Libertine

Владимир Альтдорф
Центр поведенческого стереотипа здесь составляет зона невозмутимости, вокруг которой вращается, как вокруг всё втягивающей чёрной дыры, сонм соблазнённых существ: сын, жена, друзья и многочисленные (по всей видимости) любовницы. Но зачем, для чего нужно такого рода индивиду соблазнение? Для самоутверждения? Для удовлетворение воли к власти? Но тогда какое место эта воля к власти занимает в психологическом строении этого персонажа (если вообще можно говорить о его “психологическом строении”)? И как она соотносится с диаграммой сексуальности и с аппаратом складывания персонажной фигуративности?

Эдуард Надточий

…до какой степени страсти укрепляют и закаляют порок в таких душах… все чувства, внушаемые в таких случаях добродетелью, становятся в сердце злодея шипами, уколы которых с удвоенной силой подталкивают его к задуманному преступлению… Настоящий распутник обожает бесчестье, позор и упреки, которые заслуживают ему его отвратительные поступки — в этом находит радость его извращенная душа. Разве не встречаются нам люди, которые приходят в восторг от возмездия, обрушивающегося на них, которые видят в эшафоте место славы, где они гибнут с радостным чувством исполненного предназначения, вспоминая свои подлые и преступные деяния? Вот до чего доводит человека осознанная развращенность…


Если есть на свете что-нибудь приятное, … так это распутство. Где еще встречается страсть, которая так сладострастно щекочет все наши чувства? Есть ли на земле занятие, которое приносит такую радость? Только либертинаж способен разбить погремушки, которыми нас тешили в детстве, только он зажигает факел разума и наполняет человека энергией, так не сделать ли из этого вывод, что природа сотворила нас для наслаждений?

…эти удовольствия тем сладостнее, чем больше они непохожи на общепринятые обычаи и нравы, и вершина сладострастия в том, чтобы сокрушить все преграды.

Понуждение по отношению к любви, доведенной до крайности, есть понуждение по отношению к смерти.

Маркиз Де Сад

Изучая процессы либертинизма и либертинажа, как исторического и эпохального явления, я выяснил, что эти понятия были широко распространены в 17-18 веках в Европе. Разнообразные грани этой «аморальной философии» раскрывают нам не только классики мировой литературы - Лакло, Кребийон, Маркиз Де Сад, Бретон, Вальмонт, но и русские классики - Тургенев, Набоков. Даже в Новом Завете мы сталкиваемся с «либертиной» (притча о прощении грешницы Иисусом). Более того, либертинизм существует и в наши дни! Немногие знают, что накануне 14 февраля, Дня святого Валентина, отмечается другой праздник с не менее древними традициями, а именно - 13 февраля, День грешного Либертина. В этот день принято обращаться к покинутым возлюбленным с просьбой вернуть подаренные ранее ценные вещи и возместить стоимость тех подарков, возвратить которые уже невозможно (цветы, конфеты, бутылки, изношенные носки, колготки и галстуки, оплаченный ужин при свечах и т.п.). По традиции в этот день влюбленные обмениваются фотографиям и тех, с кем они изменяли друг другу в течение прошедшего года. Часто этот ритуал сопровождается рассказом о сравнительных достоинствах изображенных на фотографиях лиц, а также о недостатках друг друга.

Особой популярностью пользуются так называемые "либертинки". Это любительские фотографии постельных сцен с участием одного из партнеров, которые отправляются по почте, часто без подписи. Получивший "либертинку" адресат должен сам догадаться, когда, где и кем была сделана фотография, а главное, кто еще на ней изображен.
День грешного Либертина по традиции завершается массовыми оргиями. Отмечающая этот праздник молодежь, впрочем, как и люди постарше выходят на улицу и завязывают тесные отношения с первыми встречными, причем считается, что чем больше людей участвовало в этом групповом действе, тем больше любви и счастья будет весь год до следующего праздника.

