Сказки африканского леса

Юрий Алесин
Юрий Алесин
СКАЗКИ АФРИКАНСКОГО ЛЕСА

(инсценировка по повести Амоса Тутуолы «Пальмовый Пьянарь и его упокойный винарь»)








Действующие лица:

Пальмовый Пьянарь – Отец Богов все на свете могущий.
Винарь
Старик-Бог
Смерть
Старейшина
Дочь Старейшины
Череп-Джентльмен
Малое создание
Король Мусорных существ
Хохот
Зловредные звери, Дремучие Духи, Мусорные существа.


Эту инсценировку я писал специально для театра Будильник, отталкиваясь от его художественной специфики и возможностей.  В спектакле «Будильника» участвует группа «Африканда», которая специализируется на музыке народов Африки – это дало мне возможность максимально сократить текст и насытить спектакль прекрасной живой музыкой. Так же музыканты исполняют в этом спектакле все роли, кроме самого Пальмового Пьянаря, используя куклы, маски и приему театр теней.

Эпизод 1

Зрители приходят в гости к Пальмовому Пьянарю и рассаживаются как им удобно хозяин и его жена радушно встречают каждого зрителя, дают им подушки, интересуется здоровьем, помогают выбрать лучшие места. Когда все в собрались, Пальмовый Пьянарь  обращается к зрителям.

Пьянарь. Привет. Всем привет. Очень здорово, что вы пришли. Как вы думаете, что я сейчас показываю? Этот жест означает, что я очень рад вас видеть.  Давным-давно, когда йоруба… Йоруба так называется мое племя. Так вот, когда йоруба еще и слыхом не слыхивал про белых людей, мы общались с помощью знаков, которые использовались вроде нынешних писем, то есть, например, так: если две ракушки-каури связывали друг с дружкой выпуклой стороной, это означало «я хочу тебя повидать»;
Жена. Если в ответ к ним прикрепляли птичье перо, то получалось «жди меня, я скоро приду»; если же ракушки связывали друг с дружкой вогнутой стороной, это значило «я не желаю тебя знать»;
Пьянарь.  А если к ним прикрепляли в ответ еще одну ракушку, то выходило «да и я тебя тоже»;
Джага. А если отправителю присылался в ответ уголек, то это значило «а почему, собственно, ты не желаешь меня знать?»
Пьянарь. Да-да, и прочее, и прочее, и прочее в том же духе.  Я действительно очень рад вас видеть. И готов рассказать вам все, что я знаю, все свои приключения. Вы, конечно же, слышали обо мне? Нет? Не может быть, вы, наверное, шутите!
Входят музыканты.
Пьянарь. А вот и мои друзья!
Пьянарь встречает музыкантов, обнимает их и возвращается к зрителям.
Пьянарь. Ну вот, теперь все в сборе. Можем начинать… Когда мне исполнилось десять лет от роду, я стал специалистом по пальмовому вину. И вот я ничего другого не делал – только целыми днями пробовал вино и заслужил себе имя Пальмовый Пьянарь.

Музыканты. (поют) Э-э-э всемогущий, пальмовый пьянарь!

Пьянарь. Я пробовал вино с утра и до вечера, и с вечера до ночи, и с ночи до утра. А воду я и вовсе пить перестал: на воду у меня просто времени не хватало.

Музыканты. (поют) Э-э-э всемогущий, пальмовый пьянарь!

Жена Пьянаря. Стойте! Прекратите! Здесь же дети в зале! А он про свое вино!

Музыканты перестают петь играть.

Пьянарь. Эй, женщина! Когда отец понял, какой я великий знаток он подарил мне ферму. На ней росло 560 000 пальм.

Глаза у жены Пьянаря от мысли о таком богатстве  загораются и она сама дает музыкантам знак, чтобы те играли.

Музыканты. (поют) Э-э-э всемогущий, пальмовый пьянарь!

Пьянарь. А еще мой отец нанял самого лучшего и искусного винаря. Винарь проработал у нас пятнадцать лет – он гнал вино с утра и до вечера, и с вечера до ночи, и с ночи до утра.  Друзей у меня к тому времени завелось – несчитано, и все они помогали мне пробовать вино: с раннего утра и до позднего вечера.

