Leila

Владимир Альтдорф
«Размышляй о смерти!» – Кто говорит так, тот велит нам размышлять о свободе. Кто научился смерти, тот разучился быть рабом. Он выше всякой власти и, уж, наверное, вне всякой власти.

Сенека

Женщина – это верблюд, который помогает мужчине пройти по пустыне жизни.

Арабская мудрость


Лейла… Судьба арабской женщины. Мы принимаем ее как должное. Никакой мысли о неподчинении даже не приходит в голову. Мы даже не знаем, что это такое – неподчинение. Мы умеем плакать, прятаться, обманывать, чтобы избежать палки. Но восстать – никогда! Мы не знаем даже часть ужаса современности. Современного мира. Современного Ирана, Палестины, Саудовской Аравии.

В глазах Лейлы мы видим скорбь мира, крушение надежд, «заточение». Именно заточение. В нём мы узнаем себя, мы спроецируем на свою «боль». В глазах Лейлы и наше спасение, ведь люди сотворили сами ад на Земле. Лейла погибла за свободу своей души, свободу всех нас.

Рецензия моя будет страшноватой, как мир, как наше время, как изъязвлённое «тело» планеты…

Милен Фармер, Алан Эскаль и Archive сделали прорыв в мире музыки, видеоклипов, да что там говорить – полемики и нравственности человеческого общества. Впервые у Милен мы видим намёк на «политику» и устои, религию в связке с понятием «любовь», «смерть». Клип «Лейла» молниеносно причислен не к коммерческим проектам, а к великому достижению современного искусства. «Лейла» – это боль, это прорыв и стремление к освобождению! От кого? От чего? Освобождение человека от человека! Клип не конкретно о девушке с именем Лейла, клип о глобализме проблем Востока, женщин Востока, о «клетке». Во всех архи мозаичных проявлениях сюжета и фабулы клипа мы увидим себя! Клип, можно сказать, обо всех нас. Мне больно за мир. Мне иногда страшно за нашу планету. Гениальность Милен на этот раз свершила чудо! Имя ему – «Лейла».

Клип, конечно же, о ЖЕНЩИНЕ. А в Иране ли она живёт, во Франции… Женщина всегда остаётся ЖЕНЩИНОЙ. Клип о неравенстве, страдании, свободе, безысходности, ложных «нравах» и «устоях», только калечащих тела и души, в большей степени, калечащих хрупкость женщин.

В продолжении я хочу привести ПРАВДУ ЖИЗНИ. Некоторые реальные ФАКТЫ из жизни современных некоторых стран Азии. Пожалуйста, не пугайтесь. Это правда и это 21 век. Освещение этих кошмарных, чудовищных реалий жизни необходимо в рамках этой рецензии для того, чтобы понять, глубоко проникнуться и прочувствовать эту «боль». Эту, может быть, символично, боль «Лейлы».

«Репутация - это все». Говорят арабы, бедуины. «Если человек теряет честь, он становится как животное». Казалось бы, какие «высокие» фразы, но посмотрите, что за этим стоит.

Значение чести среди арабов, чьи сообщества представляют объединения племен и кланов, отличаются от западных стандартов, где общество – это объединение личностей.

Погруженные в коллективное, в смысле идентичности, семьи гордятся индивидуальными заслугами своих членов и чувствуют позор, если один из них делает что-то постыдное. «Семья играет роль в каждом аспекте жизни в арабском мире», - говорят представители «шариата»: «Независимо от того, что вы делаете, вы должны учитывать свою семью, клан и даже соседей. Как они отреагируют? Что они подумают?».

В феодальных, патриархальных обществах Ближнего Востока честь основана на том, что мужчина чувствует себя важным и репутация - это все. К сожалению, тысяч женщин убивают во имя чести, только на основании воображения или слухов, которые столь же важны, как и действия и события. Больше всего, но не во всех случаях в эти убийства вовлечены мусульмане. Некоторые еврейские сообщества от жителей крепости Масада в древности, до консервативного Хасидизма сегодня, имеют подобные представления о традиции и ритуальном законе, но воздерживаются от убийства женщин во имя чести.

Убийство женщин, отрезание им клитора и прочие «обычаи» на Ближнем Востоке – древняя традиция, которая началась до возникновения Ислама. Арабы иногда, даже, хоронили своих живых грудных дочерей, чтобы избежать возможного позора, который они могут позже принести семье. Эта практика продолжалась в течение столетий. Это, возможно, все еще происходит сегодня среди Бедуинов, которые рассматривают девочек, как наиболее вероятную причину потери семейной чести.

