Уроки стихосложения

Сергей Жук 3
        В работе рассказывается о необходимости введения уроков стихосложения в школе. На примере творчества детей показывается, что они могут и хотят писать стихи в любом возрасте. О детском стихосложении будет интересно узнать учителям литературы и всем ценителям поэтического творчества.


        Может ли человек прожить без поэзии? Наверное, да. Я знаком со многими людьми, которые вполне обходятся без неё, и живут, по их мерках, вполне прилично. Только вряд ли их можно назвать  эстетичными и тактичными.
   
        Одна знакомая, зная, что я сова, и ложусь спать поздно, недавно спросила о том, чем я занимаюсь долгими зимними вечерами, ведь темнеет рано.
   
        -Стихи читаю и пишу,- немножко слукавил я, потому что читаю я часто, а вот пишу редко.
   
        -Жизнь прожигаешь,- убеждённо заявила собеседница.
   
        Она шубами торгует. Из города к нам привозит и перепродаёт. Дело это хорошее и нужное, а главное – прибыльное. Не то, что стихи. Но не всем же шубами торговать – кому-то приходится и стихи слагать. А чтобы они были хорошие, то учиться этому надо с детства.
       
        И я за то, чтобы в школах ввести уроки стихосложения. Откуда спрашивается, взялись на Руси Золотой век русской литературы и Серебряный век русской поэзии? Да в гимназиях прививали любовь к поэзии и учили стихи писать. Ещё в пушкинские времена к молодому человеку, впервые пришедшему в гости, всегда подходили хозяйские красавицы дочки, непременные поклонницы Евтерпы, и наперебой просили и требовали экспромтов в альбомы. А откажешь и не напишешь – не видать тебе в этом доме невесты, да и в других приличных семействах прослывёшь бестактным неучем. Кому же хочется быть невеждой и неудачником, всякий стремится стать умным и успешным человеком. Давайте же делать так, чтобы наши ученики и ученицы были похожи именно на тех галантных кавалеров-эрудитов и очаровательных девиц-умниц пушкинской поры!
    
        Советуйте детям  заучивать как можно больше стихов, декламировать их дома перед зеркалом и в школе на уроках литературы, повторять про себя в метро и в магазине. Читать стихи всегда и везде, в любую свободную минуту. И тогда вы сами не заметите, как, взрослея, дети будут становиться всё лучше и лучше. И не потревожит уже их курс доллара, и забудутся ими мелочные обиды и повседневные невзгоды. И всем сердцем устремятся они по загадочному жизненному пути, и всей душой почувствуют  всю прелесть, полноту и красоту чувств и событий. Стихи – сказочное волшебство чувств и бессмертное торжество истины. А иначе, откуда же в нас такие черты, как совесть, честь, благородство? Они появились тогда, когда люди глубоко увидели, осознали и полюбили поэтическое слово. Гениальные поэты интуитивно, вдохновенно и мгновенно выхватывали его из мира прекрасного поднебесного и передавали в наш земной мир, приближая царство красоты, доброты и вечной гармонии. 
    
        И задача учителя – не только соглашаться с великими поэтами, но и растить новых.
    
        Читать стихи – большое удовольствие, а писать – великое счастье. Этот афоризм дети должны сразу же понять, усвоить, а затем в процессе своего творчества и почувствовать. А что все люди  способны творить – это учитель должен показывать на собственном примере. Ведь великие поэты – далеко, а ты вот он – рядом. Простой и доступный, самый обыкновенный человек, пишущий стихи. А что знает и умеет учитель – тому просто обязан научиться ученик.

В небе мрачном и мглистом
Зазвенят облака,
И с разбойничьим свистом
Хлынет сверху река.
Божья искра охватит
Мою душу в ответ,
Снова кофе не хватит
И отключится свет.
Но за бешеным стуком
По слепому окну
Верный творческим мукам
Долго я не усну.
Утром буду отчасти
Вял, устал, нездоров.
Почему же я счастлив
Без конца, до краёв?
    
