California

Владимир Альтдорф
Мир не был бы сотворен, если б его творец думал, как бы не причинить какого либо беспокойства. Творить жизнь и значит творить беспокойства. Есть только один способ избежать беспокойства: убивать.

Джордж Шоу

«California» – первый и единственный клип-минифильм известного голливудского режиссёра Абелля Феррара с участием Милен Фармер в главной роли. Жанр Феррара – зрелищное американское кино о наркотиках и проституции. Милен выбрала этого режиссёра не зря, проживая в тот период в США после «провала» «Джорджино». Слово «провал» конечно же, я заключил в кавычки. Тема клипа выбрана тоже не зря, а именно в этот «постлорановский» период, и я постараюсь показать это.

История, разворачивающаяся в клипе, казалось бы, проста и банальна – сестра-близнец мстит за смерть своего «двойника», убивая обидчика, но, видимо, не всё так просто, ведь это же Милен, которая является и соавтором сценария клипа. Замысел большой, и показан в виде этой истории с неким «подспутным» содержанием, это как «прочесть» между строк. Я представлю своё видение сюжетной линии, а точнее, крестообразно пересекающихся двух линий, а точнее «моё» видение, поэтому прошу не судить строго, эти предположения не основаны на каких либо подтверждённых фактах, а являются личным субъективным мнением автора, и, может быть, некоторые высказывания покажутся немного шокирующими. Взаимосвязь этих высказываниях можно найти в самом видео, в тексте песни и в словах самой Милен об этом клипе. Одно из изречений Милен: «…Я…испытала от этого удовольствие. Во всех нас есть вульгарная сторона, которую мы в себе подавляем. Секс составляет неотъемлемую часть нашей жизни. Я принимаю его власть над людьми…» Эта фраза – одна из ключевых к разгадке тайны клипа.

Клип начинает, своего рода «трилогию» о близнецах в новом, обновлённом качестве творчества «без Лорана». Милен многое решает сама, каким должен быть клип, сюжет, актёры, кастинги. Певица берёт на себя основную работу, меняя только режиссёров-постановщиков. Но идею всегда закладывает сама Милен. Идея «второго я» в образе «двойняшек» Милен покажет трижды – в клипах «California», «L';me-Stram-Gram», «Fuck Them All». Но Милен теперь в «обновлённом образе» начинает мстить. И финалы клипов теперь не заканчиваются, так сказать, полной «лорановской» неопределённостью, а очерчены гордостью расплаты за свои или другие обиды. Есть, безусловно, общее между тремя клипами, но есть и различия. Но об этом – позже.

Идея «таинства второго Я» Милен очень ярко иллюстрирует в клипе (клипах), заставляя, как всегда, задуматься и «покопаться» во внутреннем мире нас самих. Гениальный ход!

