111 градусов. Главное

Павел Лобатовкин
31. ГЛАВНОЕ.


Вообще, кормили хорошо.
Через год на Севере солдат уже плохо помещался на фотографию – щёки мешали.
Хорошо, но по понятным причинам однообразно. Что завезли в навигацию – тем и питайся. Разносолов не жди.

Омлет.
Здоровенный такой КУСИЩЕ омлета из яичного порошка. Очень даже ничего себе. Пока горячий.
Чуть опоздаешь – получи тоненькую жёсткую «подмётку». Пышный кусок, остывая, опадает стремительно.

Картошка «космическая».
Большая жестяная консервная банка, в ней три (или четыре?) «таблетки» спрессованной сухой картошки. Натираешь на тёрке, заливаешь водой...
Сейчас-то все эти «быстрорастворимые» блюда знают, а тогда для нас в новинку было.
Результат – чисто клейстер. К тарелке прилипает отменно. Тарелку переворачиваешь – не падает.
Космос, ё!

Оленина.
Деликатес. В ресторанах за бешеные деньги. А тут: ешь – не хочу.
Вкусное мясо, но один секрет есть – очень сильно от повара зависит. Чуть не так приготовит – перегреет, недогреет – запашок – жуть!!!  Не то, что есть, находится рядом трудно.
Деды рассказывали, иной раз неделями без мяса сидели, никак повар в температуру «попасть» не мог.

У нас с этим проблем не было. Ташкин Тулаганов, нашего призыва узбек из Ташкента, дояр до армии – умница! – редко-редко когда из окошка раздаточного высунется, посмотрит на нас...
- Эээ, ребята... не попал я сегодня...
- Ташкин! Да мы уж унюхали! Ладно тебе переживать, завтра попадёшь!

Хорошо Ташкин готовил, до сих пор помнится.
И, конечно, фирменное его блюдо – плов. Из чего хочешь, из гречки, из перловки...
- Эээ, ребята... завтра ужин кашу с мясом хотите или плов?
- Плов! Плов давай!
- Хорошо. Плов из гречка завтра. Добавка будет.

Крупы – основа.
Гречка, пшёнка, сечка, рис, перловка «дробь шестнадцать», ячневая...

И безумно, безумно, безумно хотелось сладкого.
Всегда.


На фото: столовая Графита (фото 1981 г. с сайта http://www.trrlsever.org);
не знаю, как тогда, а при нас существовало непререкаемое правило – входишь в столовую, выходишь – если хоть один человек кушает, обязательно скажи «приятного аппетита». Даже если ты весь из себя дембель или командир, а кушает салага вновьприбывший.
НЕПРЕРЕКАЕМОЕ!


P.S. А если кого покоробит название - мол, негоже еду ГЛАВНЫМ называть...
Полгода в Актюбинской учебке, и сомнения Ваши сгинут. Вы уж поверьте.


Читать дальше:
http://www.proza.ru/2011/10/08/1226


Владимир Егоров: Да, питание играло важную роль. Где-то читал, что при -20 расход калорий возрастает в 2 раза по сравнению с нормальными условиями. И так с понижением температуры в геометрической прогрессии.
Особенно теплые воспоминания о хлебе. Трудно сказать, чем определялось, мукой или дрожжами, но будучи нормально выпеченным, он получался непременно хрустящим с оригинальным вкусом. В Тиксях был хлеб более белый, но совершенно пустой по сравнению с Графитовским.
Бывали периоды, когда сидели и без хлеба. Обычно это бывало при смене повара. Черного хлеба не пекли. Технология выпечки сложна и в тех условиях неприемлема.
Хлеб выдавался, как правило, по счету на людей. Иногда повар давал добавку. Дрожжи выдавались командиром лично и сыпались в кувшин, где была вода. Мол, чтоб не отсыпали, ну и далее... - брага.
К оленине пришлось сначала приспосабливаться. Мясо мелковолокнистое со специфическим привкусом типа ливера. Но после тушенки - деликатес.
Картошка была сушеная в мешках. Готовить её надо было уметь. Если повар поленится её сначала замочить в воде, а уж потом готовить, то потом обопьешься водой.
Особые воспоминания о муксуне. Вкус необыкновенный. Да ведь и был он свежий (мороженый), не консервы. Правда, его вдоволь не наешься. Маловато было, да и строго дозированно. Корочки хлеба и хвостики ели исключительно по возрастающей по призыву (негласное правило).
На столах были ложки, вилки и ножи из нержавейки. Не во всех частях такое было. Первое время еды было маловато. Молодым полагалось работать больше, а есть меньше. Добавки не полагались. Бывало, что поднимался вопрос вплоть до командира о малых порциях еды. До сих помню, как прапорщик ... (фамилию не называю) сказал, что если вам дать, что положено, то вы не сожрете. На что было отвечено: мол, ты сначала дай. Понятно почему не додавалось и куда уходили продукты. Кстати, на Графите был неприятный инцидент по продовольствию с проверкой и оргвыводами.
Была еще особенность. Вода - снеговая, а значит без солей. Вот вся рыба и съедалась вместе с костями. А еще, когда пили сладкий компот, то хлеб солили.
Так же узнал хитрость в помывке посуды. Если нет моющего средства, то достаточно в воду добавить муки, и жирная посуда хорошо отмывается. Хозяйкам на заметку! Кружки отмывали от налета хлоркой, а чтобы выветрить запах, выставляли их на мороз. На Графите очень строго относились к чистоте посуды. Поэтому дневальный, собирая со столов тарелки, ни в коем случае не должен был ставить тарелка в тарелку. Мол, чтоб не пачкать дно - соответственно, легче мыть. При разноске и расстановке кружек упаси Бог запустить пальцы внутрь кружки, прихватывая их несколько за раз. Только за ручки или дно. Эти правила остались во мне и по сей день.
Так же вне ранга и отношений полагалось при входе и выходе желать приятного аппетита.
В столовой принято было вечерами чифирить. Там же было место и каких-либо выяснений отношений по линии дедовщины.
Так называемое кофе делалось из ячменного напитка, и добавлялась в него сгущенка.
Сгущенку (если у кого появлялась) обычно ели или утром или вечером. В тарелку выливалась вся банка. Затем хлеб с положенной пайкой масла резался на небольшие кусочки и вилкой обмакивался в сгущенку. В этом случае было принято есть всем за столом на равных.
Бывало, будучи дежурным по роте, заходил в столовую, когда все отобедают, полакомиться сухофруктами. Дело в том, что после компота на дне оставались ягоды. Вот их то как лакомство и потребляли с дневальным по столовой.

Андрей Руднев: Из моих знаний о хлебопечении. У старателей был очень вкусный хлеб!
А мой повар и так настраивал машинку-тестомес и по другому... и все не так.
Надоело и привез деда - пекаря для обмена опытом. Оказалось - тесто любит руки своего хлебопека. Но главное! Те капельки пота, которые попадают в тесто и являются катализатором качества и вкуса.
Хим.процесс объяснить не могу, но качества хлеба и его вкус радикально изменились. А тестомес я списал и кому-то удачно сплавил по бартеру, в Певеке.