     Как учиться писать стихи? Какую тематику должен выбирать учитель на уроках обучения стихосложению? Только одну – классики и их творчество. Это для всех учащихся. А индивидуально тема должна соответствовать возрасту и характеру. Например, Фет – младшим, Пушкин – старшим, Лермонтов – мальчикам, Северянин – девочкам. На практике это выглядит так. Изучаем, например, величайшего русского поэта и одновременно учимся писать стихи на примере его жизни и творчества. И хотя пушкинский слог прост и изящен, и понятен всем без исключения, лучше у него учиться  старшеклассникам, ведь те уже имеют зрелые мысли по поводу поэтического слова и владеют навыками стихосложения. А учитель должен первым предложить свой вариант.
    
Мы гениальность превозносим –
Её же азбука ясна:
Была бы болдинская осень
Да царскосельская весна.
Шальное время южной ссылки,
И как в награду тем годам
Все петербургские улыбки
Великосветских знатных  дам.
Всё гениальное так просто:
Любовь, страдание... И вот
Глядит поэт в цилиндре с тростью
С недосягаемых высот.
А дни былые мчатся мимо
И исчезают вдалеке.
А Пушкин жив, он жив незримо
Навеки в русском языке.

        На стихах Игоря Северянина лучше всего учить романтичных мальчиков и сентиментальных девочек. Они от него без ума. О  творчестве Северянина тепло отзывались знаменитые поэты: Ф.Сологуб, В.Брюсов, А.Блок, В.Хлебников, Н.Заболоцкий, Р.Рождественский. Его ценили многочисленные поклонники и как-то избрали его «королём поэтов». Экстравагантный и эпатированный, своеобразный и откровенный поэт создал в своём творчестве страну Миррэлию – страну цветов и грёз, потому что считал, что в нашем земном мире ему не воздано по таланту. Он мечтал о хороших и свежих розах после своей смерти. Мне довелось исполнить мечту поэта и соорудить розы в стихах, как дань памяти и восхищения И.Северянину:

Устав от жестоких прений
С судьбой и самим собой,
Фиалковый грёзо-гений
Садится в экспресс голубой.
Уносится в мир, где строки
Жемчужной полны чистотой,
Где мы забываем пороки,
И каждый из нас – святой.
Лиловые мечутся тени
Великих и чудных прикрас,
Где бродит фиалковый гений,
Быть может, в последний раз.
Декабрь сорок первого года.
Родная земля далеко.
И только одна лишь природа
Легко понимает его.
Исчезли прозрачные грёзы,
Растаяли в светлом дыму.
И свежие, пышные розы
Теперь уж навеки ему.

        Афанасий Фет легко доступен для понимания и подражания детям среднего школьного возраста. Его стихи мелодичны, воздушны, прелестны. А ещё они необыкновенно современны. На любовь и радость в стихах поэта детская душа отзывается удивлённо и восторженно. Да и взрослая тоже.

Возьму я в руки сборник Фета,
И мне привидится вдали
Кусочек солнечного лета
В пору расцвета и любви.
И будет всё свежо и ново
Светиться, петь и щебетать.
И буду снова я, и снова
Страницы дивные листать.
Вдруг зазвенят струной забытой
И запоют стихом листы,
И станет для души открытой
Земная прелесть красоты.
И я тогда по всей планете
Промчусь в далёкие края
И там, единственный на свете,
Постигну тайны бытия.

