Lame-Stram-Gram

Владимир Альтдорф
«...И если мы несёмся через льды,
не чувствуя ни холода, ни боли,
То всё это ни для какой нужды,
А только ради смерти и любови...»

М. Щербаков, «Ковчег неутомимый»

Клип «L’аme-stram-gram» – пожалуй, самый мифологический и самый психоаналитический во всём творчестве Милен Фармер. Не зря Милен затронула понятие «Эдипов комплекс» и восточную философию в концепции клипа. Милен, используя эти познания, как никогда, представляет нам идею «двойственной природы вещей», в первую очередь личностной структуры человека, в свете «бессознательного» влияния на певицу Зигмунда Фрейда. Милен, соединив, текст песни и видеоряд, показывает нам необыкновенную исповедь «на диване». Есть ли точки соприкосновения текста и видео? Каждый найдёт свой ответ. Лично для меня – эти точки соприкосновения минимальны. В тексте идёт откровенное описание в подробностях полового акта. В видеоряде основной фактурой становится психологическая направленность на «второе Я». По сути, клип про отражение человека в зеркале, но не забываем, что в мире существуют и «кривые зеркала». Вот об этом «искажении» и клип. И о смерти. И о детстве. Но ключевые моменты в произведении – теория психоанализа и «эдипов» комплекс. Что такое «эдипов» комплекс, о котором упоминает Милен?

Эдипов комплекс – понятие, введенное в психоанализ Зигмундом Фрейдом, обозначающее бессознательное сексуальное влечение к родителю противоположного пола и враждебное побуждение к родителю того же пола. В общем же смысле Эдипов комплекс обозначает имманентное, соответствующее бисексуальному расположению, универсальное бессознательное эротическое влечение ребенка к родителю. Данное понятие является одним из ключевых в психоаналитической теории.

Согласно этой теории, Милен иллюстрирует, что все проблемы идут из детства на психологическом уровне (детское поведение в начале клипа). Эти «намёки» Милен не раз показывает в своих клипах – это и «Мама не права», это и «Не взрослеть», это и множественные «намёки» на «связь» со своим папой. Но Милен гений! Она перемешивает проблематику «детских конфликтов» со становлением сексуальности человека и проблеме «эго» и «второго» «Я»… Причём «двойственность» во всём, она показывает нам даже на примере «игры слов», которая тут присутствует максимально. Милен играет «фонетически» схожими словами, заставляя нас подумать, а что же она сказала? Или нам послышалось? Слово «дерьмо» или «Whispers»? Слово «шёпот» или глагол «сосать»? Слово «рай» или «грудь»? Слово «слышать» или «пользоваться»?…

Вот этой гениальной игрой слов я восхищаюсь! Браво, Милен! Ведь посмотрите, при сохранности рифмы, если «чуть недослышишь», и смысл меняется на сто восемьдесят градусов! Вот в этом и есть гениальность Милен, как автора лирики песен. Но не забываем, что автором сценария клипа «L’;me-stram-gram» является именно Милен. Просто восхитительно! Браво, Милен! Браво Шинг Сью Тунг! И спасибо за потрясающий, красивый, дорогущий видеоклип!

В принципе, клип о… смерти и о той «другой», которая живёт в Милен, и о том, как страдает душа, если наносят раны на «вторую» половину. В моём личном понимании, равно как и в клипах «CALIFORNIA» и «FUCK THEM ALL», нет ни какой «сестры», а образ «двойняшки» – это метафора познания, а может быть и борьбы со своим «вторым» внутренним «Я». Как и в восточной философии – Ин и Янь, тёмное и светлое, радостное и печальное, жизнь и смерть, обида и превосходство. Во всей «трилогии» Милен показала «себя» и свои внутренние две противоречивые стороны. А та «другая», которая живёт в девушке – это и есть «проститутка» в «Калифорнии», девушка в клетке в «FUCK THEM ALL» и «близняшка» в «L’аme-stram-gram»… По Фрейду, это и есть идея «второй личности». Используя «эдипов комплекс», Милен показывает, что в детстве, именно в детстве, мы открываем «смысл» и разницу между мужчиной и женщиной, но Милен не была бы Милен, если бы не усложнила всё. К этому «осознованию», певица «подмешивает» оттенок травматизма, природы бисексуальности, и, таким образом, заставляет осуществить «возврат в детство»…