Несколько тысяч женщин в год становятся жертвами убийств чести. Многочисленные убийства объявляют несчастным случаем, самоубийством, или результатом семейного спора, если о них вообще сообщают. Полиция и правительственные чиновники часто подкупаются, чтобы игнорировать преступления и расследования. Женщин, убитых в результате избиения, сожжения, удушения, выстрела, или колотых ран - объявляют самоубийцами, невзирая на многочисленные раны.

Множество женщин убиты и похоронены в безымянных могилах; само их существование стирается из памяти клана. Факт, что очень много убийств остаются неизвестны, показателен для статуса женщины и роли культуры в исламских странах.

Убийства чести происходят по разнообразным причинам, включая: утверждения о добрачном или внебрачном сексе, - попытку отказаться от устроенного брака или попытку получить развод, - просто факт разговора с мужчиной.

Если женщина приносит позор семье, ее родственники связаны обязанностью и традицией убить ее.

Действия женщины пристально контролируются ее семьей. Семья несет ответственность за ее девственность. Женщина находится во власти мужчин всю ее жизнь - сначала ее отца, затем мужа, и наконец, ее сыновей. Когда целомудрие женщины ставится под сомнение, ее семья испытывает позор, даже если женщина была жертвой насилия, или слухи оказываются необоснованными. В результате ее «позора», ставится под угрозу клан. Из-за неё будет трудно устроить браки ее незамужних сестер, а ее мужчины – родственники будут презираемы и высмеяны, пока не убьют ее.

Женщин убивают отцы, мужья, братья, дяди, кузены, или сыновья. В сообществах, где это преступление преследуется по суду, братьев подростков поощряют убивать сестер, потому что последствия будут менее серьезны ввиду их возраста. Родственники жертвы, включая матерей и сестер, часто защищают убийства и иногда помогают их выполнить.

Сотни женщин погибли при странных и невыясненных обстоятельствах, или в сомнительных самоубийствах. Многие похоронены в пустыне, они считаются без вести пропавшими. Тайна их судьбы погребена в песке. Отсутствие надежной статистики препятствует женским организациям бороться с убийствами чести.

Зверство этих преступлений отвратительно. Восемнадцатилетний арабский юноша нанес сорок ножевых ударов сестре – подростку из-за сомнительных слухов. Семья благодарила Бога за ее смерть. В соседстве, шестнадцатилетний мальчик убил свою разведенную мать, нанося ей многочисленные удары, преследуя ее по улице. Мальчик сказал властям, что он был расстроен, потому что соседи сплетничали о её, предположительно, безнравственном поведении.

Среди арабов, за все сексуальные столкновения, включая насилие и кровосмешение, возлагают ответственность на женщину. Мужчины считаются невиновными; женщина, должно быть, соблазнила его на насилие, или вовлекла в роман. Женщина, как ожидают, должна защитить свою честь, даже ценой собственной жизни. Если она пережила насилие, она будет осуждена за свою «ошибку» и может быть убита ее семьей.

В арабских сообществах чистота женщины непосредственно влияет на репутацию семьи. Если женщина была изнасилована, или даже по слухам, участвовала в добрачных сексуальных отношениях, ее подвергают медицинскому освидетельствованию в клинике для проверки девственной плевы. Этот процесс может иметь фатальные последствия. Более 75% палестинских женщин в Иордании, подвергнутых проверке девственной плевы, были впоследствии убиты членами семей, несмотря на тесты, доказывающие, что они все еще были девственницами.

Некоторые женщины, включая девственниц, делают операции, чтобы укрепить девственную плеву до брака и гарантировать кровотечение во время брачной ночи. Эта процедура, незаконная в большинстве арабских стран, может спасти честь женщины, и возможно и ее жизнь. Среди арабов важно, чтобы невеста была девственна. Если девственная плева невесты повреждена, или не кровоточит во время первого проникновения, муж может объявить брак недействительным и возвратить невесту в ее семью, рассматривая ее как испорченный товар. Семья невесты, в этом случае, не имеет альтернативы, кроме убийства дочери, даже если она невинна.