Пепел Луны, пузырек маленький пены
Принесенный ветром, я больна наверно
Возле груди лежат мои невезенья
Любви мне учиться не лень

Я я я потаскушка
Как же я хрупка
Я я я просто шлюшка
Где твоя рука

Рубят Луну – летят колючки и перья
Баюкает ветер, я в пути теперь
Жизнь грустна как стакан гранатного сока
Любить нужно плача в платок

Я я я потаскушка
Как же я хрупка
Я я я просто шлюшка
Где твоя рука

Тело твое на моем
Я в бреду-у-у
Милый, ты спишь, а я рассвета жду
Если сотрешь с моих губ
Любви вку-у-ус
Я вспомню его, сберегу

Пепел Луны, пузырек маленький пены
Потерянный ветром я больна наверно
Тело боится, кожа в каплях лоснится
Украдено сердце отец.

Я я я потаскушка
Как же я хрупка
Я я я просто шлюшка
Где твоя рука

Лично моё знакомство с «либертинизмом» было очень давно, когда мне было лет 14, я прочитал «120 дней Содома» и «Жюстину» Де Сада. Все мы знаем, что Милен Фармер любит читать этого французского классика, именно с ним у меня возникает ассоциация, когда я смотрю клип «Libertine». Маркиз, можно сказать, ввёл это понятие. Это философия «отчуждения», «нигилизма». Молодая Милен, в далёком 1985 году, сидя в студии, пропела в микрофон, шутя: «Я я я шлюшка…». Лоран крикнул: «Чёрт возьми! Это же гениально!» Так зародилась идея с «Распутницей». И был огромный успех, которого не ожидали ни Милен, ни Лоран. В те же лет 15-16 я познал и Милен. Связь творчества Милен и произведений Маркиза Де Сада очевидна, особенно эти познания Милен и Бутонна проявили в клипе «Libertine», ставший шедевром, классикой французской музыки 80-х годов прошлого столетия. Они имели бешеный успех! Так что же такое «либертина», «либертинаж»? Это название нигилистической философии, отрицающей общепринятые в обществе нормы (прежде всего моральные).

Слово «либертины» первоначально было названием определенных политических и социальных групп, которые были активны в Европе в XVII веке. Либертинизм являлся формой вольнодумства. Впервые этот термин был применён Жаном Кальвином к деятельности голландской секты анабаптистов, которая отвергала многие общественные нормы и проповедовала обобществление товаров и женщин.

Со временем слово «либертин» стало означать свободу от ограничений, в частности социальных, моральных и религиозных норм. Эта философия приобрела сторонников в XVIII веке и XIX веке во Франции и Англии. Именно эту философию Милен «приподнесла» в грандиозном, скандальном видеоклипе. Этот клип в начале творческого пути Милен побил все рекорды того времени, и стал «самым-самым». Самый широкоэкранный, самый зрелищный, самый эротичный. Данная работа Лорана ВПЕРВЫЕ в мире снята на 35 миллиметровую плёнку, ВПЕРВЫЕ в мире снят формат «клип-фильм», ВПЕРВЫЕ в мире фильм-клип показан в кинотеатре, ВПЕРВЫЕ в мире длительность музыкального клипа более 10 минут, а точнее 10 минут 53 секунды! Это достижение в мире музыки и искусства кинематографа. Лоран знает, что делает. Успех был даже в «телевизионном» формате, мы знаем, что он заканчивается на том моменте, когда Либертина выходит из «комнаты любви» с расстёгнутым воротом.

