Dеgеnеration

Владимир Альтдорф
Секс, как сложный коктейль, может содержать самые неожиданные ингредиенты (боль, страх, стыд – в том числе), но отвращения, как мне кажется, в нем быть не должно. Это как гоголь-моголь с тухлым яйцом – никуда не годится.

Марта Кетро. "Умная, как цветок"

…У меня есть ощущение, что новое поколение живёт в мире чрезвычайного насилия. Это очень сложный мир…

…без секса я обескровлена…

Mylеne Farmer

«Dеgеnеration» считаю одним из сильнейших клипов за всю многолетнюю карьеру Милен. Один из лучших «нелорановских» клипов – провокационный, мистический, немного экспериментальный, ярковизуализированный. Для художника, истинного поклонника певицы – это метафора, для других зрителей – предмет болезненного любопытства.

Мощный видеоряд создан известным, очень талантливым режиссёром Бруно Авейаном. Автор сценария – Милен Фармер и Бруно Авейан, а это значит, что, как и прежде, философия клипа будет насыщена тайной, противоборством зла и добра, двойственностью положений, борьбой с агрессией. Милен превзошла себя, ей мало этого мира, ей ближе мир фей, всё неопознанное, поэтому, на этот раз, она приходит в образе инопланетного существа, наделённого неестественной силой любви и добра. И как в сказке, добро побеждает зло, а на насилие у Милен один отпор – флюиды силы, энергии любви!

Секс в клипе представлен как крайнее проявление интимной связи, любви, как понятия, и, видимо, и нужно принимать тут оргию не как «оргию», а как высшее проявление любовных чар. Но также Милен даёт понять, что любовь и секс может привести не только к коме блаженства, негу, но и травмировать человека и психику.

Стикс. А знаете ли Вы, что такое Стикс? Из предыдущих работ Милен известно, что Стикс – это по древним преданиям, река, переплыв через которую персонаж получает смерть… (Схожесть с A Quoi Je Sers). Также ассоциации можно провести с другими клипами – тело в виде креста (XXL, Les Mots), «флюиды» (L'Ame-Stram-Gram), люди с автоматами (Desenchantee), тематика «испорченной» любви, гомосексуализма (Que Mon Coeur Lache) и другие лейтмотивы.

В клипе меня потрясает игра актёров и, конечно же, игра Милен. Всмотритесь в глаза людей после воздействия Милен. Глаза о многом говорят. Актёры – танцоры, были приглашены из труппы Cave Canem из Праги, где и снимался клип, а точнее под Прагой, в здании бывшей психиатрической лечебницы. Очень ловкая игра этих актёров, наполненная живым исполнением, харизмой, решительной современной хореографией. Спасибо, актёры! Спасибо Cave Canem!

И ещё одно «нововведение» – операторы «Dеgеnеration» работали на ультрасовременной камере, ранее не использовавшейся ни кем, ни где в производстве клипов, это технология Phantom, прежде применяющаяся только в научных исследованиях. Что сказать, у Милен, как и всегда, всё самое-самое.

Подняты очень важные темы – любовь, секс, агрессия, добро, ответ светом на тьму, тема «разложившегося» поколения, тема гомосексуализма. Вообщем, всё то, что так часто мы видим в клипах-фильмах Милен. Кто-то даже увидит «подросшее» поколение разочарованных 90-х, как отголоски Desenchantee:

Вырождение

Где, где же, где
Где же, где
Мое поколение

Теперь Милен, спустя двадцать лет, говорит не о разочаровании, а о выродждении душ человеческих. Мы подросли, проплыли мутные воды, но так и не научились по-настоящему хранить ценности и по-настоящему любить. Мы растоптали то, что Бог нам дал, самое святое, и превратили любовь в деградацию чувств. Смешали похоть и рефлексы со светлыми чувствами, секс и доминанты мозга с любовью, мы стали не только не уважать друг друга, мы уже стали уничтожать друг друга. Ненависть и злоба сжирает «изнутри». Милен решает отбыть поэтому в другой мир, мир фей…