Многие процессы у близнецов не изучены полностью в мире учёными неонатологами, акушерами, психологами, но известно, что всё определяет генотип. Генотип закладывает основу основ – внешность, черты характера, особенности развития и строения «фенотипа». Это то общее, что, как бы «объединяет» близняшек. Но! Есть и различия. В жизни я встречал не раз «однояйцывых» (монозиготных) близнецов, и, казалось бы - это «два в одном», но нет! Знаю двух сестёр (однояйцывые) – как две капли воды внешне похожие, очень похожие. Так вот, Оля – это «ангел во плоти»,а Лена – не хочу называть, думаю Вы догадаетесь, какой моральный облик она имеет. К чему это всё? То, что показала Милен в клипе заставляет меня думать, что показаны (может конечно и образно, о чём тоже позже) именно монозиготные близнецы, то есть, родившиеся из одной яйцеклетки, и, соответственно из одной зиготы. Но Милен не была бы Милен, если бы было всё так просто. В «образе» сестры-близнеца Милен могла показать…… СЕБЯ ЖЕ САМУ, но только «с другой» стороны. Да, моё предположение, что проститутка и светская дама в клипе – это, в принципе, одно и тоже физическое лицо. Как, спросите, такое может быть? Все мы знаем, как Милен любит символы, мистику и метафору. Мои предположения – история проститутки – это: 1) «Воспоминания» «прошлого вульгарного» образа светской дамы; 2) Светская дама находится в «другом» мире и «смотрит» на свою «жизнь» «там», «оттуда»; 3) «Образное» сравнения своего «эго» – в виде двух этих историй. Почему такие мысли? Обратите внимание, что Милен «раздваивается» в клипе, и действия происходят синхронно: раздевание, ругань, поцелуи. И самое главное это то, что её (их) партнёр – это одно и то же лицо (!) – Джанкарло Эспозито. Все эти факты позволяют мне сделать вывод, что проститутка и дама с «ягуара» – это одна женщина, метафорически, и при помощи прекрасного видеоряда, показывающая две стороны одной личности. И Милен снова права! Как часто она затрагивает эту спорную, противоречивую проблему «двойственности» во всём, даже в своём же, в нашем внутреннем мире. Тёмное и светлое. Демоническое и ангельское. Порядочность и развратность. Богатство и бедность. Любовь и ненависть. Добродетель и злоба. Милен ни чуть не изменяет своим позициям в этом отношении.

Клип великолепен, а особенно игра актёров и постановка. Ведь Абель – мастер «со стажем» полнометражного кино. Да и клип «Калифорния» смотрится не как клип, а как фильм.

Спасибо Абелль, спасибо Милен! Вы тронули многие души поклонников своим кинематографическим созданием.

Какие темы подняты? Секс. Разврат. Предательство. Подлость. Любовь. Власть. Двойственность полов. Убийство. Месть. Таинство «второго я». Очень часто Милен в своих интервью, текстах песен, клипах, использует описание именно «второго Я». Покопайтесь в себе – я уверен, что каждый найдёт несколько «противоречивых» черт в себе.

Убивая заколкой сутенёра, героиня мстит за СЕБЯ! За то, что её «вторую» половину втоптали в «грязь», за то, что богатый муж не до конца понял грусти дамы, за то, что он заставил одеть не «белую кофточку, а чёрную», за то, что слава и знаменитость для него важней личных отношений со своей супругой, за то, что ей не нужны «ягуары», вспышки фотоаппаратов, слава, деньги, а ей нужна всего лишь любовь! А Милен нам всегда говорит, что любовь превыше всех ценностей жизни. Тут я полностью с ней согласен, несмотря на то, что она и говорит, что «Любовь – ничто». Творчество Фармер многогранно и иногда противоречиво, но этот сюжет просматривается в клипе, по-моему, именно в этом направлении. Извините, при анализе клипа «Lamour nest rien» я постараюсь показать также, что любовь…

Что касается «постлорановского» периода. Все мы знаем, что клип «Калифорния» снимался во время пребывания Милен в Америке, после «провала» проекта Лорана Бутонна «Джордино», артистка переживала по этому поводу, и, собственно говоря, по этой причине и уехала подальше от Франции и от Лорана. Произошёл «творческий» кризис двух людей, и, конечно, Милен хотелось «забыться» с Джеффом в штатах. Прошу не ругаться по поводу моих предположений о «связи» сюжета клипа и именно этого «творческого конфликта».

Слова из песни:

И я слабею
От безразличия и инертности
В которых нахожусь
Сменить точку зрения, уйти со сцены
И отправиться в Америку

