Oui Mais... Non

Владимир Альтдорф
Возможности человеческого разума в отношении "неаккуратного" мышления и поиска различных оправданий, в частности, позволяющих отмахиваться от последствий неаккуратного мышления, поистине огромны.

Джозеф Вейценбаум


Свет и тьма… Чёрное и белое… Безумие и благоразумие… Ангельское и демоническое… Начало двух источников, уживающихся в одном… Двойственность жизни, человеческой психики, подсознания. Бог и дьявол… Жизнь и смерть…

Иногда эти понятия смешиваются, переплетаются… Парадокс? Нет. Это философия вселенной, тайны Милен Фармер. Ярко обозначенные штрихи и краски «мозайки» её великого творчества отображены в клипе «Oui mais... Non».

Ничего не изменилось. Зародившись в 1984 году, заложена концепция «самовыражения» Милен, и до сих пор мы просматриваем её грани, оттенки, основные направления и конструктивизм её понятий о жизни, о…

В своей рецензии я постараюсь опровергнуть завистливые, необоснованные, ложные выкрики критиканов и «псевдопоклонников», утверждающих, что, якобы, Милен утратила свой стиль, поддалась современным течениям и упростилась. Друзья, это не так! Я постараюсь представить Вам мнение о том, что клип философичен, очень насыщен, умён и не прост! Очень непростой клип! Более того, как никогда, Милен откровенна, показывая и говоря:

«Больше никогда не говори «нет»!
И моё сердце
Больше не анонимно»

Трактовка моя будет не совсем обычной, прошу не забывать про «субъективизм» авторского мнения.

В видео есть всё то, что мы видели прежде у Милен - тайна, красота, метафора, двойственность мира, противоречивость и схожесть, борьба и «единство» противоположностей, дуализм мышления и понятий, танец «смерти» и тёмных сил, борьба света и мрака, намёк на Бога, веру, волшебство и преклонение перед возможностью чуда. Чудо есть! Милен в этот раз капнула так, что наше внутреннее «Я» словно расщепляется, осознавая то, что «двойник» внутри нас всё же существует, он живёт и иногда выходит наружу. Певица глубже попыталась проникнуть в недра психоанализа. Фрейдизм она знает на «отлично». Как это так? «Да, но… нет». Такое может быть? Милен говорит, что может!

«Oui mais... Non» – это и отрицание возможной обыденности, при подключении разумного восприятия… «обратного». И чёрный цвет может стать белым… И наоборот…

Всегда вспоминаю изречение Милен об «относительности»: «Я вижу красоту не в цветущем, а в обгоревшем дереве». Я согласен с тобой, Милен. Слово «да» не всегда может быть «абсолютом» и значить истинно и дословно явление согласия и восклицания. Абстрагируясь от рутинных штампованно-шаблонных понятий, Милен скажет, что «да» может нести в себе «нет». С какой точки обозрения посмотреть на «явления». Теперь «нет». Это «отрицание» может занять свою нишу в человеческом мироощущении, восприятии как «положительное, позитивное». Смерть? Кто сказал, что это плохо и это «конец»? Жизнь? Жизнь при «жизни» может быть мёртвой. Тело? А может быть душа? И кто сказал, что не может быть «дьяволического» ангела? Уважаемые друзья, это же Милен Фармер! В её мире краски могут смешиваться, но не обладать «мимикрией». Мимикрией чувств, эмоций. Сложно понять… Мимикрия – не «подделка»…

