По Оби. 11. Пора домой

Виталий Бабкин
       Наш караван шел против сильного течения, по главному фарватеру реки. Да еще и хорошо нагруженный. Двигались медленно. Но это всё равно лучше, чем грести вручную.  К утру показалось  начало протоки Лорба. Капитан сделал остановку. Нас выгрузили. Сменяясь на вёслах,  без особого труда добрались до хижины.
       Там радостным лаем встретил Пятый. Из хижины вышел заспанный Шкип. Протерев глаза и зевая спросонок,  поздоровался.
       Первым делом  осмотрели рыбу. Сохранилась хорошо. Сказалась холодная ночь.  К тому же была из свежайшего  улова.  Не откладывая, приступили к обработке: кто вспарывал, удалял внутренности и отбирал икру, кто тщательно промывал тушки у кромки плёса, кто чистил и приводил в порядок засолочную яму  и в тазике солил икру. К полудню управились. Док успел сварить стерляжью уху и торжественно объявил:
       - Первая за всё наше плаванье  стерляжья ушица готова  и ожидает едоков.
А они, едоки, тут же расселись вокруг котла с аппетитным ароматным варевом. Док ради такого случая разлил из фляжки всем по норме.
       После обеда  решили съездить в посёлок Сергино. Надо узнать условия отъезда,  отправки лодки по железной дороге домой, побывать на почте и кое-что закупить. Боц к этому времени уже установил, проверил и испытал запасной мотор.
       Оставив у хижины  Шкипа с Пятым, не откладывая,  тронулись в путь.
В Сергино сначала посетили почту. Получили поздравительную телеграмму с днём рождения Шкипа. Доку пришел ответ из дома:  «Не смей появляться  с собакой. Пса и на порог не пущу». Он  донельзя расстроился.  Отправили последнее сообщение в клуб туристов об окончании нашего похода. Побывали   на  станции.  Уточнили время отправки поезда, согласовав возможность погрузки в багажный вагон нашего катерка, купили   билеты. На обратном пути хозяйственный Боц нашел пару листов кровельного железа, ещё кое на что пригодного.
       - Для чего это тебе?
       - Э, Док, если нам будет не нужно, то может тем, кто будет после нас - пригодится.
В местной лавке сделали нужные закупки и, уже в  темноте, вернулись на стоянку.
       В хижине было тепло и уютно. Шкип натопил печку и сделал приборку. На столе горели две свечки, из «Спидолы» лилась приятная мелодия. На плите вскипел чайник. Ещё накануне Шкип в дальних зарослях нарезал веточек чёрной смородины. Вечеровали за чайком с этим чудесным ароматом.
       Наступило новое солнечное утро. Погода явно баловала. Старожилы говорили, что в это время года  обычно здесь непогодит. Сегодня  день рождения Шкипа. Его с шутками и смехом тепло поздравили. Решали – чем же его особенным отметить?
       Док предложил: - Давайте запечём в глине под костром пару уток. Я сделаю попытку угостить вас рыбным пирогом. Ну, ещё чего-нибудь сообразим.
       - Как же, без противня   будешь печь?- Удивился Боц. – На золе что ли?  Так его пусть медведь ест!
       - Не переживай. В этом ты мне сам поможешь.
       Мы втроём отправились на заводи добыть уток к праздничному столу, а Док с Пятым остались кашеварить.
       Утки, готовясь к перелёту, тренируя молодняк, то и дело пролетали над нашими головами. Заглушив мотор, на вёслах пробираемся по тихой воде, через заросли высокой осоки.  В густом прибрежном кустарнике ивняка маскируем лодку и, с ружьями наготове, ждём удачного подлёта. То и дело над головами проносилась утиная мелочь – то чирки, то чернядь. А нам нужна солидная добыча. Но вот появилась стая шелепоносых. Три дружных дуплета и четыре утки уже наши. Больше нам не требуется. Отправляемся к хижине. А там Док уже поставил тесто на будущий пирог. Развёл два больших костра в выкопанных  им углублениях. Один – для  запекания уток, а второй – для выпечки пирога.
       - Док, я не верю в твою затею. Кто ж на костре печёт пироги!
       - Боц, попытка не пытка. Как знать – может, что и получится. Давай, помогай.
По указанию новоявленного пирожника, Боц из привезённых железных листов смастерил два противня. К этому времени подошло тесто. Рыба для начинки тоже была  готова. Боц на жарком огне прокалил свои изделия, тщательно промыл и вручил Доку. А тот приступил к действу. Дал нам указания разгрести прогоревшие дрова жарких кострищ и на пышущее жаром дно ямы поставил состряпанный пирог. Накрыл вторым противнем. Засыпал горячей золой и сверху нагреб кучу жарких углей. И туда же сложил ещё не совсем прогоревшие головни. Ну а уток запекали уже проверенным способом – обмазали поверх пера глиной и положили под другой костёр пропекать.
       Усевшись у кострищ,  шутками комментировали ожидаемый успех кулинара. Но вот  наступил торжественный момент. Разгребли ещё горящие угли и добыли со дна ямы доково творение.
       Сняв верхний противень, вся команда, столкнувшись лбами, склонилась над кулинарным творением Дока. Вроде бы что-то было похожее на пирог. Правда, один угол обгорел, а остальное выглядело довольно аппетитно. Доктора одобрительно хлопали по плечу и поздравляли с успехом.
       Праздничный обед удался на славу. Док, от лица команды преподнёс Шкипу пирог. Кроме этого на столе были запеченные утки, малосольный муксун. И ещё сладости, купленные в Сергиевской лавке.

       Вечером случилось событие. К нам нагрянули гости – трое охотников. Они прибыли поездом, пассажирское движение которого началось совсем недавно. Это оказались земляки из Нижнего Тагила. У одного из них, Николая, был в Сергино родственник. Он-то и надоумил приехать сюда на охоту. Обеспечил легкой моторной лодкой и посоветовал остановиться в этой хижине.
       Встречу с земляками отметили должным образом. Ознакомили с нашим хозяйством и бытом. Завтра обещали показать места охоты. Николаю очень понравился наш Пятый:
       - Давно мечтаю завести лайку здешней породы. Вам повезло.
       - Хочешь, подарю, - оживился Док.
       - С чего так  расщедрился? Он что, с изъяном?
       - Нет, пёс нормальный. Жена  Кларка телеграммой заявила, что собаку не пустит на порог дома. А она у меня упрямая. Что скажет,  то и сделает. Берёшь?
       - Ну, раз такое дело – беру! – Ударили по рукам.
Вот так, наш Пятый обзавёлся новым хозяином и кличкой. Он стал Грэем.
       На другой день новых поселенцев хижины познакомили с местами охоты и рыбалки. А вечером устроили прощальный ужин. И  занялись укладкой дорожного багажа. Через день назначили свой отъезд.

       В день отъезда новые друзья проводили нас до Сергино. Помогли доставить на станцию багаж и наш безотказный трудягу-катер, который тут же погрузили в багажный вагон. Приняли «на посошок» и расстались.
       Так завершилось наше интересное многодневное путешествие по замечательным сибирским рекам Тоболу, Иртышу и Оби. И память о них осталась навсегда.