Поговорили

Елена Рожкова-Астахова
 По профессии я психолог. У меня прекрасная семья. Я живу с мужем, мамой и пятилетней дочерью.  Мне часто приходиться объяснять людям, что такое хорошо, а что такое плохо. Этим мне приходиться заниматься и дома. Я пытаюсь объяснить моей дочери, что на свете больше хороших людей, чем плохих. Она же предпочитает видеть все в черном свете. Сетует, что ей попадаются только плохие люди; Витька отнял у нее мячик, Лена не дала поиграть с куклой, а Ира обозвала ее дуррой. Поэтому все они плохие. А если мы идем с ней гулять, и я не покупаю ей мороженое, то я для нее тоже плохая.
  Я всегда думала, что своим детям объяснить, что такое хорошо, а что плохо – легко.
Но только сейчас стала понимать, что эта задача не из легких. Помню,  мама говорила, что родить ребенка легко, а сделать из него человека - эта задача посложнее. Я пыталась объяснить дочери, что прежде чем сделать вывод, надо разобрать  ситуацию.
Этим я занялась в свой выходной день. Я вошла к дочери в комнату и села на диван. Лида играла со своей любимой куклой.
-Доченька я хочу с тобой поговорить.
-О чем?
Дочь посмотрела на меня и отложила куклу.
- Лидочка, я обеспокоена твоим поступкам.
Вчера я не купила тебе мороженое. Ты назвала меня плохой.
- Да. Я очень хотела мороженое. Оно такое вкусное.
- Доченька, у тебя больное горло. И если бы ты съела, то вечером уже бы кашляла. Мама не дала тебе заболеть, а ты считаешь меня плохой.
- Все равно ты плохая. Ты не купила мне мороженое.
- Значит для тебя важно то, что я не купила мороженое? А то, что ты бы заболела и не ходила в садик, это для тебя неважно?
- Садик подождет. А я бы съела мороженое.
- А как же твое здоровье?
- Мамочка, ну ты же меня вылечишь?
- Значит, ты будешь совершать необдуманные поступки, а я буду их исправлять?
- Мамочка, если ты не  будешь запрещать мне того, что я хочу – ты будешь хорошая.
- Я поняла, что если все люди будут тебе уступать, то они станут хорошими?
А если этого захотят все ребята и будут ждать, что им уступят? Как ты думаешь, что будет?
- Мамочка, ну что ты так волнуешься? Ведь найдется кто-нибудь, кто уступит.
Я не стала продолжать далее дискуссию, встала с дивана и ушла в свою комнату. Мне было обидно, что этот кто-то будет не моя дочь, а я плохой психолог.