Давайте ещё абстрагируемся. Тематика «двойственности» полов снова очевидно поднята Милен в клипе. Женщина и мужчина. Казалось бы всё просто и старо, как мир. Но нет простоты в мире Милен. Актриса даёт тонкий намёк (а может и не тонкий), что в женщине может жить «мужчина», а в мужчине «женщина». Почему, спросите Вы? Взгляните и прочтите внимательно текст песни. Ключевым, «опорным моментом» на этот намёк становится эпизод из клипа, где показан мужчина и следом женщина, ОЧЕНЬ схожие внешне. Вы рассмотрели? Они же почти как близнецы! Что же задумано? Что это за стекло, которое пробивают эти люди? А может это «стена непонимания» общества? Мужчина повернёт голову вправо, а женщина влево. Как известно, демон сидит на левом плече, ангел на правом. Позже эти герои как бы «объединятся». Намёк на двойственность и заложенность «одной» сути в одном человеке? Наличие ангела и демона в одном человеке? А может это, извините, намёк на «бисексуализм» природы человека? Почему-то мне всё время думалось о «бисексуализме», размышляя и анализируя «по полочкам» этот загадочный клип. Может быть. Нам остаётся только догадываться и предполагать. Но что-то Милен приложила явно, чтобы появились такие мысли…

Кого же «превозносит» Милен в клипе? Мужчину или женщину? Трудно судить, опять же, почему мужчины изображены в клипе в «светлом», а женщины в «чёрном»? Да простят меня милые женщины, но, смотря на эти «танцы», я так же вспомнил историю создания Богом мира и человека. В Библии, в самом начале Ветхого Завета, написано, что вначале Бог создал человека – мужчину, а потом из ребра первого человека, Адама, он сотворил женщину – Еву. Что «первично»? Второй момент. Ева вкушает плод с дерева, откусив яблоко, таким образом, получает искушение, грех. Мужчина (Адам) не смог проглотить это яблока, оно застряло у него в горле, поэтому «кадык» ещё называют «адамовым» яблоком. Я ни в коем случае не превозношу тот или иной пол, есть человек, есть личность, есть любовь. Зная «трепетное» отношение к Женщине, не думаю, что Милен здесь опровергает позиции эмансипации, равно как и мужененавистничество, нет. Просто гениальная женщина представляет нам, на мой взгляд, не абсолютное «равенство» полов, а пытается философски взглянуть на понятие «человек», его тайны и неопознанность, относительность «мышления», мол, не важно какого ты пола, есть чувства, есть бытиё и действо и смерть, которая так или иначе, рано или поздно, возьмёт всех нас под своё покрывало. Все мы находимся во власти смерти, все мы подойдём к этому логичному завершению, а возможно и «переходу». Законы смерти равны для всех. И жизнь – это и есть медленный процесс умирания. А парень ли ты или девушка…

«Танцоры» в клипе, на мой взгляд, это ангелы Милен. Тёмные и светлые. НО! Милен гениальна на столько, что впервые она вводит понятие «демонический», «дьяволический» ангел и «ангельский» демон. Мужчины в светлых одеждах, но на головах у них чёрные шапки-рога. Женщины в чёрных костюмах с хвостами, но позже они станут «полуобнажённые» и одежды их станут светлыми… Уж не намёк ли это на «демонических ангелов» и «ангельских демонов»?

Ангел-хранитель с нами всегда. Он живёт на правом плече. А бес живёт на левом. Кто победит? Кто возьмёт верх? Эти два «существа» находятся в КАЖДОМ человеке. А победит тот, на сторону которого перейдёт САМ ЧЕЛОВЕК. Своими делами, помыслами, грехами, добром, злобными помыслами… Милен заставляет задуматься над этим серьёзно. У нас осталось мало времени перед…

Ещё о «двойственности» в клипе. Изучая теорию психоанализа Зигмунда Фрейда, я прочитал, что, по мнению этого великого философа, в его понятии «сексуальность человека» заложен механизм «биполярности», бисексуальности человека, также ряд учёных считают, что «бисексуальность» заложена природой в сущности сексуального ядра личности. Лично у меня сохраняется некая нейтральность к этим суждениям. Где-то Фрейд прав, а где-то, вероятно, его теория остаётся лишь теорией, но она имеет место быть. К чему все эти рассуждения? А к тому, что в клипе, по моему, «завуалированы» проблемы бисексуализма…