И даже вернувшись на Землю, она впадает в кому от рук людей – от электрошока, проснувшись ото сна, она снова сталкивается с оружием зла, насилием людей, и только её добро творит чудеса! Конечно же «Вырождение» философский, символичный клип, напоминающий сказку о доброй чародейке, но с большим смыслом и поднятыми проблемами человечества. Войны и зло, сами люди разрушат планету! Вот о чём говорит Милен. Люди, успокойтесь, остановитесь, уберите свои стволы и автоматы от невинных людей, не творите зла, не будьте воинами и непонятной армии, чьи силы агрессии, в конечном счёте, обернуться на Вас же. В разрезе «Dеgеnеration» мы видим ещё и антитеррористический смысл. Комментарии излишни. Я вспомнил одну женщину, мою приятельницу, волей судьбы, переехавшую в наш город. Она жила в городе на Юге России, неподалёку от нашего региона. Женщина имела мужа и двух детей, в ту ночь, она была на дежурстве. Ночью прогремел взрыв в многоэтажке, это был террористический акт, муж и дети погибли, она осталась одна. Но она не сломилась, она смогла жить дальше, правда взгляд выдаёт её прошлое, пряди седины. Встречаясь с ней, мы подружились и стали очень хорошими приятелями, мы смеёмся и веселимся, мы вспоминаем и молчим, иногда мир слёз захлёстывает нас. Знаете, что она делает каждый день? Она молится за тех зверей (террористы – это не люди, я не могу назвать их этим словом), она молится за этих кровожадных зверей, желая им прощения перед Богом. Она молится за своих детей, за мужа. Она научилась просить добро у Бога всему человечеству, всем людям. Это тактика, эти действия считаю правильными. Эта женщина поступает, на мой взгляд, по-миленовски. И она стала сильнее, сильнее нас всех. Не зная мира и вселенной Милен, эта женщина избрала путь выживания, путь излучения добра, и она не озверела сама и не прокляла белый свет. Я преклоняюсь перед Наташей. Когда я показывал ей клипы нашей Милен, она иногда плакала, помню, «Dеgеnеration» и «Si j’avais au moins...» её особо тронули, она сказала, что Милен – это ангел, посланный нам на Землю. Она права. Это так и есть.

В продолжении сказанного, хочу отметить, что несчастная женщина, столкнулась со стеной людского непонимания даже после случившегося, с невероятной жестокостью, злобой и ханжеством людей, живых людей, которые… Которые даже издевались над ней, скрывая и махинируя над… останками её детей… Шок? Нет слов? Это наша жизнь! Это наше болото, затянутое тиной «говна» человеческих душ. Боюсь, что дальше будет хуже…

Наташа молилась и за этих людей, но чем они ушли далеко от террористов? На этом маленьком примере я хотел показать и раскрыть всё таинство и силу Милен в клипе «Вырождение».
«Вырождение» кого, от кого, спросите Вы, если Милен творит неземное добро? Почему такое название? Милен рисует эту картину своими тонкими нитями, показывая ДЕГЕНЕРАЦИЮ душ людских и ВЫРОЖДАЕТ сорняки зла, сгустки тёмной энергии, поросли порочности в сердцах людей.

Почему снова и снова Милен показывает гомосексуализм? В преамбуле «Dеgеnеration» она не презирает и не осуждает это явление, впрочем, как и всегда. Любовь правит и движет людьми, она побуждает на героические поступки, любовь творит настоящие чудеса, подталкивает на веру и стремление к чистым помыслам и деяниям, любовь спасёт и сохранит мир. Только любовь! А какого цвета любовь, Милен не важно. Цвет, оттенок кожи, возраст, пол, статус в обществе, должность, место жительства, бедность, богатство, национальность – разве всё это важно в любви? Правильно – не важно! Любовь и добро превыше всех этих критериев, граней и норм. Милен всегда стирает границы норм, если это касается любви, она стирает рамки общественнопризнанных норм, прописанных если только на человеческой совести. Приемлемо двоим заняться извращёнными формами секса, если двоим хорошо – пусть. Приемлемы отношения между мальчиками или девочками, если двоим хорошо – пусть. Приемлемы браки с разницей в 40 лет, если двоим хорошо – пусть. Пусть будет любовь. Милен за любовь! Если в сексе и любви нет насилия, агрессии – всё приемлемо! Так Милен устанавливает свои «нормы», и она права. Пусть! Пусть будет мир, а не война, пусть будет добро, а не зло. Да будет любовь! И Квазимодо тоже пусть будет с любовью, он тоже человек.

