Lonely Lisa

Владимир Альтдорф
«…И вот тогда – душа делает еще один шаг вперед и поднимается еще на одну ступеньку. Имя ей – Крушение Надежд».

Михаил Путник

«Надежде трудно умирать,
 но сердце, осознав крушенье,
 находит мудрое решенье –
 не знать, не видеть, не желать.»

Ольга Красникова

Сухие корки потрескавшейся почвы… Они похожи на жилы, перемежания нашего сегодняшнего «стремления», нашего «в заперти».
И трещины на этой просохшей, пожухшей, жаждущей пустыне жизни, мы все идём по перемежающимся трещинам, не по песку и не по воде. Нет влаги и питья, а только рассохшиеся наши шаги по сухой почве чёрствой  жизни, полупотухшей... Но как идти? Песок не провалиться? Нет! Потому что твёрдо под ногами….  Ну и пусть, что между намеченными «следами»  присутствуют «трещинки», пусть.

Вот эта пустыня… Но почему там нет сыпучего песка? Почему там туча чёрная? Но мы знаем, что в пустыне никогда не идёт дождь! Почему? С одной стороны, эта туча должна «породить» ливень, шквал, но, с другой стороны, логически, мы знаем, что в пустыне никогда дождь не пойдёт. Так что же это такое?

Естественная мысль человека, во все времена и у всех народов, безвольно, точно заколдованная останавливалась пред роковой необходимостью, занесшей в мир страшный закон о смерти, неразрывно связанной с рождением человека, и об уничтожении, ждущем все, что появилось и появляется. В самом бытии человека мысль открывала что-то недолжное, порок, болезнь, грех и, соответственно этому, мудрость требовала преодоления в корне того греха, т.е. отречения от бытия, которое как имеющее начало осуждено на неизбежный конец.
 «Внутреннее противоречие», очищение, имеет своим источником убеждение, что непосредственные данные сознания, свидетельствующие о неизбежной гибели всего рождающегося, открывают нам  вечную, неизменную и навсегда непреодолимую истину.

Действительное, настоящее бытие  нужно искать не у нас и не для нас, а там, где власть закона о рождении и уничтожении кончается, т.е. там, где нет и не бывает рождения, а потому нет и не бывает уничтожения. Отсюда и идёт эта тайная умозрительная философия. Открывшийся умному зрению закон о неизбежной гибели всего возникающего и сотворенного представляется нам навеки присущим самому бытию – все мы, пройдя свой «путь» по трещинкам, ища своё счастье, так сказать, познаём своё собственное «бытиё», своё «равновесие». Но мы не хотим быть «взаперти», быть в одиночестве, быть вместе с … эфемерностью и тенью…

Крушение стремлений и надежд, детских мечтаний и несбыточных воплощений, крушение самопознания и усердных бесполезных порывов, крушение «рассвета», крушение «заката»… Что остаётся? Вожделяться философией смерти? Не так то всё просто! Тема двойственности рулит и правит это «двойное» понимание света и мрака! Ведь чем ярче свет, тем интенсивнее свет! Вы не задумывались? А при отсутствии света – не будет тени, равно как и свет не может быть без тени. Верно?

Как не крути, но ассоциативные «начала» творений и зачаточных понятий, так или иначе, приведут только к одному - к осознанию  крушения всего и вся, причём независимо от изначальных заложенных проявлений внутреннего «противостояния». Конечно же всё идёт из детства, а точнее из детской «подкорки», из тех подсознательных центров, о которых мы и не думаем, и не знаем, но слишком многое заложено именно оттуда, из детского подсознания, накладывающего отпечаток на все дальнейшие «шаги» по «пустыне» одиночества…. Пустыня- это жизнь. Жизнь – это одиночество… Пустыня – это наша одинокая жизнь, у кого то и болезненная…

Символика, метафизика сопровождают этот наш путь, шагая параллельно и не «стуча»… Метафора «отчуждений», порой, становится истиной, и только сердце, наше ранимое сердце, чувствует исподволь все вот эти «изъяны» и трещинки на поверхности, не понимая, но ища, не осозновая, но любя, мечтая, но не подозревая…

Иллюзорность всё портит… Вот если бы мы не «визуализировали»… Мы смешали гнусность с «приправой» к общению, тени со светом, избыточность и чрезмерность с тонкими пониманиями и структурностью изящества, поэтому всем и «плохо»…

Мы ищем лёгкие пути, мы ищем комфорт, мы не хотим идти по жаркой долине, проваливаясь в сыпучие пески перипетий и недомолвок, мы «находим» пути «обхода», но это всё ложно, мы стали уже врать себе и предавать самого себя.
Власть изощрений, извращений нас взяла уже до такой степени, что мы не замечаем не только святости, но уже и «элементарщины», нас перенасытили гиперфабулами, гиперсмыслами, но мы не замечаем простых истин, наш «человеческий» облик стал похож  на безликий безнравственный  гротеск образа существа из мира простейших «амёб» и «инфузорий».

