Optimistique-Moi

Владимир Альтдорф
В восторженном состоянии человек в силах сделать то, что иначе прямо невозможно. Страсти творят чудеса, то есть действия, которые превышают силы органа в обычном, бесстрастном состоянии.

Людвиг Фейербах

Привычки отцов, и дурные и хорошие, превращаются в пороки детей.

В. Ключевский

«Подбодри меня, «папа»»! Главный девиз клипа «Optimistique-moi». Произведение Майкла Хаусмана не просто в своём понимании, а особенно в контексте слов песни. И снова автором слов (впрочем, как всегда) и автором сценария является Милен Фармер. Слова песни немного шокируют и вызывают недоумение, когда речь идёт о намёке на инцест и кровосмешение. Но у Милен не всё так просто. В образе «папы» можно рассмотреть и самого отца Милен, любовника девушки, и аже «папу»-Бога. На момент съёмок (2000 год), к сожалению, отец Милен, Макс, уже умер (1987 год). Не думаю, что Милен вводит «кощунство» по отношению к своему собственному покойному отцу и вносит основной напор на «связь» с отцом, либо воспоминания о каких-либо отношениях. Тут, видимо, нужно покопать «поглубже». По моему личному мнению, Милен в «Optimistique-moi» опирается на «помощь» отца «оттуда» и стремится к …

Мы также знаем, что Милен очень любит свободу, независимость и уважение к смерти, как к символу «освобождения» и «перехода» в другие формы бытия. В олицетворении «папы», в клипе воссоздано уважение, в целом, конечно, метафорично к … смерти как к явлению, свободе, что в конце клипа Милен и получает…

О чём этот красивый клип? О ЖИЗНИ! Жизнь – «цирк ужасов». Не так ли? Где все мы немного шуты и маги, фокусники и лицемеры, людишки с «двойным» дном и масками на лице. Некоторые проживают всю жизнь как «за кулисами цирка», некоторые как в клетке, некоторые похожи на разъярённого зверя, кто-то всю жизнь носит лживые маски на лице, которые «прирастают» к истинному «лицу», кто-то всю жизнь играет роль клоуна и шута. Агрессия друг к другу, «поедание», гордыня и зависть сжирают нас заживо. А Милен – хрупка, образ её утончённый и ранимый и она невероятно добрый и любвеобильный человек. И вот эта «маленькая» невинная девочка балансирует по «канату» жизни и сталкивается с такими чудовищными персонажами этой жизни. Где она может «укрыться» от этой злобы и спрятаться? Кто её утешит и защитит? Это её папа, близкий человек, который «там». Милен, гениальнейшим ходом раскрывает эти «выступления на арене жизни» в видео «Optimistique-moi».

Клип о детстве, о прошлых ранах детства (образ неуверенно идущей девочки на шаре). Клип о любви (взаимопритягивающий взгляд девушки и парня-мага). О свободе (голубь, вылетающий из клетки и Милен в кузове грузовика). О смерти (иллюзия с ящиком-«красным гробом»). О заточении души (клетка с запертыми животными и птицей). О ненависти и ханжестве общества (герои цирка и злобные карлики). О человеческом уродстве (сочетание физических дефектов и моральных изъянов, усмешек гномов). О чуде (превращение Милен в стаю улетающих голубей). Об иллюзиях, которые часто жизнь преподносит всем нам (ложное «протыкание» шпагами).

Вот такое многогранное и противоречивое понимание даёт этот минифильм.

Милен очень часто в своих высказываниях, интервью, говорит о «защите». Защите от кого? Защите человека от… человека, от человекоподобных существ-людей и от суровых взглядов смутного противоречивого общества. Милен настолько святой человек, что многие критики, псевдокомментаторы её творчества принимают «порочные» мнения, что Милен развратна и аморальна. Я считаю, наоборот, это очень душевный, светлый и добрый, умный, начитанный человек. И, уверен, я просто знаю, что наша звезда через такие провокационные видео учит нас только самому прекрасному и доброму, заставляя каждый раз думать. Думать!