Музыканты. (поют) Э-э-э всемогущий, пальмовый пьянарь!

Пьянарь. Но на шестнадцатый год к нам пришло несчастье:  (конец песни)


Я сидел дома и ждал винаря – мне очень хотелось вина, – а винаря все не было. Тогда я решил разузнать, почему его нет. Я позвал двоих друзей, чтоб составить компанию, и вот мы втроем добрались до фермы и осмотрели все пальмы, но винаря на них не было. Мы очень удивились и поникли головами – и сейчас же заметили винаря на земле: он лежал под пальмой совершенно мертвый.

И вот мы c друзьями выкопали яму – под деревом, с которого он случайно свалился, похоронили винаря и вернулись в город.

На следующее утро, у меня не оказалось ни капельки вина. Я задумчиво и сурово сидел в Гостевой Зале и ничего не пил. Все мои друзья разбрелись по домам. А на другой день они и вовсе не пришли: у меня ведь больше не было вина, и они поняли, что мне не надо помогать его пробовать.

И в этот горестный час я понял, что винарь был моим единственным настоящим другом. А я этого не замечал. И тогда я вспомнил про старые истории, которые у нас рассказывают старые люди: мол, будто бы мертвые не улетают сразу на небо, а сначала, остаются на земле – собираются в специальном…

Пьянарь, Жена, Старейшина (вместе) Посмертном месте. 

Собрал я наши древние родовые джу-джу – волшебные амулеты – и отправился в путь: на поиски места, где после смерти собираются упокойные люди. Чтобы попросить у своего друга прощения.


Эпизод 2

Пьянарь:  В те дни везде теснились леса да чащобы, и повсюду рыскали дикие звери, а города и деревни не толпились, как сейчас – их и вовсе-то почти не было Я шел от деревни до деревни или от города к городу месяца по два и по три, а ночевал прямо в чащах, только залезал на деревья – для спасения своей жизни от Дремучих Духов: они бродили по лесам так близко, как будто они все мне попутчики.

И вот на восьмой месяц моего путешествия я пришел в один город и нашел одного старика, но это был вовсе не старик, а бог, и, когда я вошел, он сидел за столом и ел.

Один из музыкантов надевает маску и становится стариком-богом.

Жена. Но ведь просто так к ним в дом входить не полагалось: старик-то был бог!

Пьянарь. Но ведь и я был бог, – я вошел просто так и сказал им «здравствуйте».

Старик-Бог указывает Пьянарю на дверь.

Пьянарь. Они мне тоже пожелали здравствовать, а потом я поведал старику про винаря… 
Старик-бог. Кто ты такой?

Пьянарь: Отец Богов Всенасветемогущий

Старик-бог: Это правда или имя?

Пьянарь: Меня так зовут, потому что я, и правда, все на свете могу.

Старик-бог: Тогда выполни одно мое задание. Я хочу, чтобы ты пошел к Смерти домой, поймал ее в эту сеть и принес в город. Тогда я поверю в твое всенасветемогущество и расскажу, где искать упокойного винаря.

Старик-бог хохоча уходит.
 
Пьянарь:  Пришел я, значит, к Смерти, но дома ее не было.

Радостно собирается уйти, но тут слышит страшные крики Смерти.

Музыканты (шепотом). Она работает в бататовом огороде.

Пьянарь неохотно возвращается.

Пьянарь:  Я поднялся на веранду и увидел барабан и стал в него колотить для приветствия Смерти.

Смерть хватает Пьянаря за шкирку.

Смерть: Кто это стучит там – живой или мертвый?

Пьянарь: Стучит живой.

Смерть отпускает Пьянаря, и тот плюхается на землю.

Пьянарь: И Смерть вежливо поклонилась мне и пригласила в гости.

Смерть. Откуда ты пришел?

Пьянарь. Из недалекого города.

Смерть. А  зачем ты пришел?

Пьянарь.  Я много о тебе слыхивал, и мне очень захотелось познакомиться с тобой лично.

