Plus Grandir

Владимир Альтдорф
Есть запах девственный; как луг, он чист и свят,
Как тело детское, высокий звук гобоя;
И есть торжественный, развратный аромат –

Слиянье ладана и амбры и бензоя:
В нем бесконечное доступно вдруг для нас,
В нем высших дум восторг и лучших чувств экстаз!

Шарль Бодлер «Цветы зла»

Продолжение темы детства, взросления и старения, а точнее не желания стареть мы видим в первом кинематографическом клипе Лорана Буттона «Plus Grandir». Замысел, данный в «Maman A Tort», Милен и Лоран продолжают раскрывать теперь в «широкоэкранном» клипе. Это один из первых в мире клипов данного формата, это первый успех в мире «кино», не побоюсь этого слова, качественно сделанный Лораном. Милен проявила себя потрясающей актрисой, а фильм просто завораживает. И опять - детство. Тема детства прослеживается на протяжении всего творческого пути Милен Фармер, равно как и темы смерти, вечности, религии, грехопадения, взросления, жестокости окружающего мира и конечно же святого чувства - любви. Все эти темы проанализированы и «выложены» в высококачественном видео под названием «Plus Grandir». О, Милен! О, Лоран! Гении всех гениев! Очень тонко, очень точно преподнесли «психоанализ» человеческой души в виде шикарной картинки. Они тронули мою душу. Если есть «ад на земле» - Милен это покажет на 100%, если есть любовь - Милен преподнесёт её на высшем уровне! И всегда - точное попадание, прямо в человеческое сердце, потому что каждый человек когда либо страдал и испытывал боль, поэтому клипы, и в частности «Не взрослеть», принимаются людьми близко к сердцу.

Она не говорит, что типа «я тебя люблю, а ты меня нет». Это слишком банально. Любовь, она штука сложная и противоречивая. Акт насилия порой приравнивается к акту любви, потеря девственности - как тяжёлый точек становления во взрослую жизнь, а следовательно, путь познания боли и страдания. Милен отразила всех «нас» в клипе, опять прокричала правду, взяла на себя роль каждого члена нашего убогого общества, стала «жертвой», и доказала, что, в принципе, жизнь сложна и трудна, поэтому она, и все мы немного «дети», или хотим быть «детьми», не знать болезни, не знать войны, не знать паскудные проблемы и конфликты «без причин». Поэтому мы не хотим стареть, взрослеть. Лично я не видел ни одного ребёнка не искреннего, преподносящего «предательство». Не знаю, может и есть, но я так воспитан, что не хочу знать даже у взрослых эти явления. Мы все - дети по сути, пришли из мира, под названием «детство», и разумом вернёмся туда же, поэтому горько порой и «неправильно» быть взрослым…
Начало клипа - надпись во весь экран, эту традицию Лоран будет соблюдать постоянно, говоря нам, что это фильм, маленькая история, сказка, которую каждый поймёт по-своему. Затем туман движется влево, и из тумана, вправо идут ноги Милен, запаянные, как и всё тело в «чёрное». Красными остаются только перчатки, руки - как символ жизни и крови. Жёлтая пожухшая листва на земле, а потом и падающая прямо на голову героини, всё это говорит, что время года - осень, а точнее - поздняя осень, любимое время года Милен. Осень. Закат. Конец. Ноябрь. Завершение? Или начало? Помимо перчаток, далее в клипе, мы увидим красный цвет ещё не раз: красная кровь на губах Милен, красная ночная сорочка на Милен, красная одежда на кукле. И всё же…красные перчатки. Символика «родства», «крови», «надежды». Но Милен вся в чёрном одеянии. Даже «детская» коляска, которая должна быть, ну ни как не чёрная, но это так. Я нахожу, всё это сочетание, что Милен «призрак», её уже нет, и она пришла к себе на могилу, что бы «вспомнить» свою жизнь, как она быстро постарела. Что же в коляске? Кукла? Ребёнок? Нет, там пустота. Эта пустота, на мой взгляд, это ноша её жизни, это «старость», ненужность, но Милен толкает её перед собой. Ненужную пустую чёрную «люльку». Наверное, призраки гуляют по кладбищу без «детей-кукол». Олицетворение «перехода» детства и трансформацию во «взросление» представлено той, видимо, самой куклой, которая подшучивает над девушкой.

Обратим внимание, что на всех могилах присутствуют живые цветы, а на одной нет ни цветов, нет даже надписи рождения и смерти, на той, к которой подходит девушка, там есть только надпись «Милен Фармер. Не стареть». Мёртвые, как представлено в романе Натали Реймс «Тени других» не способны «видеть» на склепах и могилах что либо, по крайней мере, у меня возникли такие ассоциации. Что-то в этом заложено режиссёром.

