежинки превращаются в слёзы. Этот мир какой-то не реальный. То ли живой, то ли не совсем, то ли на грани жизни и смерти, где-то «между». Вот такой «промежуточный» мир. Нереально крупный снег, нереально огромная луна и только филин, сидящий на ветви дерева, нам напоминает, что жизнь на этой картине всё же есть. Нереальность пейзажа Лоран нарисовал не зря, показывая нам, что все мы - крупицы в этом сложном мире. Заложен философский смысл понимания «эго» и «окружающего». И что мы такие «маленькие» во вселенной. Мы - это «пузырьки печали» на фоне…

И вот на фоне этого «мрака» девушка в чёрном, медленно «парящая» на качелях жизни. Качели - намёк на детство, словно из детской игры, словно оттуда девушка почерпнула эту печаль. В целом, мысль пробегает, что Милен уже в том мире, которого нет, в мире мёртвых. Может быть. Но лань на фоне полнолуния вселяет надежду на жизнь. На нашу жизнь. Пусть изуродованную, но жизнь. На изображении полнолуния появляется вода…и капли, падающие в воду, конечно, мы понимаем, что капают слёзы…

И снова холод и снег, заметающий хрупкую девушку, кутающуюся в своём чёрном одеянии. Она идёт уверенным шагом, только холод и ветер с ней заодно. Милен и холод - друзья, они учатся друг у друга и порой они неразлучны…

Милен пытается прикоснуться к лани, поцеловать. Символично то, что лань - одинокая жизнь, прекрасная печальная нотка жизни. Посмотрите на глаза животного, и вы всё поймёте, они грустны и очень похожи на глаза самой Милен. Мне порой казалось, при просмотре клипа, что Милен превращается в дикую прекрасную лань. Это животное Лоран покажет ещё не раз. Вспомним «Giorgino».

Милен ускоряет шаг, как бы пытаясь убежать от всех невзгод, и она бежит, и «превращается» теперь в птицу. Это «превращение» очень здорово снял режиссёр - развивающиеся волосы красавицы на ветру…становятся похожи на взмахи крыльев птицы.…Но птица одинока, она летит на тусклый свет луны, полной луны, одинокой луны.
Далее показана обнажённая Милен, взмахи её рук тоже напоминают взмахи крыльев, Вы заметили? Обнажённая Милен - как знак «открытости» и «откровенности» и «чистоты». Она одна, наедине со своей исповедью, такая нежная и беззащитная, и в то же время сильная.…Не удивительный ли образ? Характер персонажа Фармер во многих клипах сочетает хрупкость и силу одновременно. Вот и тут мы видим именно такую сложную, и, может быть, противоречивую фигуральность.

Милен голая, на холоде, на исповеди перед луной, как перед зеркалом своей души. Что в отражении? Холод? Зима в душе? Храм одиночества?

Комочком в сердце
Лежит печаль
В моей судьбе
Всегда её печать

«Таково Я»….«Такая Я»…Такая Милен Фармер…Такова её вселенная…

Таков её взгляд, обжигающий, жгучий и невероятно печальный взгляд. Взгляд женщины, перенесшей что-то очень страшное, но не отчаявшийся взгляд, дарящий нам надежду…, несмотря даже на то, что Милен «глотает» эти «пузырьки печали» под водой. Тут Лоран использует съёмку «наоборот» и мы видим «пузырьки» воздуха, идущие «извне» внутрь Милен…Очень символично!

Дальше показана героиня, смазывающая своё лицо грязью. Зачем? Затем, что она погружена во «тьму» и готова холить и лелеять печаль свою…

Птица улетает, снег продолжает медленно падать…и …превращаться в слёзы…