Смерть. А я убиваю людей.

Пьянарь.  Когда пришла ночь, Смерть дала мне широкое черное покрывало и уложила на кровать, но кровать эта была из костей, и мне стало страшно на нее смотреть, а спать тем более, да и не собирался я в ней спать, потому что знаю я эти смертные штуки, поэтому я залез под кровать. Не прошло и двух часов, как я понял, что начинается смертная штука.

Смерть крадется с большой дубиной к кровати и со всей дури колошматит по ней.

Пьянарь. Когда смерть ушла, я вылез из-под кровати, вышел на дорогу, прошел немного вперед, остановился и вырыл Ловчую Яму, чтобы она (Смерть) могла в нее провалиться. После этого я аккуратно прикрыл Яму сеткой, вернулся в дом.  Наутро я нарочно поднялся первый и отправился к Смерти.

Пьянарь.   Мне пора уходить, может, проводишь меня немного

Смерть. Конечно.

Пьянарь. Мы пошли по дороге, но пока мы шли, я начал танцевать. И смерть тоже стала танцевать. И стали мы спорить,  кто кого перетанцует. Смерть до того затанцевалась, что не заметила ловчей ямы и провалилась прямо в нее.

Музыканты. (поют) Э-э-э всемогущий Пальмовый пьянарь.

Пьянарь. Я мигом закатал ее в сеть и двинулся к городу. Смерть дрыгалась и дергалась и пыталась вырваться или убить меня до смерти, но я ей ничего такого не позволил, добрался до города и пошел к старику и швырнул ему Смерть под самую дверь.

Музыканты. (поют) Э-э-э всемогущий Пальмовый пьянарь.

Смерть выбирается из сети и начинает на всех кидаться.

Пьянарь. Старик и его жена выпрыгнули из окон, а все люди в городе выскочили из домов, и помчались кто куда, и исчезли из виду. 

Музыканты. (поют) Э-э-э всемогущий Пальмовый пьянарь.

Пьянарь. Эй! Стой! Ты же обещал мне… Вот… Старик не смог рассказать про винаря, хотя и говорил, что обязательно расскажет – как только я принесу в его дом Смерть!

Музыкант. Но он не успел исполнить своего обещания, потому что ему пришлось спасаться от Смерти.

Пьянарь:  Вот-вот. И я ушел, ничего не узнав.


Эпизод 3

Пьянарь:  Я скитался четыре месяца и опять пришел в город, небольшой, но с огромным и знаменитым базаром. Как только я добрался до этого города, я отправился к главному в городе старейшине.

Старейшина с посохом стоит и ни на кого не смотрит.

Старейшина. Как тебя зовут.

Пьянарь: Отец Богов Всенасветемогущий.

Старейшина: Что привело тебя в наш город?

Пьянарь: Я хочу найти винаря, который умер, свалившись с пальмы, и поэтому скитаюсь по лесам да чащобам.
Старейшина: Отыщи мою пропавшую дочь. Раз ты Всенасветемогущий, тебе ничего не стоит отыскать ее, а потом, я объясню тебе, где искать винаря, и ты винаря своего легко найдешь. Раз уж ты такой Всенасветемогущий.

Пьянарь: Я решил было отказаться и не искать его дочь, которая ушла неизвестно куда, но вспомнил про свое всенасветемогущество, и мне стало совестно, и я согласился. Я посоветовался со своими амулетами, и сразу все обо всех проведал: ведь от волшебных амулетов ничего не утаишь.

Как я уже вам говорил, в том городе был знаменитый базар, и каждые пять дней туда сходились все
Люди, которые жили в окрестных селениях. Дремучие Духи из ближайших чащоб. И зловредные Звери неизвестно откуда. Дочка старейшины была девушкой невиданной красоты, вроде ангела;

Жена Пьянаря изображает танец прекрасной  дочери  вождя, музыканты не в силах противостоять такой красоте, стараются подойти к ней поближе. Но девушка, заметив это,  всех прогоняет.

Пьянарь:  Но замуж выходить никак не хотела! А однажды утром она отправилась на базар и увидела незнакомого джентльмена.