Милен снова прокричала на всю Францию и на весь мир. О чём этот «крик»? О любви, крови, смерти, страсти, французских манерах «распутных» салонов, о грехопадении, о «развратности», которое живёт в каждом из нас, о нашей жизни…

Милен много раз нам говорила - нет чёткой границы между «нормой» и «патологией». Милен за любовь! То, что показано, заставляет думать и немного философствовать о жизни. Разве мысленно, каждый из нас, не «развратничал» хоть раз в жизни? Ответьте каждый сами себе же на этот вопрос? Наверное, ответ будет «да». Милен грандиозно «открывает «кулисы» нашего подсознания» и не говорит ни чего нового и шокирующего… «Жизнь грустна как стакан гранатного сока… Любить нужно плача в платок…» Она просто нам открывает «глаза» на правду бытия. Но мы закомплексованы, живём и «прячемся» в скорлупе своих же «порочностей» и дурных поступков. Откройтесь, обнажитесь, обнажите свою душу! И любите, пока живы, жизнь коротка, как пузырёк из пены….Вот такие мысли мои от «Либертины». Милен провозглашает любовь и секс! И она права - что есть, главнее сего? ЛЮБОВЬ! Показана восхитительная любовь! И жертва, плата смертью, кровью, во имя ЛЮБВИ! Я согласен с Милен! Я тоже готов пожертвовать кровь во имя любви. Спасибо, Милен, тебе. Она оголила не только своё прекрасное тело, но и оголила душу, ещё раз она это сделает в «Je te rends ton amour», доказывая всем нам, что главное - любить, превозносить это чувство превыше всего. Любите и наслаждайтесь! Но иногда можно «запить» это чувство гранатовым соком и поплакать в платок, даже умереть. Права, ох как права Милен! «…Привкус горечи напоминает мне, что я на небесах…» « ….Любви мне учится не лень…»

…Раннее утро. Прекрасный пейзаж природы - озеро, зелень, тишь и гладь… Неиспорченная природа Франции 18 века…Титры фильма. Зеркало водяной глади, тишина. Крик ночной птицы. Природа…Что в этом заложено? Главный соперник человека в классическом либертинаже — Природа. Сковывая человека цепями законов и обязательств, диктуя человеку самые сокровенные его импульсы, Природа ограничивает свободу Либертины. Природа служит невыносимой клеткой для абсолютной реализации свободной воли либертины. А Либертина хочет свободы, она любит свободу. Свобода мысли, свобода действий, свобода выбора любви. Вот именно поэтому Либертина выбирает этот путь свободы, пусть этот путь смешан немного с пороками, но свободный путь…

…Как и в «Plus Grandir», начало - это идущие во всём «чёрном» ноги Милен, плавно шурша по траве, другие ноги - дуэлянта. Но мы не знаем пока, кто именно дуэлянты. Казалось бы на дуэли присутствуют обычно мужчины, но Лоран делает «ход коньком», и одна из участниц сражения…женщина! Тем самым, чётко показано, что женщина не всегда является «слабой», наоборот, в этом действе и далее мы видим, что Либертина, женщина - сильная натура, порой сильнее и «превыше» мужчины. Вот это поворот! Женщина сильнее мужчины, она побеждает! Кроме дуэлянтов, на берегу этого водоёма стоят наблюдатели - спутница мужчины и монахи, они наблюдают за стрельбой. Как видим, женщина «болеет» за дуэлянта в белых гольфах, она несколько смущена, чувствуется напряжение в воздухе, обстановка накаляется, близится «развязка». Кто победит? Игра взглядов, игра дул пистолетов. Мне кажется, только Бутона так смог срежиссировать гримасы и мимику героев, их чрезмерно напудренных лиц. Тонкая улыбка Милен, заключающая в себе многое. Какая актёрская игра! Превосходно снято и сыграно, в этих «улыбках» большой смысл. Заметили? Выстрел, ржание лошади, взлёт птицы. Либертина не промахнулась. Соперник в крови. А как красиво всё снято. Потрясно! Кровь. Смерть. Либертина на вершине вершин, она выигрывает всю игру, она в полной «свободе» и лошадь, на которой она удалится с места дуэли именно белого цвета, в отличии от тех, что стояли на берегу рядом с монахами. Белая! Белая лошадь. Именно верхом на ней запечатлена Милен и представлена зрителю - Милен Фармер -Либертина. Теперь понятно всё. В мадам, которая бросается к убитому, мы узнаём Софи Телье, потрясающую актрису, танцовщицу и хореографа Милен. Эту артистку я просто обожаю, она мастерски играет злодеек - соперниц в клипах Милен. Превосходная, грандиозная, величественная игра актрисы. Браво, Софи! Выражение её лица надолго запомнишь… Жест с «отбрасыванием» пистолета показывает, что орудие теперь Либертине не нужно, ей нужна любовь, пистолет она выбрасывает с неким высокомерием на лице.
А дальше - оргия в замке, идёт салон разврата. Люди в париках и разукрашенными лицами придаются своему «обряду» либертинажа. Тут и пьянка, и групповуха, и азартные игры, и игры взглядов, игры «вельможных угодничеств». Замок «гнездо разврата» 18 века. А какие лица! Некрасивые и неприятные. Лоран - мастер по съёмкам таких лиц, вспомнить ведьм из «Giorgino»…

