Redonne-Moi

Владимир Альтдорф
Только перестав быть собой, получаешь шанс обнаружить себя. Хорошо, если это происходит внезапно - тем сильней эффект, ощутимей встряска. Мне не раз доводилось слышать от сведущих, как я сейчас понимаю, людей, что наша личность - маска, карнавальный костюм. Поначалу я радовался красоте метафоры, потом отмахивался от этой идеи как от докучливой банальности. А оказалось, что это просто сухая констатация факта, более-менее точное и емкое описание подлинного положения вещей, даже в каком-то смысле инструкция.

Макс Фрай, «Хроники Ехо 3: Неуловимый Хабба Хэн»

Франсуа Ханс возвращается, а это значит, что сюжет «Redonne-moi» будет наполнен загадочностью и прикрыт завесой таинственности героини и содержания. Нелегально клип считается продолжением «Je te rends ton amour». По крайней мере, есть очевидные ассоциации и взаимосвязи с предыдущей работой Франсуа. Также, неофициально, клип считается четвёртым видео о «двойниках». Всё может быть.

«Redonne-moi» – один из чувственных, романтических видеоклипов Милен. Не без ноток меланхолии. О чём говорят авторы? О пыли «вечности», о скорбных воспоминаниях прошлого, о начале новой жизни, о двойственности души, о страхах прошлого. О том, что каким бы ни было прошлое, без него не будет настоящего и будущего. О ранах на теле и на душе, о силе духа, о времени, как о явлении, о демонах, о страданиях и мытарствах блуждающего призрака, о вере и Боге, о жестокости судьбы, о «каменных» сердцах, о долгожданном осознании избавления от боли, да и много ещё о чём…

«Как призрак, который мечется.
Бестелесный, в пропасти рассвета.
И не один не понимает,
Что почти обнимает его.
И не один не удивляется его крику...
Верни мне другую часть меня,
Обломки снов, треснутое стекло...»

Призрак, сон, душа, осколки… Верни мне другую часть меня! Вот в этой фразе, в этой метафоре всё и заложено. Часть прошлой жизни, частица «прошлой» Милен, частица её наболевшей души… А может наоборот, верни мне ту, которая не страдала, как сейчас?

В содержании клипа, словах песни чётко просматривается указание на «прошлое» Милен, какой то период жизни, очень важный период, очень ответственный, и, к сожалению, мученический период. Быть может это кровавые страдания «Je te rends ton amour»? Быть может, Милен ищет путь к новому этапу? Забыв то, что было «там»… Но забудется ли?

В клипе есть два чётких указания на «Je te rends ton amour» – это фото Милен и скульптура сидящей на коленях обнажённой женщины. И даже в начале клипа Милен выходит из некого пространства, но на этот раз это не пещера тьмы, а яркий свет. Милен, ты обнадёживаешь себя и нас этим ярким светом! Ты даёшь надежду, что не всё ещё потеряно. Ты привлекаешь своих ангелов и демонов ради спасения души. Кто сказал, что клип о безнадёжности и несбыточности мечты? Нет! Милен показывает свет и надежду, силу и веру в новую жизнь. На мой взгляд, если рассматривать метафорически, клип о стремлении к свету и избавления от боли, от пыли времени, от прошлых страданий. Она показывает, что всегда нужно иметь своё собственное «я», свою вторую половину тайн души, что надо стремиться вернуться к собственному «я», даже если и от тебя судьба вырвала «кусок». Милен возвращает недостающую часть через стигматы и раны, через жестокость времени и руки скульптора, через борьбу со страхами, но она обретает себя, становясь на путь светлых надежд на счастливое будущее. В контексте видео, даже можно подумать, что этот «возврат» она осуществляет через смерть (Милен – страждущий призрак, стирание своего отражения в зеркале). Словно пройдя земные мытарства, ощутив вкус смерти, героиня обретает своё внутреннее «я», и она счастлива. Так тоже можно проинтерпретировать показанное в красивом, я бы сказал, великом видео «Redonne-moi».

Да, смерть надо понимать. Это нужно для живых, смерть надо уважать и готовиться к ней. Как сказал один великий писатель: «А ну-ка к смерти будем храбры, ведь всё ровно возьмёт за жабры…» Милен снова поднимает концепцию смерти, важное понимание этого явления. Как итог – понимание жизни!