Один из музыкантов изображает совершенного джентльмена.

Пьянарь:  Он был ловкий и весь такой собранный джентльмен, а одет – в самые лучшие и дорогие одежды; собой – высокий, и если его выставить на  продажу, то стоил бы он наверняка …

Жена.        Два миллиона фунтов!.

Пьянарь.  Девушка бросила товары и побежала за ним; а товары так и остались непроданные. В четыре часа дня базар закрывался, и вот все начали понемногу расходиться. Люди – в селения. Духи – в чащобы.

Музыкант(Джентльмен). А Зловредные Звери – неизвестно куда.

Пьянарь. Совершенный джентльмен был Зловредным Зверем и поэтому отправился неизвестно куда, но девушка не отставала от него ни на шаг.

Когда они прошли около двенадцати миль, обычная дорога обернулась тропинкой, а тропинка незаметно затерялась в лесу, и это был Дикий Бесконечный Лес, в котором живут только Страшные Существа.

Но как только они вошли в Бесконечный Лес, собранный джентльмен стал разбираться на части и отдавать их владельцам.

Сначала он отправился  туда, где взял левую ногу; он отдал ее и  заплатил за аренду. Потом он запрыгал к хозяину правой ноги и тоже вернул ее и полностью расплатился. Оставшись без ног, джентльмен перевернулся вниз головой и поскакал на руках.

Тут девушка не выдержала и бросилась бежать, чтобы вернуться в город и поскорей выйти замуж, но полуразобранный джентльмен мигом ее поймал и проговорил так:

Джентльмен. Мы в Диком Бесконечном Лесу. Здесь живут только Страшные Существа. Ты ничего еще не видела, но скоро увидишь.

Пьянарь. И полутелый джентльмен побежал по лесу – он бежал на руках, и перепрыгивал пни, и отдавал хозяевам арендованные части, пока не превратился в ЧЕРЕП.

Они пришли к жилью Черепов, но это был не дом, а подземная нора. И в норе обитали одни Черепа. Как только девушка спустилась в нору, Череп-джентльмен взял особую веревку и привязал девушке на шею ракушку каури. После того как Череп-джентльмен все устроил, он ушел на задний двор к Черепам-сородичам – там они проводили дневные часы.

Пьянарь:  Узнав все это, я лег спать, а на следующее утро по указаниям волшебных амулетов дошел до норы где жили черепа.

Девушка увидев меня сразу стала плакать, но я ее успокоил, помог подняться и хотел ее увести, да не тут-то было: ракушка-каури сразу заверещала и Черепа повыскочили с заднего двора, бросились к девушке и заметили меня; но я тут же обернулся воздухом и исчез.

Когда Черепа успокоились и ушли,  я снова обернулся человеком, подошел к девушке и помог ей встать; но едва она поднялась, ракушка снова заверещала.  Мы пытались удрать, но Черепа нас окружили, и я понял, что они поймают нас в два счета или даже в один: раз – и готово. Тогда я пристально посмотрел на девушку, и она сейчас же превратилась в котенка, и котенок прыгнул мне прямо в карман, а я на бегу обернулся птичкой – вообще-то таких на свете не бывает, но вроде воробья, – и мы полетели.

Музыканты. (поют) О всемогущий пальмовый пьянарь.

Пьянарь. Вот так мы убежали от Черепов.

Старейшина:  Раньше я верил, а теперь знаю: ты Отец Богов Всенасветемогущий.  Отдаю свою дочку тебе в жены.

Пьянарь. Так я нашел себе невесту и женился – я увел девушку от Страшных Существ, и с тех пор она стала моей женой. Я взял ее в жены и поселился у старейшины.

Обряд свадьбы.

Эпизод 4

Старейшина.  Много было разных удивительных созданий в древние времена, стародавние дни. Однажды Король созвал жителей Города – Добрых Существ, Духов, Зверей – словом, всех горожан, которых он знал, и попросил помочь ему с прополкой пшеницы.