В некоторых областях, арабская женщина может выйти на улицу только в сопровождении родственника мужчины. К сожалению, ее мужской «опекун» - отец, брат, дядя, или кузен может быть сексуальным хищником, который изнасилует ее. Если, в результате этого насилия, она забеременеет, этот родственник публично обвинит ее в позоре семьи и убьет ее и их будущего ребенка. Как пример, 17-летняя Афаф Юнис была убита своим отцом, который, предположительно, сексуально эксплуатировал ее. Афаф пыталась бежать от его сексуальных злоупотреблений, но была поймана и возвращена отцу. Отец расстрелял ее во имя чести.

Шестнадцатилетняя арабская девочка забеременела, будучи изнасилованной младшим братом. Как только ее положение стало очевидным, семья поощрила старшего брата убить ее, чтобы удалить пятно с чести семьи. Оба брата - насильник и убийца были реабилитированы.

Есть еще более ужасные случаи, когда 4-летняя арабская девочка, изнасилованная двадцатилетним мужчиной, была оставлена ее семьей на улице, где она умерла от кровотечений. Они сделали это, потому что чувствовали, что ее позор запятнает семью.

Девочки, чувствуя, что их жизнь разрушена скандалом, покорно идут на резню. Такова власть культуры, которая обусловила покорное принятие ролей и жертвы и убийцы.

Вот такие «хроники» нынешнего Востока, друзья. Мне становиться стыдно за род человеческий, тошно и страшно, но мы должны знать, что этот «абсурд» этот «ад» существует на Земле. В этих историях кроится центральный замысел, на мой взгляд, клипа. В переносном, образном смысле, этот ад, он везде, Милен превозносит ЖЕНЩИНУ, не забывая о вечно скорбящих душах в заточении «оболочки», глобализируя в целом, наш гнёт. Гнёт от законов и нравоучений, обыденной значимости «стандарта». Милен и Эскаль очень ярко рисуют образ восточной женщины – как пример отражённости частички нашей души, частички нашего «Я». Авторы призывают думать о катастрофичности современности. Лично на меня клип произвёл душераздирающий эффект.

Анализируя каждое слово песни, каждый кадр клипа, я коренным образом пришёл к таким мыслям. Человечество в опасности, мы «гниём» при жизни. Смерть – свобода, но свобода и смерть должны нести достойный, отчасти «мученический» оттенок, вот тогда…

Кто не страдает, считаю, не живёт, а боль – это «защита».

В художественном осмыслении клипа и песни, содрогаясь, я начинаю чувствовать «трагедию» воочию, а сердце начинает ныть и трепетать за эту жуткую несправедливость и неравноправность. Это неравенство не обязательно проявляется в неравноправии мужчин и женщин, смерти и жизни, это неравенство в чём-то ещё. Об этом говорит клип «Лейла».

Войнами, терактами, тюрьмами и пытками не ограничивается история сегодняшних несчастий, изобретенных самим человеком. И мы снова сами создаём этот «ад»…

Признаться честно, я сам испытал «смерть» и «второе рождение», но из пепла невозможно возродиться. Тело останется изуродованным, душевные шрамы не зарастут. Ночные кошмары не отступят. Детства и юности не было, вторая половина жизни отравлена прошлым. И появляется страх зеркал… Вот так и «живу». Но надо ЖИТЬ! И я ЖИВУ! А Милен помогает жить. И такие, как Лейла помогают! А Милен – это часть самой Лейлы!

Психологический клип «Лейла» как бы исследует наши тайники и исцеляет наши души. «Лейла» как вся наша жизнь – лаконичная и суровая, ставшая уникальным посланием из мира Милен Фармер.

Я знаю...
Я знаю...
Я знаю, что это не жизнь

Изломанные тела,
Никакой надежды…

Лейла, мост, протянутый меж небом и землёй
Лейла, Лейла, Лейла

Несчастное немое человечество...

«Лейла» – это особый клип, в нём чувствуется душа Милен! Есть Её дыхание! Есть Её волшебный мир! Вселенная Её чувств, тому пригожа, кто понимает Её!