С другой стороны, со стороны психологии, если внимательно рассматривать клип (а именно этот клип я советую просмотреть по «паузам» или на замедленном воспроизведении), то замечаем, что некоторые персонажи, после воздействия энергией Милен, кидаются сразу в объятья к своему однополому партнёру, а другие, как бы с неохотой, но лучи Милен заставляют их это сделать. Как интерпретировать это? Тут, видимо, Милен, как очень тонкий психолог, большой знаток фрейдизма, демонстрирует во-первых, что сила любви велика, и что она, обладая этой силой, смогла «сблизить» даже людей обеих полов, во имя протеста против войны и зла, во благо сохранения добра и всеобщей любви. Во-вторых, Милен, могла показать, что не надо боятся «норм» общества, стереть границы этих «норм», и выпустить своё «я» на свободу, показав в открытую, что девочка может любить девочку, а мальчик – мальчика, в любви, как говориться, всё прощается. В третьих, по Фрейду, в подсознании всех людей на планете заложена природа бисексуальности, только «выход» находят не все, названия можно применять разные, но суть одна – это и бисексуализм, и латентный гомосексуализм и стёртые формы перекрестного влечения. И опять же, Милен, своими лучами открывает подсознание героев этого клипа. И все там счастливы. И даже уродливый толстяк-санитар, злобная мужиковатая директриса, медсестра-ящерица, худые и толстые, генералы и солдаты, профессора и врачи, красивые и страшные – все они счастливы от лучей Милен. Образно конечно, вся эта оргия, эти актёры, – это микрообщество, это все мы. А Милен одна на свете, она приравнивается к доброй фее, ангелу, спустившемуся с небес. А флюиды её – это и есть её огромная неземная любовь к нам. Вы знаете, мне кажется, что это вещество, выделяющееся из рук – это есть всё её творчество, её песни, стихи, клипы, её мотивации и порывы, её миропонимание и мироощущение, и всем этим она реально лечит, исцеляет души наши, и не только человеческие, но и животных.

Тема уродства. И урод хочет любить! Милен часто вставляет в клипы персонажи с отвратительными лицами, словно, через внешнюю оболочку показывая уродство внутреннее, наверное, это так. Фильм «Giorgino» – яркий пример этого «показа» уродства.

Внешние уроды с безобразной внешностью имеют изъян психики, равно как и гомосексуалисты считают себя «внутренними» уродами. Милен в клипе показывает, что «каждый хочет любить», и дарит им этот подарок. Спасибо, Милен, за то, что помогаешь и этой категории людей.

Клипы «Dеgеnеration» и «Si j’avais au moins...» в объединённом виде существуют как минифильм «The Farmer Project». И вкратце, всё-таки надо сказать о тех двух минутах, которые идут до начала самого видео «Dеgеnеration».
         
На планету Земля из космоса прибывает сгусток энергии из яркого света, из света появляется Милен. Двое дремлющих полицейских, среди ночи, замечают пришелицу. Автомобиль русской старой марки показывает, что вроде это в недалёком прошлом. Испуганные полицейские применяют в направлении Милен насилие в виде электрошока, парализуя девушку, дальше видеоряд идёт уже в секретной лаборатории. Да что ж это такое, почему люди так всегда поступают? То, что им непонятно, неведомо – это значит надо убить, уничтожить… Но только не Милен, которая научилась быть «непроницаемой» от орудий людей, и ядовитых стрел общества, она приобрела «иммунитет» к злому внешнему воздействию, не зря Милен так часто говорит о «защите».

