Linstant X

Владимир Альтдорф
Неважно, где ты живешь. Неважно, во что ты веришь. Одна дата объединит нас всех.

Фильм «2012»
 
Меня все время тянет покончить с собой. Я хочу умереть. Прямо сейчас. Но конец наступит только через два года, так что надо терпеть. Желаю своими глазами увидеть, что будет перед финалом.

Харуки Мураками. «Край обетованный»

«Linstant X» – второй видеоклип, снятый Маркусом Ниспелем в 1995 году во время нахождения Милен в США. Клип снимался в Лос-Анжелесе и Нью-Йорке. Особой сюжетной линии нет. Клип чистого формата «евро» или «американо», несколько нетипичен для Фармер, но в целом, клип неплох. Клип интригует больше своими словами, нежели видеорядом. Милен манипулировала и экспериментировала над словами и так «вывернула», что получился текст, наполненный загадок и непонятных фраз. Например, артистка «игралась» над словом «прозак», как известно – это название сильного лекарственного препарата антидепрессанта. Милен «слепила» слово «Zoprack». Слово выступает больше в виде анаграммы. Да и другие – «кровавый понедельник», «Элле», «новый год», «fun» – как ключевое слово песни, и многие другие. Милен, как никогда «смешивает» французские и английские слова, играет с ними. Это «коронный» номер Милен – это доказывает её ум, её знания, её тонкое понимание многих вещей. Браво!

Ознакомившись с французской информацией о клипе и о тексте песни, я диву дивился, с чем только не сравнивают «основную фактуру» этого произведения. «Кровавый понедельник» – интерпретация с «месячными» и трудными днями женщины, с «концом», так как известно, что понедельник в Америке – это последний день недели, наподобие нашего воскресения, и, дескать, всё это «кровавый конец», ассоциируют с оргазмом, порнографией, проституцией, и, извиняюсь, даже с семенной жидкостью в «образе» пены. Конечно, эти теории имеют право на существование, но лично я связываю видеоряд и текст больше с «глобальностью», и в тоже время с «банальностью» одновременно. Переводы звучат тоже несколько «по-разному» – «момент Х», «мгновение Х», «вещество Х». Так что же это такое «Момент Х»? Проанализировав сложный и трудновоспринимаемый текст и сам клип, я прихожу к выводу, что всё же речь идёт о приближении «конца» в философской трактовке, если хотите, назовите это «концом света». Но акцент не на сам «конец», а на «опознавание» приближения, что все мы – смертны, и этот «момент» рано или поздно, но придёт, и мы должны к этому быть готовы. Другими словами – «момент» – это смерть. Новый год, 2000 год, символика «санта клауса» – всё это те «дополнения» к основному пониманию, как бы «вторично иллюстрирующие» основную проблему. Произведение не так уж «просто», как его видят многие поклонники творчества Милен, и, думается, даже наоборот…

Конечно, Милен – талантище, казалось бы, на «простом» видеоряде с пеной, американцами, небоскрёбами ,крупными планами что же можно «донести»? Но идея есть! Милен, как всегда, затронула глобализм проблем современности. В «образе» «конца света» в виде затопления города этим веществом, Милен раскрывает проблему «урбанизации», проблему «выживания», проблему «осмысления жизни и смерти», и, может быть, экологическую проблему. Певица заставляет подумать – кто мы, и какими мы предстанем перед… Задумаемся, что мы полезного сделали? Какое добро сотворили? И как мы жили? А если конец наступит завтра? И наш город будет «затоплен»? Что тогда? Что?

Спасибо Милен и Маркус за этот клип, за мысли, за глобальность трагедии, которая может нас самих «накрыть» сегодня, завтра, через час. Спасибо.