        Василий Шукшин всегда поможет в творчестве старшеклассникам сельских школ. Особенно если они с тревогой и болью воспринимают судьбу русского крестьянства. Шукшин написал немного стихотворений. В восьмом томе собрания сочинений их всего тринадцать. Но как они богаты по содержанию и разнообразны по форме! А какой  великолепной сельской поэтичностью пронизаны рассказы нашего земляка! И ещё на примере жизни алтайского писателя можно показать, как обычный деревенский паренёк становится великим творцом русской литературы. А это очень актуальная тема для российской молодёжи на все времена, и с Василием Макаровичем можно просто поговорить:

Василий Макарыч, а можно
С тобой по-простецки на ты:
Холодные ветры тревожно
Доносятся из темноты,
Грохочут кромешные ливни,
Так зябко и сумрачно днём.
И только калина на гриве
Колышется ярким огнём.
Василий Макарыч, а если
Попробовать за ночь успеть…
Киношную грустную песню
Наутро по-новому спеть.
И весь переделать сценарий
С другим со счастливым концом,
Чтоб русский отчаянный парень
Не падал на землю лицом.
Василий Макарыч, а разве
Не выйдет сценарий другой,
И саблю не выхватит Разин,
Твой самый любимый герой.
Как жизнь прерывается рано,
У гениев столько идей.
А сколько из книг и с экранов
Шагнуло б хороших людей!
Василий Макарыч, и всё же
Сгорая во лжи и во зле,
Ты был самый лучший прохожий
На горькой алтайской земле.
Где всё остаётся как прежде:
Истерзаны и сожжены
Стучатся в сердца с надеждой
И гибнут опять шукшины.

        Учителю, конечно, написать стихотворение к уроку нетрудно. А легко ли детям писать стихи? Очень. А может, для этого нужна какая-нибудь особенная одарённость? Нет. Просто нужно стремиться к лучшему, быть хорошим человеком, уметь чувствовать и любить. А это присуще любому ребёнку. Как-то в седьмом классе, где было двадцать четыре самых обыкновенных  ученика, я задал на дом написать стихотворение. Справились все.

        А вот стихи восьмиклассников. Очень слабый класс, такие называют коррекционными. Задание было близкое и понятное: описать любимое время года. Привожу наиболее удачные строфы.

        Юля Носкова, единственная хорошистка в классе, девочка старательная и исполнительная, сотворила раньше всех:

Тучка по небу прошла,
Дождик быстренько нашла.
Ветер тучку покачнул,
И раздался в поле гул,
    
        Виртуозно и нежно обыграла красоту и простоту цветка Лена Горкун:

Цветёт цветочек голубой,
Он одинокий и простой,
Но для меня он дорогой
Своею дивной красотой.
    
        Как наивно и непосредственно верила в то, что только цветы не обманывают, Вера Кривошей:

Цветы! И как они прекрасны!
Фиалка, роза и тюльпан.
Цветут в саду светло и ясно,
И не доступен им обман.

        Серёжа Приходько написал  знакомое и родное, пытаясь выразить, что всё-таки весну приносят птицы, и природа плачет от счастья, радуясь вестникам весны.

Возвратились птицы с юга,
Оживилась вся округа.
И растаяли все льдинки,
Как счастливые слезинки.

        Лермонтовскую скитальческую тему одиночества продолжил Коля Тубольцев:

Оторвался от стебля листок
И упал, и на крылышках ветра
Прилетел он в назначенный срок
На равнину, где кончилось лето.
 
        Видно хотел Коля Новохатских громыхнуть что-то тютчевское, а получилась фетовская тишина:

Цвели цветы в начале мая,
Кругом стояли гладь и тишь.
И капли влаги, засыпая,
Уже катились с влажных крыш.

        Света Рожникова объединила образы розы и любви в один, воспользовавшись древними традициями поэтического произведения:

Дарю тебе я эту розу,
Дарю её я в знак любви.
И я прошу тебя: в морозы
Ты эту розу сохрани.

        Женя Кулинич написал большое стихотворение, но поразили первые строки. Какой свежий детский взгляд! Разве взрослый может заметить, что у цветов есть лица?

Дождь цветку лицо умыл
И помог набраться сил.
А дети чуть не кувырком
Бегут по лужам босиком,
И я сижу, в окно гляжу,
Стихи хорошие пишу.