Вооружённые солдаты армии, в касках, в руках автоматы, охраняют важный секретный объект – лаборатория-больница, в центре зала капсула с инопланетным существом, к прекрасному полуобнажённому телу Милен подключены всевозможные датчики, аппаратура, тело покрыто полупрозрачной плёнкой и фиксирована лентами-тяжами, идущими вверх, к балконам, на которых установлены прожектора. Множество капельниц с непонятными растворами идут к телу лежащей в коме девушке. Можно догадаться, что она в «анабиотическом» состоянии и обходится без кислорода (плотное покрытие материалом наподобие полиэтилена), но Милен «оживает». Вокруг мечутся медсестра- ящерица, врач с тигриным взглядом, мужиковатая начальница спец служб, пузатые военачальники, уродливые санитары и куча разных людей. Режиссёр не зря показывает эти лица, актёры знают своё дело. Вокруг разложены хирургические инструменты, даже виден фарингоскоп (устройство, при помощи которого осматривают структуры верхних дыхательных путей), капсулы и медикаменты. Но они не нужны пришелице, она жива и невредима.

В руках живодёра санитара замечаем так называемый шприц «Жане» – огромный шприц для различных медицинских манипуляций, толстяк так и ждёт, чтобы привести своё мерзкое орудие в действие. На столике лежит даже электрическая пила «Джилли» для резки костей и черепной коробки, все инструменты судорожно перебирают сотрудники клиники. Мужеподобная женщина в мужском костюме напоминает надзирательницу-страшилище из тюрьмы в клипе «DESENCHANTEE» , которую превосходно съиграла венгерская актриса Erika Francz Jаnofnе. Схожесть этих двух старух удивляет, единственное, что директриса в «Dеgеnеration» помоложе, но стервозность нарисована на лице.

Привязанная девушка начинает «раздыхиваться» и с лёгкостью рвёт ленты-фиксаторы.

Дан приказ военным схватить девушку, мчаться на подмогу дополнительные вооружённые подкрепления. Целый батальон против хрупкой Милен.

Когда героиня встаёт, то изображение её рук и тела напоминают фигуру креста, а над головой, если присмотреться, висит лампа-рефлектор, напоминающая… нимб над головой Милен (01 мин 16 сек). В этот момент девушка начинает свой отпор в виде излучения потоков энергии, наподобие эктоплазменных флюид. Но «отпор» превратится в спасение этих людей. Парадокс? Нет! Это Милен! Даже лучи обороны она превращает во что-то доброе, слишком доброе. Акт агрессии и насилия она превратит в акт любви! Фантастика? Нет! Это и есть суть Милен!

«Вещество» парализует присутствующих в этом помещении, не только парализует, оно приводит их в экстаз, лица нападающих выражают теперь не зло, а оргазменную гримасу, это хорошо видно, особенно на лице толстяка санитара, он словно «кон….т» от лучей любви даже без партнёрши (партнёра?)… Настолько сильна энергия Милен.
«Парализация» переходит в оргию, оргия в массовый экстаз. Тела, руки, женщины, мужчины, военные и медики сплетаются в один «клубок». Что этим хотели показать авторы? Наверное, они хотели, чтобы в мире так и было – соединение всех любовью, гиперчувством любви, любви не только ко всему человечеству, но и к каждой букашке. Вот тогда, наверное, планета стала бы дышать и жить по иным законам. Пусть люди занимаются сексом, а не стреляют и убивают. А Вы как думаете?

Инопланетянка улыбается, ей тоже приятно, она от излучения также получает удовольствие, что видно по лицу, милой улыбке. Технология «замедленной» съёмки часто использовалась Лораном, но Бруно и операторы «Dеgеnеration» совершили просто чудо! Великолепное видео! Спасибо Милен, спасибо Бруно, спасибо операторам, дублёрам, актёрам и всем людям, работавшим над этим прекрасном клипом!

Милен переходит чуть ли не в «эпицентр» оргии, а людям только приятнее от всего этого воздействия, они как будто стали «закодированные» на определённый код. В этом коде шесть букв – ЛЮБОВЬ. Особенно мне нравятся кадры, когда в замедленном темпе падают на пол автоматы и патроны. Очень значимые кадры!

На 03 минуте 05 секунде снова замечаем «нимб» – лампу над головой Милен. Случайность? Думаю, что нет.
Свершив массовый «акт любви», Милен выходит в белые двери соседней лаборатории, но это уже другая история, её мы увидим в «Si j’avais au moins...»

Храни нас всех, Милен!.....