Les Mots

Владимир Альтдорф
Как ни коротки слова, все же они требуют самого серьезного размышления.

Пифагор Самосский

Никогда не доверяйте ваших тайн бумаге - это все равно что бросить камень в воздух: если знаешь, кто бросил его, то не знаешь, куда он упадет.

П. Кальдерон

Долгожданное возвращение Лорана Бутонна. Спустя почти десять лет Лоран снимает для Милен «Les Mots». Работа сразу же вызывает резонанс в среде поклонников певицы. Клип и песню многократно используют радиостанции и телеканалы, Милен с американцем африканского происхождения Силом выступают на церемониях вручения различных наград в сфере музыки, и «Les Mots» занимает верхние строчки хит-парадов. Красивая песня, красивый видеоряд. Лорановская аллегория видна и очень контрастна на фоне предыдущих клипов артистки. Поэтичность режиссёра проявляется в его типичных образах отчаяния и меланхолии, присутствием тайны и чувственности смерти. В лорановских произведениях смерть всегда где-то рядом, где-то рядом с любовью. Пожалуй, самый романтический и лирический клип за всю карьеру Фармер. Клип насыщен цветами и оттенками «мира Бутонна» – это и мрачное небо (схожесть с Sans Logique), одинокий полуразрушенный плот на неспокойной воде (схожесть с путешествием на лодке в «A Quoi Je Sers»), это протянутая рука любимому (элемент из «Giorgino», когда тонул главный герой), это и глубокая печаль и одиночество самой Милен, это «стихийность» жанра Бутонна (крушение, наводнение), это плохой конец истории.

О чём клип? О словах, которые могут за одну секунду убить чувства и самого человека, отнять жизнь, о словах и символах, которые также за одну секунду могут принести огромное счастье, главное «услышать» эти слова, рассмотреть в тонких намёках слов большой смысл. А мы часто «не слышим» и «не видим» чуда, которое рядом, потому что мы невежественны к окружающему, равно как и к себе самому. Милен и Лоран встраивают тонкий намёк на то, чего мы боимся или «не замечаем» – это сложный мир слов и эмоций человека, «голоса» души…

Клип о любви, о смерти, которая всегда рядом, о холоде, о стихии, буре чувств, о намёке на Бога (Лоран не мог не внести этот намёк в виде креста на фоне молнии тела утопающего).

Мы узнаём все знакомые элементы творческого подхода к Лорановскому кино – это и замедленная съёмка, натуралистичность декораций в сочетании с «нереальностью» красок и цветов природы, это и взаимодействие актёрской игры с компьютерной графикой и общей картинкой какого-то «абстрактного» нигилизма, одним словом – это эмоциональность и мастерство Лорана, воплощённое в клип «Les Mots». Поэтому, конечно, клип прекрасен и очень красив.

В контексте клипа мы снова видим борьбу и притяжение «противоположностей» и свойственную альянсу Фармер-Бутонна двойственность понятий жизнь и смерть, свет и тьма, красота и уродство, спокойствие души и «буйность» стихии, любовь и потеря… И все эти образы, как всегда, находятся где-то на грани «глобального конца», сплетение отчаяния и сильных эмоций.

Съёмки были запланированы на осень 2001 года, и осуществлялись ровно через месяц после трагедии 11 сентября в Америке, именно из-за этих обстоятельств Сил не смог прилететь во Францию, и Лоран снимает отдельно Милен в студии, в Париже, а Сила позже в США. С помощью комбинированных съёмок и использования двойника Сила и получилось окончательное видео. Двойником Сила на плоту выбран человек, очень похожий на Сила, тоже африканец, модель, танцор и дизайнер одежды – Иман Айисси.

Вот его краткое интервью для журнала «IAO Mylene Farmer» в 2005 году:

— Представьтесь, пожалуйста, для наших читателей.

— Я — Иман Айисси, артист, родом из Камеруна. Танцор, модель и дизайнер одежды на протяжении вот уже 12-ти лет.

— Как Вы были приглашены на съёмки «Les Mots»?

— Со мной связался приятель, работающий в производстве клипов. Он сообщил, что Милен Фармер готовится снять видео для своего дуэта с Силом и при организации съёмок возникли проблемы. Это был 2001 год, и после террактов 11 сентября, большинство американцев начали бояться авиаперелётов. В том числе, и Сил. Работа над клипом должна была проходить во Франции. Им потребовался дублёр, и они предложили эту роль мне. Вскоре мне мне позвонили Лоран Бутонна и менеджеры, изучившие мои фотографии и резюме на сайте. Была назначена встреча в Париже, в одном из офисов близ Пигаль.

