Что я любил и чего мне не хватало

Александр Таль
    Что  же  я  любил  и  не  любил  в  детстве  и  отрочестве? Понятие  «любил» здесь, конечно  условно. Его  можно  разложить  на  «было  по  душе», «нравилось», «было  легко  и приятно" (и наоборот, конечно). Любил  я  праздник  Новый  год, месяц  май, читать (и  делать  уроки), лёжа  на  диване, тайком  есть  по  ночам  вкусные  мамины  котлеты  из  холодильника, долго  лежать  в  горячей  ванне, и  гладить  всех  кошек, которые  встречаются  у  меня  на  пути. Конечно, делал  я  всё это  не  одновременно.
     Одно  время  я  любил  днём  после  школы  отправляться  за  мороженым. Это  был  целый  ритуал. Я  проезжал  на  автобусе  две  остановки  по  Чертановской  улице, покупал  в  ларьке  3-4 штуки  мороженого  и  приносил  их  домой. Там  я  слегка  растапливал  своё  лакомство, и  постепенно  съедал  его, лёжа  на  диване  и  читая  при  этом  любимую  книгу. Ларёк  этот  и  сейчас  стоит  на  том  же месте, только  ассортимент  и  цены, конечно, изменились.
    А  еще  в  детстве  и  отрочестве  я  коллекционировал  иномарки. Не  спеши, читатель  удивляться  или  возмущаться, вспомни, что  имеешь  дело  с  «шестидесятником». В  то  время  очень  многие  школьники становились  филателистами, кто-то  «заразил»  этим  и  меня.
Это  сейчас  мне  кажется, что  трудно  найти  более  бессмысленное  занятие, чем  собирать  марки, или  фантики, а  тогда  я  без  фанатизма, но  с  интересом  собирал  свою  коллекцию. Она  была  не  очень  большой, и  интересовали  меня  в  основном  марки  капиталистических  стран, независимо  от  их  тематики. Из  стран  соцлагеря  невозможно  было достать  лишь  албанские  марки, по  причине  отсутствия  контактов  между  нашими  странами. Если  не  ошибаюсь, в  1983  году  я  написал  наивное  письмо  к  почтовым  работникам   города  Тираны  с  просьбой  прислать  мне  албанские  марки, в  обмен  предлагая  любые  из  своей  коллекции, но  не  отослал его.
      А  не  любил  я  кефир, стричься, выходить  на  улицу  один, стоять  в  очередях, уроки  физкультуры  в  школе, и  подвыпивших  людей.
        Чего  же  мне  не  хватало  в  детстве  и  отрочестве? Кроме  уже упомянутого  неполученного  музыкального  образования, наверное, прежде  всего  мне  не  хватало  присутствия  рядом  тактичных, интеллигентных, мудрых  людей, общения  с  этими  людьми. В  какой-то, но  далеко  не  полной  мере, это  компенсировалось  моими  нечастыми  встречами  с  папой  и  его  родными. Что  касается  маминых  родственников, живущих  в  Москве (они  расселены  по  всей  России, и  большинство  из  них  я  никогда  не  видел), то  для  них  я  всегда  был  и  остаюсь  белой  вороной. Сама  их  манера  общаться  на  повышенных  тонах (вовсе  не  потому  что  они  хотят  обидеть) всегда  вызывала  у  меня  чувство  дискомфорта.
 Может  быть,  по  этим  причинам  я  в  середине  80-х  годов, как  к  живительному  роднику, прильнул  всей  душой  к  песням  наших  лучших  поющих  поэтов, к  которым  я  отношу  прежде  всего  Б.Окуджаву, А.Дольского, Н.Матвееву. Но  просто  слушать  их  замечательные  песни  для  меня  было  недостаточно, и  я  стремился  к  общению  с  их  авторами. Как  говорят, «это  было  сильнее  меня». Под  влиянием  этих  песен  я  составил  в  начале  1985 года  свои  философские  труды: Классификацию  людей  и  «теорию  пассивной  честности». Подробно  писать  об  этом  пока  не  буду, но  как  личность  я  сформировался  в  основном  в  эти  годы.