О красоте. Выше я говорил, что клип о красоте. В чём она? Конечно же, преимущественно, в красоте духовного мира Милен. Её мир, пусть и непрозрачен, но он прекрасен. Не устану повторять, что это умнейшая женщина современности. Создать такое переплетение теней… Чередование, слияние «чёрного» и «белого»…

Безусловно, красота внешняя. Милен в клипе сногсшибательно выглядит, впрочем, я не знаю случая, чтобы было иначе. Она помолодевшая, посвежевшая, светящаяся от счастья молодая девушка, необыкновенно стройна и сексуальна, в этих атласных брюках, эти шпильки… Антураж схож с рокерским стилем. Ах, Милен! Как же ты красива! В «Да но… нет» она смиренная и робкая, в то же время раскрытая и смелая… Этот взгляд… Держится так просто, естественно, но её врождённая «утончённость» внушает благоговение, невозможно даже вообразить, что кто-нибудь с ней может обойтись непочтительно, если только её «демоны-ангелы»…

Милен, сидя на кресле-троне, выглядит настоящей королевой, её власть непререкаема, это сказывается и в её «привольной» позе, в жестах и в том, как она чувственно пританцовывает в этом белом кресле, в центре своих подчинённых ангелов, которые явно перед нею робеют. А может наоборот? В Милен сочетается милостивая снисходительность владелицы этого «белого» пространства (символично – жизнь) и смирение святой. В её сильном, красивом, исхудалом лице строгость мученицы и в то же время, от неё исходит ласковая заботливость, и мы, как маленькие дети, всегда ищем в ней «материнскую» опёку и душевное тепло. Милен, твоя улыбка такая печальная, но прелестная – как лучик солнца на дикой, безлюдной пустоши. Милен, твой голос сравним с щебетанием красивых птиц райского сада!

Вот такая Милен Фармер в клипе «Да, но… нет»!

Гениальный смысл клипа, сверхчувственные слова! Милен говорит, что на таких, как она, как мы, «держится» мир, на хрупких судьбах, в которых… Сила… Парадокс Милен. Враждебный мир сводит с ума, но и зависит от «нас»…
В слове метаморфозе «аутентичное» (видимо, это неологизм Милен) мы видим весь внутренний мир, очень содержательное «Я», которое, на этот раз, Милен позволяет вырваться наружу, в эру, эпоху «подделок», она словно твердит – люди, снимите маски и выпустите из кокона на свободу двойника.

«Любовь, волк –
Это риск»…
«Любовь, мой волк,
Рискует собой»…
«Любовь, волк – твоё имя»…

И конечно же тема любви и сексуальности в клипе. Не без этого. «Любовь – волк». Это новый, гениальный термин Милен. Волк загрызет, наверное, меня, Милен, спасибо!

Любовь-волк загрызает ночью насмерть жизнь, любовь загрызает, перекусывает жизнь…

«Оду жизни
Сочиняет смерть
Ночь засыпает,
Красные глаза,
Угрюм рассвет»…

Этим всё сказано! «Волки» – это метафорично, те парни в нарядах с «мохнатыми» головами, и глаза даже красные…
Спасибо, Милен ещё раз! Это не слова, а патетика жизни, которую убивает любовь с красными глазами смерти…

А что же за странные субстанции вовлечены в сюжет клипа? Чёрный порошок и белая густая жижа? Что это? Кто-то сравнил порошок с порохом для оружия, белую жижу – с «биологической» жидкостью – продуктом любви, молоком, белой кровью. Думаю, что это символы. И почему в руках светлых ангелов порошок чёрного цвета, а в руках тёмных ангелов порошок белого цвета? Не игра ли это со смертью в руках светлого ангела и с жизнью в руках тёмного ангела? Метафорично – чёрный порошок – «смерть», белый порошок – жизнь. Парадокс в том, что, изучая процессы химических превращений, я нашёл, что, оказывается, «белая» жидкая ртуть может стать… чёрным порошком! Да, да, именно такая реакция имеется в химии, не вдаваясь в подробности химических формул, реакций и уравнений – белая «вода» может превратиться при наличии неких условий в чёрный порошок. Жизнь тает, превращаясь… В смерть. Ну что ж, Милен, так и есть! Ты попадаешь в «точку» своим умозаключением. Спасибо Милен, спасибо Крис Суини.

