Демографический спад и маркетинг будущего

Станислав Кушнаров
В последнее время человечество пытается спрогнозировать будущее мировой экономики в аспекте демографического кризиса: к чему может привести прогрессирующий спад рождаемости.
Интересное предположение относительно смены приоритетов в мировой экономике выдвинул известный эксперт по вопросам инвестиций Эрик Найман. По его словам, до 1970 года пока в мире наблюдался рост населения происходило наращивание объёмов производства. А в наше время, в связи с демографическим спадом, и, как следствием, сжатием рынка, объёмы сбыта продукции начинают снижаться. И в будущем эта тенденция только продолжит усугубляться. Результатом этого эксперт видит переориентацию производителей с количества на качество товара.
Если Найман окажется прав, то сжатие рынка переформатирует и маркетинговую политику компаний. Я говорю о стратегиях так называемого «создания потребностей». Данное направление маркетинга, на мой взгляд, актуально лишь в период роста населения, а соответственно и в некоторой степени зависящего от него роста рынка.
Невозможность «создания потребностей» в дальнейшем будет стимулировать активную эволюцию маркетинга в сторону усовершенствования работы с базами данных и усиления «вторжения» в личную жизнь потребителя. То есть, коммуникационная политика компаний приобретёт индивидуальную направленность. Наверное, каждый маркетолог слышал прогноз, согласно которому потребитель, заходя в торговую точку, вместо традиционной рекламы будет получать только информацию соответствующую его уже сформированным предпочтениям. Так вот, развитию этого клиент-ориентированного подхода поспособствует в большей степени не технический прогресс, а именно демографический спад.
Таким образом, основные усилия маркетинга будут направлены именно на внутреннюю оптимизацию - усовершенствование характеристик продукта и сервиса, которые смогли бы удовлетворить потребности клиента лучше, чем аналогичные продукт и сервис конкурента.
Сжатие рынка отразится и на характере инноваций — на смену продуктовым новинкам постепенно придут новинки в подходе к уже существующему продукту.
Итак, будущее маркетинга коммерческих компаний — за более сплочённой маркетинговой информационной системой  с максимальным обеспечением обратной связи. Что же в таком случае новое время потребует с рядового маркетолога? В первую очередь  - слезть с «мягкого дивана» потребительского мировоззрения человечества. Этот «диван» сформирован в период роста рынка, когда потребитель сам стремился перегнать производителя, покупая новомодные товары и избавляясь от только вчера приобретённых. Поэтому от специалиста по маркетингу лишь требовалось успевать «разбрасывать конфеты». Будущее заставит маркетологов выбирать только самые «вкусные и красивые» из этих «конфет» и по одной (очень-очень аккуратно) укладывать их в заметно сузившийся «рот» потребительского аппетита, при этом высматривая все тонкости ответной реакции. Не спорю — клиенты-новаторы, которые навязывают потребности сами себе, будут всегда — но их, как известно, чуть более 3%. А если у вас есть желание  выйти за предел этой маленькой доли— вам нужно принять Эру клиента.