Пянарь.  Нас с женой Король тоже позвал, – сделали работу и вернулись в город. Король сказал благодарственную речь, а потом вволю накормил нас и напоил.

Старейшина.  Но любая, даже самая малюсенькая, тварь не слишком мала, чтоб помогать другим. И вот, как только мы пропололи поле, туда прискакало Малое Создание, о котором Король не удосужился вспомнить.

Малое создание. «ВСЕ СУЩЕСТВА – СУЩЕСТВЕННЫ, И МАЛОЕ СОЗДАНИЕ – ТОЖЕ, МЕНЬШЕ ДРУГИХ СУЩЕСТВ ОНО, НО РАБОТАТЬ НЕ ХУЖЕ МОЖЕТ. КОРОЛЬ СОВСЕМ ПОЗАБЫЛ ОБО МНЕ – И ВОТ НИКАКОЙ ЕМУ ПОМОЩИ НЕТ».

Старейшина.  И существо приказало сорнякам вырасти снова.  Наутро мы увидели вместо пшеницы заросли сорняков. Король очень удивился, и спросил нас, почему мы не сделали работу.

Пьянарь. Мы ответили, что сделали, а он сказал – нет! Делать нечего, мы снова пропололи пшеницу. Но как только мы ушли, как в поле прискакало Малое Создание и снова запело свою песенку.

Малое создание. «ВСЕ СУЩЕСТВА – СУЩЕСТВЕННЫ, И МАЛОЕ СОЗДАНИЕ – ТОЖЕ, МЕНЬШЕ ДРУГИХ СУЩЕСТВ ОНО, НО РАБОТАТЬ НЕ ХУЖЕ МОЖЕТ. КОРОЛЬ СОВСЕМ ПОЗАБЫЛ ОБО МНЕ – И ВОТ НИКАКОЙ ЕМУ ПОМОЩИ НЕТ».

Старейшина. И вот на следующее утро все поле снова  заросло сорняками. И пришлось нам начинать работу сначала.

Пьянарь. Мы пропололи пшеницу, но ушли не все: я остался и спрятался в лесу, и решил ждать хоть всю ночь напролет, но не прошло и получаса, как в поле прискакало Малое Создание.

Малое создание. «ВСЕ СУЩЕСТВА – СУЩЕСТВЕННЫ, И МАЛОЕ СОЗДАНИЕ – ТОЖЕ, МЕНЬШЕ ДРУГИХ СУЩЕСТВ ОНО, НО РАБОТАТЬ НЕ ХУЖЕ МОЖЕТ. КОРОЛЬ СОВСЕМ ПОЗАБЫЛ ОБО МНЕ – И ВОТ НИКАКОЙ ЕМУ ПОМОЩИ НЕТ».

Пьянарь. Тогда я выскочил из леса и со всех своих ног помчался за Созданием, изловчился, поймал это вредительское создание, принес его в город и предъявил Королю.

Старейшина. Король стал расспрашивать Малое Создание, зачем оно выращивает в поле сорняки?

Малое Создание.  Ты  созвал всех Существ, а меня не позвал, а я тоже существенное Создание и умею работать не хуже других.

Пьянарь.  Король объяснил Малому Созданию, что упустил его из виду совершенно случайно, а вовсе не из презрения к Малым Существам. И вот Король вежливо извинился перед Созданием, и оно сразу перестало обижаться.

Старейшина. Это было замечательное Малое Создание.

ВСЕ. «ВСЕ СУЩЕСТВА – СУЩЕСТВЕННЫ, И МАЛОЕ СОЗДАНИЕ – ТОЖЕ, МЕНЬШЕ ДРУГИХ СУЩЕСТВ ОНО, НО РАБОТАТЬ НЕ ХУЖЕ МОЖЕТ, «ВСЕ СУЩЕСТВА – СУЩЕСТВЕННЫ, И МАЛОЕ СОЗДАНИЕ – ТОЖЕ, МЕНЬШЕ ДРУГИХ СУЩЕСТВ ОНО, НО РАБОТАТЬ НЕ ХУЖЕ МОЖЕТ»

Пьянарь. Нам с женой хорошо жилось в ее городе, но все это время я не мог забыть своего друга винаря, который умер, свалившись с пальмы, – и вот я приступил к старейшине с вопросом: когда же он выполнит свое обещание, или расскажет, где искать винаря?  И вот старейшина открыл мне тайну.

