111 градусов. Шах мату

Павел Лобатовкин
29. ШАХ МАТУ.


Несмотря на события предыдущей главы, надо признать, что отношение к мату в части было... скажем так - своеобразное.

Нет, конечно, не негативное! Как можно негативно относиться к крепкому слову в условиях, когда иной раз именно это самое крепкое слово оказывается единственным, что может спасти безнадёжную, казалось бы, ситуацию. Когда крепкое слово - не брань, а, скорее, эмоция, инструмент, энергия... Не знаю, как объяснить!

Вот пословица есть: "как из пушки по воробьям".
Мол, ерундой человек занимается, что-то неуместное, неразумное делает. Тратит мощь на пустое.
Так и здесь.

- Не, ну я понимаю, когда ты на -40 под машиной, гаечный ключ срывается, тебя по лбу до крови, грани у гайки сорваны, откручивать надо - тут ты КААААК!!! И открутил.
А если в курилке, в тепле... Тьфу! Как баба.


Много лет после армии я совершенно не матерился, привычно считая мат резервным источником энергии в экстремальной ситуации.
С годами прошло.
Увы.


А вот уважительное отношение к правильной, по возможности чистой разговорной речи осталось. И, наверное, в немалой степени благодаря замечанию, полученному мной от "дедушки Советской Армии" Виктора Покидышева за безобидную фразу типа вышеупомянутой "А чё сразу мы-то? Мы ничё."

Виктор просто шёл мимо.
А мы, салаги, стояли в курилке и о чём-то там своём разговаривали.
И я произнёс нечто подобное.

Виктор приостановился.
С удивлением (!) посмотрел на меня.
И сказал... как-то так разочарованно сказал:
- Эх, ты. "Чё!"... "Ничё!"... А ещё из Москвы!

Мне стало стыдно.
И я запомнил этот эпизод на всю жизнь.


На фото: Первый расчет. Юрий Паничкин (механик РРС), Виктор Покидышев (механик-энергетик), Игорь Ковальчук (слесарь-сантехник). 1985 год


Читать дальше:
http://www.proza.ru/2011/10/08/1139