        Монолог ромашки написал Лёня Шиляев. Есть дети, которым долго не удаётся укротить и подчинить рифму, тогда получается прекрасный белый стих:

Не рви меня, ромашку, я жить хочу,
Хочу дышать, хочу цвести.
Ведь время зимнее придёт, и я умру,
Но красота моя останется навеки.

        Весна и мама – эти слова с раннего детства утвердились в сознании Серёжи Синенко как синонимы.

Дорогая мама, без тебя ни дня,
И весна родная в сердце у меня.
Дорогая мама, про весну пою.
Дорогая мама, я тебя люблю.
Дорогая мама – символ красоты,
И на целом свете всех добрее ты.

        А когда дети начинают писать стихи? С какого класса можно вводить уроки стихосложения в школе? С любого. Я бы начал и с первого, но никогда там не работал.  Уже довольно сильные стихи пишут пятиклассники, совсем недавно пришедшие из начальной школы. Они и продолжают мамину тему.
       
        Лизе Ткаченко сразу же полюбился трёхстопный ямб, освоила она его быстро, и пользуется сейчас им мастерски:      

Все знают, что на свете
Роднее мамы нет.
Без мам тоскуют дети,
Кто сварит им обед?
Кто вещи постирает?
С уроками поможет?
Кто с нами поиграет?
Всё это мама может!
Любите её, дети,
На много-много лет.
Все знают, что на свете
Роднее мамы нет.

        У Алёны Рыжовой стихотворение прямо дышит тихой и тёплой любовью. Правда, сказочные образы легко узнаваемы. Но ведь не каждому удаётся сразу найти свои неповторимые. Да и кто из нас не подражал великим?

Твои глаза мне сердце согревают,
И образ твой мне видится во сне.
И жизни чувства радостно играют,
Волна любви колышется во мне.
Ты обойди все земли и планеты,
Все океаны и изгибы рек.
Я мамочку люблю сильней всего на свете,
Ты самый дорогой мне человек.
Я для тебя с небес звезду достану,
И буду доброй феей для тебя.
Любить тебя я в жизни не устану,
Я и сейчас живу, тебя любя.

        Зато у Влада Мешкова сплошной реализм. И сестрёнку, и дедушку, и кота, и собаку пятиклассник списал с натуры. Форма стихотворения немного подкачала. От строфы к строфе размер укорачивается. А содержание почти идеальное.

Я сижу, учу уроки,
А на улице весна.
Котик Васька-лежебока
Разморился у окна.
Следы капель на крыльце,
Потекли сосульки,
И веснушки на лице
У сестрёнки Юльки.
Солнышко смеётся,
Лучиком блестит.
Пёс о двери трётся,
Дед Егор ворчит.
Вся земля проснулась,
Ожили леса.
Это к нам вернулась,
К нам пришла весна!
    
        А можно ли слагать стихи раньше школы? Да хоть с пелёнок! Это сказала Оля, девочка детсадовского возраста:

Ой, беда, беда, беда:
Нету сока – есть вода!
   
        Иногда задумываюсь, а не теряем ли мы новых Пушкиных, утверждая, что ими надо родиться. Причём не замечаем, что они-то рождаются и растут рядом с нами. Надежда Осиповна Пушкина никогда и не думала, что её сын Саша – гений. Она была уверена, что гений – она. Ведь в сущности, чтобы стать поэтом надо не так уж и много. Всего четыре составляющих: несомненный талант, благоприятные условия, огромное желание и подходящее время. Это земные состояния стихосложения. Есть ещё пятое неземное. Это ВДОХНОВЕНИЕ – БОЖЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДУШИ, которое приходит при разных сильных чувствах, а особенно в состоянии влюблённости. Рано или поздно дети будут испытывать это состояние, и всё равно начнут писать стихи. Так давайте же им в этом  поможем!