Можно сказать, что мы стали и «трубами», «кистами», у которых только остались рецепторы осязания, обоняния, вкуса, слуха, удовольствий, наслаждений, но не ЧУВСТВ.
А Милен чувствует по иному! Она, отчасти, приносит иногда свои чувства в «жертвы», причём жертвенность эта проявлена и показана откровением слов и картинок, откровением чистоты порывов и светлых стремлений, страданий и сладострастий. Но главное, что у неё нет лжи! И всё искренне и без фальши. Она рассказывает снова и снова свою историю, а мы «читаем» её творения и между строк иногда.

Она показывает свой мир, свою боль, свои чувства и эмоции без фальши. И клип «Лиза» тому доказательство. Клип очень не простой, и, конечно же, все тонкости и грани замысла мы никогда не разгадаем, да и не нужно это. Но чёткие идеи просматриваются, есть сюжет, вернее их несколько (сюжетных линий). Во концовке всего, к сожалению - «крушение». Ах, как это похоже на мою личную жизнь, на мою судьбу, на этот  сценарий, продиктованный самой жизнью.

«Центральные» тематики и «раскрытия» клипа – это одиночество, свобода, разочарование и безнадёжность, разрушение идейных прерогатив, детских и взрослых порывов, двойственность направлений и вожделений, страстей и крушений, сила в «слабости», а может и наоборот, силы любви, пусть и …  Чуть - чуть безумия и гениальности полёта души…
Я всегда думал - а может ли быть душа инвалидом? Можно ли отрезать у души «конечность»? Вырвать «кусок»? За эту же ампутацию не дадут группу инвалидности… Нет, не надо конечно же… Но если «нематериальная»  часть сердца повреждена? Как и где расставить приоритеты? Какой диагноз поставить? И какое лечение? Ни одна международная классификация не даст определение и ни один «стандарт» лечения не исцелит…
Мне кажется, клип вот об этом.
В клипе чётко показан процесс «не стареть», процессы «взросления», есть сюжетные линии, связанные с детством, неизбежностью течения времени, тематика излишеств и бессмыслиц современности, тематика любви, а точнее «бесплодной» любви»…
 Клип «Лиза»- это своеобразная  «рентгенография» всех наших душ.
Конечно же, клип об одинокой Лизе, в лице которой и предстаёт сама Милен.

Y a pas de g;nie sans grain de fo…
 Sans grain de folie !

Пустыня и пустынные дали. Эти пейзажи типичны для клипов Милен Фармер. Так, чтоб и горизонт, и, чтоб эта «печальная» даль…

Посреди пустыни показаны солярии с лежащими внутри «телами»… Ух, гробы что то напомнило… Все эти «крышки», «костюмы», вся эта «неподвижность»…

И сразу же у нас возникают вопросы и противоречия. Как может работать солярий без электричества? Разве есть «проводка» с двестидвадцатьювольтным  напряжением к этим агрегатам в пустыни? Далее- зачем в пустыне загорать, если итак солнечных ультрафиолетовых лучей переизбыток? И если уж загорать, то зачем забираться в агрегат в плотной одежде?( в костюме, пиджаке, брюках). Сплошные противоречия. Впрочем, как наша жизнь. Милен и режиссёр знают, как показать!
Наверное Милен хотела показать именно эту картинку, завязанную ещё и на «омоложении», ведь не зря, попав в солярий пожилой мужчина, пройдя процедуру, в конце клипа, выходит из «гроба» уже молодой мужчина.

Далее мы видим яркое помещение с девочками- танцовщицами, на стенах мерцающие неоновые лампы, висящие под определённым углом, создавая «специфический» орнамент… Он нам пригодится в конце клипа…

Но девочки в «странном» облачении. Они одеты так, как на репетиции балетного танца, но, на головах почему то ушки «шор», приспособлений для закрытия глаз. По моему, подобным образом, эти приспособления служили для «закрытия», «защиты» глаз лошадей, в древности. От кого? От чего? Ответ прост- конечно же от людей, от злобных взглядов зверей- людей. Символично, Милен показывает «незащищённость» людей, мира, себя, личности…
Среди группы танцующих девочек, выделяется одна. Без шапочки, без «шор», рыжая, с грустными глазами. Она похожа на Лизу, одинокую Лизу… и на Милен в детстве.
Белые обтягивающие шапочки похожи то ли на костюмы ягнят, то ли на монашеские обличия… В любом случае, просматриваются признаки невинности, наивности ,покорности, непорочности и незащищённости этих «овечек».

Вы знаете, что я подумал изначально, проглядев клип и смотря на эти кадры с «неподвижной» рыжей принцессой? То, что она инвалид! Посмотрите внимательно- у неё ноги неподвижны, она пытается танцевать, ручки выполняют «па», но ноги «парализованы». Во всём этом, Милен символично показывает нам несбыточность  надежд и обиды детства, нереализованность поступков и «патологическую» боль «лишения», «несвободу» и ужас.
Чуть - чуть позже девочки подрастают, и танцующие уже «среднего» возраста. Милен снова неподвижна, она сидит, не двигая ногами в «дутом» шарообразном чёрном кресле. Её мечта также не сбылась и на этом этапе.

