Peut-еtre Toi

Владимир Альтдорф
В этой тленной Вселенной в положенный срок
Превращаются в прах человек и цветок.
Кабы прах испарялся у нас из-под ног —
С неба лился б на землю кровавый поток!

Омар Хайям Гиясаддин Обу-ль-Фахт ибн Ибрахим

«Peut-еtre Toi» – второй анимационный клип Милен. На этот раз – стиль японская «манга». Автором сценария является Милен Фармер, режиссёр Наоко Кусуми, известный не только в Японии, но и во всём мире мультипликатор. Вот говорят – нет смысла в клипе, «мультяшный» и так далее. Эти разговоры только не для меня. Так и должно быть! И «японский» след, и анимация, и сюжет, и смысл. Милен всё сделала превосходно. Мало кто знает, что клип «Peut-еtre Toi» признан по результатам интернет голосования «Лучшим анимационным клипом 2006 года» на Yahoo Music France.

Считаю клип отличной работой Наоко и Милен, не только потому что интересуюсь Японией и её культурой, а потому, что сам клип красив, заложена концепция, просматривается смысл, стиль Милен, печаль Милен, философия Милен.
Хеппи-энд не для Милен и не про Милен, а иначе бы было всё как и у всех, но наша Милен особенная, в этой работе она раскрывает многие грани своих творческих намерений, поднимает тему смерти, безвыходности и поиска выхода из мрака, чувства протянутой руки, «тайны» познания и многое-многое другое.

Но здесь чувствуется, в отличие от финала «Giorgino», завершённость судьбы героев. Словно в «Peut-еtre Toi» Милен ставит некую «точку».

… И смерть их связала навеки… Извините за откровенность, но я бы желал такого завершения любви. Клип, вообщем-то о любви. Я бы очень хотел, как в сказке, умереть в одну секунду, в объятиях своей любви… Настрадавшись, пройдя «тяжкий» путь жизненных перепетий, Милен находит свою настоящую любовь и тут же «воссоединяется» с ней путём приобретения вечности!

Объединение любви смертью. Это красиво. Начало новой жизни, нетленной любви… после смерти.

Нет, всё-таки клип не о «безысходности», а, наоборот, о нахождении «выхода» через объединение смертью. Прости, Милен, если я думаю неправильно. Выход есть! Если нет выхода из сложившейся ситуации, то можно «выйти» через… вход.

Как близки нам, поклонникам, эти темы Милен. Постижение любви через смерть, приобретение и получение смерти во имя любви. Наимудрейшая женщина, творческая душа, Милен очень тонко чувствует грани и оттенки этого мира, трепетно относится к «преамбуле» смерти, её взаимодействию с любовью, «освобождению». На основе опыта, мудрости, её философских понятий, в клипе она делает гениальный ход, в основе которого и лежит эта трогательная история. Заложенная фабула, лично меня восхищает, потрясает, трогает эмоции и чувства. Я просто преклоняюсь перед идеей клипа «Peut-еtre Toi».

Что же авторы хотят донести? Я попробую кратко отразить своё «видение».

Милен, как и любой человек, находится в «подземелье» своей души, она найдёт выход к свету, выход из своих подсознательных глубин, она мстит чудовищам общества, которые, в конце концов, её пронзают вместе со своим мужчиной, копьём вражды и ненависти. Идёт «обратный» ход, возврат к вечности через «подпольные» мытарства человеческой души, через столкновение с монстрами этой жизни. Но всё ли так пессимистично? Грустный ли клип? Плохой ли конец? Мой ответ – нет. НЕТ! Клип оптимистичный. Милен всегда, и не раз уже, даёт надежду! Надежду на спасение, надежду на перерождение, освобождение, потерю боли, выживание, жизни после… И между «строк» Милен всегда ставит такое чувство, как любовь. Эти «между строк», порой ключевые. Мы должны думать позитивно, мы должны «дышать» оптимизмом. Так учит Милен. У неё свои правила, особые законы. Мы должны «увидеть» в смерти неотъемлемость, мы должны «видеть» красоту в «уродстве», мы должны воспринимать должно свои изменения в жизни, свои чувства, свою любовь, мы должны так же воспринимать, как будто бы мы на «вершине» скалы, и мы испытываем минуты великого счастья со своей «второй» половиной, и пусть это минуты, секунды, но мы их достигли, мы прошли путь, мы вылезли через «люк» подвала к свету, и мы будем думать и мироосязать по-Миленовски. И уверяю, станет легче!

