Sans Contrefason

Владимир Альтдорф
Всякое движение — коль скоро в одно прекрасное мгновение вам захочется использовать это выражение — есть движение имманентное, которое в более глубоком смысле вообще не является движением, и в этом легко убедиться, если принять во внимание, что само понятие движения есть трансцендентность, которая не может найти себе места в логике. Стало быть, негативное — это имманентность движения, это исчезающее, это снятое. Если все происходит таким образом, значит, не происходит вообще ничего, и негативное становится фантомом. Для того чтобы заставить нечто произойти в логике, негативное становится чем-то большим, оно становится тем, что вызывает противоположность, оно есть уже не отрицание, но противополагание. Негативное — это не беззвучность имманентного движения, это «необходимое иное».

Сёрен Кьеркегор

Цитата:
Отягощенную туманом бытия,
Страну уныния и скорби необъятной
Покинь, чтоб взмахом крыл умчаться безвозвратно
В поля блаженные, в небесные края!...

Шарль Бодлер


Sans Contrefason – клип – фильм - шедевр. Всё в стиле Лорана Бутонна, всё как и всегда в духе кинематографического «мрачного», невыносимо болезненного пейзажа, в духе слияния атмосферы человеческих чувств на грани безумия и неразгаданной тайны. Тайны Милен Фармер. На мой взгляд, клип ОЧЕНЬ сложен для восприятия. Есть вопрсы, много вопросов, а ответы…

Метафора «боли», невыносимой боли… Стыкуются ли слова песни и видеоряд? Кто-то скажет «да», кто-то «нет». Моё мнение - общая концептуальность, общая ниточка есть… Но логика… Логика… становится тут вещью относительной. Клип сложный и самый запутанный. Нам предстоит разгадывать ещё много времени. Но на то он и есть Лоран! Сеть загадочности окутывает фильм от начала и до конца, выворачивая наши чувства «наизнанку». Алогизм присутствует, но «между строк» кто то может «прочитать» «свой» подтекст, найти смысловые цепочки, но загадка остаётся. О чём фильм? Как и всегда режиссёр и певица поднимают величественные и очень актуальные темы. Философские темы. Жизненные темы. Продолжает срабатывать «философия боли». Лоран - мастер показать очень профессионально боль, острую боль, жгучую боль, может быть даже «кинжальную» боль… Он мастер в этом. Он рисует эту картину потрясающим подбором актёров, игрой, пейзажами, звуками, эмоциями, взглядами. В конце клипа показана жутчайшая сцена одиночества и разочарования, сыгранная Fr;d;ric Lagache, лично у меня мурашки по коже от этой сцены. Лоран умеет… Так о чём же клип? О любви, безысходной, разрушенной, безвозвратной, нереальной любви, одиночестве, ненависти, о холоде, о грязи, прежде всего, грязи человеческой души, о мерзости мира и общества, о НАШЕЙ ЖИЗНИ, о бытие, о колдовстве, о силе, о слабости, о грязном покрывале, которым укрывается человек и прячется с головой, имя которому - предательство, о предательстве, прежде всего к самому же себе, о ханжестве, о зародыше зла, который мы «вынашиваем» в себе, о двойственности полов, о гомосексуализме, бисексуализме, о «нормальности»…

Люди, помните - каждый из нас может стать куклой-марионеткой в руках кукловода. И эта кукла может «умирать» и «воскресать», в зависимости от условий и людей, куда она может быть помещена. В какую «скорлупу»…