Таким образом, мы видим Милен на «троне», она правит карнавалом жизни, она королева, а окружают её мужчины и женщины в чёрном и белом, тени, танцы её «ангелов». «Ангелы» – это тёмные и светлые её стремления и желания, её мысли. Невостребованные порывы. Эти «существа» подчиняются героине, танцуя «бешеные» танцы, говорящие о…

Но мир её хрупок и раним, несмотря на силу духа, в чём и проявляется её великое «кредо», впрочем, как и «кредо» «Да, но… нет». В конечном счёте, в метафорическом проявлении фабулы клипа есть место «противоречивости». Это её фабула по жизни. И этот мир выходит за пределы разумного восприятия своей поразительной поливалентностью, конгруэнтностью, трансцендентальностью. Это сложный и прекрасный мир Милен Фармер.
________________________________________

Торс обнажённого мужчины со скрытым лицом шапкой – париком, напоминающим «рога» из волос…

Фигура напоминает форму креста, вспышки света, и словно тьма и свет чередуют друг друга. В проблесках этих «чередований» можно рассмотреть в воздухе какую-то мутную взвесь…

Руки медленно зажимают два обрубка, похожих на отпиленные стволы дерева, «висящих» в воздухе, символизируя «опору» в жизни, стремление к…

Помещение, схожее с подземным холлом, пространство, выложенное белым кафелем, также мерцает в ликах света и теней…

Картинка в начале ассоциируется почему-то с фигурами шахмат – чёрно-белые разнообразные фигуры, чем-то похожие на изображение шахмат на экранах турне 2009 года Милен. Довольно-таки загадочные изображения, в которых мы узнаём фигурки людей, выстроенные странным образом, а если присмотреться внимательнее, то видно, что фигурки между собой выстроены «эротично». Девушки на коленях, руках парней, одна из девушек наклонена к области «паха» мужчины. Некая групповая установка в эротично сексуальных позах. Фигурки меняют свои положения, и теперь мы видим, что мужчины в полупрозрачных «кальсонах» с шапками из волосатых рогов, а женщины – в виде «жуковых» обтянутых «ящериц» с кнутами. Какая-то своеобразная круговерть с угловатыми телодвижениями. Лиц почти не видно.

Яркая вспышка и… Милен. На троне-кресле. Во всей красе, в очень сексуальной кружевной кофте, обтягивающих полированных чёрных ласинах с массивным ремнём, на ногах ультра длинные и тонкие шпильки, на руках – напульсники, на пальце кисти знакомый огромный перстень с изображением черепа. Бессменный, ярко рыжий цвет волос, на груди – массивный крест. Обновлённый образ Милен. Потрясающая красота и молодость! Игривый взгляд и милая улыбка говорят нам, что Милен счастлива и сияет, как никогда.

Руки мужчины в повязках на кистях и предплечьях… Что они скрывают? Стигматы?

Чёрная земля (порошок) в замедленном темпе просачивается между пальцев. Символично – игра со смертью (жизнью?)…
Лёгким жестом Милен призывает стать на колени и преклониться перед ней «ангелов».

Пальцы утопают в густой субстанции белого цвета… Опять же «погружение» в «источник».

В этом неглубоком бассейне с белой «кровью» кувыркаются, купаются, становятся на голову её белые ангелы. Белая кровь, символично конечно, это жизнь. Мы купаемся в ней, подныриваем с головой в самую гущу, обливаемся и нежимся в ней, наш ангел всегда рядом с нами. Но подойдёт время «чёрного» антивещества – смерти…

В один из моментов этой замедленной съёмки в бассейне видна фигурка из капелек, очень напоминающих крест (01 мин 18 сек). Может мне показалось?

