Евгений Евстигнеев

Владимир Плотников-Самарский
Грани и кадры

 9 октября 1926 - 4 марта 1992

Заслуженный артист РСФСР (1968). Народный артист РСФСР (1974). Лауреат Государственной премии СССР (за театральную работу, за спектакль «Сталевары» 1974). Государственная премия РСФСР (за телевизионный фильм «Собачье сердце» 1990). Лауреат премии "Хрустальная Турандот" (1992).

Орден Трудового Красного Знамени (за заслуги в производстве советских телевизионных фильмов и активное участие в создании фильма «Семнадцать мгновений весны» 1982).

Самый, самый, самый! В искусстве он достиг Высоты, постиг тайны и унес секреты, которых не узнает никто. Потому что это - Личное, данное одному ЕвГЕНИЮ ЕвстиГЕНИЕВУ.

Старик Адамыч из «Старого нового года» все время цитирует нетипичного в ту пору Екклесиаста. А оказалось - символика рубежа тысячелетий и слома двух миров жизнеустроения и мировидения. Непутевый потомок Первочеловека Адама в меру собственного понимания препарирует библейскую мудрость, пытаясь «своим путем» собрать ВСЕХ. Чтоб собирали камни. Но алкоголизм и вещизм принуждают жильцов единого дома собирать, вернее, грести только под себя и разбрасывать самое ценное – соборную связь, духовность, дружбу.
 
Все образы Евстигнеева неоднозначны, философичны. Их подлинность, жизненность как бы испаряет разделительную лупу экрана. Вот он живой и даже не надо, по примеру Фомы Невера, щупать, чтобы удостовериться.

Раз увидел, и герой Евстигнеева всегда уже с тобой, где-то в закутках памяти. И самый несимпатичный все равно вызывает улыбку: циничный делец Парамоша («Бег»), ушлый зануда-директор автобазы («Зигзаг удачи»), обюрократившийся начальник пионерлагеря («Добро пожаловать или Посторонным вход воспрещен»), никудышний худрук дворового театра («Берегись автомобиля»), незадавшийся мировой диктатор Гарин («Гиперболоид инженера Гарина»), подпольный миллионер Корейко («Золотой теленок»)…

И ведь ничуть не похож на Корейко литературного, но никакому другому уже не заслонить евстигнеевского. Да и «Зимний вечер в Гаграх» из незатейливо грустной комедии, благодаря Евгению Александровичу, становится нетленкой и фильмом года.

Сценарно мизерная роль Плейшнера («17 мгновений весны»)делается одной из узловых не только по виртуозно переданному эмоциональному накалу и подводной динамике развития характера, но и по смысловой нагрузке. Когда подтекст лавинно прорывается в почти немом варианте, продавливается вверх и прорастает в самостоятельный континент, без которого уже не представим тот особый мир героев шедевра Татьяны Лиозновой и которого близко нет в рваном и утлом наборе диалогов из маленькой книжки Ю. Семенова.

Этот континент среди актеров сродни Атлантиде, но он же перечеркивает ее привычный смысл: «Евстигнеев ушел навсегда, недостижим и неповторим, но при этом и остался – вот весь перед нами. И не надо гадать и сочинять версии. Оно было. И называется Искусство Евстигнеева. Вечно».


Чуточку биографии ("Кино-Театр.Ру")

"Детство Евгения прошло на окраине, которая называлась посёлком Володарского. Его отец был на двадцать лет старше матери. Оба они были рабочими: Александр Михайлович — металлист, Мария Ивановна — фрезеровщица. Для своей матери — Марии Ивановны — он был поздним ребёнком: когда он появился на свет, ей было 32 года. Женя рано, шести лет, остался без отца, мама второй раз вышла замуж, но и отчим умер, когда мальчику было семнадцать. До войны Женя успел окончить семилетку и в 1941 году пошёл работать электромонтёром. Потом год проучился в дизелестроительном техникуме, но после смерти отчима пришлось идти зарабатывать.
В 1943-1947 годах работал слесарем на заводе "Красная Этна" в Горьком.
В 1951 году окончил Горьковское театральное училище и до 1954 года был актёром Владимирского областного драматического театра.
В 1956 году окончил Школу-студию имени В.И. Немировича-Данченко при МХАТ и стал актёром этого театра.
В 1957-1970 годах — артист театра «Современник».
С 1970 года — артист МХАТа.

Сниматься в кино начал ещё в 1957 году (первый фильм «Поединок»), преимущественно в небольших ролях. Всего снялся более чем в ста лентах в кино и на телевидении.

Актёр был трижды женат. Первая супруга — актриса, а затем художественный руководитель театра "Современник" Галина Борисовна Волчек. 29 октября 1961 года у них родился сын Денис, ставший в будущем известным кинорежиссёром и оператором.
Вторая жена — актриса Лилия Журкина (1937-1986). В этом браке 13 мая 1968 года появилась на свет дочь Маша, ставшая впоследствии, как и её родители, артисткой театра и кино. Третья супруга — молодая актриса и его ученица Ирина Цывина (поженились в 1989 году).

Скончался в одной из клиник Лондона накануне операции на сердце.

Среди лучших ролей: Петерсон («Поединок» 1957), Николай Иванович («9 дней одного года» 1961), генеральный конструктор («Им покоряется небо» 1964), капитан («Верность» 1965), генерал Пралинский («Скверный анекдот» 1966), Ларош («Чайковский» 1969), пенсионер Воробьев («Старики-разбойники» 1971), Сатин (телеспектакль «На дне» 1972), Петлюра («Старая крепость» 1972-73), художник Федор («Дача» 1973), Кожухов («Моя судьба» 1973), Хромой («Невероятные приключения итальянцев в России» 1973), Навроцкий («Последнее лето детства» 1974), Симаков («Вариант «Омега»» 1975), полковник контрразведки («На ясный огонь» 1975), актер Горяев («Повесть о неизвестном актере» 1976), сторож интерната (Подранки» 1976), живописец Николай («По семейным обстоятельствам» 1977), Звездочет («Про Красную шапочку» 1977), вор «Ручечник» («Место встречи изменить нельзя» 1979), Никита Демидов («Демидовы» 1983), «Стакан Стаканыч» («И жизнь, и слезы и любовь» 1983), «Папа» («Мы из джаза» 1984), вице-король («Перикола» 1984), Чебутыкин («фильм-спектакль «Три сестры» 1984), Василий Васильевич («Еще люблю, еще надеюсь» 1985), канцлер Бестужев («Гардемарины, вперед!» 1-3 фильмы, 1987-92), фон Эссен («Моонзунд» 1987), архиепископ («Новые приключения янки при дворе короля Артура» 1988), Преображенский («Собачье сердце» 1988), директор музея («Город Зеро» 1989), Андрющенко («Ночные забавы» 1991), Фирс (ф/с «Вишневый сад» 1982), Глов (ф/с «Игроки XXI» 1993), « Иван Грозный (Ермак» 1996) и мн. др.