Волей не волей, просматривая клип, всплывают слова «Без подделки - мальчик я». Гимн гомосексуалистов и лесбиянок… Тематика гомосексуализма, безусловно, тронута в «Sans Contrefa;on». В современном научном мире установлено, что гомосексуализм не является болезнью, и термин удалён из Международной классификации Болезней. Лоран и Милен в 1987 году не знали об этом. Но эту тему остро подняли, доказывая всему миру, что «такие» люди имеют право на свободу и право любить. Через модель «мальчик в девочке», авторы раскрывают не только сам факт «двойственности полов» и «несоответствия» полов, но и в целом мирскую, жизненную несправедливость в чём-либо другом. Образ «клетки и души», образ «необычности», непохожести, нигилизма, образ «изгоя-одиночки» проявлен именно через эту модель поведения гомосексуалиста. Вам понятна мысль? Нет? Лично я отношусь к этому явлению «ни жарко, ни холодно», но я благодарю Лорана и Милен за то, что они заставили чуть задуматься об этой «модели», об этом «портрете» и перенести это понимание мира в «глобальном», вселенском смысле, перетаскивая на ситуации из жизни. И тут открывается то, что в каком-то смысле все мы «рабы», можем стать марионетками, что понятие «свобода» и счастье относительны. Клетка, оболочка, она своего рода есть у каждого, и что надо быть добрее к людям! А счастье – это то, что солнце светит для нас, свобода - это то, что мы можем выйти на улицу и вдохнуть полной грудью кислород, а не «спёртый воздух» человеческих «заё…в»…

Спасибо тебе Милен, спасибо тебе Лоран, что наводите на такие размышления. Люди! Давайте быть добрее друг к другу - гей ли, лесбиянка ли. Прежде всего, личность, которую создал Бог. Лоран покажет ещё не раз в других клипах противостояние общества к Личности, противостояние к Богу…

Вот пришла пора -
Смотрят на меня друзья
Нечего глазеть -
Не девчонка я!
Не просите зря
Раздеваться вы меня
Я и так всем докажу,
Что мальчишка я!

Можете гонять хоть вечно
Со двора меня
Не позволю без ответа
Обижать себя
И плевать на то, что все
Меня девчонкою зовут
Я прикажу своим солдатикам
Они врунам всем рот заткнут

Милен призывает, что нужно быть сильнее ситуации и бороться, как оловянный солдатик. Кукла в клипе мне иногда напоминала «оловянного солдатика»
Также в словах указано имя Шевалье Д'Эон

Имя этого придворника не зря тут. Все мы знаем, что Милен упоминала на «платок в штанах», подразумевая именно Шеволье. Символично. Двойственно. Противоречиво. Как и во всех клипах. Как и в «Без подделки».
Клип снимался на знаменитом пляже Шербурга, но насколько мне известно, там такой ландшафт и климат, что почти всегда светит солнце. Это же надо так мастерски, из «солнечного берега» создать такую мрачную картину под названием «Без подделки». Мастер Лоран!

Пару слов хочется сказать о великолепных актёрах, снимавшихся в фильме.
Frederic Lagache, актер эротических фильмов 70-х годов (Emmanuelle 2 - 1975), которому доверят главную роль в этом клипе, и которого мы вновь увидим пять лет спустя в Beyond my control. Превосходная роль кукольника в исполнении Лагаша! Мне он даже напоминает самого Лорана Бутона - лицом, причёской, грустным взглядом, словно Лоран изобразил самого себя, а в руках - кукла-Милен. Но это только догадки…
Потрясающая актриса театра, сыгравшая тётку из цирка, то ли ведьма, то ли добрая волшебница - Zouk (Зук). Настоящее имя Исабель фон Аллмен, родилась в 1950 году в Швейцарии. В 1966 году Зук поступает в Консерваторию Neuchatel.В этот период она попадает в психиатрическую клинику, где она наблюдает за окружающими и черпает образы для своего персонажа. В 1968-69 года она представляет свои первые номера в летних кабаре Neuchatel. Год спустя она приехала в Париж на курсы Тани Балачевой, где произвела сенсацию благодаря своей неуклюжести и забавности. В 1969-70 годах она присоединяется к Cafe-Theatre de la Vieille Grille, где Морис Алезра предоставляет шанс молодым талантам. Буквально через неделю Зук была замечена.

