Что происходит в новейшей русской литературе?

Сергей Сметанин
В последние два десятилетия в русской культуре все больше внедряется секс, жестокость, насилие; масскультура стала основным брендом, мейнстримом. Эротика, откровенная порнография все больше проникает во все жанры- будь то детектив, женская проза, фэнтези.

Шок, пошлость и нонконформизм
(О некоторых тенденциях современной русской литературы)

Вячеслав САВАТЕЕВ, доктор филологических наук, главный научный сотрудник ИМЛИ РАН
http://www.rospisatel.ru/savateev2.htm



Карикатурой же пошлой на пафосное искусство трагедии является бульварный детектив. С хеппи-эндом или нет, для домохозяек или охранников, но имитируемые им эпизоди­ческие акты, бездумно вырванные из выводящей на катарсис мистерии, — шарлатанство в чистом виде. Это только более-менее умненькие, вроде акуниных и донцовых, прикрывая своё незнание-непонимание-нечувствие последовательности душевных переживаний кроссвордной занимательностью сюжета, подрумянивают обездушенных героев-големов автор­ской иронией. А остальные, ох, искренне надувают щёки и пу­гающе закатывают глаза.

Деромантизация искусства - дегероизация общества

Василий Дворцов
http://www.rospisatel.ru/dvorzov-degeroisazija.htm



...выбор криминального языка при описании прошлого не только искажает перспективу, деформируя факты и превращая трагедию в бандитскую разборку. Посредством понятий из воровского арго не только размывается грань между научным (точнее — научно-популярным) стилем речи и уголовным жаргоном, метастазы которого и так уже изъели официальную речь (от высказываний депутатов и чиновников всех уровней до фраз верховных властителей, обещающих замочить в сортире и умыть кровью террористов). Стиль зоны становится стилем страны — и ее прошлого, и ее настоящего, ее понятия — моделью русской истории. Все пространство истории обволакивает удушливый и тлетворный смрад безраздельного цинизма: всегда было так, как есть сейчас, правды нет и не было. Торжествует сильный и наглый.

«Новый Мир» 2011, №9
История «для бедных»
Русские древности на телевидении, в кинематографе и в просветительской литературе

АНДРЕЙ РАНЧИН
http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2011/9/ra8.html



Для целого пласта населения России — особенно для людей советской выделки — настало время исторического отчаяния. Время, когда живой беспорядок бытия явно заменяется и местами уже совершенно заменился другим беспорядком, не столько живым и живительным, сколько живучим и стремительно сживающим со света продуктивную социальную “архаику”.

«Знамя» 2011, №10
Конец «живого беспорядка»

Валерий Виноградский
http://magazines.russ.ru/znamia/2011/10/vv12.html



Герой обречен на долгий и бессмысленный путь, он будет совершать сомнамбулический и безотчетный бег по жизни, мимоходом причиняя страдания другим. В этом его адовы кары: собирать конструктор “недобытия” можно бесконечно, тем более когда сам потерялся.

«Урал» 2011, №9
Апокалипсис уже наступил

Андрей РУДАЛЁВ
http://magazines.russ.ru/ural/2011/9/ru13.html



В но­вей­шую ис­то­рию стра­ны тра­ги­че­с­кой че­ре­дой во­шли не­дав­ние ка­та­ст­ро­фы и не­сча­ст­ные слу­чаи. Ле­то­пись от «Хро­мой ло­ша­ди» до Як-42 по­доб­на бо­е­вым свод­кам с не­ви­ди­мо­го фрон­та, ког­да уже не раз­ли­чишь, где тыл, где ок­ку­па­ция, а где тер­ри­то­рия вра­га.

Че­ло­ве­че­с­кий фак­тор и ис­то­ще­ние со­вет­ских ре­сур­сов – вот две ос­нов­ные при­чи­ны про­ис­хо­дя­ще­го, убеж­да­ю­щие в не­об­хо­ди­мо­с­ти ре­с­та­в­ра­ци­он­ных ра­бот во всех сфе­рах жиз­ни.

Литературная Россия №39. 30.09.2011
В ПОИСКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ

Михаил КИЛЬДЯШОВ,
г. ОРЕНБУРГ
http://www.litrossia.ru/2011/39/06507.html







Все цитаты, приведённые выше, так или иначе справедливы. Но не пора ли увидеть литературу, которая живёт рядом и вовсе не мирится с упадком общества, не ноет, как нанятая плакальщица, по этому поводу. Для начала предлагаю вниманию читателей статью "В отсутствии фальши" http://www.proza.ru/2011/10/05/1697 о русском поэте Олеге Демченко.

Сергей Сметанин
г. Санкт-Петербург