Да, страдания и раны дают нам «свыше», видимо, не зря. Чтобы мы задумались, чтобы мы не были как чёрствый кусок сухаря. Мы же должны думать и о духовности, о нематериальных благах, о человечности и элементарному уважению друг к другу. А мы что? Купаясь в плотских утехах, мы удовлетворяем свои органы чувств, забывая о «высшем» предназначении души, о Боге, о своём «внутреннем я». Зачем Бог дал человеку глаза? Чтобы видеть прекрасное, а не грязь. Так давайте видеть прекрасное во всём! Не получается? А Милен всегда учит, что нужно, всё же нужно рассмотреть красоту даже в обгоревшем дереве, и жить станет легче. Милен не только учит этому, и многому другому, но она реально помогает и даже спасает! Вот какие мысли вызывает просмотр этого клипа. Милен подсказывает нам постоянно как жить по «миленовски». Думаю, этот путь познания жизни, самый оптимальный во все времена, а особенно сейчас, в это сложное противоречивое время.

Милен, как бы «трансформирует», перенастраивает наши органы чувств на другой лад. Видеть, слышать, осязать, чувствовать мир чуть по-другому. Она настраивает на поиски у себя «внутреннего» уха, «внутреннего» глаза и так далее. Она подсказывает, как надо искать и возвращать своё потерянное «я», порой настолько затерявшееся, что это «я» похоже и правда на «шатания» призрака в предутренней пелене…

Спасибо Милен, спасибо Франсуа! Вы снова создали произведение искусства, достойное из достойнейших, красивое из красивейших, философское из самых философских.

В этом произведении, Милен призывает прекратить страдать. Хватит страдать! Она показала это в своей улыбке, наполненной чувством облегчения, счастьем и началом новой жизни. Её образ в «Redonne-moi» мне напомнил таинственное доброе сказочное существо, чародейку, наделённую безграничной властью исцелять раны, образ, наполненный силой. Сила её в опыте былых страданий, которые со временем стали сокровищем, благодаря которым она и приобрела эту мощь исцеления. Милен победила своё прошлое, она смогла стать счастливой женщиной, эта сила духа возвела её на пьедестал! Слёзы катятся только у каменной женщины, но не у живой Милен отныне…
________________________________________


Старое заброшенное здание-мастерская. Покрытые белой тканью фигуры-статуи, похожие на тела. Множество скульптур с изображением людей, ангелов, демонов, Богоматери и Иисуса. Среди них есть скульптура Милен. Мягкая дымка медленно огибает в воздухе, словно облачная белая тень, соприкасаясь со статуями. Ощущение вечной «пыли» времени… и бесконечности…

Некоторые лица фигур «плавятся» от времени и «меняют» кожу. На каменном полу мастерской маленький клочёк бумаги с обгоревшими краями с надписью «Redonne-moi». Атмосфера какого-то спокойствия и непринуждённости, вечности, чувствуется даже в обгоревших краях этого листочка. Льётся прекрасная музыка, медленная, почти классическая, спокойная и грустная. Чуть позже замечаешь, что эта мелодия проникает через ухо куда-то дальше, в самые сокровенные уголки нашей души, и понимаешь, что ты её ощущаешь уже не только органом чувства и осознанием в мозгу, а своим «нутром». Эта мелодия уже начинает «побрынькивать» на струнках этого нашего «внутреннего», она резонирует и отражается самым приятным образом внутри души.

Открываются двери, и мы видим очень яркий свет, неестественно яркий, но и не ослепляющий свет. Эти излучения света добра ещё больше подпитывают смотрящего этот шедевр, и посреди этого света появляется наша фея, наша чародейка. Медленным шагом, она как бы «вплывает», а не входит в запаутиненное помещение. От самой Милен мы видим свет! Да, да! Этот свет наше нутро чувствует на подсознательном уровне. Да что там говорить, Милен – это и есть свет, это и есть добро! Милен очень, очень красива. В длинной юбке и простой блузке. Одежда обтягивает прекрасные формы девушки, только подчёркивая это совершенство. Причёска проста, минимум грима. Лицо девушки излучает чистоту и прекрасную свободу. В руке веточка плетущегося растения. Эта изысканная женщина похожа на прекрасную лилию на утренней заре, красивую и немного печальную.

Это наша Милен. Зачем она пришла сюда? Она выходила из пещеры мрака, и мы видели, что происходило. Теперь она выходит из света. И будет свет!

Замечаем «странности» – вроде помещение, но в нём растут деревья, безжизненные, правда, но почему они в здании? Позже мы увидим «осенний листопад» опять же в помещении. Почему? Нестыковка? Думаю, нет. Это помещение сюрреалистичное. В клипе понимаем мы именно сюрреализм, метафору и образность как, впрочем, и в других клипах. В мастерской царит дух «осени жизни», и эти падающие листья обозначают конец чего-то, переходящий в начало другого…

Камень, рожающий слезу, превратиться в счастье реальности… Боль и мучения перейдут в радость бытия нынешнего. Причина «трансформации» – «наболевшее», «перегоревшее»… Как грань этого «перехода» – смерть (понимать тут можно и не так, это как вариант интерпретации).