Основные две «линии» клипа, как я уже говорил, это линия «эзотерики» (сёстры-близняшки обладают магической силой – языками) и сексуальность (текст песни). Милен смешивает всё воедино, заставляя нас каждого заглянуть внутрь себя же, покопаться и сделать находку и решить, кто же этот другой человек, который живёт внутри нас? Наверное, не просто отражение или тень, наверное, этот «другой» искажён. И эта «искажённость» в разной степени проявляется у всех. В образе «жизненного» «искусителя-исказителя» выступают охотники-разбойники. При помощи этих бандитов (символично можно принять и «наше» общество), показано «раздвоение» и потом, «приобретения» Милен самой себя. Милен познаёт себя в трудностях. Она вводит преднамеренно насилие, войны, разлуки, ибо «познание» своего «Я» ярко проявляется в этих «глобальных» аффектах. Вот в этом образе «близнецов» Милен показывает союз «чувственности» и «ума», «пошлости» и «нравственности», союз «тела» и «души». Видна техника «психологического» переноса репрессированных чувств в детство, как бы назад. Гениальнейший ход! Философский ход! При всём при том, Милен не забыла о своих страхах и фобиях – термин «пчелиный рой» намекает нам о её страхах насекомых. Браво! Вот такие мысли вызывает это шикарное произведение.

Клип снят по китайской притче о двух сёстрах, Милен понравилась эта сказка, и, будучи автором сценария клипа, Милен воплощает «свою» историю. Двойником Милен выступает Валери Бони – её подруга и танцовщица. Нашествие на лошадях разбойников ассоциируется с «белыми» в «Тристане». Милен снова и снова использует в съёмке своих любимых животных – лошадей. Считается, что этот клип самый дорогой в карьере Милен, из-за декораций и цифровых эффектов. Мы видим прекрасный китайский кинематографический маленький шедевр с участием Милен, снятый в Пекине. По «зрелищности» клип-фильм не уступает лорановсим минифильмам. Также наполненность символами очень радует, к примеру – взлетающий голубь. Где мы могли видеть голубя? Конечно в «Plus Grandir». Символ жизни и мира. Также, обращая внимание на наряд Милен, можно заметить, что «светлый» наряд дан тому, кто «отправляется» туда, где «выход» – смерть. Как только Милен поменяет свой наряд с тёмного на светлый, мы видим, что она «высвобождается» в небеса вместе со своим вторым «Я» и вместе с голубем. Этим деянием Милен показывает, что смерть – это освобождение, переход, и не надо так бояться смерти, всё светлое – «там, за гранью» жизни…

…Этот белый голубь, этот белый наряд Милен…


Фильм начинается с красивейшего пейзажа восхода солнца – красное круглое солнце на фоне китайских построек-храмов. Обратим внимание, что позже, в клипе, мы видим «полную» круглую луну. Вот в этом ключ! Друзья, я заметил взаимосвязь между полным солнцем и полной луной, а именно – сила двух сестёр ПРОЯВЛЯЕТСЯ ИМЕННО В НОЧНОЕ ВРЕМЯ, А КАК ТОЛЬКО НАСТУПАЕТ РАССВЕТ, МАГИЯ «ЯЗЫКОВ» СЕСТЁР ПРЕКРАЩАЕТСЯ! Только в «тёмный» период обе стороны Милен «объединяются» и они «сильны». Эту находку я выявил после многократных просмотров видео. Что же заложила Милен? А то, что тёмная сторона личности всегда борется со светлой, и эта «связь» действительно сильна, когда «темно»… И только смерть объединяет и даёт силы в борьбе. О, великая Милен!…

Показаны «пробежки» и «игры» Милен со своим «двойником», то есть Милен заигрывает сама с собой, доказательством тому – две девушки как две капли воды похожи друг на друга, и, обратим внимание, что в конце клипа Милен губами произносит отчётливо слово «МИЛЕН», глядя на свою «половину» в небе. То есть Милен говорит как бы без звука «Милен», тем самым намекая нам, что «улетевшая» в небеса вторая Милен – это и есть она сама, вернее её другая половина.

