Диалектика-2

Сергей Корягин
Статья Айвакина в журнале «Альтернативы» «Вернуть диалектике ее истинное содержание» стоит того, чтобы ее проштудировать. Для меня она оказалась очень полезной. И просветила меня, и стимулировала мою мысль. Свои соображения непрофессионала я выразил в небольшом тексте, который публикую здесь.

Диалектика – это диалог. Диалог (взаимодействие – близкое или далекое) вещей в природе, в общественной жизни. Этот диалог, вследствие столкновения или взаимопроникновения, неизбежно ведет к изменению вещей, незначительной или значительной смене их качества, их определенности. В растительном царстве, тем более – животном, «вещи» ведут диалог более оживленно. Наиболее активная «вещь» в природе – гомо сапиенс, человек. Разум, царствующий в природе, нашел свое воплощение (возможно, не самое несовершенное) в человеке. Через человека  разум, будучи в потенции, в зародыше, вещью в себе, должен стать вещью для себя, когда мысль мыслит самое себя. Основная линия развития в природе и в истории определяется именно самораскрытием разума, или – более точно – абсолютного духа. Самораскрытием истины, «свернувшейся в своей простоте».

В человеческой истории диалог вещей превращается в развитие, в изменение с усовершенствованием во времени, с превращением потенции в реальность. Превращается в диалог человека с природой, с самим собой, с себе подобными, с общественной жизнью. Диалог, сопровождающийся производством вещей, отношений, идей, науки. Отчуждением и снятием отчуждения. Вот часть понятий диалектики: субъект и объект, движение, развитие, определенность, тождество и различие, раздвоение единого, единство, взаимодействие, борьба противоположностей, снятие противоположностей, переход количества в качество, развитие от простого к сложному, возвращение к простому и новый цикл развития.

Единое раздваивается, усложняется, появляется множество единых, среди которых проявляются два, со временем переходящих в противоположности. Развитие снимает противоположности, появляется новое качество, не уничтожившее противоположности, а ставшее над ними, включившее их в себя, переработавшее их. Зло и добро не исчезают в истории, но меняют лишь свою форму. Свобода не побеждает необходимость (как необходимость не побеждает свободу), они продолжают взаимодействовать в других общественных «одеждах». Раб и рабовладелец, крепостной и феодал, капиталист и наемный работник, подданный и политический деспот.

Как у Гегеля шло развитие от простого к сложному в общественной сфере? Древний Восток: свободен один (тиран), Античная  эпоха: свободны некоторые, Христианская эпоха: свободны все. Как Маркс изображает развитие от простого к сложному? Первобытный коммунизм, рабовладельческая эпоха, феодальная, капиталистическая, социалистическая, коммунистическая. Новый коммунизм, пробиваясь через тернии истории, должен повторить коммунизм первобытный, но в более усложненном виде. Еще пример из Маркса: случайный товарообмен (натуральное хозяйство), обмен товаров на самый ходовой товар (полунатуральное хозяйство), золото, а потом и бумажные деньги,  функционируют в эпоху, когда все продается и покупается. Товар как клеточка товарных отношений развился в сложную товарно-денежную систему – капитализм. Из маленького семени выросло ветвистое дерево.

У Гегеля природа и разум, воплощенный в науке, тождественны.  Поэтому диалектика познания не отражает объективную диалектику, а выражает. Изменение мира происходит  прежде всего через его познания, а все, что создается руками человека – следствие познания. Все материальное в жизни стоит позади, являясь фоном, основой, условиями этой борьбы. Объективный идеализм.  Лишь после того, как люди познали, что они свободны и равны по своей природе, они могут осознанно бороться за свободу и равенство. Абсолютная идея   (точнее: абсолютный дух)  сама в себе несет всю энергию,  необходимую для реализации исторической задачи человечества.

Диалектика общественной жизни, познания, зафиксированная философом в своих трудах, совсем не гарантирует нам движения в рамках истины – слишком много непредвиденных факторов вмешивается непосредственно в жизнь и в процесс познания: образованность субъекта деятельности или субъекта познания, его характер, внешние события вносят свои коррективы. Если в гегелевской диалектике снятие противоположностей не предусматривает уничтожение одной из них, то Маркс игнорировал эту формальность: в его новом, посткапиталистическом обществе пролетариат физически уничтожает свою противоположность – буржуазию. Двигать, так двигать, развивать, так развивать. Классик коммунизма не признает таких устоявшихся исторических определенностей, как частная собственность, семья и отечество, в качестве незыблемых основ общественной жизни и легко их убирает с «поля боя». У завоевавшего власть пролетариата частная собственность и семья упразднены, а его отечество … нет у него такового. Что касается государства, то оно исчезнет, растворится, уснет, когда гегемон перебьет всех своих врагов. Русские большевики превратили диалектику в настоящую дьяволектику, дискредитировали научный метод в теории и на практике.

Характерно на этот счет высказался Энгельс: «Для диалектической философии нет ничего раз навсегда установленного, безусловного, святого. На всем и во всем видит она печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему». Цитату привел Авакин. И прокомментировал: диалектику как философский принцип не следует противопоставлять рассудку, не следует акцентировать внимание на ничем не обузданном развитии бытия и мышлении и голом отрицании определенности.  «Катастрофическая  история прошлого столетия наглядно продемонстрировала нам, к чему приводит забвение «раз навсегда установленного, безусловного, святого», – заключил он.  Воскресенье, 9 октября 2011 г.