Гениальный ход Милен. Гениальный! А ведь знаете, а в жизни такой исход, который показала Милен в «Peut-еtre Toi», бывает. Это дано «свыше». Иногда мы ждём мгновенье счастья всю жизнь, и мы получаем. Пусть мы эти мгновения получаем на предсмертном «одре», но там, в самом завершении жизни, своей кровавой болезни, мы ощутим этот «глоток» счастья и умрём…

И надо жить ради этого! Бог всё видит, ангелы ведают, Милен помогает, Милен спасает, Милен подсказывает, как надо жить, как надо умирать, как надо находить счастье в каждом вздохе, не пропускать через своё дыхание «битое стекло». Но так может учить только «вселенная» Милен, так может проникнуться человек, либо сильностраждущий, либо верный ученик Милен. Финал один – это спасение, понимание «по-другому»… Там, где изъяны – понять и преодолеть. Там, где трудности – быть сильнее ситуации. Там, где раны – исцелить кровью. Там, где зло – разрушить его своим добром. А главное, всё это понять! И мы будем спасены тут… Спасибо, спасибо, спасибо, Милен! Я проникся твоим урокам, благодаря «Peut-еtre Toi» . Ты, как всегда, даёшь «чутьё», ты даришь прекрасные моменты, ты исцеляешь раны! Извините за сумбур, но я не могу до конца выразить свои чувства нужными словами, но я понял. Надеюсь и Вы понимаете, в чём сила Милен и о чём я твержу.

Анимационного персонажа Милен ставят в тяжёлые условия. Она в «подземелье», «подполье». Метафорически, подземный мир – это таинства «подводной» части психики человека, подсознание. Персонаж находит путь к выходу через встречу с незнакомцем, мы видим, что возникает любовь, на их пути предстоят большие трудности: борьба, сопротивление, отпор, месть. Двое влюблённых проходят достойно все трудности и тут, казалось бы, счастливый конец, они в объятиях друг друга, но… Но и есть счастливый конец! Обретая свободу друг друга, они погибают в одну секунду от стрелы враждебности. Их фигуры, насквозь пробитые орудием, увековечены «каменной» статуей на вершине скалы. Это «хеппи-энд по-Миленовски»… Это один из самых счастливых завершений историй, связанных с клипами Фармер. Почему же так, спросите Вы? А потому что, на мой взгляд, надо прожить жизнь так, чтобы достичь вот этой минуты великого счастья! Знать и стремиться, добиваться и бороться, быть достойным соперником на войне с «паразитами» и элементами «шашелей» общества, идти и бороться до последнего за свою любовь, за одно лишь прикосновение, за одно объятье. Идти с гордо поднятой головой и не сожалеть ни о чём. Вот как советует Милен быть, творить, любить, жить, умирать.

Вы знаете, друзья, лично меня Милен учит быть всегда сильнее духом, быть достойным воином, как бы то ни было, и в вопросах личных отношений и своей любви. Что она советует? Любить! Любить всем сердцем, всей душой, всем нутром и сущностью, каждой клеточкой! Добиваться любви, находить своё «второе я» и свою вторую «половину». Да, это трудно. А сама жизнь, разве это лёгкий путь? Но поиски эти должны быть, я уверен, основаны не на зле, а только на «светлой добродетели». Вот мой пример: я потерял свою любовь, она умерла, ну скажем, не физическим способом. Я не проклинал себя, свою жизнь, Бога или дьявола. И отпустить сложно, и свыкнутся невыносимо… Я просто сохранил в своём сердце… И до конца сохраню. Я пожелал своей любви всего самого- самого, и моё «внутреннее я» осталось со мной. Опять же, спасибо Милен. И я знаю, что «там» всё видят, «там» всё происходит… Посмотреть чуть-чуть по-другому… И я не жду смерти, как «высвобождения», я просто знаю, что там, за этой гранью…