Клип-предсказание. Я писал ранее, что прослеживаются кое-какие «прорицательские» способности Милен в её творчестве, а именно в клипах. Вспомним трагедию 11 сентября в Нью-Йорке. Башни, много обрушений, огонь, много человеческих смертей, «конец света» средь бела дня. Что мы видим в клипе? В клипе, снятом за несколько лет до крушения двух башен всемирного торгового центра в Нью-Йорке? Мы видим чёткое изображение двух этих башен. Издалека и крупным планом. В кадре – очень часто эти две башни, и то, что происходит вокруг них и внутри них. Мы видим «потопление» башен, «потопление» людей, «смерти» людей в башнях. В начале клипа, на фоне известного пейзажа этих двух высоток и статуи свободы – надвигается «облако» из пены огромных размеров. Что мы видим дальше? Башни буквально «сносит» эта пена, здания погружаются под эту «массу», те люди, которые внутри – «тонут». И очень показательная картинка, когда из окон здания выливается под напором это белое вещество. Когда я смотрел снова и снова клип, по спине бежали «муражки». Я вспомнил очень похожую, очень (!) картинку из новостей о трагедии, только вместо пены, из окон выпрыгивали… люди. Вы находите сходства и параллели? Я не поленился, и посмотрел в календаре – 11 сентября 2001 года был вторник. Так о каком же «кровавом последнем» понедельнике ты говоришь, Милен? О том понедельнике, который последний перед… ? Пресвятая Богородица! Милен предвидела?

«Конец света» для кого-то наступил 11 сентября 2001 года, для кого-то он наступил вчера, для кого то он наступил сегодня. Включая каждый день телевизор, и, посмотрев новости мира, можно догадаться, что конец уже наступил! Он каждый день на планете! Но главное, что «конец света» уже давно наступил в наших помыслах, сердцах и душах.

Помните, я много раз говорил об акценте на ногах и ботинках в клипах, а точнее, в первых кадрах клипов? Что мы видим в первом кадре клипа «Linstant X»? Ботинки. Это чёрные, похожие на детские бутсы, которые медленно «накрывает» вещество, похожее то ли на пену, то ли на снежную лаву. Эта «лава», на которой лежит Милен, больше похожа на облако или клубы белого дыма. Но всё же пена. Символика «источника» смерти, но такая «белая и пушистая». Но, столкнувшись с этим веществом, как мы видим, все до единого, люди не боятся эту пену, а даже наоборот, улыбаются и играются с ней. Метафорично показано, как надо относиться к смерти. Не надо её бояться. Не надо её ждать. Надо лишь воспринимать её приближение спокойно, оценивать это явление как неизбежную данность всем живым существам! И достойно жить.

Вот хоть тысячу раз мне скажут, что клип «простоват и наивен», столько же раз не соглашусь с этим. Пусть это не лорановсий шедевр, наполненный загадочными образами и символами, своей недосказанностью, но клип удался! Идея заложена и прекрасно воплощена в клипе Маркусом Ниспелем и Милен Фармер.


Пена медленно заполняет проулки и магистрали, дома и квартиры, санузлы и кухни. Причём, как бы «руководит» всем этим Милен, сидящая, а точнее лежащая на «облаке» из такой же консистенции. Милен невероятно красива, она поёт, что мы видим довольно редко в клипах. Игривость взгляда, сногсшибательный макияж, «засвечено-забелённое» лицо, потрясающая причёска, и, конечно же сексуальное платье от Жана Поля Готье – всё это только дополняет и украшает образ женщины с «облака», властной, гордой, уверенной, свободной и раскрепощённой.

Далее нам показаны люди – «чёрные» и «белые», взрослые и дети, все они наблюдают за надвигающейся белой массой, набирающей свою мощь. Но на их лицах нет страха, тревоги, а нарисовано лишь небольшое удивление. В кадре, где статуя свободы и два небоскрёба, если присмотреться, над ними мы видим «тяжёлое» облако и медленную волну пены внизу, у подножья этих сооружений. Может быть Милен там, внутри этого облака?

Дома, автомобили, люди в квартирах начинают медленно тонуть в белой лаве. Ещё деталь – «пузырьки», которые, как бы Милен «излучает», летят и сопровождают белое вещество повсюду в городе. Пена, словно «вслед» за этими шарами следует и заполняет мегаполис. Клип наполнен компьютерной графикой, но хочется отметить, что на момент тех лет, графика не так уж и плоха. Конечно клип чуть «американизирован», но ведь Милен и проживала в те годы в этой стране и снималась там же, да и режиссёр Ниспель, хоть сам и немец, но проживает в США. И не забываем, что образ «изменившейся» Милен «анаморфозного» периода именно такой, какой мы видим в клипе «Мгновенье Х». Поэтому не будем «критиковать» Милен за «якобы» «простоту» содержимого. Это не так, и, я надеюсь, что доказал это. Милен прекрасна! Прекрасен клип!

«Ирония» и некая «непропорциональность» «Linstant X» становится…фатальностью и неким «пророчеством».