В своих рецензиях я часто акцентирую внимание на изображения ног в клипах Милен, это очень часто встречающаяся картинка. Что мы видим в этом бассейне? Снова ступни крупным планом. Совпадение? Задумка Милен?
Далее, Милен изображена на столе «барной» стойки, лёжа на спине

«Позови меня сейчас.
Распростертая на спине,
Любовь делает все прекраснее»

Милен, ты получаешь любовь? Но слишком странное освещение этого «бара», эта белая кафельная плитка… Немного напоминает холод и скорбь помещения для…

Но Милен счастлива, она принимает очень желанные позы, тает от «любви» на этом столике, но она одна, и только окружают её тёмные и светлые «призраки», они охраняют её.

Руки «чёрной» девушки перебирают теперь белый порошок. Игра демона с жизнью… Ну что ж… Тоже игра… Игра – это и есть наша жизнь, игра со смертью. И только существа с левого и правого плеча с нами, они перебирают наши «поступки», добрые дела, грехи, оценивая чего же больше…

Коридор. Яркий свет в конце этого «тоннеля» – явный намёк на «переход» от… к … Вдоль «коридора-перехода» те же существа – ангелы и демоны. Один из ангелов заточён в клетку со стеклом, не может выбраться, желая что-то выразить и чем-то повлиять на движения в проходе к свету в конце…

Появляется таинственная фея с огнями-искрами в ладонях, делает свои магические «па», ускоряя движения флюид, исходящих их белой массы.

И вот он, ключевой момент, о котором я уже упоминал. Лица женщины и мужчины, почти идентично схожие своими чертами, выражением. «Светлый» мужчина (ангел) поворачивает голову НАПРАВО, туда, где сидит на ПРАВОМ плече у человека АНГЕЛ. «Тёмная» женщина поворачивает голову в сторону ЛЕВОГО плеча, туда, где обитает ДЕМОН у человека. Эти люди после «колдовства» волшебницы, как бы «объединяются», приближаются друг к другу, соответственно ангел и демон… Что то происходит… Пробивается «стена». Рушатся предрассудки и обычаи, законы «вселенной». «Стекло» непонимания, несогласования, неприемлемости бьётся вдребезги, выпуская наружу какую-то силу. Силу, заставляющую подружиться добру и злу, свету и тьме, ангелу и демону, мужчине и женщине. Объединиться. Что заставляет? Милен чётко указывает, что любовь. ЛЮБОВЬ! Крушит все преграды и оболочки, все стереотипы и обыденные «штампы». Рушится менталитет «общества», прикованный цепями к обыденности, целостности взглядов, критике. Рушится в «плоскости» любви. Любовь всё ровно победит. Даже такими путями, которые показала Милен в «Да, но… нет». Это гениальный ход, Милен!

Милен, я хочу, что бы демоны-ангелы твоих мыслей и порывов подчинялись только тебе и стали твоими желаниями, целями и достижениями, и не очернили никак желания и деяния Святой Женщины Милен Фармер.

На примере клипа мы в очередной раз научились от Милен очень многому. То, что Бог внутри каждого из нас. То, что дьявол внутри каждого из нас. То, что только любовь способна творить чудеса и пробивать стены и стёкла. То, что жизнь нужно ценить, не забывая о смерти, уважать смерть, уважать жизнь. Надо любить! Надо любить, если твоя душа хрупка, а утро твоего мира напоминает «угрюмый рассвет». То, что волк – это не зло, Милен называет так любовь. Разве нет? Но всё равно нужно любить, нужно мечтать. Нужно творить, удивлять, купаться в пене жизни, окунаться в свои грусти, а сердце одухотворять силой аутентичности, анонимности, но не аномалийности. Любовь победит! На страже у неё ведь всегда «дьяволические» ангелы и «ангельские» демоны…