— Были ли Вы знакомы с творчеством Милен прежде?

— До 1991 года я ничего не знал о её карьере, но когда вышел альбом «L\'Autre» и я услышал его, приехав во Францию, то был очень тронут. Я обнаружил, что Милен присуща какая-то особая утончённость. После этого я начал следить за её карьерой время от времени.

— Помните свою первую встречу с Милен?

— Это было уже в студии. Я готовился ко съёмкам и ждал указаний. И тут появилась Милен. Не знаю — заметила ли она меня сразу, или нет, но я моментально узнал её по цвету волос (смеётся)! Мне было смешно и немного странно чувствовать себя в этот момент, так же, как во время своего первого интервью. Затем ей меня представили. Она была очень сдержанна и говорила мало. Тем более, я сам был слишком застенчив (смех). Но всё было здорово: мы не разговаривали, но ощущали друг друга и работали на съёмках очень хорошо!

— Ваши впечатления о Лоране Бутонна?

— Он был очень взволнован, Лоран настаивал на моём участии в клипе. Наш в разговор в офисе на Пигаль прошёл хорошо. Единственной проблемой было то, что я должен был принимать участие в показе одежды в Милане примерно в те же дни, что были выделены под съёмки. Впрочем, это дефиле вскоре отложили на 5 дней, и, успокоившись, Лоран рассказал мне свою идею в деталях. Сказал о том, что я буду работать с Милен, предупредил, что она немного замкнута и сдержанна. Я был хорошо подготовлен ко съёмкам.

— Как они проходили?

— В течение 2-х дней. Лоран сказал мне, что они пройдут на плоту в огромном бассейне, где будут имитироваться буря и волны. Мы гребли, двигались, держались друг за друга, Милен пела, и во время всего этого шёл дождь.

Мне потребовалось упасть за борт. Я не умею плавать, так что это было страшным для меня! Я предупредил их об этом, но они сказали, что обеспечат безопасность на съёмках. Все, включая Милен, действительно хотели, чтобы дублёром Сила стал я, потому что я похож на него внешне. Эта их искренность давала мне энергию работать, хотя сцена «утопления» была очень сложна... Я должен был упасть, будто меня снесло с плота, а затем быстро вернуться. Если вы не умеете плавать, выполнить это непросто, тем более, что бассейн был большим и глубоким. Впрочем, безопасность держалась на высоте, съёмки были хорошо подготовлены.

Другая проблема оказалась сложнее — холод, объём воды оказался слишком велик, чтобы обеспечить её подогрев. Милен и я очень замёрзли, и уже после съёмок я 3 дня не мог отойти от холода! Но это было на благое дело... Мы провели день в этом бассейне, на съёмках «гребли»: я — в брюках, Милен — в лёгком хлопковом платье. После съёмок пришлось кутаться в одеяла! Но какая огромная работа... Было здорово работать рядом с такими решительными людьми.

— Как вели себя Милен и Лоран на съёмках?

— Милен точно знает, чего она хочет, как и Лоран Бутонна. Он «подталкивал» нас обоих до конца съёмок, особенно её, чтобы получить наилучший результат.

— Вы общались с Милен вне съёмочной площадки?

— Мы говорили мало. На это было лишь несколько минут, в остальное время отдыха мы пытались перекусить и хоть немного согреться. Усталость была сильной и на разговоры просто не хватало времени.

— Как Вам запомнились эти съёмки?

— Как замечательное приключение. У меня остались о них очень тёплые воспоминания.

— Как оцениваете результат работы?

— Мне отправили кассету с клипом. Он сделан действительно хорошо! Считалось, что там снимался Сил, но мои друзья меня узнавали! В день премьеры мой телефон разрывался от звонков, это было сумасшествием! Нет, правда, воспоминания о у меня остались самые лучшие!

— Вы также известны как модельер. В каком костюме Вы могли бы представить Милен?

— Мне нравятся смелые люди, которые поступают «не как все». Вот что я ценю в образах Милен больше всего. Думаю, ей несложно в них перевоплощаться. Риск у Милен во всём: в одежде, цвете волос и костюмах. Её клипы действительно похожи на фильмы. Я очень люблю «Desenchantee», показывающий мир, в котором мы живём.

Удивительно, но Милен может носить любую одежду, и я хотел бы работать с ней.

— Каковы Ваши нынешние занятия?