Клип мне очень симпатичен и один из самых любимых потому, что впитывает основные тенденции «мира Фармер», её идеи и миропонимание. Считаю клип одним из самых лучших клипов, снятых не Лораном. Схожесть с предыдущими клипами очевидна. Конечно, это ассоциации с клипом «Sans Contrefa;on» (цирк, шуты и клоуны), это и намёк на Россию, а точнее на Советский Союз (автомобиль Волга в «Optimistique-moi») и «советская» тематика в «Tristana». Это даже точки соприкосновения с «Giorgino» (мрачный пейзаж неба в конце клипа). Кстати говоря, клип снят в том же местечке в Восточной Европе, под Прагой, где и снимался «Giorgino».

Клип и песня «Optimistique-moi» – однозначно, лучшие периода «Innamoramento». Произведение уникально ещё и тем, что актёрская игра самой Милен и артистов на высочайшем профессиональном уровне, задействовано большое количество животных, в частности знаменитый капуцин Милен – ЕТ, видна превосходная спортивная подготовка Милен и конечно, неземная красота Милен, а также идеи и мысли, которые заложены создателями. Спасибо Милен, спасибо Майкл! Вы создали настоящее произведение искусства, минишедевр, который золотыми буквами прописан в творчестве Милен Фармер!
________________________________________

… Красный занавес. Название клипа и режиссёр обозначены крупно на экране, наподобие ранних клипов Милен. И сразу же возникает ощущение, что мы смотрим фильм с началом, развязкой, кульминационным моментом и окончанием. Ведущий объявляет – «Здравствуйте дамы и господа! Добро пожаловать в наш цирк. Для примера, здесь ...» Для примера здесь кто? Кукла, над которой можно поиздеваться? …

Гвоздём программы является номер Милен под куполом цирка, в роли канатоходца. И что же мы видим в первых кадрах клипа? А то, что мы видим очень и очень часто именно в начале клипов Милен – это то, на чём я всегда акцентирую внимание – это крупный план идущих ног. Это уже традиция. Символ «устойчивости» по жизни. Но на этот раз, дорога, по которой идёт героиня – очень тонка и трудна – это «проволока». Всё это говорит нам, что путь порой тернист и дорога жизни человека очень сложна. Взгляд Милен растерянный, причёска «психоделическая», глаза чрезмерно «черны» из-за макияжа. Все эти признаки могут намекать, что «выход» Милен вовсе и не по ёё воле, а у куклы есть кукловод, который «насаживает» свои прихоти и волю. Ну, правильно, Милен, ты говоришь, всё как в нашей жизни! Часто мы делаем то, что и не хотим то вовсе, но есть слово «надо».

На заднем фоне идущей циркачки какие-то странные фигуры манекенов полуобнажённых женщин, словно подталкивающих героиню: «Иди, иди ровнее и не вздумай упасть». Обращает внимание отсутствие страховки циркачки. Далее, внизу, на арене, показано существо непонятного пола с клеткой в руках, внутри – голубь. Символика двойственности полов и «несвободы». Рядом жонглёры, факиры, акробаты, силачи, дрессировщики, пламеглотатели и карлики. И эта «смрадная» бабёнка на «колесе» со взглядом гадюки… Все персонажи очень «ехидные», похотливые, завистливые, злобные и ненавистные (люди, соперники, общество). На Милен детское белое платьице, похожее чем-то на одеяния белого ангела. Зло нападает на добро и хочет забрать в свои «лапы». Милен на этой проволоке выглядит очень беззащитно. Всмотритесь в эти глаза «актёров», они наполнены презрением и мелочностью, более того, их лица загримированы и закрыты масками, которые скрывают их истинную сущность – это фальшь души. Идущую девушку пытаются сбить с толку огнём, резкими движениями, швыряниями ножей и злобными оскалами, но Милен выдерживает, и тут мы видим очень хороший намёк на то, что животные всё же преданнее людей – сцена «снятия» Милен с каната именно животным, слоном. Вся эта «вакханалия» переплетается с одним важным жестом – над заточённым в клетку голубем также издеваются. Милен и та голубка в клетке, как бы один и тот же персонаж. И только один сочувствующий и добрый взгляд мы можем видеть на этой арене уродцев – это взгляд фокусника, это прообраз папы Милен. Об этом нам чётко говорят слова самой песни, и в последующем, «превращение» молодого парня в пожилого мужчину – отца Милен. Присутствуют элементы «Эдипова комплекса», о котором нам уже Милен рассказывала в предыдущих клипах. Суть этих элементов заключается в том, что героиня «ищет» свою любовь, ищет своего мужчину, очень похожего на собственно папу. И это нормально. В теории психоанализа и описано, что девочка, девушка подсознательно будет «искать» себе «вторую» половинку схожего на своего предка, родителя. Но тут Милен «закрутила» сюжет истории ещё сильнее и ярче, она показала, что этот образ папы-любовника ещё и магический, волшебный. Только этот персонаж «папа»-«мужчина»-«любовь» может её спасти от врагов и совершить ЧУДО! Более того, в основной фабуле клипа просматривается ещё и то, что «… папы нет рядом», и, соответственно, подсознательное стремление Милен туда, к отцу, то есть, образно говоря, стремление к … смерти!