В начале клипа девушки смеются и кружатся в роскошных синих балахонах, они невероятно красивы, но фон, на котором они кружат, очень мрачен и сер, какие-то сухие ветки и безликие поля. В этой картинке изображено то, что как же красива человеческая душа, и как серо и тускло окружающее… Цветные ленты в «шалаше» – как олицетворение «праздника жизни». Всё гармонично, красиво и пёстро. Счастье. Но бывает ли так в жизни?.........

Милен вводит «разрушение» этой красоты и счастья, нарушая гармонию души образом воинов-крушителей, в лице которых можно рассмотреть злобное общество…

В целом, осуществляя «детскую считалочку» и в радостях дневного света, авторы показали в общей завязке всех этих картинок, что всё это пространтво – это детство (образно).

И ещё намёки просматриваются на то, что сёстры обладают некой «магической» силой…

Но зло врывается, и…

Гармония света и души, гармония с самой собой нарушается разбойниками, которые «воруют» вторую половину Милен, вырывая как бы часть её.

Рушится «детство», и Милен вступает в путь с «вырванным» куском от своей сущности… И ей становится очень сложно.

Используя «связь» «магии языков», девушки (девушка) пытается «вырваться», но… остаётся слишком слабой без «…»
Флюиды энергии-любви сильны, но когда врывается насилие (Милен получает сильный удар дубиной по голове), то добро не справляется… И вот тут, казалось бы, какая-то пауза, словно чья-то смерть приостанавливает сюжет, но нет…

Девушка выживает, её забирают в заточение, более того, не сочтите за ханжеское восприятие, но мне показалось, что Милен разбойники насилуют. Но насилие тут проиллюстрировано как насилие над свободой личности.
В бедламе воинов мельком показана петля для повешения. Видите? Что это? Намёк на добровольный уход? Или признак насилия?

«Вторая» Милен прибывает к месту заточения, едва стоя на ногах… Но двух девушек объединяет огромная сила. И они (она) чувствуют (ет) силу своего второго «Я».

«Вторая» половинка погибает, и, образно говоря, дух «второй» Милен превозносится на небо, приобретая только силы… И начинается сражение между добром и злом.. «Магическое взаимодействие» девушек приносит свои результаты. На фоне ночи и луны – две половинки «объединились» и «улетели» от этих мужланов… Но что же мы замечаем? Одна «половинка» в белом наряде, а та Милен, которую насиловали – в тёмном… Именно поэтому та, которая в «тёмном», снова спускается на землю. А заставляет спуститься с небес не что иное, как солнечный свет, нам показан восход солнца, и как «жмурится» Милен.

Днём, уже после рассвета, Милен на сущей земле, но слишком много боли в её глазах. Слишком большую расплату пришлось заплатить за содеянное над ней надругательство. Милен не может… Милен не хочет быть «половинкой», она идёт на самый разумный шаг – добровольное получение смерти, дабы воссоединится с покоем, гармонией и любовью, ведь иначе не может быть…

Героиня спрыгивает с Великой Китайской стены, возвращаясь………в ЖИЗНЬ, свет, детство (элемент психологического репрессивного возврата в детство).

Мы видим, что две девушки теперь одеты в светлые наряды, и, вместе с голубем, они «взлетают» в свет, в ввысь, к своим мечтам, к своим надеждам, к своему счастью, к своему спокойствию и гармонии чувств.

А фактически, Милен пройдя путь насилия и воздействия зла, прочувствовав жгучую душевную боль, обретает себя, не предав себя и свою вторую половину…