Старейшина:  Все упокойные люди собираются после смерти в Городе мертвых.

Эпизод 5

Пьянарь. На следующий день мы решили тронуться в путь.  На шестой день пути мы вышли на Пустынную дорогу. Странно… дорога совсем чистая – ни единого следа.

Жена. Мы шли на юг до четырех часов дня, но дорога по-прежнему оставалась пустой, и тогда нам стало совершенно ясно, что она ведет в Безвозвратный Город.

Пьянарь.  Что еще за Безвозвратный город?

Жена. Лучше тебе не знать. Если кто-нибудь попадет в этот город, то обратно он уже никогда не вернется: там живут дикие и злобные существа.   

Пьянарь.  Что ж… Давай поищем другую дорогу.

Жена. Но когда мы захотели свернуть в лес, то почувствовали, что не можем этого сделать и идем вперед.

Пальмовый Пьянарь и его жена пытаются остановиться но их ноги все равно шагают вперед.

Пьянарь. Не волнуйся. У меня есть волшебные амулеты. Сейчас я немного поколдую….

Пьянарь что-то шепчет своим амулетам,  но от этого дорога начинает их затягивать еще сильнее

Жена. Что ты наколдовал! Ты наколдовал беду. Мы идем еще быстрее, чем раньше.

Пьянарь. И чем ближе мы подходили к воротам города, тем сильнее мы разгонялись, как будто за воротами был специальный магнит,  притягивающий людей. Ворота были закрыты и мы с женой стали бояться, что разобьемся об эти ворота в клочья, но остановиться никак не моги.

Жена. Ноги нас не слушали!!!

Пьянарь. Но в самый последний момент ворота отворились,  и мы неожиданно очутились в городе, но кто нас туда затолкнул, мы так и не поняли. В городе нас окружили Мусорные Существа – дикие и злые:

Жена. Никто из Мусорных Существ не моется, но зато они купают домашних животных и подстригают им на ногах когти или копыта, а собственные ногти не стригут по сто лет и поэтому не помещаются в собственных жилищах и спят на крышах.  И вот к этим-то Существам мы и попали.

Пьянарь. Едва мы с женой оказались в городе, взрослые схватили нас и привязали нас к столбу. Они обвиняли нас в том, что мы хотели ограбить дворец их короля.

Жена. Но мы ничего кроме кучи мусора не видели!

Пьянарь:   Оказывается эта куча и была дворцом. 

Жена. Скоро появился Мусорщик…

Пьянарь.  Это вовсе не Мусорщик, а Король.

Жена. С ног до головы его облепили листья и всякий хлам.

Пьянарь. Король вошел в Залу и воссел на тронную кучу мусора.

Мусорное существо1: Эти существа нарушили границы нашего города.

Король: Кто-нибудь знает, что это за существа?

Мусорное существо1: Нет. Таких существ, как они, в лесу не бывает.

Король. Они ужасно воняют. Нужно сжечь этих существ, пока они не провоняли весь наш дворец.

Пьянарь. Когда мы поняли, что нас собираются сжечь, мы с женой сразу перестали молчать.
И стали молить короля о пощаде.

Король. Что они пытаются нам сказать? Я не понимаю их языка.


Пьянарь. Мы с женой никому не причиняем зла. Мы просто ищем своего винаря, который ушел в город мертвых.

Мусорное существо2: Они благодарят нас, потому что сами устали от своей вони, и, как раз, хотели попасть в город мертвых

Жена. Король, услышав такой перевод, обрадовался, что делает доброе дело и приказал полевым существам еще активнее готовиться к нашей казни.