«Молодой» папа там, внизу, рядом с ящиком красного цвета… Ничего не напоминает? Красный ящик – символ гроба!
«Маленькая» Милен теперь на шаре неуверенными шагами приближается к мужчине, встречаясь на своём «пути детства» снова и снова с «препятствиями» со стороны людей, взрослых, их «подножками» и кознями, почти как у Милен в жизни (детстве) – она сталкивается со «стеной непонимания» учителей, взрослых.

Хвост ЕТ обвивает шею Милен, словно изображая «петлю»…
Шар лопается, и на непоколебимую девушку натравливают даже диких хищников. Одной секундой, можно сказать, «между кадрами» изображена сама Милен в клетке, а сзади мужик с кнутом. Что в этой иллюстрации можно «разглядеть»? А то, что на агрессию отвечать можно… агрессией. Но не зря же я говорил про «иллюзорность» картинки. Наверное, во всей этой завязке, Милен хочет сказать, что в ответ на зло может быть, конечно же, добро!

Взгляды молодых людей встретились. И знаете что я «прочитал» в глазах Милен? Любовь, грусть, отчаяние. Эти глаза как будто говорят: «Возьми меня к себе, моя любовь, возьми меня к себе, папа, сотвори чудо, освободи мою душу из «клетки».

И чудо происходит! Главное верить в чудо! Маг совершает свой «обряд», одевая белый халат на героиню, и совершая магические «па».

Милен пытаются «добить» шпагами, но ей уже всё ровно, она уже в стадии «перехода», и, наблюдая над всеми бесполезными «протыканиями», ни одной раны больше не появится…

Она даже увлечена этими действиями с «протыканием».
Фокус удался. Презренные взгляды уродцев становятся удивлёнными. А когда после открытия этого ящика вместо Милен вылетает стая белых голубей (символ мира и добра), то эти взгляды становятся и вовсе недоумевающими…
Параллельно показан вылетающий белый голубь из заточения-клетки.

Душа Милен обрела покой, она о с в о б о д и л а с ь. Пройдя путь страданий, пройдя путь любви, Милен обретает СВОБОДУ! Милен приобретает смерть. Её очень счастливое лицо показано на «воле», когда она едет «не по правилам» в кузове грузовика по ровной дороге, навстречу со своим…
В конце клипа мы видим ключевую сцену, буквально ключевой кадр, когда маг перевоплощается в отца Милен. Что и требовалось доказать.

Люди, как же хочется, чтобы наша жизнь не была похожа на ту арену «цирка ужасов», где зрители и «коллеги» похожи на диких зверей и где маски срастаются очень плотно с кожей. И как не хочется, чтобы мы обращались за помощью к душам, которые «там», в «покое», и чтобы мы обретали свою свободу «там»…