Я плачу вместе с Ней… Как же жесток и слеп мир! Проблема шариата, свободы человеческих порывов, свободы души! Милен смела! Это трижды восхищает перед её Великим талантом, пронзительностью и переживанием за всю скорбь на планете Земля! Это проблема! Проблема современности. Ведь, по сути, мы приходим к диким «нравам» прошлого, когда убивали, уничтожали, казнили ни за что... Измена, пройденный путь «против» течения, против политизировано нравственно-религиозных «обрядов»... Это величие и её сила! Сила Милен, в том, что она способна прокричать на весь мир даже об этом, об относительно «запретных» вопросах. Вот я это почитаю и особо уважаю в Милен. Она не боится. Она бьёт всегда в центр самого сердца, заставляя задуматься о таком глобализме... О «крайних» точках влияния и все понимания... Люди, давайте думать, анализировать, ведь Милен предоставляет нам огромную гамму сверх эмоциональных, порой, сложных, противоречивых аспектов этого мира! А мир наш сложен и раним, и также жесток, как и люди, как и устои и позиции анти нравов, псевдо пониманий, фальшивых значений...

Боль. А ведь боль – это наше спасение! Почему? Вот смотрите, что это такое боль? Возьмём боль физическую. Это реакция нервной системы на внешний, тревожащий, опасный раздражитель. Например, мы случайно, огнём от спички, обожгли палец. Что происходит? Мы резко одёргиваем палец от источника опасности. Что движет этим? БОЛЬ!!! Также и в душе! БОЛЬ, выходит, что это наша ЗАШИТА! Без боли нет жизни, безопасности, вечности и сохранения! В глазах Лейлы – БОЛЬ.

Милен вновь сделала своё «святое» дело – она заворожила, заколдовала, в который раз! Как показывает Милен, порой «внешнее» очень не совпадает с «внутренним», как и наоборот! Видя, что-то, какие-то «черты» в чём-то, ком-то, мы противопоставляем себе и отторгаем, а можно... Отразив в отраженье зеркала «себя», приобрести и превознести «храм» внутри... Лейла – такой человек. Борьба за «себя» в находке иного, очень похожего, и в то же время противоположного»... Милен выравнивает все градации. Как всегда есть грани, двойственность. Есть единство понимания явления с обеих сторон. Милен творит для всех! Каждый понимает!

Уникальность её ещё заключается и в том, что она делает своё дело так, что бы понятно было со всех сторон. Она, ненароком «шифрует» термины, слова, открывая надежды одним и разочарования иным... Но равнодушным она не оставит никого!

Лейла отражает в своём внутреннем мире всю особенность неуязвимой скорби мира… А может и уязвимой? Лейла…. Милен, в припеве, поёт похоже на «Лайла»… «Лайла»… Как тоненький изъян звучит этот малюсенький пропетый «слышимый» звук… Человечество… Оно в опасности… В глазах Лейлы, этой хрупкой мусульманской многострадальной девушки мы находим эту мировую скорбь… Мы находим себя… Мы находим Милен саму… Как сложно всё, говорит Милен, как сложно жить… Мне кажется, что легко жить людям «пустым», не думающим над перипетиями и перманентностью времени и современности, о насыщенной обыденности, о риске. Риск времени сегодня особенно актуален. Иногда, страшно… За людей, за детей… Атака ненависти и злобы… Деградация… Личностное разрушение… Дегенерация поколения… Спившаяся молодёжь, разочарованные люди… Наркотики… СПИДоносное время «смерти», которая так и преследует… Но как же любовь? Любовь в последнее время истощена и лженаивна, она как в примитивном кино, мы её испоганили, мы её сами превратили в актёрскую игру театра уродов… А вот любовь Лейлы чиста как кристалл, свята… Потому что она вымученная, многострадальная любовь, обречённая на…
Вот такие сложные чувства и эмоции вызывает этот чудесный клип, это творение Высокого Искусства, но никак не анимационный ряд, бонус клип, видео зарисовка.

Говорят, в клипе нет Милен. Милен есть! Мы слышим её голос, мы чувствуем её дух и любовь, мы поглощаем её тайну и вселенную через Лейлу!

Но вернёмся к центральному сюжету клипа. Так что же такое шариат?

Не помешало бы узнать поточнее.
 
Шариат — (правильный) путь, образ действия, в буквальном смысле означает «водопой», «источник» — совокупность правовых, морально-этических и религиозных норм ислама, охватывающая значительную часть жизни мусульманина и провозглашаемая в исламе как «вечное и неизменное» Божественное установление; одна из конфессиональных форм религиозного права.

Время и место появления — VII—XII века, Халифат.

Шариат опирается на Коран, Сунну и фикх; включает элементы конституционного, гражданского, уголовного, административного, семейного и процессуального права, а также моральные, этические и поведенческие (нормы вежливости) нормы без сколь-либо подробного разделения.