Кто-то спит на столе, кто то «грызёт ногти». Им всё по… Главное - удовлетворить свои похоти, окунутся в реку удовольствий. Режиссёр всё очень ловко снял, весь антураж блеска фальшивых драгоценных камней и позолоты, свечи, фужеры с вином, характерная мебель.

Следующая сцена - купание Либертины в ванне. Голая Милен! К ней запрыгивают ещё две голые девицы. Сыграли этих девиц, как мы знаем, сотрудницы и секретарши компании Polidor. Девушки начинают баловаться и играться, показывая зрителю, что любви все покорны, пусть и девушки ласкают друг друга, но это баловство пресекает хозяйка притона.

И снова неприятные накрашенные лица, среди них есть одно красивое лицо - это девушка, играющая в карты, наравне с мужчинами, это Либертина. Дальше режиссёр показывает взгляды. Милен и её спутник обмениваются очень выразительными взглядами, в которых многое можно прочитать. Снято так, что по выражению глаз понимаешь всё, читаешь в глазах. Удивительно. Предварительно, спутник передаёт любовную записку Либертине. Но и без записей понятно, что два человека «горят» страстью друг к другу, желают скорей уединиться и предаться умилению друг другом.

Вскоре мы наблюдаем эротическую сцену. «Их тела сплелись в единое целое». Прекрасная сцена акта любви с пронизывающими взглядами насквозь, ласками, выражениями «страсти» любви. Художественный фильм, качественная эротика, снятая с разных ракурсов и панорам. Спасибо Лорану, спасибо Милен. И снова голое тело Милен. Смятая записка в руке медленно падает, и Либертина в одиночестве, она одна, но она сильнее и выше всей ситуации, она сохранит вкус любви на губах.

Тело твое на моем
Я в бреду-у-у
Милый, ты спишь, а я рассвета жду
Если сотрешь с моих губ

Любви вку-у-ус
Я вспомню его, сберегу

Я я я потаскушка
Как же я хрупка
Я я я просто шлюшка
Где твоя рука

А дальше Либертина, со счастливой улыбкой на лице, выходит в салон, где её поджидает соперница, и тут началось. Очень красочно, очень шикарно снята драка женщин - разбитая бутылка, разбитая в кровь губа, жестокость, эмоции, ненависть - всё показано очень красиво, в замедленном темпе. Но соперница явно преобладает по агрессии и физическим силам. Что из этого получилось, мы видим. Мадам в красном платье нанимает людей, чтобы отомстить Либертине, чтобы убить. Любовник главной героини спасает её, и они умчались всё на той же белой лошади, но злые пули настигли и Либертина падает окровавленная вместе с маркизом на траву возле того же водоёма. Красиво падают, красиво изображена кровь. Они мертвы. Либертина проиграла эту игру. Но! Мы знаем, что будет потом, не забегаем вперёд. Она проиграла, а может выиграла?

В завершении своего повествования, приведу известную пословицу на латинском языке - «Cogito ergo sum», что в переводе обозначает «Размышляю, следовательно, существую». Когда-то, давно, я придумал свою, убрав из слова всего лишь одну букву «g», и получилось «Coito ergo sum»: «Совокупляюсь, следовательно, существую»…