Пьянарь. И вот полевые существа обложили нас женой сухими ветками и сучьями и стали поджигать факелы. И стали мы с женой прощаться, потому что уже ничего не могли придумать для спасения своей жизни. Но тут я вспомнил про свое всенасветемогущество и решил последний раз оглянуться вокруг. И тут заметил среди полевых существ одно очень худое существо и узнал его. Это был сам Хохот. По его виду я понял,  что он очень голодный, ведь Хохот питается исключительно Смехом, а Мусорные существа вообще никогда не смеялись. И стал я потихоньку посмеиваться, похихикивать и покатываться со смеху.

Жена. Сначала я подумала, что он сошел с ума от страха, но потом поняла, что он что-то задумал и то же начала посмеиваться похихикивать и покатываться…

Пьянарь.  И вот Хохот, услышав наш смех, обрадовался и стал хохотать. Сначала полевые существа только удивлялись и слушали, но не прошло и минуты, как принялись похохатывать, потом захохотали и начали вместе с Хохотом покатываться с хохоту.

Мусорные существа начинают неистово хохотать.

Мусорное существо1: Стойте! Остановитесь! Ведь вместе с Хохотом никто не хохочет, потому что можно дохохотаться до упаду, разбить себе голову и умереть от смеха: ведь хохот – главная профессия Хохота, и так он зарабатывал себе на пропитание.

Мусорные существа изо всех сил пытаются сдержать смех, но в конце концов, взрываются оглушительным залпом хохота.

Пьянарь:  Вот так мы хохотали, а Хохот тем временем уже перестал быть худым и все надувался и надувался пока не стал огромным,  как дирижабль или воздушный шар и не стал отрываться от земли. А мы с женой до того расхохотались, что веревки, которыми нас связали, лопнули. И вот мы обхватили Хохот-дирижабль руками и полетели над лесом.  Мы летели на дирижабле, который был Хохотом и посмеивались над мусорными существами, которые остались корчиться от смеха на своей куче мусора. А когда они скрылись из виду,  мы перестали посмеиваться и Хохот стал потихоньку сдуваться и спускаться все ниже и ниже и вскоре благополучно опустил нас на землю. Затем Хохот поблагодарил нас и рассказал, как попасть в город Мертвых и мы продолжили путь.



Эпизод 7

Пьянарь. Мы шли десять дней, а на утро одиннадцатого подошли к воротам города мертвых. Пока мы шли, я все время думал о том, как же мы найдем винаря среди других мертвецов, ведь их должно было быть очень много.  Но когда мы подошли к воротам города, винарь сам вышел нам навстречу.

Один из музыкантов надевает маску и становится Винарем.
Пьянарь. Только шел он спиной вперед как ходят все мертвые.  Но даже по спине я его узнал. Я бросился ему на шею, и стал умолять простить меня.  Но винарь ответил мне, что никогда не сердился на меня.

Винарь. Мне было приятно, что тебе нравится мое вино. Большего мне не требовалось. Но сейчас, когда ты проделал такой длинный и тяжелый путь, только для того чтобы увидеть меня – я счастлив вдвойне.

Пьянарь. Я искал тебя десять лет и теперь ужасно радуюсь встрече, но буду радоваться в 1000 раз больше, если ты согласишься вернуться домой. 

Винарь. Я не могу пойти с вами.  Мертвецам не разрешается селиться с живыми.  Но на прощание я хочу подарить тебе это яйцо. Береги его пуще золота, ведь оно сможет исполнить любое твое желание. 

Винарь поворачивается спиной вперед и уходит.

Жена. Потом винарь показал нам дорогу, по которой в их город приходили мертвые, – это была самая короткая дорога. И мы не заметили, как оказались дома.

Пьянарь. Но пока мы искали упокойного винаря, в нашу страну пришел ГОЛОД. 

Жена. И откуда он только взялся, этот голод?


Эпизод 8

Старейшина: Когда-то Небо и Земля дружили, потому что были живыми существами, и Небо часто уходило с неба и спускалось к Земле, своей подруге, на землю.  И вот однажды они встретились, как обычно, и Небо предложило Земле поохотиться, а Земля сказала, что она с удовольствием.

Друзья отправились в ближайший лес, но они охотились с раннего утра и до семи часов по вечернему времени, но им не везло: из всех лесных существ им удалось подстрелить только маленькую мышь.