— Сейчас я работаю над рекламой своей книги африканских сказок. Готовлю новую коллекцию одежды, которую я вскоре представлю, если всё пойдёт хорошо. И я также буду участвовать в показе мод в родном Камеруне.


 
Многие почитатели Милен находят, что в задумке клипа можно «разглядеть» картину «Плот медузы» Теодора Жерико.

Теодор Жерико (Theodore Gericault) – французский художник-романтик (1791-1824). Плот Медузы – его наиболее известная картина, копия в гравюре этой картины украшает около шестидесяти лет его могилу в парижском кладбище Лашез. Эта картина, которой Лоран Бутонна вдохновился, чтобы иллюстрировать «Les Mots», была нарисована в 1819 году. Очень украшенная, возможно даже перегруженная, картина предлагает все возможные сочетания паники и мужества выживших в кораблекрушении.

На мой взгляд, сходства картины и клипа очевидны.
________________________________________


Нереально «тяжёлое» и мрачное небо, медленно плывущие тучи и облака, которые вот-вот «родят» дождь, а точнее ливень. И на фоне этого мрака – хрустальный, хрупкий голос Милен. Много тёмной воды, но, несмотря на всю «тяжесть» пейзажа, на душе как-то спокойно, и лицо самой Милен на плоту очень спокойное и счастливое. Она радуется… Но чему? Катастрофе? Концу? Вот именно такими «сочетаниями» мне и нравится Лоран как художник. Милен словно ждёт приближения…

Вода – это символ самой жизни. Одинокий плот – символ одиночества Милен. Девушка медленно перемещается по «волнам» жизни, она полуобнажена – знак «открытости» души и незащищённости. Но улыбка на её лице нам показывает на то, что всё же хрупкая Милен сильна духом. И как бы «волны» не захлёстывали её плот (её мир), она остаётся преданной себе, преданной своему ощущению «мира» и бытия.

Мы видим последствия некого крушения, крушения то ли метафорично чьей-то судьбы, то ли «глобального» кораблекрушения человеческих мытарств. И посреди этого «бедствия» – одинокая, но счастливая Милен. Одна сторона деревянного плота разрушена, как будто бы «вырвана», унесена за пределы «часть» её…

Милен, практически без грима, в чёрном хлопковом платье, очевидно, что ей холодно. Медленно обернув голову, девушка смотрит как бы «в никуда» и слышен голос её любимого. Но где же он сам? Может быть, его вовсе нет в физическом смысле? Может его «Les Mots» доносятся «оттуда»?

Человек сидит на том же деревянном «островке» спиной к героине как-то «отречённо», мы не видим его лица, словно он – призрак.

Ветер и холод скользят по поющим лицам любовников. Во взглядах – нотка «опустошения». Сил очень талантливо и искренне сыграл в клипе, но мы его видим очень мало, только крупные планы его лица, остальные сцены – с двойником.

Обратим снова внимание, что человек на плоту показан вновь «без головы», а голова «настоящего» Сила как бы отдельно… Может это задумка Лорана?

На плоту – призрак, где-то «там» – настоящий..

Подойдя сзади, мужчина «без лица», прикоснувшись к девушке, пытается обнять её, а она, в свою очередь, «отвечает» на этот жест милой улыбкой. Но чувствуется в этих действиях что-то «нематериальное», «метафоричное». Очень похоже на сцену встречи с призраком в «Regrets».

Главное – слова, они превыше! Слова превосходят материальное, слова духовные и несут в себе энергетику, силу, чувства, воспоминания и хранят всё святое. Наше сердце всегда будет помнить и хранить те слова, которые нам говорили любимые. Любимые, которые «ушли». А слова и их любовь осталась. Давайте ценить, беречь, хранить и помнить эти слова ,сказанные нам.

И снова Милен на плоту одна, наедине со своими мыслями о…
Дождь крупными каплями ложится на её волосы, тело, платье, превращая её в беззащитную капельку.

На неспокойном море усиливается шторм, напряжение нарастает, волны захлёстывают плот, мужчина падает в воду. Милен пытается спасти свою любовь, но, увы, мужчина отправляется туда, где…

Его тело над водой очень напоминает распятье или крест-символ, часто встречающийся в клипах Милен. Намёк о Боге.

Айсберг в океане – символика двойственности и холода. И зажжённым огоньком в конце клипа Милен словно растопляет все льды. Её огонь вспыхивает снова, её чувства вспыхнули на том плоту, но и «погасли» так же быстро, как огонь спички, огонь, который сама же Милен и тушит дыханием, погружаясь во мрак…