Милен встретила Зук на сцене «Mon Zenith» за несколько месяцев до начала съёмок клипа.
Все считали Зук королевой, её участие в клипе стало неожиданным .Ей даже была предоставлена машина с личным шофёром, чтобы добираться из отеля к месту съёмок. Зук была необычной женщиной, многие считали её безумной. В начале 80-х у неё была серьёзная депрессия, но она вернулась на сцену в 1987 году с новым спектаклем L'Alboum. После съёмок в клипе, Зук снова исчезла. С 1988 года на протяжение 18 лет никто не знал, что с ней. Нужно сказать, что в конце 1988 года она была помещена в психиатрическую больницу. Милен Фармер в интервью Полю Амару (1996 год) скажет лишь о странном поведении Зук во время съёмок: «…Нет, она не сумасшедшая, но она и не делает ничего, чтобы опровергнуть это». Она провела 18 месяцев в психиатрической больнице, когда ей было 16 лет: «Потом я достигла мира по-другому. Я поняла, что необходимо быть злым, чтобы действительно помогать людям и что всегда полезно говорить о том, что чувствуешь, особенно потерянным людям». Не смотря ни на что, Зук всё же приняла участие в съёмках фильма Сергея Бодрова «Белый король, красная королева «Roi blanc, dame rouge» (1993г). Лишь в 1997 году стало известно о её страшной болезни.
 
Лично у меня общая картинка клипа проецируется неким «промежуточным» произведением между «La Ballade de la Feconductrice» и «Giorgino». Ассоциация Зук с феей-клоуном и «мрачность» действа с пейзажами «Джиорджино». Помните фотографию со съёмок клипа, где Лоран сидит на фоне цирка с надписью большими буквами «Giorgino»? Ох уж этот Лоран! Мастер знает, что творит и бьёт без промаха!

Темнота. Тень. Ночь? Тишина. Чернота. Аплодисменты… Начало представления… Или конец… «Скажи, мама, почему я не мальчик…?»… Детский «куклячий» голос неопределённого пола говорит. Говорит кукла, манекен, марионетка. Кто это? Мальчик? Девочка? Живая? Или деревянная(ый). По смыслу слов, вроде как девочка… Но… В начале я говорил об алогизме. Появляется фуражка и белый наряд девочки-мальчика. С первых кадров мы не знаем, что это за существо. Ответ может, найдём впереди, а может, и нет. Взгляд, наполненный грустью и печалью. Представление окончено и кукла-человек-девушка?… выброшена на улицу лицом в грязь. Чем она насолила в театре? Не такая (такой) как все? Деревянная? Какая? В роли куклы - человек в обобщённом смысле, а люди, выкидывающие куклу и её хозяина - «общество», которое не любит «не таких как все», хотя посмотрите на них самих! Люди? Мужчины? Женщины? Кто это? Или мужчины или женщины, или женоподобные мужчины, или мужеподобные женщины. Я так и не понял. Режиссёр ярко в этом действии показывает двойственность полов и то, что эта «общественность» сама же уродлива. Мерзкие рожи! Харкают, бросают, кривляются. У одного (одной) шляпа, наподобие как у Фредди Крюгера! Жуть. Низкое зрелище, ненавистное и пакостное действие - выкинуть в проливной дождь… И всё же за что выбросили из притона-театра кукольника и марионетку? За любовь! Кукольник любит девушку из дерева! Потому что у неё есть душа. Трепетность чувств мы видим, когда он трясущимися руками обтирает от грязи лицо и прижимает. Вот ведь Лоран всё зашифровал! ЛЮБОВЬ!!!! Она видна на фоне мерзкой паскудной грязи и эта любовь «освещает» тёмные, мрачные кадры начала клипа. А что же чувствует Милен (кукла)? Мы не знаем. Пока. Может быть это девушка с душой, любящая, но имеющая «иную оболочку» в виде показанной «не живой» куклы. В ней какой-то дефект, что-то не так. Зашифровано так, чтобы люди поняли по-разному. Но что-то тут не так! Не уж-то «мальчик в девочке» ? Её любит мужчина - Лагаж, а она? Загадка… Выражение обиды и «лицом в грязь» говорит нам, что может и так… Мужчина подбирает марионетку и с чемоданом отправляется в путь по лужам, под дождём в неизвестном направлении, вокруг смрадные улочки, пасмурное низкое хмурое небо, печальные виды и долины, словно напоминающие состояние души мужчины. Очень эффектно снято. Как же мне нравятся эти печальные «Лорановские виды»… Вой волков, ну как же без них? Далее мы видим крупным планом измученное лицо мужчины на фоне ещё более мрачных равнин и пустырей, словно погода и природа заодно с этим настроением и болью на сердце… Невыносима боль. Допив содержимое бутылки, мужчина выкидывает бутыль, и кукла что-то говорит. Вдали пугало, напоминающее распятье. Конечно же Лоран не мог без какого-либо намёка на Бога, веры. Эти «штрихи» мы замечаем почти в каждом клипе. Лоран постоянно намекает: «Люди, не забывайте о Боге». Какой-то тонкий лучик промелькнул в этом пугале, но мрачные виды перекрывают все надежды… Больно!

