Comme J ai Mal

Владимир Альтдорф
Страдание, боль — это вызов на борьбу, это сторожевой крик жизни, обращающий внимание на опасность.

Александр Герцен

«Comme J’ai Mal» – печальная поэма о детской боли и трансформации (анаморфоза) героини Милен, воспроизведённая в потрясающем видео режиссёра Маркуса Ниспеля. Клип затрагивает многие актуальные темы. Милен снова возвращается к «фрейдизму», понятиях о детских психологических травмах и о последствиях этих травм. Но теперь «обновлённая» Милен нового «анаморфозного» периода научилась мстить за свои обиды и боль, в отличие от «лорановских» финалов, где только загадки и символы.

Почему этот клип почитаем многими поклонниками, а, особенно, у нас в стране?

Может быть, потому что трагедия и боль у нас в крови, в нашем наследии, в нашей истории, в наших поколениях. Может быть, что история России – это и есть трагедия и болезненность людей?

Что такое боль? И какие её оттенки? И какие качества? И как она (боль) вкрапляется в душу к нам с детства? Многие вопросы поднимает Милен в этой песне и клипе. Однажды Милен сказала, что боль души намного сильнее боли физических увечий. Тут я полностью соглашусь с нашей звездой. Боль прижилась и рядом со многими. Милен говорит, как личность с большой буквы про боль. Наверное, ей пришлось испытать эту боль и пронести через годы. Наверное, боль живёт с ней сейчас… И с нами…

Идёт ли эта боль с детства? Может. Много написано, что в клипе «Comme J’ai Mal» эта боль связана с насилием отца, рукоприкладством, моральным угнетением ребёнка и непониманием. Много написано о клипе, что, якобы, есть связь личной жизни и детских переживаний с самой Милен и сюжетной линии клипа. Может и это истина. Но певица, как всегда, заставляет задуматься над многими позициями. Вот взять, например, арахнофобию. Кто не знает, это разновидность боязни (страха) насекомых. Фанаты Фармер знают, что Милен не раз говорила о двух своих сокровенных фобиях – это страх воды и насекомых (арахнофобия). И что же мы видим в клипе? Милен, НЕСМОТРЯ на свой страх к этим букашкам, буквально «целуется» с богомолами и жуками. Парадокс? Противоречие? НЕТ! Милен показала, что свои страхи нужно тренировать и воспитывать, показывая силу личности! Только противоборство своим фобиям даёт силы, огромные силы для того, чтобы «трансформироваться» из «гадкого» утёнка в «прекрасного лебедя»… Она показала, КАК НАДО БОРОТЬСЯ с насилием и жестокостью мира! Любить своих врагов, любить свои страхи! И, думаю, Милен победила!

Милен победила, так как она, победив свои страхи… Трансформировалась в свои же… страхи-насекомые. Гениальнейший ход!

Это самый фантастический, и, в то же время, реалистический клип в творчестве Милен! О чём произведение? Конечно, о боли, которую мы носим с собой годами. О «просветлении» и мести. О детстве, о детских психологических травмах и их последствиях. О жестокости и насилии по отношении к детям. Поднимая тему детства, Милен «копает глубже», представляя психологические конфликты и неустойчивый микроклимат именно в СЕМЬЕ, изобразив саму себя в детстве, отца и мать. Клип, считаю очень сильным, в плане социологических аспектов и проблем взаимоотношений в семье.

Клип о чуде, о чудесах, которые мы сможем воплотить сами же в свою жизнь. Клип сильнейший в плане режиссёрской находки и доступности «донесения» идеи до зрителя!

Конечно, немного жаль, что в официальных сборниках мы видим «второй» вариант. Известно, что изначально съёмки клипа были запланированы с использованием пантер, но потом эту идею отвергли из-за «ярости» животных в жаркий период. Но, в целом, клип от этого не стал хуже! Восхитительное видео!

