Подвиг техника

Ирек Фатхелисламов
               Из досье автора: Волосевич Евгений Арсентьевич, 1912 года рождения, уроженец с. Михайловка Ростовского района Ярославской области. В 1934 - 1936 гг. служил в рядах РККА. После нападения фашистской Германии на Советский Союз повторно призван в армию по мобилизации в июле 1941 - го. Службу проходил в ВВС, сначала стрелком, а затем техником самолёта. Демобилизован в ноябре 1945 года в воинском звании старшина.
              Награждён орденами: Отечественной войны первой степени и Красной Звезды, многими медалями.
              В Ступине проживает с 1947 года. Основная трудовая биография Евгения Арсентьевича вязана с СМПО.


           - Это случилось в 1944 году на Чкаловском аэродроме под Оршей, рядом с трассой Минск - Москва, - вспоминает ветеран. - Наши бомбардировщики летали на бомбёжку после 22.00, а днём экипажи сидели в кабинах самолётов в полной боевой готовности и ждали команду на вылет. Однажды ночью при посадке один из самолётов, задев крылом высокую берёзу, получил повреждение и загорелся. Когда мы, техники, прибежали к месту аварии, от горящей машины уже устремились во все стороны мелкие огненные ручейки. В непосредственной близости от этого самолета стояли еще три с четырьмя бомбами по 100 килограммов каждая. И без того критическое положение усугубило то, что из - за хозяйственной ангарки к нам навстречу выбежал человек, объятый пламенем. В нём мы узнали хозяйственника. Оказывается, бедолага пёк на костре картошку.
             Взяв большую сапёрную лопату, я кинулся к ближайшему от самолёта с бомбами ручейку и начал закидывать его землёй. Остальные техники не рискнули приблизиться к горящему самолёту, потому что бензобаки аварийного самолёта могли в любую минуту взорваться, и принялись отцеплять бомбы и откатывать в безопасное место боевые, готовые к вылету машины. Я же продолжал бороться с огнём. За это представили меня к ордену Красной Звезды.
             После демобилизации в 1947 году по совету родственников, Евгений Арсентьевич приехал в Ступино и устроился на работу в ОКБ СМПО мотористом.
             В 1950 году оказывал помощь братской Венгрии в запуске самолётов. Советский Союз тогда подарил ей 10 машин. Они поступили туда в разобранном виде. Нас, авиаспециалистов, было семеро, - рассказывает Волосевич. - Нужно было не только собрать машины, но мы должны были сдать в эксплуатацию еще и мастерскую для мелкого ремонта самолётов. Трудились добросовестно. Я, например, как моторист, мог на слух определить все неполадки, связанные с двигателем. Одним словом, с правительственной задачей справились успешно.
             С 1985 года я на пенсии. Не сколько лет тому назад умерла супруга. Жить стало непросто, ведь я инвалид 1 - й группы по  зрению и постоянно нуждаюсь в помощи. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить сотрудников Ступинской панорамы за содействие по устранению неполадок в тепловой и водопроводной сети квартиры.


Р.S.
                По рекомендации председателя совета ветеранов Е.Н.Борисова я посетил участника битвы под Москвой, старожила Григория Абрамовича Сушона. Он инвалид 1 - й группы по зрению, из дома не выходит, потому что около дома ему негде присесть. В беседе Григорий Абрамович жаловался на чёрствое отношение со стороны управдома, который уже в течение двух лет кормит его одними обещаниями вместо того, чтобы поставить беседку возле дома, где живет инвалид (адрес ветерана: ул. Белопесоцкая, 3).
                Еще один участник битвы под Москвой - старожил Павел Александрович Буханов, проживающий по адресу: ул. Калинина, д.23 - добивался внимания со стороны начальника ЖЭУ - 3 также в течение двух лет. Дело сдвинулось с места только после выступления газеты.