Завихрения листопада кружат по мастерской. Милен видит скульптуры ангелов и демонов, словно вспоминая их роль ранее, в прежней жизни. Тема двойственности. Бог – дьявол. Мрак – свет. Изнанка души…

Паутина символизирует прошлое, «уже виденное».

Наша чародейка без прикосновения срывает белые простыни со скульптур, доказывая, что она обладает волшебной силой. Обнажаются фигуры, даже такие, как «полуразложившийся» труп, почти скелет. Смысл и содержание именно этой статуи мы знаем. Это философское понимание перехода от жизни к смерти. Олицетворение неизбежности «праха», процесса «перехода». Сама жизнь – это и есть медленное умирание. Эту концепцию Милен заложила впервые именно в клипе «Redonne-moi». И это гениально!

Руки скульптора. Скульптор – это судьба. Эти руки иногда очень жестоки, они режут и «долбят» по живому. Это больно. Скульптор имеет право (почему-то) смастерить так, а не иначе. Слепить так, как ему хочется, не спросив желания и разрешения у…

Иногда эти руки берут молот, долото, острые предметы, и режут живую душу, наносят шрамы и рубцы, раны и кровоистечения. Но даже не прикоснувшись, эти ручища нашей судьбы наносят боль, а потом мы видим незашитые швами повреждения кожи на руках, на груди, неутешимые травмы психики, ссадины и незашитые раны на душе…

Эти руки вылепливают нос, глаза, очертания лица, выражение эмоций. И мы, порой, не хотим этих работ «мастера». Тут Милен поднимает тему «уродства» и красоты, тему жестокости внешнего мира и незащищённости. И снова Милен права, и снова Милен гениальна!

Милен находит своё второе лицо в руках скульптора, она находит свою статую, один в один как в клипе «Я возвращаю свою любовь». Та же поза, то же выражение глаз, та же обнажённость. Крови не видно. Но видны грубые шрамы на каменном теле.

Из той же двери, из «света Милен» появляется чёрный кот. Это может быть символикой оттенков переживаний Милен, её страхов и «зажимов» из прошлой жизни, её «тёмной» стороны, что свойственно каждому человеку на Земле. Чёрное животное не отходит ни на шаг от героини, оно крутится рядом с Милен и статуей.

Девушка находит своё второе «я» в лице двойника – статуи из прошлой мученической жизни, она ухаживает за статуей, накрывает её обнажённые колени, раны, вспоминает, защищает от внешних воздействий. Она останавливает руку скульптора, словно останавливает время, потому что оно разрушает все, в том числе и эту статую, разрушает ее прошлое...

Падающий молот, протянутая рука, пресечение насилия – вот что нам нужно в этом мире! И мы вернёмся, мы будем счастливы, и мы найдём себя! Люди, прислушивайтесь к Милен, к её миру добра, и всё переменится!

Подойдя к зеркалу, Милен стирает своё отражение, а вместе с ним, стирает свою прошлую жизнь. И на лице её появляется чудесная улыбка, от которой хочется и плакать и смеяться. Она вселила в нас надежду. Надежду на спасение! Выход есть! Только доброта и любовь спасёт! Только мы сами сможем помочь себе же! Только от нас самих зависит и наша жизнь и жизнь окружающих. Милен обучила этому. Хватит хранить в себе мрачные настрои и депрессивные переживания. Давайте жить, любить, творить добро, не помнить зла, и мир перевернётся в глазах наших!

В конце клипа мы видим, что «чёрный кот неурядиц» остаётся рядом со скульптурой – «прошлой» Милен. И пусть там останутся неурядицы. Пусть!

И в заключении хочу сказать одну вещь. Это чудо. Когда я писал данную рецензию, то так совпало, что в жизни моей происходили очень серьёзные, сложные изменения, большие трудности, душевные переживания и неспокойствия. Причём, навалилось, как говориться, всё и сразу. Я размышлял: «Да что же это такое. И одно, и второе, и третье. Разве так можно?» Сразу в нескольких аспектах жизни происходили неурядицы и проблемы. И что же вы думаете? Я и не заметил сначала, что стало легче. Я не понял сразу, что Милен, её творчество, клип «Верни мне», размышления на эту тему, мне помогли! Вот она реальная помощь и спасение! И только Милен на это способна, больше ни кто в мире! Я это осознал, прочувствовал, убедился стопроцентно. Я благодарю Милен Фармер за шедевр «Redonne-moi». Я благодарю тебя, Милен, что ты в который раз помогла в моей непростой жизни и создала в моей душе сладостный трепет!