И далее Милен начинает «вспоминать». А над могилой «задним» планом статуэтка девы Марии, первый «религиозный контекст» режиссёра - Бог, Богородица Дева с Нами, даже «там»…Она всегда видит всё и помогает, попросить у неё нужно, что бы Она ходатайствовала и просила у Сына…И Дева видит всё дальше, что произойдёт в этой истории. Спасибо, Лоран, что говоришь нам, что не надо забывать о Боге, Вере. Грехи наши, «насилие» мира - всё под контролем! Не забывайте о Боге! Не делайте зла, ибо вернутся зло может с утроенной силой.

Обилие красного цвета в следующей сцене! Не синий цвет, не зелёный, а красные одежды на Милен, если честно, почему-то у меня это ассоциировалось с «кровопотерей при потере девственности», но Милен ещё девственна, кровь у неё только пока на губах от ударов и побоев. Вот что Милен говорила о потере невинности: «Комната, банальная комната, кровать. Что-то невероятное. Это даже было немного изнасилование, изнасилование детства, немного изнасилование чего-то нереального». Ничего не напоминает? Один в один - комната, где происходит дальнейшее деяние в клипе. Акт потери девственности, акт насилия и акт любви слились в единое целое. Акт прощания с детством таким вот образом… Это и боль, и наслаждение одновременно, а для карличих - монахинь это ещё и «грех». Но грех ли? Любовь - грех? Воплощение монашек - уродиц, их насильственные деяния, усмешки - ни что иное, как «моральное уничтожение» всем обществом ребёнка. Не зря монахини показаны уродцами с психическими и физическими дефектами, низкорослыми. Так в жизни не может быть. Лоран всем этим показал, что всё «уродливое общество» надсмеивается и мучает ребёнка - Милен, которая была, есть и будет «превыше» всей «уродливой» общественности. Rambo Kowalski представлен не насильником, а тем образом, который «насилует» «детство», загоняя дитя во взрослые проблемы «прогнившего» мира.

Одним из главных персонажей клипа является кукла. Милен спит с ней. Кукла - это как бы «детство» Милен. Девушка не хочет взрослеть, поэтому Милен хочет утопить куклу-детство, разрубить её на части, отрубить руку, тем самым, как бы «заморозить», «остановить». Но кукла-детство усмехается, мол, жизнь неминуемо течёт, и мы все стареем, поэтому Милен молится. Молится, и наверное, просит «не взрослеть», потому что «маленький пустячок» может её сильно изменить. Милен молится, а «монашки-уродки» - нет. За что же? За что же они её бьют? Милен не виновата ни в чём, она просто не хочет взрослеть, страдать. Милен плачет, а кукла смеётся. Всё как в жизни – кто-то рыдает, просит, а кто-то над этим надсмеивается… Ну и пусть по ней ползают крысы, с ними девочке даже лучше, без животных не обходится почти ни один клип Милен. Дальше - сцена с «насильником», акт насилия… переходящий в удовольствие. Вот тут - выход «подсознательного» по Фрейду. Доказательством тому, могу привести пример, что учёные-психологи изучали подобные экстремальные ситуации, и сделали вывод, что «рабыни», «жертвы», «заложницы», со временем влюбляются в своих «хозяинов» и «маньяков». Есть даже такой «приём» - оказывать любезность своему «террористу». Это заложено в «подкорке», режиссер мастерски это продемонстрировал в сцене с «насилием» и «потерей невинности». Дева Мария «ожила» и стала закрывать лицо руками. Но отчего это действо? Может совсем и не из-за самого полового акта, а может из за чего-то другого? Следом показана голая грудь Милен первый и не последний раз покажет свою прекрасную грудь. Оголённая грудь как символ чистоты и материнства, детства.

В конце фильма Милен, кружась, исполняет танец «времени», с каждым «кругом» старея на глазах, в финале превращаясь в старуху. Но к ней подлетает белый голубь, как знак веры, свободы, мира, освобождения. Надежа есть! Намёк на надежду Лоран нам где-то, но подкинет! То белое платье (Maman A Tort), то лошадь в церкви (Giorgino), то белый голубь в Plus Grandir… Акцент на паутине - как элемент дряхлости, старости. Лоран - мастер!

И вот Милен бросает небрежно на могилу свой букетик. Помните, в начале анализа я написал, что на всех могилах - цветы, а на одной нет, так вот они (цветы) появились. Душа Милен выполнила свой «долг» и «перемотала» свою жизнь как на киноплёнке, сплела свой «ковёр» жизни, но не как «паутину» паучиха. Она осталась довольной, теперь ей будет спокойней! Наверное, выйдя за ограду кладбища, она оставит свой «груз» - коляску.

А кукла? А кукла осталась сидеть «тут» и улыбаться, в своём красном наряде, и поджидать новую героиню, ведь Милен теперь не в красном, а в чёрном…