1. Задумчивый голос Монтана

Вадим Прохоркин
Задумчивый голос Монтана
Звучит на короткой волне.
И ветви каштанов, парижских каштанов,
В окно заглянули ко мне.
                Муз. Б.Мокроусова, сл. Я.Хелемского


Как и во многих других гарнизонах,  основными развлечениями для нас были кино, да концерты самодеятельности. Конечно, можно было сходить в кино или театр  к немцам. Но - языковый барьер! Владеющих немецким были единицы,  на бытовом  уровне кое-как объяснялись, но и только. Так что не разгуляться.  Иногда нас баловали своими концертами заезжие гастролёры из Союза. Давали они концерты и немцам, и военнослужащим.  Так, например, в ГДР гастролировала Капитолина Лазаренко.  Она была известной в 50-е годы эстрадной певицей, солировавшей в оркестре короля джаза Эдди Рознера.  После выступления у немцев, заглянула она и в наш военный городок,  где выступила с концертом в Доме офицеров. Аншлаг был полный,  и концерт прошел с большим успехом. Запомнилось, что в антракте она попросила наших офицеров принести ей из столовой квашеной капусты, захотелось кисленького – видимо  за время гастролей у немцев их пресная пища ей приелась. 

А однажды прошел слух, что на гастроли в ГДР приехал известный французский шансонье Ив Монтан, и что он даст концерт  в Доме культуры химкомбината Буна-Верке. Желающих    попасть на его концерт было великое множество, но как достать билеты – вот вопрос. Упустить такую возможность - послушать известного французского певца - мы никак не могли, и сразу же озаботились приобретением билетов. Решить эту задачу вызвался мой сослуживец Роберт Климов, с которым мы дружили семьями. Мужик он был пробивной и, в конце концов,  четыре билета были у нас в кармане.

В день концерта, одетые в серые парадные мундиры при кортиках на боку, с нарядными женами, мы поехали на Буна-Верке. Кстати, новая парадная  форм была введена в 1955 году, и в первую очередь в неё обрядили офицеров, служивших за границей. Она представляла собой открытый двубортный   китель стального цвета с белой рубашкой и галстуком черного цвета, к ним  темно-синие брюки навыпуск с красными кантами. По воротнику и обшлагам шел красный кант. Офицерский парадный пояс с висящем на нём кортиком размещался под кителем. На кителе петлиц не было. Эмблема рода войск помещалась в углах воротника и окаймлялась золотистыми гирляндами лавровых листьев   Мундиры у меня и у Роберта были совсем недавно пошиты немецкими портными,  и в свет в них мы вышли впервые.
(См.приложение по ссылке - http://www.proza.ru/2018/10/20/753).

Зал в ДК был переполнен нарядной публикой, приехавшей со всей округи. Заняв свои места, мы осмотрелись вокруг, проверяя, есть ли в зале наши военнослужащие. Офицеров немецкой полиции и народной армии было полно,  а наших офицеров были единицы – значит, не всем жаждавшим попасть на концерт удалось достать билеты.

Манера выступления певца была для нас необычной, даже шокирующей. Мы привыкли, что певец, одетый во фрак, смокинг или сюртук, поет, стоя на сцене столбом. У Ива Монтана всё было не так. На нём была шёлковая жёлтая рубашка и узкие брюки (мода на такие брюки повсеместно появится у нас значительно позже). Исполняя свои песни, он двигался по сцене, пританцовывал, кувыркался через голову. К нам такая манера исполнения придет тоже много позже. Каждую песню публика принимала с восторгом и долго аплодировала. Почти весь концерт прошел на бис.

По окончании концерта я забежал за кулисы, Ив Монтан еще не успел уйти в гримёрную. Он выглядел усталым, тяжело дышал, пот катился по его лицу. Было видно, что ему не до встреч с публикой. Еще секунда и он скроется. Я произнес какие-то слова, которые его остановили. Он явно не ожидал увидеть перед собой советского офицера. Я протянул ему программку с его портретом и жестом показал, что прошу его автограф. Он быстро расписался. Программка с автографом знаменитого шансонье долго хранилась в моих бумагах, а потом, уже в Житомире, куда-то пропала.