В «завязке» этих, и не только слов, но и видео, предполагаю, что Милен, раскрывая тайны «двойственности» своей личности, концептуально воплощает сам «конфликт»…
Образно говоря – «сутенёр» – это Лоран. Проститутка – сама Милен, в подчинении замыслов «гуру» Лорана, который заставляет делать её то, чего и не хотелось бы делать ей самой. Вспомним, в клипе, на обочине бульвара, Милен грустна и не хочет заниматься тем, что делают рядом стоящие девушки. На её лице это показано. За эту «неохоту» она и поплатит жизнью. Образ жены богача – это «как бы» «взгляд сверху», спустя пройденный путь с Лораном, и с его «покровительством». Милен, спустя время и пройдя через все события, связанные со съёмочным процессом «прошлой» жизни, как бы «всматривается» на себя же саму. И конечно, у неё есть обида и горечь. Кем была она? Марионеткой? Куклой? Продавала себя, свою красоту, свой талант за деньги при помощи «хозяина-Лорана». И, скорее всего, что-то ей не нравилось… Но она делала свою работу. Милен, сидящая в автомобиле, «всматривается» в «прошлое Я». И пытается понять. Как она жила? Как теперь живёт под жарким небом Калифорнии? Она слабела, а теперь «тает» как лёд под солнцем… У неё теперь нет I.D., но есть Марльборо, тепло, новая любовь, «Sexy» и тепло выстрела. Воплощение в структуру клипа её личной «обстановки» на тот период. «Лоран» в образе сутенёра – мы видим, что он её «убивает» (морально). «Лоран» в образе богатого и знаменитого господина – тоже постоянно придирается к ней – к «не той кофточке», «не тому взгляду», «не тому пониманию», а сам стремится лишь к славе, пониманию и уважению публики, лучах прожекторов и «твёрдого достижения своего «успеха», озарённого в лучах прожекторов, но он забывает про саму девушку. Но теперь Милен смела и горда за себя, как никогда и не собирается быть «марионеткой», в клипе продемонстрирована, «своего рода», психологическая «месть» в виде убийства «хозяина». Образ «убитого» хозяина – сутенёр. А от «другого» образа «хозяина-мужа» девушка просто убегает с вечеринки-презентации. Не видите ли параллели?

Ещё раз повторюсь – это только моё предположение о связи сюжета и личными переживаниями Милен того периода. Конечно, в «метафоричном» понимании.

Вернёмся к самому клипу. Съёмки производились в самом Голливуде, в Лос-Анжелесе, на знаменитом бульваре Сансет. Известные на весь мир картинки «Марльборо» и светящиеся витрины – как символ Америки. Джанкарло Эспозито – известнейший актёр Голливуда, как правило, играющий злодеев. Не помню название фильма, смотрел картину с его участием, где он играл террориста-захватчика, поразила его великолепная игра, изображения «зла». Очень грамотная актёрская игра, артист с большой буквы.

Что касается проституток – по одним данным – это настоящие проститутки этой местности, по другим – актрисы, выбранные самой Милен при помощи кастинга. В любом случае, снято и сыграно смачно! Потрясает игра Милен, певица «вырастает» и становится похожей на профессиональную актрису. Браво, Милен! Посмотрите на её взгляд, на её грусть, на её «игривость». Всмотритесь на её эмоции, мимику, когда она подкуривает сигарету на вечеринке в честь её мужчины. Класс! И, конечно же, полуобнажённое тело Милен. Завораживающая красота, даже в «прикиде» путаны.


Клип начинается с изображения светящихся витрин в виде полуобнажённых фигур девушек. Где мы это увидим? Правильно, в «окнах-декарациях» сцены Тура 2009. Подобные фигуры обнажённых женщин. Женщины на витринах, словно на распродажу. «Купите меня, богатые дяденьки»… Как будто бы их девиз.

Под звуки полицейских сирен идёт череда сменяющихся ярких «огней» ночной жизни, но в этих звуках, в этой «мозаике» витрин сразу же чувствуется что-то тревожное, какая-то трагедия.