Милен гениальна, это бесспорно. Гениальность её заключается ещё и в том, что она как «мозайку» собирает свои чувства, вкладывает частичку своей личной жизни, плюс добавляет всё это потрясающим видеорядом, заставляя наши сердца «растаять», проникнуться и прочувствовать на примере истории Милен, самих себя! Это «проникновение» мы видим очень остро именно в клипе «Comme J’ai Mal» внедрение темы «насекомых». Во-первых, Милен показала тем самым, что страхи свои надо полюбить. Во-вторых, кто знаком с удивительным миром «превращений» некоторых насекомых, тот знает, почему именно в свете альбома «Анаморфоз» использована вся эта «трансформация». Образно говоря, это тема «гадкого утёнка» и «прекрасного лебедя». Посмотрите – в начале – Милен – ребёнок, вместе со своими фобиями и привязанностью к насекомым – символика «личинки». Затем, Милен, взрослея, «запаивает» свои ощущения в «кокон». И, только пройдя всю боль и разочарования, она «выходит» на «третью» стадию – превращение из личинки-кокона в прекрасную бабочку! Огромный смысл заложен в этом «перевоплощении». Что дало силы «трансформироваться» Милен из ребёнка со своими страхами в прекрасное насекомое, которое уже ничего не боится, а уже сама может «отомстить»? Боль! И победа над своими же страхами! Парадокс? Нет! Всё взаимосвязано! Милен в жизни НЕНАВИДИТ насекомых. Милен в клипе ЛЮБИТ насекомых. В конце она сама ПРЕВРАЩАЕТСЯ в насекомое! Видите связь? Милен потрясающе «соткала» все эти особенности сюжета и своих личных переживаний… Вывод – переборите свои фобии, и, Вы выйдете из игры победителем! Будьте сильнее, и Вы превознесётесь над агрессией и насилием над своим… Вот такая, казалось бы, двойственность и парадоксальность Милен! Но Милен всегда творит «парадоксальные» и уникальные вещи, доказывая каждый раз, что наша жизнь и есть постоянное «дуэальное» проявление! Что-то резко вспомнилось проявление «дуэальности», именно в «контрастности» причёски Милен во время последнего тура (2009 г). Попытаюсь объяснить – если посмотреть «в профиль», то справа мы увидим лицо Милен, а на «затылке», как бы продолжение – «лицо» черепа – символ смерти! При всём при том, это как бы «единое» целое. То есть что я хочу сказать? Все мы – составляющие одного целого. Но эта «целостность» очень парадоксальна и противоречива. Милен постоянно напоминает об этом во всех аспектах своего творчества. Надеюсь, Вы поняли это философское «отступление» и его связь с концепцией «Comme J’ai Mal».

Да, от любви до ненависти – один шаг. От страха до восхищения тоже один шаг. Вот всю эту «относительность» Милен, думаю, и показала в этом шикарном видео. Конечно, философия боли также показана в фильме. Но мне кажется, всю боль нужно «пропускать» всё же через некую «трансформацию», некий «анаморфоз», некое «превращение». И, пройдя всё это, твоя же боль и твои же страдания станут твоими лучшими друзьями, именно они дадут тебе больше сил… и станет… Легче!

Спасибо, Милен, за эти мысли. Спасибо, Маркус, за воплощённое идеям видео!


Итак, сам клип. Девочка-Милен, по всей видимости – это Милен в детстве. Обращает внимание «сидение в шкафу» как взрослой Милен, так и ребёнка. То есть, девушка находится в своём «мире». В мире «непонимания» со стороны взрослых, а, точнее отца. Девочка имеет интерес-увлечённость насекомыми, но эта страсть не понята в семье. Милен-девочка мечтает о том, как стать «бабочкой», и, как бы «отомстить» за насилие и дерзкость отца. Что же произойдёт? Анаморфоз – «стадийное» превращение личности Милен, равно как и «взросление». Милен, пройдя все «невзгоды», становится тем существом, каким хотела – прекрасной феей-бабочкой. Длинные «когти» – как противовес насилию.

В начале клипа мы видим, как Милен играется с богомолом. По-видимому, девушка в него в последующем и превратится. Девочка входит в спальню. На девочке, и на взрослой Милен, идентичные сорочки, показывающие нам, что девочка – это и есть Милен в детстве.

В руках девочки – коробка. В коробке – самое сокровенное. Если присмотреться – там «мёртвые» насекомые, но в руках девочки они «оживают». Посмотрите пожайлуста, внимательнее. Синхронно показывают взрослую Милен в шкафу с вещами. «Внутренний» мир, в образе «сидения» в шкафу показал очень красочно Маркус.

А богомол, однако, интересное создание, героиня играется с насекомым, меняя руки, и, пуская существо себе на лицо. Красивое невинное личико Милен. Интересно, как же давалось это деяние в процессе съёмок самой актрисе? При её неприязни к насекомым. Это восхищает и удивляет.

Параллельно действиями в шкафу показана девочка, также играющаяся со своими любимыми букашками, но отцу это не нравится, и он «разгромляет» спальню ребёнка, применяя грубость и насилие. Жестокий «мир детства». Похоже, эти страдания пронесла до момента трансформации, но потом…

Папа жестоко избивает дочь, ей больно. Но и взрослой Милен очень больно, мы видим эту боль у неё на лице.

Поедание кусочков сахара – символика отсутствия «детской ласки» и жестокости в отношении ребёнка…

После съедания «липкой массы», девочка-Милен начинает «трансформироваться» при помощи подобной «липкой массы».
Результат красив в своём завершении, Милен достигла цели, и Милен остаётся красива и интересна,
И напоследок, хотелось бы привести слова Марселя Пруста: «Боль объединяет нас не только с другим человеческим существом, но и с животным и растением, являясь условием возможности диалога: в этом единении происходит выравнивание покосившегося космического и экологического равновесия. Боль восстанавливает норму, нарушенную вследствие гипертрофии одних способов и образов жизни и угнетения других, что является естественным следствием целенаправленного движения»…