В настоящее время существует четыре суннитских направления (школы) шариата: Малики, Ханбали, Ханафи, Шафии. Ранее существовало ещё одно направление (школа) шариата - Захири.

Степени предписаний

В исламе существуют предписания и запреты, которые обязаны соблюдать все совершеннолетние дееспособные мусульмане. Эти предписания и запреты называются «Таклиф», а обязанных их исполнять называют «Мукаллаф».

Предписания и запреты, исполняемые мукаллафами, имеют различную степень важности. Градация по степени важности предписаний и запретов называется «Аф’ааль-уль-Мукаллафин».

«Аф’ааль-уль-Мукаллафин» состоит из восьми разделов:

1 — Фард: обязательные, строго предписанные обязанности (за исполнение — награда, за неисполнение — наказание).

2 — Ваджиб: обязанности, очень близкие к строго предписанным. Например, намаз «Витр» и «Праздничный намаз».

3 — Сунна: желательные действия. Например: Сунны намазов и поста (за исполнение — награда, за неисполнение — нет наказания).

4 — Мустахаб: действия, которые совершаются лишь изредка. К примеру, раздача милостыни (кроме закята) или дополнительный пост (за исполнение — награда, за неисполнение — нет наказания).

5 — Мубах: нейтральные действия, за исполнение которых согласно предписаниям шариата нет как саваба (благости Аллаха), так за неисполнение нет и греха. Например, такие действия как: садиться, вставать, есть, пить.

6 — Макрух: нежелательные действия, «уменьшающие благость Аллаха». По степени дозволенности занимает пограничное положение между халялем и харамом (за исполнение — нет наказания, за неисполнение — награда).

7 — Муфсид: действия, нарушающие уже начатое религиозное либо иное важное действие. Такие действия как смех при намазе, приём пищи во время поста.

8 — Харам: строго запрещённые действия. К примеру: убийство невинного человека; воровство; приём алкогольных напитков, употребление свинины; непокорность родителям.

Согласно шариату, совершающих харам («недозволенное») ожидает строгое наказание и в этой жизни (шариатская гвардия), и в жизни потусторонней (мучения в аду). Избегающие харама из-за страха наказания получат «благость Всевышнего Аллаха»; отрицающие недозволенное, с точки зрения шариата, автоматически переходят в разряд неверных.

Совершеннолетие, согласно шариату, у подростков наступает в момент, когда «они начинают отличать добро ото зла», на практике это трактуется правосудием по-разному: в разное время, в зависимости от конституции организма. Мальчики достигают совершеннолетия в возрасте от двенадцати до пятнадцати лет, а девочки — от девяти до пятнадцати лет при появлении и формировании вторичных половых признаков. Если до пятнадцатилетнего возраста у мальчика или девочки не появятся первые признаки действий мужских и женских гормонов, то, по мнению некоторых шариатских специалистов, с пятнадцати лет они считаются совершеннолетними вне зависимости от каких-либо признаков, но другие не согласны и считают, что мальчик или девочка считаются совершеннолетними только после полового созревания.

В своё время, я бывал в одной очень консервативной арабской стране и могу удостоверить, что действительно, женщин на улице можно встретить очень и очень редко, а если встретишь, то в длинной чёрной парандже, а в магазинах, одежду для девочек, практически не продают. Есть детская одежда для всех возрастов для мальчиков, а женская – только для младенцев и … паранджи. «Переходной», так сказать, юношеской одежды для девочек, просто НЕТ на прилавках. Вы понимаете, к чему я?

Изучая все эти вопросы, непосредственно связанные с концепцией и замыслом клипа, я пришёл к выводу, что на основную идею, на саму Милен могли повлиять три «истории». Лично я придерживаюсь мнения о влиянии Лейлы Пехлеви. Почему эта версия более правдоподобна, и, возможно становиться ключевой? Потому что сама певица призналась в своих интервью на радио FG и в телевизионном интервью France 2, что написала песню «Leila» под впечатлением от знакомства с матерью Лейлы Пехлеви.

Итак, три истории, подчёркиваю, что это предположения, но не доказанные факты.

1. Судьба и смерть принцессы Лейлы Пехлеви (Знакомство Милен с мамой Лейлы и изучение её биографии).

2. Трагическая история любви Лейли и Маджнун.

3. Приговор к казни Сакине Мохаммади Аштиани (Подписание Милен международной петиции- протеста казни женщины).