Слова песни и сам клип «Peut-еtre Toi» сподобил на это понимание:

Если наше утро, тяжесть для тебя
то отрекись там от меня.
Я не могу сдержать все в себе
слышать звуки, что в тебе.
Когда спокойный ветер тихо
приоткрывает те врата
Мои тревоги исчезают мирно
Исчезает счастью преграда…
________________________________________


Анимационная Милен в темнице, заточении, как бы «висит» на стене, с «распятыми» руками в виде креста. На неё падает тень, также похожая на крест. Символично. Незнакомый парень подходит к ней, высвобождает девушку из оков. Они убегают, но «трёхглазые» перекрывают им путь. Дальше Милен идёт в этом царстве мрака в одиночестве на фоне неестественно огромной луны (ассоциация с клипом «Таково я»)… Девушка смотрит на свои руки, потом вверх и, словно, просит помощи. Её снова настигают уроды, чтобы заточить в плен. В её руках появляется меч, и какая-то неведомая сила помогает ей, также приходит на помощь её возлюбленный. Сражение и погоня продолжаются. Милен меняет цвет глаз. Ошибка режиссёра? Думаю, нет. Её наделили силой, даже цвет и блеск её глаз наполнился теперь отвагой и желанием свободы. Милен падает с крыши замка, но её парень перехватывает, и мы видим, что они попадают в пространство, напоминающее «водный мир». Чудо. Замки тьмы рушатся силой любви, силой «протянутой» руки. Милен часто говорит о «протянутой руке». Ах, если б мы все протягивали друг другу руки…

Сопротивляясь стрелам чудовищ, Милен добирается и находит люк. Открыв люк «подземного мира», Милен получает свет и свободу. Через люк падает почти ослепляющий свет. Возлюбленные смогли выбраться на свободу, мы видим небо, а не клетку, зелёную траву, а не каменные стены, мы видим две любящие освободившееся души из плена. Два тела, две души остались вместе навеки! Я очень рад такому финалу.

И в конце своей рецензии просто напрашивается цитата из известной книги о Милен, все мы её читали, а называется книга Virgo «Другая, или там, где жизнь есть место смерти...»
Вот эта цитата:
Цитата:
«Когда-то давно, когда Солнце было молодым и веселым, когда звезды резвились на небе и играли в прятки, жили на большой и прекрасной земле Янош и Грета. И любили они друг друга больше жизни, больше смерти, больше Бога. Но был у них враг лютый - Миклош. Желал он сделать Грету своей женой. Много разных козней строил он Яношу. Но слаб был Миклош, чтобы побороть любовь Яноша и Греты. Озлобился он, гнев и ярость овладели его разумом. И тогда решился он... Заманил Миклош Яноша и Грету обманом в далекую и холодную долину, где царствовала пустота, и от скорбного безумия своего пронзил он копьем их любящие сердца. Медленно, все так же держа друг друга в объятиях, смотря в неугасающие глаза друг друга, полные любви и нежности, Янош и Грета опустились на колени и пали ниц перед убийцей. Но опять Миклош оказался слабее. Смертельное копье, поразившее сердца, навечно соединило их. И заснули Янош и Грета вечным сном влюбленных. А Миклош, увидев мертвое тело Греты, вдруг опомнился и возопил, запричитал над ней. Слезы горячие и кровавые сбегали с ослепших глаз Миклоша, падали на бездыханные, недвижимые тела. И вдруг вновь ожили страстные сердца, забились, заклокотали. И вспорхнули души влюбленных в небеса, держась за руки и кружась в воздухе, а Миклош стоял на коленях и лил кровавые слезы, пока не истлел и не рассыпался. А на месте том выросло деревце: стволец тоненький, согнутый к земле, будто в немом поклоне, а листья все сухие и красные, будто слезы кровавые. И до сих пор по ночам то деревце качается и стонет, а листья его медленно опадают... Где-то в долине Снов... Там, где спят влюбленные».