Горжусь медалью За оборону Москвы

Ирек Фатхелисламов
                Из досье автора: Буханов Павел Александрович, 1913 года рождения, уроженец с. Слободка, Михайловского района, Рязанской области. В 1935 - 1937 гг. служил в рядах РККА. После нападения фашистской Германии на Советский Союз повторно призван в армию в октябре 1941 - го, демобилизован из Вооруженных Сил СССР в октябре 1945 года. Прошёл боевой путь от Москвы до Эльбы в должности командира отделения связи, а затем орудийного номера 122 мм гаубицы. Награждён орденом Отечественной войны I степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону  Москвы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.», «Ветеран труда» и другими. В Ступине проживает с 1946 года, его основная трудовая биография связана с работой в военизированной пожарной команде Ступинского металлургического комбината.


                «Младшему сержанту Буханову Павлу Александровичу за успешное форсирование реки Днепр в верхнем её течении 10 июля 1944 года приказом Верховного Главнокомандующего тов. Сталиным объявлена благодарность», - гласит  справка заверенной печатью  войсковой части. Наша беседа с Павлом Александровичем о его военной биографии началась именно с этого документа. - Днепр пришлось форсировать при освобождении Белоруссии, под Оршей, - поясняет ветеран. - Затем мы наступали в Витебском направлении и участвовали в Белорусской наступательной операции под кодовым наименованием «Багратион».
                - Какую должность занимали в ходе наступательных операций?
- Я был простым тружеником войны, и должность моя была скромная - заряжающий 122 мм орудия. Представьте себе такую картину. Снаряд гаубицы весит пуд, а если быть точнее, 15,6 кг. А мой рост всего 164 см и масса тела не более 54 кг. Я, как заряжающий орудия, этот пудовый снаряд должен был взять из рук подносчика и затолкать  в ствол гаубицы и закрыть поршневой затвор, а затем одним движением открыть его. Эти манипуляции только ради одного выстрела. А во время боя  таких выстрелов приходилось делать несколько десятков. Какой же адский труд – эта война…
                - А теперь, Павел Александрович, давайте вернёмся к 1941 году, к Вашему участию в боях по защите Москвы.
                - Считаю, что мой вклад в защиту Москвы очень скромный. Оказался я под Москвой в конце ноябре следующим образом. 20 октября 1941 года Мирзачульский РВК Ташкентской области призвал меня в армию по мобилизации. К этому времени у меня за плечами уже была два года срочной службы.
                - Как Вы оказались в Узбекской ССР?
                - По окончанию срочной службы к нам в часть, на Дальнем Востоке, приезжал вербовщик из Ташкентской области и приглашал на работу в паровозное депо. Мы с товарищем и поехали. Там меня назначили истопником паровозной печи. Вот таким образом я и оказался  под Ташкентом.
                - Павел Александрович, ведь Вас призвали в самое судьбоносное время. 19 октября было принято Постановление ГКО «О введении осадного положения с 20 октября в Москве и прилегающих к ней районах».
                - Действительно. В лагерях нас долго не держали. Уже буквально через две недели загрузили в эшелон и отправили прямо в Москву. По приезду выгрузили на станции «Луговая» и поместили, в какой - то церкви. Помню, нас построили и начали выяснять, кто какую специальность имеет. Когда спросили: «Есть среди вас связисты?» Я поднял руку, так как в срочную  служил связистом. Меня определили в отдельный миномётный батальон 35 стрелковой бригады. А уже по прибытии на место назначили связным командира стрелковой роты.
                Нашу часть бросили на Волоколамское направление (Волоколамск был оставлен 27 октября 1941 г. - И.Ф.). Что касается меня, то одним из моих главных функций было организация взаимодействия стрелковых подразделений с миномётчиками. Словом, я был у командира ушами и глазами.
                - А как артиллеристом стали?
                - В ходе общих наступлений Советской Армии 5 марта 1942 г. я получил ранение грудной клетки, вследствие чего, был помещён в санитарный поезд и доставлен в один из госпиталей г. Москвы. После излечения, 20 апреля 1942 г. был выписан из госпиталя и направлен в Рублёво. Там находился на переформировании 49 гаубичный артиллерийский полк РГК. Было вполне логичным, что мне предложили стать орудийным номером 122 мм гаубицы. Уже в расчёте, при конкретном распределении должностей, назначили заряжающим. Когда наставала необходимость в связистах, в определённые отрезки времени  исполнял обязанности командира отделения связи.  Впоследствии в составе этой гаубичной части дошёл до берегов Эльбы.
                В связи с этим, хочу рассказать, как мы встретились с американцами. Километров за пять до Эльбы, выпустив сигнальную ракету, нас остановили представители армии США. Нам, рядовому и сержантскому составу общаться с американской стороной запретили, разговаривали с ними только офицеры. Нам командиры объяснили, что дальше двигаться нельзя, за этой линией начинается зона ответственности США.
                - Павел Александрович, 1 августа у Вас был день рождения. В связи с этой датой разрешите пожелать Вам крепкого здоровья и долгих лет жизни.
                - Спасибо. Слава Богу, пока на здоровье не жалуюсь, - улыбается ветеран. - Думаю, у меня есть реальные шансы дожить до 100 лет.
                - Может, у Вас в год празднования 65 - летия битвы под Москвой, есть какие – то просьбы или обращения к местным руководителям?
                - Я не люблю обращаться с просьбами, но было бы не плохо, если наше ЖЭУ №3 повернулось к нам, к инвалидам войны, лицом. Вот уже сколько времени прошло после пожара в подъезде (у ветерана сгорела обшивка двери. - И.Ф.), а стены около двери моей квартиры находятся в неприглядном виде, в  копоти. Видимо, ждут, когда я сам, 93 - летний старый человек, проведу здесь косметический ремонт.


ПРИМЕЧАНИЕ АВТОРА: после опубликования вышеприведённой статьи, нужный для ветерана ремонт был проведён работниками ЖЭУ в течение одного рабочего дня. А данного ремонта инвалид ВОВ добивался на протяжении нескольких лет. Во время нашей беседы он продемонстрировал толстую папку с бумагами переписки с чиновниками разного уровня. Кроме переписки, пожилой человек производил десятки звонков в различные инстанции...