Небо объявило, что добыча – его и оно возьмет ее с собой на небо; а Земля ответила, что ничего подобного, мышь – ее и останется на земле. Земля сказала, что она – главней и поэтому мышь останется у нее, а Небо заявило, что оно – важней и поэтому заберет добычу с собой; и вот они спорили несколько часов, доспорились до ссоры и, поссорившись, разошлись, а мышь так никому и не досталась.

Но как только Небо добралось до неба, оно сразу же отменило сезоны дождей  – ни капли влаги не проливалось на землю, и даже росе было запрещено выпадать.  Вскоре на земле не осталось воды, озера и реки постепенно высохли, растения и животные погибли от жажды, а среди людей начался голод.

Все артисты и музыканты в изнеможении падают на землю.

Эпизод 9

Пьянарь.  Вот, значит, на мир навалился голод, и, когда мы вернулись из Города мертвых, я достал яйцо, положил его в чашу и произнес названия яств и напитков, нужных для пропитания себя и своих друзей. Не прошло и минуты, как названное явилось, и мы с удовольствием поели и выпили, а после принялись весело танцевать.

Все артисты и музыканты поднимаются с земли и начинают петь и танцевать.

Пьянарь. Я пировал с друзьями до глубокой ночи, и они ушли от меня только под утро.
Музыканты недовольно замолкают и рассаживаются на свои места.

Пьянарь. Вот они ушли, а я улегся в постель. (засыпает)

Музыканты зовут детей из зрительного зала и вместе с ними будят Пьянаря.

Пьянарь. Но не успел уснуть, как друзья возвратились, и их стало больше процентов на шестьдесят. Я побрел в комнату, вынул яйцо, положил его в чашу и заказал яств. И отправился досыпать. (засыпает)

Музыканты зовут еще больше детей из зрительного зала и вместе с ними будят Пьянаря.

Пьянарь. И вот я кормил друзей и знакомых, но вскоре весь мир проведал о яйце! Я стал самым главным человеком в мире и занимался только тем, что называл яства, я заказал столько яств и винных напитков, что все наелись и в удовольствие напились, – и хотел отдохнуть…

Музыканты и дети будят Пьянаря еще даже раньше чем он успевает лечь.

Пьянарь. Да не тут-то было: наевшиеся люди стали плясать, а некоторые принялись обоюдно бороться, и вот они плясали, радовались и боролись, пока не разбили волшебное яйцо.

Пьянарь незаметно бросает яйцо на землю, и оно раскалывается. Все танцующие замирают и с подозрением смотрят на Пьянаря.

Пьянарь. А получилось так: кто-то толкнул столик, на котором стояла ваза с яйцом, – столик опрокинулся, ваза разбилась, а яйцо раскололось на две половинки. И вот у нас не стало волшебного яйца!

Все. А засуха все продолжалась.

Все расстроенные и угнетенные рассаживаются оп своим местам.

Пьянарь. И вот мы крепко задумались о том, как нам избавиться от голода. И тут я понял, что Земля, была несправедлива к небу. Пока Небо и Земля дружили, та не замечала, сколько добра Небо делает для нее. Совсем как я когда-то не замечал, что мой винарь был моим единственным настоящим другом! Небо столько лет поливало ее дождями, закрывало облаками от палящего солнца, а она устроила спор из-за какой-то мыши!

Пьянарь. И вот мы решили приготовить Жертвенное Подношение Небу, чтобы оно вновь примирилось с Землей. И вот мы отыскали все необходимое и сделали все, как полагалось: положили в разбитый горшок двух кур, бросили туда же шесть плодов колы и полили Подношение пальмовым маслом. И меня, как Отцабоговвсенасветемогущего отправили доставлять Подношение на небо.

Небо с радостью приняло посланное, потому что само уже давно хотело помириться с Землей, но было слишком гордое.  И не успел я, спуститься на землю, как хлынул дождь. И  дождь не прекращался три месяца подряд, и на четвертый месяц земля избавилась от голода!

Финальная песня

Конец.




Контакты: Alesin4@gmail.com