Элегантные мужчина и женщина одеваются и собираются на мероприятие. Интерьер изысканный, богатое убранство, красивая пара, но недомолвка из-за одежды женщины. Мужчина настаивает поменять наряд своей «половины», так как «ему удобно»… И они ругаются. Пустяк казалось бы, но…

Параллельно происходят подобные действия, но теперь – в притоне, сутенёр пытается сделать «конфетку» слаще, и нарядить в несуразный наряд, в ответ девушка оказывает сопротивление и показывает парню «фак», они дерутся, спорят. Поражает точное сходство двух сцен – и жесты, и даже зеркало. Но рознит только то, что герои «другие», а в принципе, «одни и те же». Даже светильники в виде фигуры человека чем-то похожи в элитном доме и притоне.

Споры и пинки перерастают в ласки, «мацания», поцелуи и что-то большее. Сценарий событий в двух домах просто один к одному.

Обе парочки синхронно выходят из своих жилищ и отправляются на встречу судьбе. Разница лишь в том, что одни на роскошном «ягуаре», а другие – на своих ногах.
Милен-светская дама едет на встречу с неохотой, она печальна и не радуют её все эти огни «ночной жизни». Взгляд дамы останавливается на девушке-двойнике, проститутке, в окружении других шлюх. И вот тут режиссёр очень ярко изображает «встречу и игру» взглядов двух «близняшек». Так что же это? Её сестра? Они не виделись давно? Они не знают друг друга? Поражены «внешним» сходством? Что же это за встреча? На мой взгляд – это встреча Милен самой с собой! Что-то произошло и Милен «увидела» на тротуаре себя, но только в «таком» образе. Не забываем, что Милен часто вводит героев в клипы «не натуральных», «образных». А дальше она замышляет месть. Сидя на переднем сидении машины, она как бы «вспоминает» «прошлую себя». Она пытается «вырваться» на ходу машины, но господин её останавливает. Милен в недоумении.

Мужчина и Милен спускаются с лестницы под овации публики на мероприятие, где «чествуют» этого толи актёра, толи режиссёра, толи бизнесмена. Но девушка «не в своей тарелке». Её улыбка искусственно «натянута», это видно. Поклонники Эспозито окружают, и он «тонет» в этом людском признании и поклонничестве, при этом, упуская из вида и теряя Милен. Ему не до неё. Но Милен, видимо, и подавно, всё равно, она лишь судорожно прикуривает сигарету и удаляется в туалет, где «преобразовывается» в «прошлое Я», принимает облик проститутки-марионетки, дабы «отомстить».

В сценах с «заманиванием» проститутками клиентов мне понравилась игра «пожилой» путаны, перебирающей свои сиськи. Яркий персонаж, прожжёный взгляд, потасканный вид, круги под глазами, и какая-то «похоть» в лице этой ненасытной бабёнки. Очень здорово, на мой взгляд, сыграно, как-то «естественно». Феррара умеет подчеркнуть некоторые «детали». Молодец.

Мёртвое тело «двойника-проститутки» уносит на носилках полиция, но на том же месте мы видим «преобразившуюся обратно» светскую даму. И ничего, вроде, не изменилось для сутенёра, он настолько «слеп», что и не видит, кажется, «подмены», ведь он не видит в девушке душу, а только объект «срубания» бабла и удовлетворения своих плотских сексуальных жалких потребностей. Тема секса, а точнее, во что превратили люди секс, очень показательно воплощена в рамках клипа.

Среди трупов, полуголых баб, крови и насилия, на заднем плане показан ребёнок с папой. Может эту «зарисовку» авторы внесли не зря? Маленький мальчик, наблюдающий за…
За «играми» взрослых…

В завершении, девушка «убивает» парня, проткнув его острой шпилькой для волос. Но обратите внимание, что нам не показано всё «подробно», не показана сама «жертва», не показана кровь. Это и многое другое позволяет сделать мне вывод, что всё же в клипе присутствует «образность» действий, поэтому моё ощущение клипа прошло через «призму» восприятия именно таким, как я описал.
Кровь – одна. Гены – одни. «Внутреннее Я» может быть расщеплённым. Так давайте не вступать в конфликт и не спорить со своим «внутренним двойником»!