Педагогические куплеты 2. Секретное уравнение

Лео Киготь
      Мать жалуется отцу:
- Ты бы поговорил с сыном, чтобы учился хорошо, а то он курить начал, думает не о том и оценки не выше тройки.
      Отец пригласил отрока на прогулку и спрашивает:
- Какие сигареты предпочитаешь, сын?
- Я, эта, да тут, «Шипка»…
- Выкинь их, сынок, не порти здоровье. Держи вот, попробуй «Кэмел».
- …
- Неплохо бы горло чем-нибудь промочить, для разговора…
- Ага, батя, там возле бани пивной ларёк…
- Плебейский напиток, сын, и не думай, и рот не погань. Давай-ка лучше по соточке коллекционного, «Арарата».
- …
- А посмотри-ка, сын, какие подружки идут нам навстречу. Неплохо бы с ними познакомиться, да разок-другой астрономией позаниматься.
- Да уж, симпатичные девочки, я бы не против…
- …
- Так вот, навсегда запомни, сын мой, это всё – для отличников!

*_*_*_*_*


      Девятый класс. Для пятнадцатилетних недорослей и отроковиц – золотое время, когда год идёт за пять, а два за половину жизни. После первого своего успеха Лёха обнаружил, что попал в банку с естественнонаучными пауками. Медленно и печально он врастал в новый класс. Математика и математика, а кроме неё и физика, и литература, и история с географией. На этих уроках мы, впрочем, сидели тихо и решали очередную заумную задачку. Соблюдая основные принципы временного нейтралитета и мирного сосуществования с географичкой, а иногда и братания с историком, на западном фронте... Человек восемь-десять в классе агрессивно и результативно занимались математикой уже не первый год, надували щёки и пугали скромненького Лёху своими понтами. Шесть уроков каждый день, из них два урока математики, тут тебе и алгебра, и тригонометрия,  и Евклид с Декартом.
Приходили преподаватели из университета и впаривали нам матрицы и программирование, индукцию и дедукцию, теорию групп и принцип Дирихле. Явился серебрянобородый профессор В.В. Морозов, получавший образование ещё в Казанском Императорском университете, и добил тех, кто ещё пытался шевелиться, кватернионами и октавами Кэли, после которых комплексные числа и логарифмы воспринимались нами, как детская считалочка.

      Шиком и писком считалось записать текст изложения слово в слово, используя стенографию и двоичные коды, каркнуть с места ответ в задаче раньше, нежели учитель закончит писать её на доске, выполнить арифметические действия в уме быстрее, чем преподавательница на арифмометре.

      Люди делятся на сов, жаворонков и дятлов. Поскольку долбить, как дятлу, однообразные домашние задания было невытерпно, то Лёха нашел ещё один сборник конкурсных задач, тупой и доходчивый. Написал его автор Кущенко, так и хочется сказать - старшина Кущенко! Но для Лёхи хрустальная ясность скудоумных задач оказалась оченно кстати, прорешав половину задачника, он поверил в свои силы и приобрёл постепенно даже лёгкую форму мании величия. Задачки начали решаться, да и Михал Петрович драл семь шкур с учеников, да и друзья-соперники нет-нет да и подтаскивали то заумные задачки, то гениальные и поучительные решения. Заочная школа при МГУ также сильно просветляла мозги.
К весне количество перешло в качество, но это не спасло нашего героя от тройки по тригонометрии. Он ошибся всего один раз, как сапёр, на последней контрольной, но для тройки этого хватило. С горя Лёха поволокся на олимпиаду в КИСИ, в инженерно-строительный институт. И только усевшись за парту, обнаружил, что олимпиада для выпускников, для тех, кто старше его на целый год. Но – назвался горшком, полезай в печку, посмотрим хоть, что тут за задачи. Тригонометрическую задачу он «перекусил» за пять минут, спасибо Михал Петровичу, ещё две ерундовины тоже особого труда не составили, а вот на алгебраическое уравнение Лёха смотрел тупо и безыдейно. Оно не решалось. Такие уравнения – вещь деликатная, по мнению знатоков, придумать новое красивое уравнение и найти самородок на городском пляже одинаково нелегко.