Но тут наши странники встречают бродячих артистов цирка Шапито - нищих, ободранных, страшных и странных. Среди них и дедуля, и безногий-карлик-уродец, и человек неопределённого пола, и наша волшебница Зук. У всех «стрелки» на глазаз, странный грим, то ли клоунский, то ли комедиантский, то ли трагичный… Нарисованная «улыбка наоборот» на губах одного из них. Всё в целом очень злобно и мрачновато. Тут никого не ждут. Лишь одна мадам в чёрном балахоне на возвышении с каким-то «особым» взглядом… Взор её настолько пронзителен, в нём нет злобы. Эта дама подходит к нашим героям и предлагает похлёбку мужчине, разглядывая куклу. В ответ на это кукольник передаёт Милен в руки Зук, какое-то волшебство происходит, завораживающий взгляд Зук… Но артисты цирка после переглядываний похищают Милен и играют с ней, словно с игрушкой, однако фея перехватывает и убегает вдаль с созданием в кепочке… На всём этом фоне мы видим пустые клетки. Что-то или кто-то там должен обитать, но клетки пусты, что намекнул создатель? Может символика опустошённой души? На лошади красная тряпка, как символ крови, жизни. Лоран часто «балуется» с красным цветом. В предыдущих клипах он то и дело вводит какую-то красную «деталь».

Что-то происходит между хозяйкой цирка и девушкой, что-то магическое, завораживающее, как результат - кукла оживает и мило играет с тёткой в чёрном. Или автор показывает, что кукла «ожила», а для кого-то она «невидима» - не зря кукольник одевает очки, как бы показывая зрителю, что это чудодейственное превращение произошло как бы «в нереальности» или не каждый способен отличить живое от мёртвого, игру от жизни… Двум женщинам очень хорошо вместе, они счастливы. Фармер представлена нам как ребёнок с наивными и немножко безумными глазами. Она пугается Лагаша и убегает, потрясающая комбинация ускоренной и замедленной съёмок. В глазах Милен нет привязанности и взаимности к мужчине. Дальше что-то происходит и девушка снова превращается в куклу. Всё плохо, все огорчены. Пустота, боль, разочарование, ощущение полной безысходности… Пустынный пляж, музыка, сумерки. И всё кончено. Холодно, нет дороги назад, впереди тоже неизвестность… Кукла на руках, но герой её согревает, укрывает в пальто. Душа ведь вечна, любовь вечна! Жизнь кончается, но любовь остаётся на веки, духовность чувств, сила любви превыше метаморфозов. Я за любовь. Я верю в любовь. Холодно телу, а душу согревает эта сила, эта энергетика любви, хранящаяся НАВЕКИ. В этом страшном казалось бы финале, лично я «усмотрел» через свою «призму» маленькую-маленькую надежду, словно огонёк вдали уходящей повозки. Верьте в любовь, боготворите и превозносите любовь, а гей ли ты или лесбиянка ли, не важно! Любовь победит! И превратит кусок дерева в плоть…