1. Судьба и смерть принцессы Лейлы Пехлеви.

27 марта 1970 года в Военном госпитале Тегерана родилась младшая дочь Шаханшаха Ирана Мохаммеда Резы Пехлеви и его супруги Императрицы Фарах Пехлеви Принцесса Лейла Пехлеви.

Её Императорское Высочество воспитывалась вместе со своими старшими братьями и сестрой в традициях шиитского Ирана и в соответствии с лучшими достижениями европейской культуры. К сожалению, в результате государственного переворота в 1979 году Императорская Семья была вынуждена покинуть страну, что обернулось для Шаханшаха и Принцессы Лейла расставанием со своей Родиной навсегда.

После смерти Шаханшаха в 1980 году в Египте, Вдовствующая Императрица переселилась в Соединённые Штаты Америки. Здесь Принцесса получила среднее образование в штатах Нью-Йорк и Массачусетс, а после поступила в Брауновский университет – один из старейших университетов в США, входящий в Лигу плюща. Здесь Лейла Пехлеви увлеклась скульптурой и создала знаменитый бюст своего Августейшего отца.

Её Императорское Высочество так и не успела вступить в брак, так как часто совершала многочисленные поездки между своим домом в штате Коннектикут и Европой. Благодаря своей красоте Принцесса Лейла стала одной из лучших моделей знаменитого итальянского дизайнера Валентино, но следствием жизни в модельном бизнесе стала нервная анорексия и большое депрессивное расстройство. По совету своей Августейшей матери Её Высочество лечилась в различных клиниках США и Великобритании. Во время одной из таких поездок на Туманный Альбион Принцесса Лейла приняла слишком большую дозу барбитуратов и скоропостижно скончалась 10 июня 2001 года в одной из лондонских гостиниц.

Императрица Фарах похоронила Принцессу Лейлу рядом со своей матерью, Фаридех Готби Диба, на кладбище Пасси в Париже.

Ее тело нашли сотрудники отеля «Леонард». По заключению медиков, смерть 31-летней Лейлы Пехлеви наступила после того, как она приняла большую дозу снотворного. По мнению некоторых иранских политологов, причиной самоубийства Лейлы стало осознание невозможности реставрации монархии в Иране после победы Мохаммада Хатами на президентских выборах в этой исламской республике и переизбрания его на второй срок.

2. Трагическая история любви Лейли и Маджнун.

Лейли и Маджнун – трагическая история любви, популярная на Ближнем и Среднем Востоке, в особенности в Иране и Азербайджане. История основана на реальных событиях и описывает жизнь арабского юноши по имени Гаис аль-Мулаввах, жившего в VII веке на территории современной Саудовской Аравии.

Трагическая история Лейли и Маджнуна оказала значительное влияние на культуры Среднего Востока и Закавказья. В XII веке классик персидской поэзии Низами Гянджеви на основе этой истории написал собственную поэму, ставшую одной из частей его Пятерицы. Тема Лейли и Маджнуна нашла свое отражение в одноименной опере знаменитого азербайджанского композитора Узеира Гаджибекова. Перу классика азербайджанской поэзии – Физули, также принадлежит поэма «Лейли и Меджнун», написанная им в 1535 году. Мотивы из Лейли и Маджнуна встречаются также у суфийских и бахаистских авторов.

Гаис ибн аль-Мулаввах ибн Музахим, молодой поэт-бедуин из племени Бану-Амир влюбился в девушку из этого же племени по имени Лейла аль-Амирийя. Он сочинял стихи и песни, где воспевал свою любовь к Лейле. Когда Гаис просил отца Лейлы выдать его дочь за него замуж, тот отказал, поскольку это шло вразрез с порядками племенного строя. Вскоре после этого Лейла вышла замуж за другого человека.

Когда Гаис узнал о женитьбе Лейлы, он покинул своё племя и начал скитаться по пустыне. Родные Гаиса уговаривали его вернуться, но ничего не добившись, решили оставлять для него пищу посреди пустыни. Иногда его видели, читающего самому себе стихи о Лейле или пишущего на песке тростью.

Лейла перебралась с мужем в Ирак, где вскоре заболела и умерла. Через несколько лет (в 688 году) был найден мёртвым и Гаис, лежащий возле могилы неизвестной женщины. На могильном камне он написал три своих последних строфы.