Через много лет из телевизионной передачи узнаю, что Ив Монтан дважды, в декабре 1956 года и в июле 1963 года, посещал Москву и оба раза с женой  - известной киноактрисой Симоной Синьоре. Они стали первыми из известных во всем мире деятелей культуры из капстраны, посетивших Советский Союз с 1939 года.

В свой первый приезд Монтан много выступал и с большой теплотой относился к студентам, рабочим и публике, посещавшей концертные залы. Его гастроли проходили с огромным успехом. На одном из концертов присутствовало все советское руководство.

Монтану и Синьоре показали Москву. Они ходили в Большой театр, осматривали Кремль, посетили Грановитую палату, побывали они и в МГУ, там Монтан дал концерт для студентов и профессорско-преподавательского состава.

Монтана в Союзе любили. Ему была посвящена песня «Задумчивый голос Монтана звучит на короткой волне…», которую замечательно исполнял  популярный артист и эстрадный певец Марк Бернес и она часто звучала по радио.

А где-то я прочитал байку, что не обошлось и без пикантной любовной истории, так присущей французам. В один из своих приездов Ив Монтан якобы завел интрижку с очень известной советской моделью Региной Збарской, судьба которой впоследствии сложилась очень трагично  – она сошла с ума и умерла в психушке. В правдивости этой любовной истории я сильно сомневаюсь, Наверняка, это была «утка», выпущенная кем-то из досужих журналистов в погоне за дешёвой сенсацией. В Москву Монтан приезжал с женой и был окружен таким плотным вниманием со стороны властей, прессы и поклонников, что ему, было не до любовных интрижек, даже, если бы он захотел  их завести.

Еще рассказывали, что из поездки в СССР Ив Монтан привез во Францию коллекцию женского белья с маркой "Сделано в СССР": женские ширпотребовские  с начёсом панталоны немыслимых расцветок и бюстгальтеры на грубых бретельках и без вытачек. И  это уже не сплетня, не вымысел.

Некоторые подробности этой пикантной истории я  узнал позже. Произошло это в июле 1963 года, когда в Москве  проходил 3-й Московский международный кинофестиваль, на котором  Монтан  и  Симона Синьоре были почетными гостями. Во время прогулки по Москве, они посетили выставку местной лёгкой промышленности, и увидели там образцы советского нижнего белья. Бельё произвело на них очень сильное, если не сказать, ошеломляющее впечатление. Ничего подобного они раньше нигде не видели и, конечно, не видели у себя, во Франции.

По всей вероятности, под воздействие полученного впечатления  и возникла у  Монтана задумка показать образчики советского женского белья взыскательной парижской публике.
В московских магазинах Монтан купил по несколько экземпляров безразмерных панталон разных расцветок и рисунков, и по несколько экземпляров бесформенных сатиновых бюстгальтеров на грубых бретельках и без выточек. Все свои приобретения Монтан увёз в Париж.

Увидев московские покупки, друг и продюсер Монтана Филипп Жерар якобы сказал: «Как может размножаться нация, если женщины носят подобное?». Как говорят, вопрос на засыпку.

Вскоре все эти «шикарные» предметы женского туалета были выставлены на модном показе в Париже.  У  взыскательной парижской публики, приходившей на показ, они вызвали гомерический хохот.  Французы, а еще больше француженки от всей души посочувствовали бедным советским женщинам, для которых в то время нормальное нижнее белье было недоступной роскошью.
Вот такая трагикомическая история.

В 1968 году, после ввода войск Варшавского пакта в Прагу,  Ив Монтан охладел к Советскому Союзу, и больше туда не приезжал.  Позже он скажет: «Русские танки на улицах Праги положили конец иллюзиям о том, что коммунизм может как-то реформироваться. Моя реакция на это была ясная и бесповоротная – я закрыл коммунистическую главу своей жизни».

На долгие годы "Задумчивый голос Монтана" перестал звучать на волнах советского радио.

Житомир.
Октябрь 2011 г.




Если Вы хотите услышать, как поёт Ив Монтан, то воспользуйтесь ссылками: 

http://www.youtube.com/watch?v=wsgL8FmpOh8

http://www.youtube.com/watch?v=KCpK-NiLvlA

См.также: http://www.proza.ru/2011/10/20/866