      Но времени и изобретательности у него оказалось в достатке и, подобно Эваристу Галуа в ночь перед дуэлью, Лёха на двух страничках в клеточку отстрогал длинное, фантазийное и кудрявое решение. Почти правильное. Скорбный труд начинающего вундеркинда был удостоен диплома, но главным было то, что на «разборе полётов» Лёха узнал и запомнил короткое и красивое решение, изящное, как японская гравюра, и простое, как мычание холмогорской коровы. Он пытался поделиться своими подвигами и открытиями с друзьями-соперниками, но красивых и трудных задач были десятки и сотни, только успевай крутиться и щёлкать зубами.

      Время шло, и наступил десятый класс. Михал Петрович решил взбодрить обучаемый народец очередной контрольной. Наш наставник коллекционировал перлы элементарной математики для своего будущего задачника и заодно проверял юных гениев «на вшивость». Изучив написанное на доске, Лёха обнаружил то самое «пикантное» уравнение. Но не в своём варианте, как жаль… И вообще, никому из «тяжеловесов» оно не досталось.

      Часы пущены, минуты мелькают, но уже заматеревший Лёха успешно отщёлкал свои задачки. И не он один. И тут Идиллия, наша красавица, первая леди десятого «А»,  зашипела на весь класс:
 - Ну вы, Архимеды! Как это поганое уравнение решать? Помогите малышке, шпиндели!

      Идиллия являлась сложным «восточным гибридом» и была красива, как Белоснежка, как Лисичка-сестричка, как Фрези Грант, как … Да такая персидская княжна любому Стёпке по носу нащёлкает. Чёрные глазки на кукольном личике, летящая походка, фигурка от бога и ножки от богини, в неё влюблялись все подряд, а Лёха только созерцал это чудо. Но и он был не прочь пройти с ней в медленном танце. И даже прямо сейчас…

      Лёха в две минуты изладил конспект гениального решения на кусочке клетчатой бумаги, и двигало им элементарное честолюбие, а не какие-то там лирические амуры. Получив эту квинтэссенцию алгебраических знаний, Идиллия всё вполне грамотно занесла в тетрадку, дураков у нас в классе не было, и дуры тоже не водились. А тут и контрольной конец.

      На разборе полётов М.П. был немногословен, все получили по заслугам, пятёрки и четвёрки. Были и тройки, каждому своё. А Лёха терпеливо ждал от учителя «главной арии». И дождался.
М. П. выдал такой куплет:
 - Уравнение в этом варианте решила только Идиллия, но не по Сеньке эта шапка. Диля слишком красива для таких уравнений. Видна тут рука Шурыгина или Надырова. Сознавайся, Идиллия, советский суд самый гуманный!

      Ну, что тут скажешь… Встали мы с Дилей одновременно, и я радостно и без паузы отрапортовал – моих рук дело. М.П. сурово оглядел юное дарование и буркнул:
- А тебе-то откуда всё известно?
Я надул щёки и кратко доложил о своих прошлогодних подвигах на олимпиаде в КИСИ.

      Я помню свои любимые задачи всю жизнь, также как лучшие стихи великих поэтов, так же как помню Робинзона Крузо, капитана Немо, Маленького принца, Чука и Гека… Без вершин математической мысли жизнь каждого из нас была бы несколько иной, так же как и без снежного ветра на вершинах искусства, без любимых и вечных литературных героев.

      Тут и сказочке конец, я рассказал, как смог, про олимпиады и контрольные в математическом классе, про то, как они приобретают черты комедии и драмы.

      Про драму расскажу в следующий раз…



      Приложение.

1.Задача про рыжего.