В книге также описываются события, происходившие с Гаисом во время его скитаний. Большая часть стихов была написана им до того, как он впал в безумие. Люди знали, что Гаис сошел с ума от любви, поэтому прозвали его «Маджнун Лейла» («Сведённый с ума Лейлой») или просто Маджнун.

Из арабского фольклора история перешла в персидскую литературу. Первым из персидских писателей, кто написал об истории любви Лейли и Маджнуна, был Рудаки. Большая известность к поэме пришла только с Низами Гянджеви в XII веке. Низами собрал свой яркий образ Маджнуна как из реально подтверждённых, так и эзотерических источников. Низами тем самым оказал огромное влияние на персидскую литературу, и многие персидские поэты вслед за ним начали писать свои вариации на тему Лейли и Маджнуна. У Низами история Лейли и Маджнуна приобрела некоторые черты персидской традиции эпоса: изображение героев, отношения между героями, описание местности и времени.

В истории Низами Лейли и Маджнун познакомились в школе и прониклись глубокими чувствами друг к другу. Однако они не могли видеться друг с другом из-за ссоры между своими семьями, и Лейла была выдана родителями замуж за другого человека. Таким образом, история Лейли и Маджнуна стала трагедией вечной любви, задушенной внутриплеменной войной, во многом схожей с появившейся через четыре столетия трагедией Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта». Существует мнение, отвергаемое исследователями Шекспира, что на английского поэта при написании его самой известной трагедии оказал влияние перевод поэмы Низами.

В арабской традиции любовь Лейли и Маджнуна называется девственной — то есть возлюбленные никогда не вступали в брак и не делили постель. Этот мотив стал основой сюжета для ещё многих похожих историй: Гаис и Лубна, Кутаир и Азза, Марва и Маджнун аль-Фаранси, Антара и Абла, и других.

3. Приговор к казни Сакине Мохаммади Аштиани

Дети жительницы Ирана, приговоренной к смерти через забивание камнями, обратились к мировой общественности с просьбой о помощи.

43-летняя Сакине Мохаммади Аштиани (Sakineh Mohammadi Ashtiani) из региона Восточный Азербайджан, расположенного на северо-востоке Ирана, приговорена к казни за измену мужу. Ее дети, 16-летняя дочь Фарида (Farideh) и сын Саджад (Sajad) написали обращение к мировой общественности на девяти языках с просьбой о спасении матери.

В настоящее время Аштиани находится в тюрьме. Приговор может быть исполнен в любой момент.

В мае 2006 года Аштиани была допрошена в ходе расследования по делу убийства ее мужа. На допросе женщина призналась, что состояла в интимных отношениях с двумя мужчинами, которые впоследствии убили ее мужа.
Женщину наказали 99 ударам плетью за противозаконную связь, после чего освободили. Однако, в сентябре 2006 года ей было предъявлено очередное обвинение в интимных отношениях на стороне во время пребывания в браке. Аштиани утверждала, что ее показания была даны под давлением. На этот раз женщину приговорили к смертной казни через забивание камнями, и отправили в тюрьму. На протяжении последних двух лет Сакине дважды обращалась с просьбой о помиловании, но ей было отказано.

Согласно закону Шариата, за супружескую измену виновного сажают в яму и забивают насмерть камнями. Камни должны быть определенного размера: не слишком большими, чтобы жертва не умерла слишком быстро, но и не слишком маленькими, чтобы она не подвергалась чрезмерным страданиям. В среднем забивание камнями занимает около 20 минут.

Жертва имеет возможность избежать казни в том случае, если ей удастся живой выбраться из ямы. Однако, шансы мужчин и женщин при этом не равны, потому что их закапывают на разную глубину. Мужчин закапывают в землю по пояс, а женщин - выше груди, чтобы камни не попали в грудь. В случае, если жертве все же удастся выбраться из ямы, ее отправляют в тюрьму или оправдывают.

Иранские власти в 2002 году наложили мораторий на смертную казнь путем забивания камнями, и количество погибших от этой казни людей значительно сократилось. Однако, по данным Amnesty International, с 2002 по 2008 год были забиты камнями 9 женщин и двое мужчин.

Представители правозащитных организаций обратилась к властям Ирана с призывом отменить забивание камнями как абсурдное и недопустимое наказание. Кроме того, противники казни из Ирана утверждают, что закона о забивания камнями за супружескую неверность нет в Коране.