Следующее изображение – Милен, идущая к горизонту, к дали, к заходу солнца. Или может быть, к рассвету? Кто как видит? Тут двояко конечно…  Лично мне кажется, что она медленно идёт к закату… Подходя к …

Пожилой, а точнее, старый мужчина  возле солярия. Не видно проводов, аппарат работает синхронно и самостоятельно. Чудеса. На мужчине специфические очки от ультрафиолетовых лучей. А может он не хочет показать свои зрачки?
Милен идёт по пустыне, не проваливаясь каблуками в песок, потому что и нет песка, а есть потухшая, жёсткая поверхность. О трещинках я писал в начале…
Автобус с мороженым, продавец- пожилой мужчина с грустной улыбкой. Опять же «отправка» к размышлениям о детстве, старении, неиздежности хода времени. Обратили внимание на «обтянутость» автобуса, почти идентичную с «нарядом» на верблюде- дромадере?
Мальчик, с такими же грустными глазами получает свой рожок, но не прикасается к сладости.

Три человека в пустыне. Все в костюмах, все престарелые… И только ДВА солярия! Кому то не хватит? Два на три… Три на два…
Три гламурные старухи, изображающие из себя «молодых» Кушетки, равно как и мороженое, равно как и гора неподалёку- всё гламурнорозовое…
И поведение тёток подобное…
Как символ перенасыщенности, извращённости и изощрённости деяний, они(тётки) уже не знают куда себя деть, чем заняться, что испытать. Если честно, то «подставки»  вокруг их шей, мне, четно говоря напомнили ободки крышек от унитазов. Гнусно и смешно, развратно и избыточно, коряво и псевдогламурно, противно и ненастояще. Всё как в нашем обществе! Всё как в нашем  уродливом паскудном, лицемерном социуме. Милен, ты снова права тысячу раз!
Эти бабы пренасытились до такой степени, что жаждут уже неизвестно чего, Абсурд, перенасыщение и излишество. Люди! Остерегайтесь перенасыщения и подделок, последствия плачевны.

А Милен, как бы наблюдает за этим, но не вмешивается, она идёт по своему пути, одинокому, насыщенному, твёрдому(не песок, а твёрдая почва, пусть и с трещинами)…
Засуха жизни, безнадёжная жажда и ложный «полёт», всё ровно все придём к «закату» солнца, а вместе с ним…

Ботинки. Бегущие(идущие» ноги. Как же часто мы видим это в клипах Милен! Я очень часто на этом останавливался ранее, ассоциируя эти образы с символом жизни, пути, прохождения испытаний и твёрдости в этом ходу.

Параллельно всему этому, мы видим бегущую девушку, олицетворяющую сам ход времени, продолжение жизни, в финале- прыжок со скалы, финал, логично, закономерно.
Мальчик, не тронувший мороженое, которое окажется опять же, под его ботинками, равномерно распределившись «подстилкой». Крушение, дефект, недомолвка…
Ненужный костюм верблюда, люрекс, стразы, обтяжка… Кому это нужно? Никому! Всё как и в жизни. Мы стремимся успеть, показать, озолотиться, но, как говорит Милен, это золото будет всё ровно расплавлено. Где то любовью, где то разочарованием, где то бессмысленными стремлениями.

Вот и взгляд, соответствующий у человека, ведущего этого верблюда. Зачем? Почему? Как? И для чего?.... Вопросы, вопросы, вопросы… А ответ прост- всё тщетно… Как и жизнь, как и закат солнца… Как пустыня жизни и одиночества. Да, мы свободны, но мы «запаены» в кокон «страз» своеобразия, мы мимикрируем под общий статус общества, мы ищем свои нормы, но иногда не находим, всё тщетно… Мы стараемся абстрагироваться, но всегда возвращаемся в свой «абсолют», мы стремимся к свету, но заслонив свет, мы получаем ещё большую тень… Ты права, Милен!

Из солярия, в конце концов, выходит помолодевший господин. Но истинное это омолаживание? Опять же ответ нет. Подделка. Бессмыслица. Каламбур. Вот так и во многих аспектах. Правильно, Милен?
В финале клипа, мы видим все признаки сокрушения личности, падения всякого равновесия, в принципе, происходит разрушение «Одинокой Лизы». Падают чёрные перья, лампы разбиваются, девушка прыгает с обрыва, надвигается чёрная туча, мороженое тает нетронутым, чешуя сползает с верблюда, фарфоровая фигурка мечтательной балерины разбивается, наступает мрак…

Но заметили ли Вы, что всё это происходит только после сигнала, жгучего взгляда, подъёма головы «немощной» танцовщицы Одинокой Лизы?