В настоящее время, с учетом населения, Иран занимает первое место в мире по количеству смертных казней. С января по июнь 2010 года в стране были казнены 126 человек.
________________________________________

Очень мрачное, тяжёлое небо. Мёртвая безжизненная земля, а точнее пустыня с красноватыми оттенками. Ни живности, ни травинки. Шум грозы и дождя. Смрадные грязные лужи, капают дождинки, как символы печали слёз. Небо плачет. Почва мертва. «Мёртв» наш мир…

Стоп. Как может идти дождь в пустыне? Разве такое бывает? Чисто метеорологически, географически – нет. Но это метафора Милен. Намёк на плачь небес, слёзы горечи и боли поколений, мирская скорбь…

Облик прячущей своё лицо девушки, плачущей. Это Лейла. Это слёзы Лейлы. Девушка необычайно красива – брюнетка с азиатской внешностью со светлыми глазами… именно такой была Лейла…

Мы видим, что девушка страдает. Медленная музыка наполняет ещё большей трагедией эту картину. Туман, тучи, дымка… Вдали одинокий путник, мрачно и пустынно. Холмы Ирана.

В старинный национальный кувшин наливают воду, но вода мутновата. Символ веры, жизни, свободы, жажды жизни, но почему-то складывается впечатление, что вода «отравлена». Как жизнь… Как…

Одинокая бедная женщина наливает эту воду, лица почти не видно, в этом облике чувствуется смирение и нищета, «затюканность» и мученичество.

Восточные «колотушки». Быт бедных людей, дети, женщины… Они словно не живут, а выживают в суровых законах пустыни и законах своего времени и места.

Арабские «иероглифы», видимо изречения из Корана. Буквы позже смоет дождь, съест огонь. Коран и слёзы… Слёзы и законы…

Платье девушки развивается на ветру, но мы понимаем, что она не «тут», а как будто в иной реальности. Полупрозрачные образы, визуальные ряды, наслоение инсталляций – это очень профессиональная работа мастера своего дела Алана Эскаля, сочетающая в себе комбинации художественного видео, текста арабских слов и современнейшей компьютерной графики. Потрясающий, насыщенный видеоряд.

Жизнь и быт бедуинов тяжёл, но девушке тяжелее, хотя…

Символично показана «власть» мужчин в том кадре, где вдали идут – мужчина ВПЕРЕДИ, а женщина в накидке – СЗАДИ.

Солнце, свечи, огни, рассвет и Лейла… Лейла, тебе хорошо? В тонкой подоплёке видеоряда, режиссёр даёт намёк, что девушка там, где «свет»…

Караван в пустыне, много света. И только падающие на Коран слёзы… Бог мой!

Эти слёзы как бы «размывают», стирают ужасы этих законов, говоря всему человечеству – очиститесь от черни, грязи.
Лейла словно обнимает небо и солнце руками, её вуаль улетает в небо, унося с собой…

Важный момент – далее показан ребёнок, простирающий к небу ручку, от которой «отрывается» огонёк. Огонёк души, жизни выпущен вверх, туда, где нет боли, туда, где нет противостояния личности, где нет угроз, где нет ожиданий и сомнений, тревог за то, что ты ходишь по этой земле, почве, что ты рождён ради любви, и что ты – ЖЕНЩИНА.

Летящие в небе птицы подхватывают этот сгусток света, неся всё дальше, к солнцу.

Небо, небо, небо… Возьми и меня туда!

Внимательный зритель может рассмотреть, что этот огонёк, падая на землю, крушит золотистые буквы, написанные устоями и законами этой страны, этих менталитетов, которые существуют и ныне. Менталитеты «запрета» и «несвободы» во всём. В заточении находятся не только тело, но и порывы души, любовь. Энергия Лейлы, побывав на небе, смогла разрушить эти устои.

Люди! Это же Лейла молится за всех нас! Вы видели её руки, её взгляд?

Гениальнейший шедевр Милен Фармер, Алана Эскаля, Archive теперь навсегда в нашем сердце! Посмотрев клип, мы убеждаемся, в который раз уникальности мира Милен, мы учимся жить, смотреть на вселенную Её глазами, переживать вместе с Милен, вместе с Лейлой. А это – свято.

По древнеперсидскому происхождению, имя Лейла означает «темнота», «ночь». Ну что ж, Лейла, твоя судьба такая… Освещая светом ночь, ты сгорела ради всего человечества. Но этот свет ещё очень долго будет греть души…

Leila, une part ensevelie de nous meme…